Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

О методах толкования правовых норм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слов завещания; ведь совершенно ясно, чего хотел наследодатель — облагодетельствовать своего друга за отсутствием совершеннолетнего сына (умрет ли он или вообще не родится — все равно). Завещатель по неопытности пропустил одну-единственную фразу, которая, впрочем, легко восстанавливается из самого духа документа: пропущенная фраза, очевидно, должна была иметь следующий смысл — «…или если у меня… Читать ещё >

О методах толкования правовых норм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До II в. до н.э. безраздельно господствовал буквальный (словеснограмматический) метод толкования правовых норм (законов, договоров, завещаний). Цицерон по этому поводу говорил, что veteres jurisprudentes verba tenuerunt — «старые юристы слов держались». Однако уже с начала I до н.э. можно наблюдать появление и постепенное закрепление в римских судах иного метода — толкования ex voluntate («из воли», имеется в виду истинная воля законодателя, воля завещателя и воля договаривающихся сторон). Этот новый метод толкования пробивал себе дорогу не без труда. При этом для дальнейшего развития принципов толкования имела значение трактовка той voluntas, которая выражалась наследодателями в завещаниях, поскольку такая воля была неподдельной и неподкупной.[1][2]

слов завещания; ведь совершенно ясно, чего хотел наследодатель — облагодетельствовать своего друга за отсутствием совершеннолетнего сына (умрет ли он или вообще не родится — все равно). Завещатель по неопытности пропустил одну-единственную фразу, которая, впрочем, легко восстанавливается из самого духа документа: пропущенная фраза, очевидно, должна была иметь следующий смысл — «…или если у меня вообще никто не родится…». Следовательно, будет справедливо по отношению к воле умершего истолковать завещание так, чтобы право наследования получил именно Маний Курий. Это и есть толкование из воли — ex voluntate[3].

Постепенно новый метод толкования побеждает старый и входит в систему юридического образования. Вскоре появилась максима Цельса, которая обосновывает необходимость такого метода толкования применительно к законам: «Знать законы — это не то, чтобы держаться их слов, но вникать в их внутренний смысл и значение» (scire leges non hoc est verbum earum tenere, sed vim ac potestatem — D., 1. 3. 17 в нач.). Рождается даже поговорка, которая сохранилась у Цицерона: «право, доведенное до крайней точки — высшая несправедливость» (summumjus estsumma injuria — Цицерон. Об обязанностях. 1. 10. 33).

Однако при этом возникает большой риск субъективистских решений. Для того, чтобы избежать волюнтаризма при толковании правовых норм по методу ex voluntate, в римском праве был выработан принцип, согласно которому вопрос о воле (questio voluntatis) может быть поставлен лишь в случае, если текст закона, договора или завещания не достаточно ясен, если из него могут быть сделаны разные выводы [4]. Если же все высказано ясно и определенно, ставить questio voluntatis недопустимо[5].

  • [1] Для лучшего уяснения того, чем метод ex voluntate отличается от буквального метода толкования, рассмотрим обстоятельства одного реальногосудебного процесса, имевшего место в Риме в 93 г до н.э. Речь идет о знаменитом деле Марка Копония против Мания Курия. Дело рассматривал такназываемый центумвиральный суд («суд ста мужей», который специализировался, кроме всего прочего, по делам о наследствах). Некий римлянинсоставил завещание в следующих словах: «Если у меня родится сын, и еслион умрет раньше, чем достигнет совершеннолетия, когда уже сам сможетраспоряжаться имуществом, тогда пусть будет моим наследником МанийКурий». Однако после смерти наследодателя у его супруги почему-то никтоне родился. Маний решил, что при этих обстоятельствах все наследственные права перешли к нему, поэтому приступил к соответствующим действиям. Но здесь в дело вмешался Марк Колоний, ближайший родственникнаследодателя, который стал бы наследником, если бы завещания вообщене было. Он выказал явное намерение вступить в права наследника и возбудил иск против Мания Курия. В этой связи возникают следующие вопросы:
  • [2] на каком принципе (методе толкования завещания) будет строить искадвокат Марка Копония? (2) на каком принципе (методе толкования завещания) будет строить защиту адвокат Мания Курия? Рассмотрим, как этобыло в реальности. Сцевола, являвшийся адвокатом Марка Копония, выступил с речью, в которой, в частности, заявил следующее: «Опасно для народа, когда пренебрегают точным смыслом написанного, наобум гадают о намерениях писавшего и слова простых людей извращают истолкованиями краснобаев». Таким образом, Сцевола пытался выиграть дело с помощью буквального толкования текста. Красе, выступивший в качестве адвокатана стороне Мания Курия, избрал принципиально иную логику. Он встална защиту справедливости и заявил, что «необходимо уважать подлинныемысли и намерения» завещателя, а не настаивать на буквальном значении
  • [3] 2 Обстоятельства дела о наследстве 93 г. до н.э. между Копонием и Курием намхорошо известны благодаря многочисленным упоминаниям у Цицерона; наиболееподробно они изложены в его трактате «Брут, или о знаменитых ораторах», § 52—53.На русском языке трактат опубликован в книге: Цицерон. Три трактата об ораторскомискусстве. М., 1972 (переиздание: 1994).
  • [4] При этом двусмысленность в договоре обычно истолковывалась против кредитора (Цельс: D., 34. 5. 26).
  • [5] Павел по этому поводу говорит следующее: «Когда в словах не содержится никакойдвусмысленности, то не допускается исследование воли» (D., 32. 25. 1).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой