Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура знания в социальных науках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура знания в социальных науках — характеристика внутреннего строения научного знания в социальных науках; оно имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных знаний: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, включающее в себя и философские основания (рис. 4.4). Знание: Структура знания в гуманитарных науках — характеристика внутреннего строения научного знания… Читать ещё >

Структура знания в социальных науках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура знания в социальных науках — характеристика внутреннего строения научного знания в социальных науках; оно имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных знаний: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, включающее в себя и философские основания (рис. 4.4). Знание:

чувственное — наблюдения и восприятия социальных систем и взаимодействий, практической деятельности, общественных отношений, истории общества;

эмпирическое — обобщенное описание данных социальных наблюдений и восприятий с помощью эмпирического языка социальных наук, их первичной логической систематизации и количественного описания (социальные факты и законы);

теоретическое — частные и общие социальные теории, имеющие целью теоретическую репрезентацию социальных.

Структура знания в социальных науках.

Рис. 4.4. Структура знания в социальных науках.

фактов и эмпирических законов общества, их логическое обоснование и оценку с позиций определенной ценностной шкалы;

ценностное — метатеоретические построения, представляющие собой формулировку, философскую рефлексию, обоснование целей и принципов организации и эволюции общества;

интерпретативное — множество интерпретационных высказываний, идентифицирующих понятия различных уровней социальной науки;

логико-математическое — логические процедуры и математический язык, используемые при точном описании и обосновании социального знания.

Структура знания в гуманитарных науках

Структура знания в гуманитарных науках — характеристика внутреннего строения научного знания в гуманитарных науках; имеет тенденцию к уровневой организации и состоит из следующих видов знания: чувственное, эмпирическое, теоретическое, ценностное, интерпретативное, семиотика (рис. 4.5).

Структура знания в гуманитарных науках .

Рис. 4.5. Структура знания в гуманитарных науках.

Знание:

чувственное — множество наблюдений и восприятий из жизни культуры и человека, стратегий их поведения и адаптации к меняющимся условиям;

эмпирическое — обобщенное описание чувственной гуманитарной информации, его рациональная и логическая репрезентация и систематизация;

теоретическое — частные и общие гуманитарные теории, разрабатывающие модели культуры и человека, ценностную и нормативную шкалу оценки их эволюции и поведения;

ценностное — философская аксиология и антропология, рефлексирующие и конструирующие общие ценности и смыслы человека и культуры;

интерпретативное — множество интерпретационных предложений, связывающих и идентифицирующих понятия близлежащих уровней знания;

семиотика — общее знание о знаках, языке, их возможностях и применении.

Закономерности развития естествознания

Закономерности развития естествознания — основные факторы и тенденции эволюции знания в естественных науках (рис. 4.6).

Основные детерминанты развития естествознания.

Рис. 4.6. Основные детерминанты развития естествознания.

Закономерности развития естественно-научного знания

  • 1. Постоянное увеличение предметной (объектной) сферы естествознания; рост объема научных наблюдений и их точности.
  • 2. Возрастание экспериментальной базы естествознания и ее роли как основы и критерия объективной истинности знания.
  • 3. Увеличение веса и относительной самостоятельности теоретического уровня знания по отношению к эмпирическому знанию.
  • 4. Усиление математизации естественно-научного знания.
  • 5. Рост системной организации всего естественно-научного знания с выделением ведущей роли парадигмальных теорий и научной картины мира в обеспечении его целостности.
  • 6. Усиление взаимосвязи и взаимодействия естественных наук с техническими, социальными и гуманитарными науками.
  • 7. Рост инновационной ориентированности естественных наук на решение фундаментальных экономических, практических и социальных проблем.
  • 8. Общие закономерности развития научного знания.

Закономерности развития математического знания

Закономерности развития математического знания — основные детерминанты и тенденции эволюции математического знания (рис. 4.7).

Основные детерминанты развития математического знания.

Рис. 4.7. Основные детерминанты развития математического знания.

Закономерности развития математического знания

  • 1. Усиление абстрактности математического знания.
  • 2. Существенное использование логики и ее методов в построении и обосновании математических теорий.
  • 3. Рост разнообразия способов введения и построения математических объектов и теорий.
  • 4. Обеспечение внутренней целостности математического знания.
  • 5. Нахождение единых оснований математических наук.
  • 6. Формализация содержательных математических теорий и рассуждений.
  • 7. Конструктивизация, алгоритмизация и компьютеризация математического знания.
  • 8. Усиление взаимосвязи математического знания со всеми другими науками (естествознанием, техническими и социальными науками).
  • 9. Рост ориентации современной математики на решение фундаментальных практических и социальных проблем.
  • 10. Общие закономерности развития научного знания.

Закономерности развития технознания

Закономерности развития технознания — основные детерминанты и тенденции эволюции знания в технических и технологических науках (рис. 4.8).

Основные детерминанты развития научного технознания.

Рис. 4.8. Основные детерминанты развития научного технознания.

Основные закономерности развития научного технознания

  • 1. Кумулятивно-прерывный характер изменений.
  • 2. Тесная взаимосвязь с естественными, социальными и военными науками.
  • 3. Непосредственная связь с практикой и материальными интересами и потребностями общества.
  • 4. Зависимость от уровня и характера поддержки со стороны государства и частного бизнеса.
  • 5. Соответствие технических и технологических проектов экологическим и гуманитарным требованиям.
  • 6. Повышение уровня математизации и компьютеризации моделей.
  • 7. Усиление междисциплинарного и комплексного характера технического и технологического знания.
  • 8. От моделирования отдельных технических систем и технологических процессов к созданию моделей сложных комплексов техносистем и моделированию эволюции техносферы в целом.
  • 9. Общие закономерности развития научного знания.

Закономерности развития социального и гуманитарного знания

Закономерности развития социального и гуманитарного знания — основные детерминанты и тенденции эволюции знания в социальных и гуманитарных науках (рис. 4.9).

Основные детерминанты развития социального и гуманитарного научного знания.

Рис. 4.9. Основные детерминанты развития социального и гуманитарного научного знания.

Закономерности развития социально-гуманитарного научного знания

  • 1. Существенная мировоззренческо-ценностная детерминация.
  • 2. Непосредственная зависимость от исторически изменчивого и противоречивого социокультурного контекста.
  • 3. Плюрализм и диалогичность.
  • 4. Рефлексивный и эмоционально-выразительный характер дискурса.
  • 5. Использование всех лингвистических и семиотических средств при изложении, обосновании и оценке концепций.
  • 6. Поддержание высокого уровня критичности дискурса.
  • 7. Совершенствование герменевтического искусства.
  • 8. Высокая степень интенсивности когнитивных коммуникаций среди членов профессионального научного сообщества.
  • 9. Тесный характер общения с широким читателем социальных и гуманитарных научных текстов.
  • 10. Общие закономерности развития научного знания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой