Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цивилизация, созданная ариями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее известным преемником Чандрагупты был его внук Ашока (268- 231). При нём держава Маурьев достигла своих наивысших пределов. Она охватывала почти всю Индию, за исключением крайнего юга, и состояла из многих народностей, государств, находившихся на разных ступенях культурно-исторического развития. Стремясь укрепить свою власть и усилить централизацию управления в созданной империи, Ашока… Читать ещё >

Цивилизация, созданная ариями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные этапы исторического развития Индии после расселения индоариев.

В середине второго тысячелетия до н. э. плодородные долины Инда и верховья Ганга были заселены многочисленными племенами, которые называли себя ариями. Слово «арий» в древнеиндийском и древнеперсидском языках означало «благородный», «аристократ», «из хорошей семьи»[1].

Проникновение ариев на территорию Индии шло через перевалы Гиндукуша и гор, спускавшихся к Персидскому заливу. Просачивание ариев в Индию было медленным, постепенным и растянулось на несколько столетий. Освоившись в северозападной части Индии, они приступили к завоеванию долины Ганга, заросшей тропической растительностью, затопляемой разливами рек и тропическими ливнями. Отношения пришельцев с местным населением, превосходившим их по уровню культурно-исторического развития, не всегда было мирным. Бблылая часть аборигенов была завоёвана индоариями и подверглась культурной и языковой ассимиляции. В то же время полукочевым племенам завоевателей пришлось многому научиться у местного населения. Лошади, разведению которых арии прежде уделяли большое внимание, нс размножазись в условиях влажных тропиков, что вынудило их в животноводстве приступить к разведению крупного рогатого скота, прежде всего, коров. Привычная злаковая культура — ячмень плохо плодоносила на болотистых долинах Ганга. Это заставило индоариев освоить технологии выращивания риса, а затем и способы культивирования бобовых, хлопка, сахарного тростника, кунжута и льна, что требовало не только перехода к длительной оседлости, но и расчистки тропических зарослей при помощи бронзовых и появившихся первых железных орудий труда, а также возделывания твёрдых почв плугом с железным лемехом.

Так в процессе взаимообогащения культур пришлых арийцев и коренного населения (дравидов и народов мунда) происходило превращение скотоводов в оседлых земледельцев, живших в небольших укреплённых поселениях, мало чем напоминавших крупные города Хараппской цивилизации. К VIII в. до н. э. в долине Ганг, а возникают первые города — центры политической и деловой жизни, появляются профессиональные ремесленники, торговцы и ростовщики. В качестве мерила стоимости принимаются коровы, а также наиболее распространённые шейные украшения — нишка. На рубеже VI—V вв. до н. э. зарождаются первые предшественники металлической монеты — небольшие брусочки серебра.

Восстановить характер общественного устройства индоариев и проследить его изменения непросто, потому что почти единственным письменным памятником (не считая скудного археологического материала), дающим возможность изучить их социальные отношения, являются «священные» книги — Веды. Веды — это «священное знание», своего рода Библия индоариев, представляющая собой собрание архаических гимнов, песнопений религиозного характера, жертвенных и магических формул, описаний ритуалов[2]. Сохранились также бесчисленные тексты комментариев к Ведам, главным образом ритуального характера. Данные ведийских текстов (древнейшие из которых относятся к XI—X вв. до н. э.) позволяют в общих чертах проследить продвижение индоарийских племён на восток из северо-западных областей Индостана и освоение ими равнины Ганга, а также установить некоторые данные о хозяйственном и общественном строе завоевателей. Однако особенно ценной является информация о религиозных воззрениях, мифологии, мировосприятии, образе жизни индоарийских племён конца второго — первой половины первого тысячелетия до н. э. — того времени, которое принято называть ведийским периодом.

Судя по ведийской литературе, индоарии сначала вели полукочевой образ жизни, жили в кибитках и непрочных хижинах, которые покидали по мере истощения ресурсов пастбищ. Семейные отношения были патриархальными, поэтому в их пантеоне богов почти нс было женских персонажей. В Ведах сохранялась ещё память о том времени, когда предки, объединённые в общины (ганы) во главе с вождями (ганапати) владели общим имуществом, совместно трудились, поровну делили результаты своего груда и как единое целое выступали перед богами.

Постепенно кровнородственные общины сменились территориальными; появилось деление людей на «лучших» и «скверных»; задолженность стала таким злом, избавление от которого вымаливали у богов; военнопленных, чужаков, покорённое население стали обращать в рабов (даса); добровольные взносы на содержание вождя превратились в обязательный налог.

Особое место в Ригвёде занимают две социальные категории. Первая — рйши (провидцы), мистически трактующие гимны, адресованные богам. К ришам возводили свою родословную жрецы, произносившие ведийские заклинания во время принесения жертв богам. Вторую категорию представляли племенные вожди, возглавлявшие соплеменников в военных стычках, ведущихся непрестанно за стада скота и тучные пастбища. Они сражались на колесницах, а свои резиденции превращали в це1ггры объединения небольших общин.

Историческая реконструкция, произведённая на основе анализа имеющихся источников, позволяет утверждать, чго к середине первого тысячелетия до н. э. в долине Ганга появляются государственные образования, которые были небольшими по размерам, а их правители, обладавшие наследственной властью, пребывали в постоянных войнах. Из четырнадцати царств, образовавшихся здесь к VI в. до н. э., лидирующая роль принадлежала Магадхе и Кошалс, между которыми велась борьба за первенствующие позиции на территориях Ганга. К IV в. до н. э. в ожесточённых распрях цари Магадхи, расположенной в среднем течении Ганга, добились гегемонии, объединив под своей властью царства вдоль всей долины этой реки.

С возвышением Магадхи начинается новый период в историческом развитии Древней Индии, который называют магадхско-маурийским и датируют VIII вв. до н. э. Наибольшего могущества царство Магадха достигло при правителях из династии Нандов (345−317), которым удалось добиться гегемонии в Северной Индии, присоединить земли в Западной и частично в Центральной и Южной Индии. Показателем могущества Нандов стали события, связанные с походом Александра Македонского в Индию в 327−325 гг. до н. э. Разфомив империю Ахеменидов, он не осмелился выступить против Нандов, хотя и располагал хорошо обученной армией. Великий полководец, встретив серьёзный отпор, утешил себя тем, что склонил на свою сторону мелких царьков Северо-Западной Индии и оставил здесь несколько гарнизонов, которые после его смерти были изгнаны в ходе начавшегося народноосвободительного движения.

Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил уроженец Магадхи Чандрагупта Маурья, в своё время находившийся в подчинении у Нандов как один из правителей Северо-Западной Индии. Удачно проведённая антимакедонская кампания укрепила его позиции в этой части страны и дала надежду на свержение династии Нандов, правлением которой были недовольны влиятельное жречество и военная аристократия. После нескольких лет военных действий Чандрагупте удалось одержать победу над Нандами и стать основателем новой и самой прославленной в истории Индии династии Маурьев, правившей до 180 г. до н. э.

Наиболее известным преемником Чандрагупты был его внук Ашока (268- 231). При нём держава Маурьев достигла своих наивысших пределов. Она охватывала почти всю Индию, за исключением крайнего юга, и состояла из многих народностей, государств, находившихся на разных ступенях культурно-исторического развития. Стремясь укрепить свою власть и усилить централизацию управления в созданной империи, Ашока разделил свою державу на пять больших областей, во главе которых были поставлены члены царской семьи. Наместничества делились на административные округа, а тс, в свою очередь, подразделялись на районы, состоявшие из 800, 400, 200 и 10 деревень. Низшие чиновники находились под постоянным контролем высшей администрации. Каждые пять лет из столицы государства — города Паталипутра и из наиболее крупных региональных центров специальные правительственные инспекторы отправлялись в объезды по областям, районам и городам, с тем чтобы проконтролировать действия местных властей и перед толпами собравшегося народа под звуки барабана огласить «царские эдикты» — этико-религиозные наставления, связанные с буддизмом, концептуальные установки которого соответствовали объединительной политике Ашоки. Эдикты Ашоки, ставшего ревностным сторонником буддизма — религии сторонников Будды, — высекали на скалах по границам его обширной державы и специально сооружённых колоннах, увенчанных священными животными этой религии индивидуального духовного спасения (львами, слонами, быками), которые стали самыми ранними памятниками каменной скульптуры индоариев. Ашока считал себя хранителем и проповедником дхармы, то есть закона образа жизни, предписанного буддизмом, искренне полагая, что его благочестие и праведность, наряду с усилением военной мощи, помогут ему укрепить власть в Индии и склонить к сотрудничеству соседние страны, как азиатские, так и эллинистические. По если эллинистические правители оказались равнодушными к ценностям буддизма, то в самой Индии, и особенно в южной части страны, где при государственной поддержке создавались буддийские монастыри и культовые сооружения — ступы, а также на острове Цейлон, куда по воле Ашоки были отправлены специальные миссии, буддизм получил широкое распространение.

В период правления Ашоки наблюдался невиданный прежде расцвет хозяйственной жизни Индии. Многие города превратились в крупные экономические центры и были способны поразить путешественников своими размерами, укреплениями и богатствами. Крупные ремесленные мастерские, где было налажено прядильное, оружейное, ювелирное производство, а также верфи отошли в царскую собственность и приносили доход государству. Внутри Индии наметилась естественная областная специализация, которая способствовала установлению прочных связей между областяминаместничесгвами. Из Магадхи вывозили рис и металлы, из западного наместничества — хлопок и хлопчатобумажные ткани, из южного — драгоценные камни, пряности. Областная специализация давала толчок дальнейшему развитию ремесленного производства и благоприятствовала установлению прочных торговых связей как внутри Индии, так и за сё пределами. При Ашоке были установлены торговые отношения с Южной Индией, Бирмой, Ираном, жителями Аравийского полуострова. Несколько трансконтинентальных караванных дорог соединили с Индией эллинистические города на побережье Эгейского моря, Сирии и Финикии. В III в. до н. э. был освоен морской путь из Александрии Египетской до западного побережья Индии.

В целом время правления Ашоки стало расцветом Древнеиндийской цивилизации, а результаты его правления ощущались ещё и в период Средневековья. Память об Ашоке сохраняется даже в современной Индии: один из высших орденов Республики Индия орден Ашоки, а один из его символов — «колесо Ашоки» украшает индийский государственный флаг.

После смерти Ашоки его наследники не смогли сохранить единство империи, от которой начали отпадать наместничества. Династические распри ослабили созданную Ашокой вертикаль власти, что облегчило осуществление государственного переворота 180 г. до н. э., в ходе которого династия Маурьев была свергнута, уступив трон представителям новой династии Шунгов. При ней процесс распада и децентрализации возобновился с новой силой.

На обширных просторах Индостана во II—I вв. до н. э. сложилось множество мелких государств, постоянно воевавших друг с другом. Изнурительные войны создавали благоприятную почву для вторжения захватчиков из Бактрии, Средней Азии, Парфии, которые создавали свои государства в Северной и Западной Индии. В период, когда Индия находилась под властью греческих правителей Бактрии, а также иранских царей, хорошо знакомых с греческой культурой, здесь были созданы благоприятные условия для заимствования эллинских и эллинистических традиций в области изобразительного искусства.

250-летний период политической раздробленности в Индии был завершен к середине I в. н. э., когда вторгшиеся из Средней Азии племена кушанов захватили долины Инда и Ганга, подчинили себе всю Северну ю и Центральную Индию. Присвоив себе достижения индийской государственности и культуры, правители Кушанской империи распространили их в своих владениях в Центральной Азии. При царе Канишке (ок. 97−120) произошло реформирование буддизма (в сторону смягчения жёстких требований к его последователям), что проложило доро1у широкому распространению этой религиозной системы на Древнем Востоке. Время господства кушанов — это период знакомства индийцев с культурными и экономическими достижениями народов Римской империи, Юго-Восточной Азии, Китая.

К середине III в. н. э., после распада Кушанской империи, в Северной и Южной Индии вновь возрождаются мелкие государственные образования, стремившиеся в ходе военных действий округлить свои владения. В процессе многочисленных войн произошло второе возвышение царства Магадха, ставшего в IV—V вв. ядром нового сильного государства, управлявшегося династией Гуптов. Наивысшего расцвета империя Гуптов достигла во время правления Чандрагупты II (380−415). Большая часть Индии оказалась в пределах его владений, что благоприятно сказалось на экономическом развитии страны и росте благосостояния населения. Традиция связывает с его именем также расцвет творчества многих учёных, писателей и поэтов Индии.

Созданная Чандрагуптой II империя просуществовала после его смерти почти сто лет и погибла в начале VI в. пол ударами кочевников гуннов, вторгшихся из Средней Азии.

  • [1] По мнению В. И. Кузищина, самоназвание пришлых племён — «арья», «арий»,"ариец" - первоначально означало «пришлый», «прибывший», «иноземец». После расселения индоариев в долине Ганга и покорения аборигенов этих мест термин «арий» стал восприниматься как «лучший», «благородный», то есть он приобрёл социальный смысл. См.:Кузищин В. И. История Древнего Востока: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. -М" 2007.-С. 183, 184.
  • [2] Четыре части Вед имеют следующие названия: Ригвёда, Самавбда, Яджурвёда, Атхарвавёда.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой