Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуализм — коллективизм (Триандис, Хофстед)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Могут быть проиллюстрированы описанием дружеских отношений в США (индивидуалистическая культура) и Японии (коллективистская культура). Японцы следуют в основном двум типам межличностных отношений: дружеские отношения, культивируемые и поддерживаемые как результат обязательств перед группой (например, семьей), и личные друзья (такой тип отношений, который развивается из взаимных симпатий… Читать ещё >

Индивидуализм — коллективизм (Триандис, Хофстед) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее важны, чем групповые. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными. В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и поведения, однако относительно больший крен в сторону индивидуализма характерен для Запада, а в сторону коллективизма — для Востока и Юга (Африка).

Несмотря на то что данные конструкты популярны в социальных науках уже около 100 лет, до недавнего времени не было систематических исследований в этом направлении. С 70-х гг. прошлого века было проведено много эмпирических исследований, подтвердивших существование этого конструкта во многих культурах, в том числе, российской[1]. Таким образом, многие годы исследователи работали с разными опросниками как внутри одной культуры, так и в разных культурах, в результате чего на сегодняшний день мы имеем ряд определяющих характеристик этого культурного синдрома.

Считается, что индивидуалистические культуры способствуют самореализации их членов. Согласно иерархии потребностей А. Маслоу, главная цель жизни человека — это самоактуализация. Каждая личность рассматривается как обладающая индивидуальным набором талантов и возможностей. Актуализация этих возможностей рассматривается как высочайшая цель, которой человек должен посвятить свою жизнь. Стремление к самореализации обычно сопровождается субъективным чувством правоты и хорошего личностного самоощущения.

Ценности же коллективистской культуры проиллюстрированы на примере Кении: «…В кенийских племенах никто не является изолированным индивидом. Его (или ее) неповторимость и уникальность — вторичный факт. Прежде всего он (или она) — отдельный представитель народа. Его (или ее) жизнь основана на этом факте экономически, социально и физически. В этой системе групповая деятельность — доминирующая, ответственность разделяется между членами группы, каждый из которых подотчетен коллективу. Гармония и кооперация в группе основаны на коллективной деятельности и ответственности сильнее, чем на индивидуальной»[2].

В индивидуалистических культурах люди заботятся в первую очередь о себе и членах своей семьи, в то время как в коллективистских культурах люди принадлежат к определенным группам, которые, в свою очередь, должны заботиться о них в обмен на преданность членов группы ее интересам. В индивидуалистических культурах личная или Я-идептичность превалирует над групповой или МЫ-идентичностыо, которая является определяющей для личностного поведения в коллективистских культурах.

Культурные различия

При ответе на вопросы теста Куна и Макпартленда «Кто я?» представители коллективистских культур склонны отвечать в терминах социальной принадлежности «я — сын, я — студент», а в индивидуалистических — в терминах личностных особенностей («я — творческий человек, я — добрый»). Доля ответов, указывающих на социальную принадлежность, колеблется в коллективистских культурах в пределах 30—60%, а в индивидуалистических — 15—20%.

В индивидуалистических культурах поведение личности определяется ее мотивацией к достижению, а в коллективистских — принадлежностью к группе. Для членов индивидуалистических культур характерной является универсальная шкала ценностей, которая используется при оценке как членов ингруппы (группы «своих», в которую входит индивид), так и членов аутгруппы (внешней по отношению к индивиду). Представителям коллективистского типа культур, наоборот, свойственны частные системы ценностей: при оценке членов ингруппы — одни, при оценке членов аутгруппы — другие, которые могут весьма сильно различаться, как и поведение по отношению к «своим» и «чужим».

Культурные различия Коллективисты могут помогать и опекать членов своей группы и в то же время эксплуатировать членов аутгрупп. Если, например, вы приглашены в дом традиционного коллективиста, вам будет подано лучшее угощение — такое, какое редко видят члены его семьи в обычной жизни. Индивидуалист подаст такое угощение для нескольких близких друзей или соседей, когда же предполагается много не очень близких гостей, то угощение будет довольно скудным и ординарным. Но индивидуалист будет вежлив с незнакомыми людьми, общаясь в метро или по телефону, тогда как коллективист может третировать незнакомца, воспринимая его как досадную помеху1.

Члены индивидуалистических культур образуют собственные дружеские привязанности и отношения, в то время как члены коллективистских культур образуют дружеские отношения па основании тех, которые были сформированы в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников.

Культурные различия.

…могут быть проиллюстрированы описанием дружеских отношений в США (индивидуалистическая культура) и Японии (коллективистская культура). Японцы следуют в основном двум типам межличностных отношений: дружеские отношения, культивируемые и поддерживаемые как результат обязательств перед группой (например, семьей), и личные друзья (такой тип отношений, который развивается из взаимных симпатий, интересов или общих ценностей). Пример межличностных связей, основанных на взаимных симпатиях, интересах, ценностях, взаимном притяжении, — это дружба одноклассников одного пола, и таким связям свойственно сохраняться всю жизнь. Количество личных друзей обычно небольшое, но им отводится очень важная функция в жизни индивида — с ними он может свободно и искренне обсуждать свои интересы и ценности, свои личные проблемы, что помогает индивиду «отводить душу» так, как он не сможет сделать нигде в строго регламентированном японском обществе. Североамериканцы формируют дружеские связи одного-единствснного типа — по личному выбору. Когда американец встречает другого, кто восхищается тем же, что и он, тогда он делает попытки завязать дружбу. Подобные отношения, по-видимому, имеют три основных измерения: доверие (искренность), поддержание самоуважения и помогающее поведение. Доверие характерно для отношений, основанных на подлинных и искренних чувствах. Поддержание самоуважения характерно для отношений, основанных на признании и уважении социальной и личностной идентичности другого. Помогающее поведение характеризует отношения, основанные на взаимной помощи и поддержке в случае необходимости2.

Г. Триандис считает, что ингруппа в коллективистских культурах имеет большое значение и оказывает сильное влияние на жизнь индивида, в то время как индивидуалистическим культурам это несвойственно. Коллективистские культуры ставят цели, потребности и взгляды иигруппы над индивидуальными, социальные нормы ингруппы ставятся выше, чем.

  • 1 См.: Triandis Н. С. Op. cit.
  • 2 См.: Gudykunst. W., TingToo те у S. Op. cit.

личная воля каждого; господствующие в группе убеждения выше, чем верования и убеждения отдельного индивида; ценность кооперации в ингруппе выше, чем самореализация индивидов. Количество ингрупп и глубина влияния каждой ингруппы зависят от того, является ли данная культура индивидуалистической или коллективистской. Увеличение количества ингрупп ведет к снижению их влияния. В индивидуалистических культурах человек может входить в разнообразные группы, влияние которых может быть противоречиво, и он сам склонен решать, как ему поступить. Когда отношения по вертикали (родители — дети) входят в конфликт с отношениями по горизонтали (между супругами), люди из коллективистских культур отдают предпочтение отношениям по вертикали, а из индивидуалистических — но горизонтали.

Поскольку индивидуалистические культуры имеют множество разнообразных ингрупп, поэтому они оказывают меньшее влияние на индивидов, чем ингрунны в коллективистских культурах, в которых есть только несколько главных ингрупп. Возможно, поэтому в западных обществах, принадлежащих большей частью к индивидуалистическим культурам, множество политических партий, обществ, союзов и т. д. играет довольно слабую роль в детерминации поведения людей, которое больше зависит от их личных симпатий и склонностей.

Г. Триандис считает, что ингруппы в коллективистских культурах не равны по важности: в некоторых культурах, например, на первом месте стоит семья, а в других — компания. Набор ингрупп может быть разным: семейная ингруппа, отношения с членами которой рассматриваются как очень близкие; ингруппа компании, в которой человек работает (сотрудники, коллеги, отношения с которыми также могут рассматриваться как очень близкие — «вторая семья»); университетская ингруппа (однокурсники — также «братья и сестры») и т. д. Аутгруины в этом ряду представлены прежде всего иностранцами и членами других этнических групп.

Ингруппа становится особенно значимой, когда ее члены воспринимаются индивидом как имеющие общую судьбу. Такая группа воспринимается и трактуется индивидом как своя группа. Своя группа — это совокупность людей, сходных в важнейших особенностях: верованиях, убеждениях, установках, моделях поведения, воспринимающих друг друга близкими и едиными, особенно в ситуации внешней угрозы. Ситуация опасности особенно выявляет «общность судьбы» и делает принадлежность к данной группе регулятором поведения.

Некоторые исследователи выделяют личностное измерение, параллельное индивидуализму — коллективизму: это идиоцентризм — оллоцентризм (:idiocentrism — allocentrisrri). Идиоцентризм на психологическом уровне соотносим с индивидуализмом на уровне культурном, а оллоцентризм на психологическом уровне сопоставим с коллективизмом.

Было установлено, что оллоцентристские тенденции представлены тремя факторами:

  • • подчинение индивидуальных целей групповым;
  • • восприятие группы как продолжения себя;
  • • сильная внутригрупповая идентификация.

Отмечается также, что люди с выраженными оллоцентристскими тенденциями демонстрируют сильную внутригрупповую поддержку, в то время как люди с идиоцентристскими характеристиками выглядят более одинокими.

Намерение по линии индивидуализм — коллективизм играет ведущую роль и в других теориях культурной вариативности. Т. Парсонс, в частности, вывел культурно-вариативную модель самоориентированных и коллективистски-ориентированных, где самоориентация означает преобладание частных интересов в системе ценностей личности, а коллективистская ориентация — преобладание общих интересов коллектива.

Пример

Любопытным является факт, что в результате распределения ролей в ингруппе одно и то же поведение человека может восприниматься по-разному, причем самим индивидам оно кажется коллективистски — ориентированным (т.е. они уверены, что они «стараются для всех»), а с точки зрения других индивидов (объединенных в большую референтную группу) их поведение представляется самоориентироваиным (г.е. группа уверена, что индивид преследует свои частные интересы). Парсонс в качестве примера привел административную власть, чьи действия могут быть направлены на свое собственное благополучие, на благополучие всей администрации, благополучие фирмы или даже всей страны. Однако, на что бы ни были действия административной власти направлены, она склонна рассматривать их как коллективистски — ориентированные, а члены ингруппы (на любом уровне) — как самоориентированные.

Как уже отмечалось, в индивидуалистических культурах цели индивидов имеют преимущество перед целями группы. Это не значит, тем не менее, что индивиды могут самочинно поставить превыше всего свои собственные цели и игнорировать интересы других. Индивидуальные цели и роли автономны или независимы от целей групп. Служащие фирмы могут вместе с коллегами разделять цели компании, но в то же время они вправе оставить эту фирму, если они найдут более широкие возможности для профессионального или личностного роста в другом месте. Гармония и сохранение мира — важные ценности коллективизма, поэтому любое несогласие в своей среде в данных культурах предпочитают тщательно скрывать («не выносить сор из избы»). В индивидуалистических культурах допускается конфронтация внутри группы, а иногда она воспринимается даже как желательная — необходимость «впустить свежий воздух».

Уверенность в себе — ценность, значимая в обоих типах культур, но в разных значениях: в коллективистских культурах это означает: «Я не являюсь обузой для своей группы», а в индивидуалистических: «Я могу делать то, что мне надо». Люди в индивидуалистических культурах часто отдают приоритет своим личным целям, даже когда они входят в конфликт с целями значимых групп (семья, рабочий коллектив, приятельская компания). Представители коллективистских культур, соответственно, отдают преимущество целям группы, что особенно заметно у тех, кто придерживается вертикального коллективизма.

Пример В коллективистских культурах люди могут жить рядом с состарившимися родителями, даже когда при этом страдает их работа, карьера или им не нравится климат данной местности. В индивидуалистических культурах взрослые дети выберут лучший климат или работу вне зависимости, близко это или далеко от их родителей. Людям из коллективистских культур такое поведение может представляться эгоистическим.

В коллективистских культурах личность определяется через принадлежность к определенным группам, которые влияют на разные типы социального поведения.

Например, члены коллективистских культур часто (но не всегда) организованы в иерархическую структуру и имеют тенденцию:

  • — заботиться о своем влиянии на членов ингруипы;
  • — делиться с членами ингруппы;
  • — ощущать взаимную зависимость;

чувствовать себя включенными в частную жизнь членов ингруппы;

— в сильной степени заботиться о целостности и сплоченности ингруппы.

Члены же индивидуалистических культур эмоционально абстрагируются от членов ингруппы и ощущают себя отдельными, независимыми, автономными личностями.

Коллективизм также влияет на различные стороны социальной жизни. Например, в автократических режимах государство может руководить наукой, искусством, политикой, религией, чего не наблюдается в индивидуалистических культурах.

Чем отличаются люди, придерживающиеся норм индивидуализма или коллективизма? Исследования показали, что в коллективистских культурах поведение людей трактуется с позиций норм, принятых в данной культуре, а в индивидуалистических — объясняется личностными особенностями и установками самого индивида. В коллективистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, богатству и т. д., а в индивидуалистических культурах успех приписывается способностям личности. Неудача, в свою очередь, в коллективистских культурах трактуется как следствие лени, а в индивидуалистических — как результат неблагоприятного стечения обстоятельств.

В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», а в индивидуалистических культурах — наоборот, стремится изменить ситуацию в «свою пользу». В коллективистских культурах людям свойственно знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуалистических культурах — наоборот, индивид больше склонен знать (и говорить) о себе, чем о других.

Раньше этот конструкт понимался как континуум с двумя полюсами: индивидуализм — коллективизм. Современные исследования доказывают его сложность и многомерность. Например, Триандис предполагает, что у индивидуализма существует четыре определяющих атрибута:

  • 1) понимание собственной личности как индивидуалистической или коллективистской, независимой или зависимой от других;
  • 2) приоритет личных целей по сравнению с целями группы (или наоборот);
  • 3) нацеленность более на отношения обмена, чем на социальные связи;
  • 4) относительная важность личных установок в поведении личности по сравнению с социальными нормами.

Другие характеристики индивидуализма — коллективизма, которые были предложены Триандисом и коллегами, включают: уверенность в своих силах, состязательность, эмоциональное дистанцирование от членов группы и гедонизм (для индивидуализма), взаимозависимость, нерушимость семьи и готовность подчиняться групповым нормам (для коллективизма).

Триандис и Гельфанд разделили индивидуализм и коллективизм по принципу иерархичности на два типа: горизонтальный и вертикальный{. Эти авторы выделили четыре отдельных формы индивидуализма — коллективизма:

  • 1) горизонтальный индивидуализм: «Я более завишу от самого себя, чем от других»;
  • 2) вертикальный индивидуализм: «Для меня важно, что я делаю свою работу лучше других»;
  • 3) горизонтальный коллективизм: «Если мой коллега получит приз, я буду этим гордиться»;
  • 4) вертикальный коллективизм: «Для меня важно уважать решения, принятые моей группой (ее верхушкой)».

Между горизонтальными и вертикальными аспектами индивидуализма и коллективизма наблюдались отрицательные или слабо положительные корреляции, из чего был сделан вывод о том, что это — разные формы данных конструктов, и в будущих исследованиях важно осмысливать и измерять их отдельно.

  • [1] См.: Uofstede G. Op. cit.; Triandis Н. С. Op. cit.; Латов Ю. В., Латова Н. В. Российскаяэкономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность.2001. № 4. С. 31−43.
  • [2] Gudifkunst W., Ting-Toomey S. Culture and interpersonal communication, Beverly Ilills, 1988.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой