Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Миграция и принимающее общество

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

4] См. обзор: Качуровская А., Куколевский А. Испытание бобром // Коммерсант.™. Власть. 26 ноября 2007 г. URL: http://www.kommersant.ru/doc/829 223. Материалы по странам: Агрба Э. Л., Кажаева О. С. Интеграционный экзамен для мигрантов в Испании: правовые аспекты //Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия"Юридические науки". 2014. № 6−2. Т. 4. С. 135−138; Кажаева О. С… Читать ещё >

Миграция и принимающее общество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было отмечено выше, существует множество аспектов миграции для государств приема мигрантов. Ниже мы остановимся лишь на вопросах безопасности и интеграции.

Вопросы безопасности.

Миграция как явление, затрагивающее широкий спектр общественных отношений, имеет безусловное отношение и к вопросам безопасности, прежде всего на национальном уровне, но также и на международном.

История дает нам примеры того, когда масштабная миграция приводила к нарушению территориальной целостности государств: Мексиканский Техас отошел к США, Западная Сахара не могла провести референдум о своем статусе, Косово из старинного христианского центра стал самопровозглашенным государством с преимущественно мусульманским населением. Чего-то подобного опасаются в отношении китайской миграции на российский Дальний Восток.

Кроме этого, миграция остро ставит вопросы поддержания традиционной культуры принимающего общества и его национальной идентичности. Разрушение этих ценностей приводит к конфликтам на этнической, религиозной почве.

Незаконная миграция имеет самостоятельную связь с безопасностью. Во-первых, встает вопрос экономической безопасности, поскольку массовая незаконная миграция всегда экономически детерминирована: есть спрос на дешевую рабочую силу мигрантов — значит, он будет удовлетворен. Если правомерные способы привлечения иностранной рабочей силы усложнены или ограничены в сравнении с потребностями экономики, то будут избраны неправомерные способы. Незаконная трудовая миграция всегда свидетельствует о наличии теневой экономики, составляя ее часть.

Во-вторых, незаконная миграция является частью проблемы преступности вообще, о чем рассказывается в соответствующем параграфе настоящего пособия. Одним из аспектов преступности, связанным с миграцией, является преступность иностранцев и против иностранцев.

Следующий блок аспектов, связывающих безопасность и миграцию, лежит в сфере здравоохранения. Разный уровень эпидемиологической защищенности населения государств происхождения и приема, ограниченность доступа мигрантов, даже законных, к сфере здравоохранения в государстве пребывания ведут к особой уязвимости мигрантов перед рядом заболеваний (туберкулезом, дифтерией, вирусным гепатитом и проч.). В России неоднократно отмечалась корреляция между вспышками заболеваемости ими и миграционными всплесками.

На международном уровне отсутствует какой-либо всеобъемлющий договор относительно миграции и безопасности. Отдельные аспекты урегулированы касательно незаконного ввоза мигрантов и торговли людьми. Государства признают важным установление эффективного контроля за въездом иностранцев на свою территорию и сотрудничество по вопросам надежности документов, удостоверяющих личность для поездок за рубеж, обмен информацией и создание баз данных в этой сфере.

Интеграция занимает важное место в различных вопросах регулирования миграции. На нее обращают внимание в таких сферах, как долгосрочное решение проблем беженцев, поддержание национальной безопасности, воссоединение семьи и др. При этом на международном уровне обычно озвучивается лишь роль и важность интеграции, а ее формы и методы не проясняются, будучи оставленными в сфере внутренней компетенции государства.

Актуальность проблеме интеграции придает невозможность существования в современном мире моноэтнических, даже монорасовых обществ на уровне государств, ведь на одного белого двадцатилетнего человека сейчас приходится семь двадцатилетних цветных. И даже такое относительно закрытое общество как японское, например, включает порядка четырехсот тысяч корейцев.

Прежде всего, необходимо определиться в понятиях. Интеграция не равна безусловной ассимиляции. Первое — лишь включенность в общество, вторая — растворение в нем.

Концептуально выделяются два подхода к интеграции: мулътикультурализм, когда признаются все присутствующие на территории страны культуры как важные в своей уникальности, а некая общенациональная культура отсутствует, и «плавильный котел», когда на первый план выдвигается некая этническая солидарность: советский гражданин, гражданин США.

В практике государств касательно интеграции используется либо патерналистский подход, как во Франции, либо либеральный, как в США. В первом случае, меры по интеграции являются обязанностью прибывшего лица. Вовтором — приехавшему даются лишь возможности, которыми можно воспользоваться или пренебречь.

Основными мерами интеграции, независимо от государства, модели или подхода к интеграции, являются меры в сфере овладения государственным языком, доступа к образованию различных ступеней и трудоустройству. Уравнивание местного и иммигрировавшего населения по этим трем показателям создает предпосылки для не только формальноюридического, но и фактического равенства между аборигенами и пришлым населением, препятствует маргинализации мигрантов как первого, так и последующего поколений. Маргинализация же свойственна людям, не сумевшим устроить свои жизни, в чем, применительно к мигрантам, отмечаются принципиальные проблемы. Если мигранты первого поколения, как правило, своим переездом и обустройством в стране сделали большой шаг в улучшении уровня своей жизни, то их детям, т. е. мигран там второго поколения, шаг такой же значимости, но осуществленный уже в рамках принявшего их общества, удается значительно реже.

Интеграция мигрантов помогает поддержанию устойчивости и спокойствия общества.

В концептуальном ключе можно посмотреть и на испытания, которые предлагают государства мигрантам в качестве одного из условий приобретения гражданства или иного статуса (разрешительного документа)[1].

Интеграционные тесты для мигрантов становятся всё более широко применяемой практикой. Увеличивается число стран, прибегающих к такой процедуре[2], всё новые категории мигрантов подпадают под данное требование[3]. Кроме этого, государства идут по пути усложнения экзаменов для мигрантов, вводя в дополнение к проверке языковых навыков вопросы страноведческого, исторического, правового порядка[4]. С 1 января 2015 г. экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ является обязательным и в России. Согласно изменени;

ям законодательства о правовом положении иностранных граждан, внесенным в апреле 2014 г., российский комплексный экзамен должны будут проходить претенденты на получение вида на жительство, разрешения на временное проживание, разрешение на работу либо патент.

Для зарубежных стран в настоящее время среди самых актуальных вопросов, касающихся интеграционных тестов, можно выделить три. Во-первых, что проверяет интеграционный экзамен: достигнутый уровень интеграции или потенциал, способность интегрироваться[5] (адекватны ли тесты в обоих случаях[6])? Во-вторых, испытания для мигрантов — это средство интеграции или иммиграционного контроля? (Становятся громче голоса о правомерности лишь первого, не второг[7].) В-третьих, все чаше звучат призывы к анализу интеграционных испытаний с позиций дискриминации: не оказывают ли подобные тесты непропорциональное воздействие на отдельные группы людей, умышленно или нет со стороны государства[8]?

Для России, которая лишь пару лет назад ввела языковое тестирование для отдельных категорий трудовых мигрантов и совершенствует языковые процедуры в отношении претендентов на гражданство[9], озвучиваемые проблемы, представляется, носят несколько иной характер, хотя на заданные в европейском контексте вопросы тоже отчасти даются ответы. Например: экзамен проверяет уровень, минимум, который государство считает достаточным для начала интеграционных процедур внутри страны. Экзамен — безусловно, это и мера интеграции, и средство иммиграционного контроля, которое рассматривается исключительно с позиций суверенных прав страны отбирать даже краткосрочных мигрантов. Дискриминационный характер как проблема практически не ставится, минимальные процедурные гарантии имеются.

Изменение парадигмы касательно интеграционных тестов для мигрантов в России видится в другом. На уровне государства уже давно констатирована необходимость селективной иммиграционной политики[10], но только с принятием 13 июня 2012 г. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года стала проводиться целенаправленная деятельность в этом отношении[11]. С учетом изменения контингента трудовых мигрантов, прибывающих в Россию последние 5−10 лет в сравнении с первым десятилетием независимости в пользу гораздо менее грамотных и гораздо более далеких от россиян по традициям, верованиям и укладу жизни[12] специалисты в области тестирования по русскому языку как иностранному высказывают озабоченность о реальности прохождения интеграционного экзамена нынешним «средним» мигрантом. Ставится вопрос о том, можем ли мы всё равно говорить о безвозвратном, как минимум, в среднесрочной перспективе изменении парадигмы иммиграционного регулирования в России на избирательную, соответствующую позиционированию страны как иммиграционно привлекательной державы, деятельно заботящейся о перспективах своего социальноэкономического развития.

  • [1] См. подробнее: Киселева Е. В. Парадигмы интеграционных испытаниймигрантов за рубежом и в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53): в 3 ч. Ч. I.С. 112−115. ISSN I997−292X. URL: www.gramota.net/materials/3/2015/3−1/26.html.
  • [2] Wallace Goodman S. Naturalisation Policies in Europe: Exploring Patternsof Inclusion and Exclusion // European University Institute, Florence. RobertSchuman Center for Advanced Studies, EUDO Citizenship Observatory. November 2010. URL: http://eudo-citizenship.eu/docs/7-Naturalisation%20Policies%20in%20Europe.pdf. P. 16−17.
  • [3] Strik Т., Luiten М., Oers R. van. Country report 'The Netherlands'. The 1N-TEC Project: Integration and Naturalization tests: the new way to EuropeanCitizenchip. November 2010. Centre for Migration Law. Radboud UniversityNijmegen, Netherlands.
  • [4] См. обзор: Качуровская А., Куколевский А. Испытание бобром // Коммерсант.™. Власть. 26 ноября 2007 г. URL: http://www.kommersant.ru/doc/829 223. Материалы по странам: Агрба Э. Л., Кажаева О. С. Интеграционный экзамен для мигрантов в Испании: правовые аспекты //Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия"Юридические науки". 2014. № 6−2. Т. 4. С. 135−138; Кажаева О. С., Хлгатян А. Г. Интеграционный экзамен для мигрантов в Германии иФранции // Legea si Viata. 2014. № 12/3. С. 56−60. URL: http://legeasiviata.in.ua/archive/20l4/12−3/15.pdf; Кажаева О. С., Хлгатян А. Г. Интеграционный экзамен для мигрантов в Чехии: правовыеаспекты // Научный вестник Международного гуманитарногоуниверситета. Серия «Юриспруденция». 2014. № 11/12; Киселева Е. В., Хлгатян А. Г. Интеграционный экзамен для мигрантов в Великобритании // Научный вестник Ужгородского национальногоуниверситета. Серия «Право». 2014. № 29. С. 249−252; Кажаева О. С., Киселева Е. В. Интеграционный экзамен для мигрантов в Нидерландах: некоторые правовые аспекты // Актуальные проблемы современногомеждународного права: материалы XII ежегодной международнойнаучно-практической конференции, посвященной памяти профессораИ.П. Блищенко: в 2 ч. / отв. ред. А. X. Абашидзе. Москва, 11−12 апреля2014 г. Ч. II. М.: РУДН, 2015. С. 31−36 и др.
  • [5] См., например: Carens J. The most liberal citizenship test is none at all //How liberal are citizenship tests? / Ed. by R. Bauboeck, C. Joppke. EuropeanUniversity Insitute Working Paper RSCAS 2010/41. May 2010. P. 19.
  • [6] Beacco J. — C., Little D., Hedges C. Linguistic integration of adult migrants: Guide to policy development and implementation. Council of Europe, 2014.P. 37; Strik T. Integration tests: helping or hindering integration? Report. Committee on Migration, Refugees and Displaced Persons, Netherlands. -Doc. 13 361,4 December 2013. Para. 27−40.
  • [7] Strik T. Integration tests: helping or hindering integration? Report. Committee on Migration, Refugees and Displaced Persons, Netherlands. — Doc. 13 361,4 December 2013; Integration tests: helping or hindering integration? Parliamentary Assembly of the Council of Europe. Resolution 1973 (2014). January29, 2014; Integration tests: helping or hindering integration? ParliamentaryAssembly of the Council of Europe. Recommendation 2034 (2014). January29, 2014.
  • [8] Integration tests: helping or hindering integration? Parliamentary Assemblyof the Council of Europe. Resolution 1973 (2014). January 29, 2014. Para. 5;Groenendijk K., Oers R. van. How liberal tests are does not merely depend ontheir content, but also their effects // How liberal are citizenship tests? / Ed. byR. Bauboeck, C.Joppke. European University Insitute Working Paper RSCAS2010/41. May 2010. P. 9−10; Orgad L. Five liberal concerns about citizenshiptests // How liberal are citizenship tests? / Ed. by R. Bauboeck, C.Joppke. European University Insitute Working Paper RSCAS 2010/41. May 2010. P. 22.
  • [9] Должикова А. В. Особенности правового регулирования проведениялингводидактического тестирования и интеграционного экзамена дляиностранных граждан в РФ // Исторические, философские, политическиеи юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 11. Ч. 1. С. 75−81; Должикова А. В., Киселева Е. В. Правовое и методическое обеспечение интеграционного экзамена для иностранных граждан в РФ // Вестник Таджикскогонационального университета. 2015. № 3/1(158). С. 39−43 и др.
  • [10] Основные проблемы легализации миграционной трудовой деятельности// Аналитический вестник Аппарата Государственной ДумыРФ. Вып. 4. Законодательное обеспечение миграционной политики РФ. М, 2004. Серия: Оборона и безопасность. URL: http://pda.iam.duma.gov.rU/node/2/4595/16 127 (дата обращения 2014;11- 02).
  • [11] Киселева Е. В., Кажаева О. С. Правовой модуль интеграционногоэкзамена для мигрантов в свете национальной и миграционной политикиРФ // Закон и право. 2014. № 11.
  • [12] Концепция государственной миграционной политики РоссийскойФедерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня2012 г.). П. 9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой