Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционный статус президента

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статус Президента можно рассматривать только в тесной связке с системой разделения властей. На него возложена функция обеспечения единства государственной власти. Единство власти, реализуемой разными органами, заключается в единстве целевых установок и действий по принципиальным вопросам государственной политики. В то же время, само существование в государственной системе нескольких властей… Читать ещё >

Содержание

  • ПЛАН
  • Введение
  • Становление института президентства в Республике Беларусь
  • Конституционно-правовой статус президента Республики Беларусь, его место в системе разделения властей
  • Компетенция президента
  • Нормативные акты, издаваемые президентом
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Нормативные акты
  • Литература

Конституционный статус президента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционно-правовой статус президента Республики Беларусь, его место в системе разделения властей.

Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. [28, С.66] Его особое положение отражено и в структуре Конституции, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.

Основы статуса Президента Республики Беларусь закреплены в ст. 79 Конституции Республики Беларусь. Президент является главой государства. В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. [23, С.37] Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Важнейшая задача Президента обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Конституция 1994 г. впервые установила, что государственная власть в Республики Беларусь осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. В связи с этим встает вопрос о природе президентской власти. В зарубежных странах, если формой правления является президентская республика, то президент выполняет функции главы правительства, т. е. ему принадлежит исполнительная власть. Особенность статуса Президента Республики Беларусь заключается в том, что он не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей власти. Поэтому, говоря о несовершенстве действующей Конституции, многие исследователи приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию. [25, с. 30] Однако из положений Конституции не вытекает исключительности положеия Президента в системе органов государственной власти. Он стоит над другими ветвями власти, не концентрируя при этом в своих руках полномочия других ветвей, а являясь лишь арбитром в отношениях с ними. [21, с.51]

Статус Президента можно рассматривать только в тесной связке с системой разделения властей. На него возложена функция обеспечения единства государственной власти. Единство власти, реализуемой разными органами, заключается в единстве целевых установок и действий по принципиальным вопросам государственной политики. [27, с.18]В то же время, само существование в государственной системе нескольких властей подразумевает их различия и взаимные ограничения. Каждая из них выполняет свои функции и наделена своими полномочиями, за рамки которых она не вправе выходить. Естественно, три власти, осуществляя свою деятельность одновременно, не могут избежать противоречий. Разрешать их нужно демократическим путем, на основании закона. [27, с.17]

В молодых демократических странах, где институты гражданского общества и демократии еще недостаточно развиты и окончательно не оформились, проблема конституционного сотрудничества и взаимодействия властей становится особенно острой и болезненной. Вместо сотрудничества, нередко возникает противостояние властей, которое выражается в холодной войне между президентом и парламентом. Вследствие таких серьезных конфликтов вся система власти становится нестабильной и нежизнеспособной. Но разделение властей призвано упорядочить работу государственных органов, а не прекращать ее даже на минимальный срок. [20, с.3] Поэтому существуют специальные механизмы, обеспечивающие координацию и согласованность деятельности всех органов государственной власти. Эти механизмы необходимы как раз для того, чтобы не допустить превращения разногласий в открытые конфликты, препятствующие функционированию государственных институтов, или в прямое противоборство с применением силы. [21, с.51]

Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различныи органами государственной власти. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблем, не прибегая к принуждению. Сущность таких процедур в поисках компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и в конечном счете в достижении взаимного согласия. [23, с.13] Во всех подобных случаях Президент играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.

Так как понятие согласительных процедур в Конституции не расшифровано, то Президенту предоставляется свобода в их выборе. Использование согласительных процедур полностью построено на факультативности. Во-первых, можно выбрать любой вид процедуры, который представляется в данном конкретном случае наиболее подходящим и устраивает обе стороны. Во-вторых, сами процедуры носят неформальный характер.

Непосредственные переговоры наиболее часто применяемый вид согласительных процедур. В ряде случаев они помогают не только выйти из конфликтной ситуации, но даже предотвратить сам конфликт. Для преодоления возникших разногласий создаются смешанные комиссии, в состав которых входят представители спорящих сторон. Участие Президента проявляется в том, что он занимается организацией переговоров, образует согласительные комиссии.

Согласительные процедуры являются универсальным инструментом разрешения противоречий и могут использоваться Президентом практически во всех случаях обнаружения разногласий. Если же все-таки они не приводят к принятию оптимального решения, Президент может передать разрешение споров в соответствующий суд, и тогда согласительная процедура заменяется судебной. [23, с. 45]

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г. Мн. 1997
  2. Избирательный кодекс Республики Беларусь. Мн., 2000
  3. Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995 № 17, ст. 179; 1996 № 12, ст. 157, № 21, ст. 380; Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1997 № 24, ст. 463
  4. Закон Республики Беларусь «О чрезвычайном положении» // «Звязда» 2002, 6 июля.
  5. Указ Президента Республики Беларусь № 97 от 23.01.97 г. «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь 1997 № 3, ст. 103, № 32, ст. 1017
  6. Указ Президента Республики Беларусь № 209 от 17.11.94 г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь» // Собрание указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь. 1994 № 11
  7. Указ Президента Республики Беларусь № 229 от 29.11.94 г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства // Собрание указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь. 1994 № 13 ст. 316
  8. Указ Президента Республики Беларусь № 250 «Об утверждении положения о порядке осуществления помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь» // Собрание указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь. 1994 № 13
  9. Указ Президента Республики Беларусь № 252 от 3.12.94 г. «О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Беларусь» // Собрание указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь. 1994 № 13, ст. 336; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997 № 3, ст. 88
  10. Указ Президента Республики Беларусь № 516 от 24.10.2001 г. «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» // «Звязда» 2001, 28 сентября
  11. Указ Президента Республики Беларусь № 572 от 10.11.97 г. «О некоторых мерах по совершенствованию правового обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997 № 32, ст. 1013
  12. И.А. Конституционное право в зарубежных странах. М., 2001 г.
  13. М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.
  14. Г. А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн., 2003
  15. Г. А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий). Мн., 2001
  16. Н. Пять лет шестой Конституции России: проблемы реализации// Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. — 1998. — № 2. — С. 95−102.
  17. В., Плешанова О. Две трети парламентаризма или парламентаризм двух третей// Юрист. — 1995. — № 5/6. — С.33−34.
  18. ИлюхинВ. Нужен ли России институт президенства? // Российская Федерация сегодня. — 1998. — № 22. — С. 14−15.
  19. . С. Разделение власти: система сдержек и противовесов// Журнал Российского права. — 1998. — № 6. — С.362−396.
  20. С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика// Юрист. — 1998. — № 4. — С. 51−54.
  21. Л. А. Вето Президента // Журнал Российского права. 1998. — № 2. С. 11−28.
  22. Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.
  23. Политические процессы в России в сравнительном измерении. Санкт-Петербург, 1997
  24. Президент Правительство Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. М., 1997
  25. Н. Л. Институт президентства в современном мире. М., 1994
  26. В. Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. — № 5. С. 15−23
  27. А. И., Гончаров В. Д. Рецензия на книгу Б. П. Елисеева система органов государственной власти в современной России // Законодательство и экономика. 1997. — № 23−24. С. 66−67.
Заполнить форму текущей работой