Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовая защита прав. 
Административная жалоба

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Законодательные акты, регулирующие правовое положение иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ, гарантируют им право обжалования по вопросам, связанным с нарушением… Читать ещё >

Административно-правовая защита прав. Административная жалоба (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституция РФ ст. 33 и 45 установила, что граждане России имеют право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные заявления в государственные органы и органы местного самоуправления. Ежегодно в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан.

Защита прав в административном порядке осуществляется в форме обжалования решений и действий. Применение административного порядка требует, чтобы инстанция, куда обращаются за защитой, являлась вышестоящей, т. е. обладала в отношении нижестоящей инстанции, на которую подается жалоба, администрати в н ы м и п о л н ом оч ия м и.

Причем судебная и административная формы защиты, если иное не установлено законом, могут быть использованы одновременно. В таком случае решения вышестоящих органов об отказе в удовлетворении жалоб оцениваются судами наряду с другими документами, имеющимися в деле.

Однако в законе может быть установлено, что в случае, если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган, жалобу рассматривает суд (например, ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ) или рассмотрение жалобы, поданной в административном порядке, приостанавливается. Так, например, принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности (ч. 2 ст. 126 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Кроме того, законом может предусматриваться обязательное досудебное рассмотрение жалобы в административном порядке. Например п. 5 ст. 101.2 НК РФ предусматривает, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Административные жалобы — жалобы, направляемые в исполнительные органы власти в порядке административной подчиненности. По правовым признакам принято различать общую и специальную административные жалобы.

Порядок рассмотрения общих жалоб регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются нормами, содержащимися в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержденном Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495), КоАП РФ, Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», НК РФ и некоторых других актах.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Законодательные акты, регулирующие правовое положение иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ, гарантируют им право обжалования по вопросам, связанным с нарушением их субъективных прав и интересов.

В ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Существуют две официально установленные формы жалобы — устная и письменная (в том числе в форме электронного документа). И та и другая обладают одинаковой силой.

Статья 7 указанного Закона закрепляет требования к письменному обращению. В своем обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование государственного органа (органа местного самоуправления), куда направлено письменное обращение, или фамилию, имя, отчество, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый (электронный) адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Полнота изложений информации является необходимым условием ее эффективного рассмотрения.

Любая жалоба обязательно регистрируется. Это позволяет обеспечить контроль за ее прохождением и рассмотрением. После регистрации жалоба передается должностному лицу, которое должно определить, будет ли она разрешена в данном органе или нет. При ее передаче в другую инстанцию гражданин ставится об этом в известность. Согласно ч. 6 ст. 8 Закона «запрещается направлять жалобы граждан на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется». Однако это положение часто нарушается.

Проверка жалобы является наиболее ответственной стадией всего производства. Компетентный орган обязан организовать объективное рассмотрение дела. Он должен обеспечить активное участие всех заинтересованных лиц. Установление истины возлагается на государственные органы, рассматривающие жалобу, или на того, кому передана предварительная проверка.

После окончания проверочных действий составляется письменное заключение. Оно передается должностному лицу, уполномоченному принимать решение по жалобе, вместе с другими материалами дела. Значение этой стадии трудно переоценить. От содержания решения зависит, будут ли требования гражданина удовлетворены полностью, частично или отклонены.

Независимо от того, кому была поручена проверка всей жалобы, решение по ней принимается властным волеизъявлением руководителя соответствующей структуры, либо ответственным должностным лицом, уполномоченным на то приказом или распоряжением руководителя.

Важным процессуальным моментом являются сроки рассмотрения, предусмотренные ст. 12 указанного выше Закона. По общему правилу он составляет 30 дней с момента регистрации, но может быть продлен в исключительных случаях до 30 дней.

Специальная жалоба характеризуется следующими признаками:

  • 1) наличие специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;
  • 2) специальные основания для обжалования, прямо названные в законе (например, постановление об административном правонарушении);
  • 3) четкое определение субъектов права, признание таковыми лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей. Специальная жалоба подается только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим или его адвокатом или представителем. Общая жалоба — любым гражданином;
  • 4) составление жалобы обязательно в письменной форме, с наличием адресатов (ст. 30.2 КоАП РФ);
  • 5) специальные сроки подачи. Специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок — 10 дней со дня вынесения постановления;
  • 6) если специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, он обязан в течение трех суток направить ее вместе с делом по подведомственности (ст. 30.2 КоАП РФ);
  • 7) процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб. При подаче в установленный срок специальной жалобы исполнение постановления о наложении административного взыскания может быть приостановлено. Обращение с общей жалобой таких последствий не влечет;
  • 8) специальные, более сжатые сроки рассмотрения. Она рассматривается уполномоченным на то органом в 10-дневный срок. По некоторым делам установлены более сжатые сроки от 5 дней до 1 дня (ч. 2—3 ст. 30.5 КоАП РФ), в других случаях срок может быть больше (ст. 40 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);
  • 9) адресатами специальной жалобы являются вышестоящие органы или суд.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой