Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Авторское право. 
Гражданское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пределы действия концепции единого авторского права. Действие концепции «единого авторского права сложной структуры и многообразного содержания» не следует абсолютизировать (переоценивать). Так, оно ограничивается правомочиями одного только имущественного содержания, правомочия же неимущественные {личные) в состав исключительного права не входят и входить не могут. Они, несомненно, принадлежат… Читать ещё >

Авторское право. Гражданское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее понятие (п. 815—8171)

815. Автор, авторство и личные неимущественные права автора.

Автором называется физическое лицо (гражданин) — субъект юридически результативной творческой деятельности (п. 1 ст. 1228, ст. 1257 ГК). Факт реальной действительности, как творческое создание известным гражданином охраняемого правом идеального объекта, называется фактом авторства или просто авторством. Авторство относится к категории юридических фактов — оснований возникновения ряда личных субъективных гражданских прав (п. 2 ст. 1228, ст. 1265−1269) — личных неимущественных прав автора. Они будут изучат ься в надлежащем месте — среди других прав данного рода (личных прав). Принято считать, что именно авторство также приводит к возникновению одного исключительного права на созданное автором произведение (п. 3 ст. 1228, ст. 1270), хотя в действительности это неправильно.

8151. Обнародование произведения, права автора и авторское право.

В действительности результат творческой деятельности получает статус охраняемого авторским правом произведения (а значит, и статус объекта исключительного права) не ранее, чем автор обнародует (предаст гласности) его. Если он этого не сделает, то что же право будет охранять? Как «всякому и каждому» обязанному лицу узнать, от посягательства на какой именно объект он обязан воздерживаться? Некоторые другие факты сообщают автору произведения и иные имущественные права, в том числе ограниченные вещные (право доступа), а также обязательственные (право на вознаграждение, право следования и др.). Все субъективные права, возникающие из факта авторства, с одной стороны, и сложного состава, в котором факт авторства соединяется с фактом обнародования и иными обстоятельствами (т.е. и личные права, и исключительное право, и все иные права во всей своей совокупности), — с другой, называются правами автора; исключительное же субъективное право — авторским правом (исключительным правом автора) в строгом смысле слова.

  • 816. Определение авторского права. Следует определить авторское право как субъективное частное исключительное право на охраняемое законом произведение науки, литературы или искусства, состоящее из юридически обеспеченных возможностей (правомочий) осуществлять абсолютное (исключительное и независимое от иных (посторонних) лиц), фактическое и непосредственное господство над своим объектом посредством его воспроизведения (копирования) или совершения действий, его предполагающих, в пределах, установленных законом. Традиционно содержание непосредственного господства автора над произведением обозначается термином «использование"-, выше, однако, мы уже установили (п. 802−8022), что более правильно усматривать существо исключительного права в воспроизведении (копировании, тиражировании или создании идеальных умозрительных образов) его объекта. В этом смысле весьма точным является английское наименование авторского права — «сору rigth» (право копирования). Принято также включать в состав субъективного авторского права возможность распоряжения его объектом; выше, опять-таки (п. 803), мы также установили, что такой взгляд по своей сути неправилен, поскольку объектом распоряжения является не результат творческой деятельности, а само исключительное право автора на него.
  • 8161. Так называемое авторское правомочие воспрещения. Нередко в содержание авторского субъективного права включают еще и возможность (правомочие) автора запрещать использование произведения, являющегося объектом такого права, любым другим лицам, требовать от них воздерживаться от посягательств на его право и от чинения препятствий к его осуществлению самим обладателем. В действительности запрет использования чужого произведения, охраняемого авторским правом, вытекает вовсе не из распоряжений и требований автора, а из указаний закона, конструирующих субъективное авторское право как исключительное, т. е. существующее в таких условиях, которые исключают признание аналогичных прав за другими лицами. Последние, следовательно, находятся отнюдь нс в положении лиц, обязанных подчиняться авторским требованиям и запретам, а в состоянии, в котором им не принадлежат права совершения тех действий, что составляют предмет авторских правомочий (состоянии бесправия или отсутствия права).
  • 817. «Авторское право» или «авторские права»? Пункт 2 ст. 1270 ГК перечисляет ряд юридических возможностей по совершению разнообразных действий, которые, как принято считать, составляют множество правомочий, из которых состоит одно субъективное авторское (исключительное) право. В их число входят правомочия на (1) воспроизведение, (2) распространение экземпляров, (3) публичный показ, (4) импорт, (5) прокат,
  • (6) публичное исполнение, (7) сообщение в эфир, (8) сообщение по кабелю, (9) ретрансляцию; (10) перевод или иную переработку, (11) практическую реализацию произведения, а также на (12) доведение произведения до всеобщего сведения. В литературе можно встретить взгляд, согласно которому речь идет не о правомочиях одного единого авторского (исключительного) права, а о нескольких (ныне — двенадцати) самостоятельных субъективных исключительных правах автора — праве на воспроизведение, праве на распространение, праве на публичный показ и т. д. Поскольку все перечисляемые в п. 2 ст. 1270 ГК юридические возможности; (1) имеют одинаковое юридическое качество (прежде всего они являются регулятивными и абсолютными); (2) принадлежат одному субъекту (автору или правопреемнику); (3) имеют один и тот же объект (произведение); (4) возникают, изменяются и прекращаются по одному и тому же основанию (в силу одних и тех же юридических фактов); наконец, (5) все они служат делу максимально полного (исключительного, монопольного и всестороннего) удовлетворения имущественного интереса своего обладателя, — надлежит заключить, что перед нами единое субъективное право сложной структуры и многопланового содержания.
  • 8171. Пределы действия концепции единого авторского права. Действие концепции «единого авторского права сложной структуры и многообразного содержания» не следует абсолютизировать (переоценивать). Так, оно ограничивается правомочиями одного только имущественного содержания, правомочия же неимущественные {личные) в состав исключительного права не входят и входить не могут. Они, несомненно, принадлежат авторам произведений науки, литературы и искусства, но составляют содержание отдельных (самостоятельных) субъективных прав автора (личных прав). Затем, далеко не всякое исключительное право включает в себя каждое из 12 правомочий, перечисленных в п. 2 ст. 1270 ГК; скорее, даже наоборот — ни одно исключительное право не может состоять из всех 12 возможностей одновременно. Возможности, перечисленные в п. 2 ст. 1270 ГК, не императивны, как правомочия собственника, а альтернативны; выбор той или другой из них зависит от естественных свойств охраняемого произведения. не все их можно «практически реализовать», «публично исполнить» или, к примеру, «публично показать». Наконец, перечень правомочий, входящих в состав исключительного авторского права, не является (несмотря на «точку», его завершающую) исчерпывающим. Это означает, что вопросы о содержании как всякого конкретного авторского исключительного права, так и понятия исключительного права автора вообще, не могут быть раз и навсегда закрыты — ответы на них должны соответствовать конкретной ситуации и идти в ногу со временем.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой