Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Меры по ограничению вооружений и разоружению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ноября — 6 декабря 1996 г. государства — участники Конвенции 1971 г. собрались в Женеве для рассмотрения действия Конвенции. Они подтвердили, что «применение, разработка, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия при любых обстоятельствах реально запрещаются по статье I Конвенции». Конференция указала, что использование государствами-участниками… Читать ещё >

Меры по ограничению вооружений и разоружению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном МП сложился широкий комплекс норм по ограничению вооружений и разоружению. Основными направлениями международного сотрудничества в этой сфере являются:

  • а) меры по нераспространению ядерного оружия;
  • б) ограничение отдельных видов оружия;
  • в) запрещение производства и ликвидация отдельных видов вооружений;
  • г) ограничение территорий размещения некоторых видов оружия;
  • д) ограничение и сокращение вооруженных сил;
  • е) демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий;
  • ж) меры общего характера по обеспечению безопасности.

Рассмотрим некоторые из них.

Нераспространение ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (Москва, Вашингтон, Лондон, 1 июля 1968 г.) государства, обладающие ядерным оружием, обязуются не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними. В договоре более 150 участников; Франция и Китай не присоединились к Договору, но соблюдают его положения.

Государства, не обладающие ядерным оружием, обязались не принимать ядерного оружия или других взрывных устройств, а также контроля над ними, не принимать помощи в производстве такого оружия или устройств. Указанные государства обязались принять гарантии МАГАТЭ с целью проверки выполнения обязательств по данному Договору с тем, чтобы не допустить переключения ядерной энергии с применения на ядерное оружие или ядерные взрывные устройства.

Государства приняли обязательство не предоставлять (если на это не распространяются гарантии МАГАТЭ) исходного или специального расщепляющегося материала, а также оборудования или материала, приготовленного для производства расщепляющегося материала. Особо в Договоре оговариваются методы контроля за нераспространением ядерного оружия.

На основании Договора о запрещении размещения па дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (Москва, Лондон, Вашингтон, 11 февраля 1971 г.) государства обязались не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом территориальных вод ядерное оружие или другое оружие массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

В целях обеспечения проверки соблюдения Договора государства имеют право проверки деятельности государств за пределами территориальных вод, при условии, что это наблюдение не будет мешать такой деятельности.

Статья VII Договора о нераспространении ядерного оружия признает право любых групп государств заключить региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.

Ядерное оружие запрещено в Латинской Америке. По Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Мехико, 14 февраля 1967 г.) (известен также как Договор Тлателолко) государства обязуются использовать исключительно в мирных целях ядерные материалы и средства, находящиеся под их юрисдикцией и предотвращать на своей территории испытание, использование, изготовление, производство, приобретение, установку или размещение ядерного оружия. Для обеспечения выполнения обязательств по Договору был создан специальный орган —.

Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке.

Запрещено ядерное оружие и в южной части Тихого океана. По Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана (Раротонга, 6 августа 1985 г.) (Договор Раротонга) стороны обязуются не допускать испытания, использования, изготовления, производства, приобретения, установки или размещения ядерного оружия на этой территории, захоронения радиоактивных отходов. Система контроля по Договору включает в себя доклады государств и обмен информацией, консультации, применение гарантий МАГАТЭ. Согласно Протоколу 2 к Договору ядерные страны обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против сторон Договора.

11 апреля 1996 г. в Каире был подписан Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (в силу пока не вступил). Договор предусматривает: отказ от ядерных взрывных устройств, предотвращение размещения ядерных взрывных устройств, запрещение испытаний ядерных взрывных устройств, запрещение сброса радиоактивных отходов.

Стороны Договора обязуются: объявлять о любом потенциале производства ядерных взрывных устройств; произвести демонтаж и уничтожить любое ядерное взрывное устройство, которое сторона изготовила до вступления в силу Договора; уничтожить объекты для производства ядерных взрывных устройств или, где это возможно, осуществить их конверсию для использования в мирных целях; разрешать МАГАТЭ контролировать процессы демонтажа и уничтожения ядерных взрывных устройств, а также уничтожения или конверсии объектов для их производства.

В 1996 г. к указанному Договору было приняты три Протокола (Россия подписала первые два).

Запрещение ядерных испытаний. По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Москва, 5 августа 1963 г.) государства обязались запретить и не производить ядерные взрывы в атмосфере, за ее пределами (включая космическое пространство), под водой, а также в любой другой среде, если взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории государства. Данный Договор является бессрочным.

3 июля 1974 г. в Москве между СССР и США был заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, по которому мощность производимых подземных испытаний ядерного оружия ограничивалась 150 килотоннами.

Участники Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (Нью-Йорк, 24 сентября 1996 г.) (договор в силу пока де вступил) обязались не производить испытательных взрывов ядерного оружия и других ядерных взрывов, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под их юрисдикцией. Государства обязуются запретить физическим и юридическим лицам на их территории или в местах, находящихся под их юрисдикцией, заниматься деятельностью, указанной в Договоре. Для обеспечения осуществления положений Договора учреждается Организация. Ее членами являются все государства — участники Договора. Организация проводит свою деятельность по контролю, предусмотренную по Договору. Она запрашивает информацию и данные, которые необходимы для выполнения ее обязанностей. В целях контроля за соблюдением Договора учреждается режим контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на месте; меры укрепления доверия). Указанные вопросы подробно урегулированы Протоколом к Договору 1996 г.

Ограничение систем противоракетной обороны. В соответствии с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Москва, 26 мая 1972 г.) (ПРО) было установлено по два района размещения систем ПРО для СССР и США, в каждом из которых могло быть размещено ограниченное число ракет и радиолокационных станций (РЛС). Протокол 1974 г. к Договору количество районов размещения систем ПРО ограничил одним.

Несмотря на протесты мировых держав (см. Совместное заявление Президента РФ В. В. Путина и Председателя КНР Цзян Цзэминя по вопросам противоракетной обороны от 17 июля 2000 г.), в конце 2001 г. США заявили о своем решении выйти из Договора по ПРО. В 2002 г. Договор прекратил свое действие. Попытки заключить новое соглашение по этим вопросам пока не имеют успеха.

Ограничение стратегических наступательных вооружений. Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) предусматривается несколькими международными договорами, заключенными, главным образом, между Россией и США.

Первым шагом стало заключенное 26 мая 1972 г. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.

Подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) устанавливает ограничения стратегических ракет, пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Однако этот Договор так не вступил в силу.

В 1987 г. был заключен Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, предусматривающий ликвидацию целого класса СНВ. В Договоре были закреплены меры контроля и проверки, включая инспекции на местах.

По Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Москва, 31 июля 1991 г.) стороны сокращают и ограничивают свои СНВ, а именно: межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, боезаряды ракет таким образом, чтобы через семь лет после вступления Договора в силу суммарные количества СНВ не превышали указанного в договоре числа. Были запрещены также модернизация и замена СНВ. Ограничены районы базирования мобильных пусковых установок МБР. Стороны обязались не применять маскировки для осуществления контроля за соблюдением положений Договора. Контроль включает в себя как проведение инспекций на местах, так и обеспечение возможности непрерывного наблюдения за сокращением СНВ. Для разрешения вопросов по Договору учреждается также Совместная комиссия по инспекциям и соблюдению. Договор утратил силу 5 декабря 2009 г. в связи с истечением срока действия.

Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. устанавливал дальнейшие ограничения СНВ и их сокращение до более низкого уровня, чем по Договору 1991 г. и более жесткие меры контроля, чем Договор 1991 г. США не ратифицировали этот Договор, поэтому он не ступил в силу.

По Договору между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. Стороны сокращает и ограничивает стратегические ядерные боезаряды, соответственно, таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 г. суммарное количество таких боезарядов не превышало у каждой из Сторон количество в 1700—2200 единиц. Каждая из Сторон сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов. Для целей реализации Договора Стороны созывают Двустороннюю комиссию по выполнению не реже двух раз в год.

Новый Договор между РФ и США о сокращении наступательных вооружений (Прага, 8 апреля 2010 г.) призван продолжить сотрудничество в этой сфере.

По Договору (ст. II) каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои МБР и пусковые установки МБР, БРПЛ и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем суммарные количества, подсчитываемые в соответствии со ст. III Договора, не превышали: а) 700 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков; Ь) 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками; с) 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

Каждая из Сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.

В целях обеспечения контроля за соблюдением положений Договора каждая из Сторон обязуется: а) использовать имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права;

b) не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой Стороны, выполняющим свои функции;

c) не применять меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля за соблюдением положений Договора национальными техническими средствами контроля.

Каждая из Сторон имеет право проводить инспекции на базах МБР, базах подводных лодок и на авиационных базах. Целью таких инспекций является подтверждение точности заявленных данных о количествах и типах развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений, подпадающих под действие настоящего Договора; количестве боезарядов, размещенных на развернутых МБР и развернутых БРПЛ; а также количестве ядерных вооружений, размещенных на развернутых тяжелых бомбардировщиках.

Договор 2010 г. был ратифицирован в 2011 г. и вступил в силу. 8 апреля 2010 г. был подписан Протокол к Договору между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Протокол является неотъемлемой частью Договора и вступил в силу 5 февраля 2011 г.

Запрещение разработки, производства, применения химического и его уничтожение. Согласно Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.), государства обязуются пи при каких обстоятельствах: не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было; не применять химическое оружие; не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия; не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой Конвенцией.

Под «химическим оружием» понимаются: токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов; боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств; любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств.

Каждое государство обязуется уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями Конвенции. Каждое государство обязуется также уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства-участника, и любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем.

Каждое государство-участник обязуется не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны.

Многосторонние соглашения дополняются двусторонними договорами (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия (2002 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Швейцарской Конфедерации о сотрудничестве в уничтожении запасов химического оружия в Российской Федерации (2004 г.) и др.).

27 июня 2002 г. лидеры стран «Группы восьми» учредили «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения». Целью Партнерства, в частности, является воспрепятствование террористам и укрывающим их лицам в приобретении или разработке химического оружия, ракет, а также соответствующих материалов, оборудования и технологий и поддержание конкретных проектов сотрудничества для решения проблем нераспространения, разоружения.

Запрещение разработки, производства, применения бактериологического оружия и его уничтожение. В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении (16 декабря 1971 г.) государства обязались не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять: биологические агенты или токсины, не предназначенные для профилактических, защитных или других мирных целей; оружие или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов, во враждебных целях или вооруженных конфликтов. Цели Конвенции включают также запрещение применения биологического оружия.

Конвенция охватывает все природные или искусственно созданные или измененные микробиологические или другие биологические агенты или токсины, а также их компоненты, независимо от их происхождения или метода производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или иных мирных целей.

Государства также приняли обязательство уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, находящиеся в их распоряжении.

25 ноября — 6 декабря 1996 г. государства — участники Конвенции 1971 г. собрались в Женеве для рассмотрения действия Конвенции. Они подтвердили, что «применение, разработка, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия при любых обстоятельствах реально запрещаются по статье I Конвенции». Конференция указала, что использование государствами-участниками каким-либо образом и при любых обстоятельствах микробиологических или других биологических агентов или токсинов, которое несовместимо с профилактическими, защитными или иными мирными целями, является явным нарушением ст. I Конвенции.

Конференция приветствовала заявления государств, присоединившихся к Конвенции, о том, что они не передавали кому бы то ни было агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, указанные в ст. I Конвенции, и не помогали, не поощряли и не побуждали какое-либо государство, группу государств или международные организации к их производству или приобретению каким-либо иным способом. Конференция подтверждает, что ст. III является всеобъемлющей для охвата каких бы то ни было получателей на международном, национальном или субнациональном уровнях.

Ряд государств-участников приняли конкретные меры для реализации своих обязательств по этой статье, и в этом контексте также отмечает заявления государств-участников на Конференции относительно законодательных или административных мер, принятых ими с третьей Конференции по рассмотрению действия Конвенции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой