Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разграничение и правовой режим морского дна

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву установлено, что фиксированные точки, избранные прибрежным государством, имеющим широкий шельф, для проведения линий внешней границы континентального шельфа, должны находиться нс далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой… Читать ещё >

Разграничение и правовой режим морского дна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с нормами международного права, морское дно делится на три категории, каждая из которых имеет свой правовой режим:

  • 1) морское дно в пределах государственных границ;
  • 2) континентальный шельф;
  • 3) международный район морского дна.

Если в первом случае правовой режим морского дна адекватен правовому режиму государственной территории, то во втором случае государство лишь вправе распространять свою юрисдикцию в объеме, установленном международным правом, а в третьем КМП-82 устанавливает международно-правовой режим использования.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории.

Современные исследования определяют среднюю глубину внешнего края шельфа Мирового океана в 130—132 м, при этом средняя ширина континентального шельфа составляет около 40 морских миль. Самым обширным признается шельф Баренцева моря и других арктических морей, а также пространства, примыкающие к побережью Аргентины.

Современная геоморфология детализирует прежние представления о шельфах, выделяя береговой участок морского дна, ограниченный со стороны суши линией максимального прилива, а со стороны моря — глубиной, соответствующей Уз длины наиболее крупной штормовой волны в данном месте. Именно до такой глубины проникает активное волнение в открытом море. Если принять ее за 60 м, то площадь береговой зоны Мирового океана оказывается равной 15 млн км2, или 10% поверхности земной суши.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря до фиксированных международным правом пределов, над которыми прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его прибрежных богатств.

28 сентября 1945 г. президент США Г. Трумэн подписан прокламацию, на основании которой США заявили о своих претензиях на юрисдикцию в отношении пространств морского дна, примыкающих к территории государства.

Первое международное урегулирование вопроса о континентальном шельфе имело место в 1958 г. в Конвенции о континентальном шельфе, принятой I Конференцией ООН по морскому праву, и получило дальнейшее развитие в тексте Конвенции ООН 1982 г., которая дает следующее определение: континентальный шельф прибрежного государства «включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние»[1].

В ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву установлено, что фиксированные точки, избранные прибрежным государством, имеющим широкий шельф, для проведения линий внешней границы континентального шельфа, должны находиться нс далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м. На подводных хребтах внешние границы континентального шельфа не должны выходить за пределы 350 морских миль от тех же исходных линий[2].

Приведенные выше пространственные пределы континентального шельфа вынуждают противолежащие государства вступать в соглашения по делимитации указанных пространств. Как правило, основным принципом разграничения является договорное закрепление срединной линии, каждая точка которой равноудалена от побережий противолежащих государств. Вместе с тем история знает множество примеров, когда государства не смогли разрешить делимитационные разногласия и передавали спор в судебные органы[3].

КМП-82 предусматривает, что прибрежное государство вправе осуществлять над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств, включающих не только минеральные ресурсы дна, но и биологические ресурсы покрывающих его вод.

Объем прав других государств в поверхлежащих над континентальным шельфом водах в пределах 200 морских миль равен объему их прав в экономической зоне, а в поверхлежащих водах над континентальным шельфом за этими пределами права всех государств, включая прибрежное, осуществляются как в открытом море.

Конвенция 1982 г. подчеркнула обязанность прибрежного государства соблюдать права других государств в поверхлежащих над континентальным шельфом водах, в воздушном пространстве над ним, а также на самом континентальном шельфе. Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности подводных кабелей или трубопроводов на континентальном шельфе, кроме тех случаев, когда оно осуществляет свое право принимать разумные меры для разведки и разработки его естественных богатств.

Разведка и разработка естественных богатств континентального шельфа неизбежно связаны с необходимостью возводить на нем соответствующие сооружения и установки. Именно поэтому Статья 77 Конвенции предоставляет прибрежному государству право возводить, содержать и эксплуатировать на континентальном шельфе сооружения и иные установки, необходимые для разведки и разработки его естественных богатств, а также создавать зоны безопасности вокруг этих сооружений и установок и принимать в этих зонах меры, необходимые для их охраны. Зоны безопасности могут простираться на расстояние 500 м вокруг возведенных сооружений и установок. Суда всех национальностей обязаны соблюдать эти зоны.

Сооружения и установки, возводимые на шельфе, хотя они и находятся под юрисдикцией прибрежного государства, не имеют статуса островов и своего территориального моря, а их наличие не влияет на определение границ территориального моря прибрежного государства. Вместе с тем ни сами эти сооружения или установки, ни окружающие зоны безопасности не могут находиться в местах, где они могут служить помехой международному судоходству.

В соответствии с положениями ст. 76 КМП-82, континентальный шельф прибрежного государства может простираться и за пределы в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, должны представляться соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа (далее — Комиссия), созданной в 1997 г. в соответствии с приложением II к КМП-82. Задача Комиссии давать прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательны[4].

Свою деятельность Комиссия осуществляет на основании трех основных документов: Правил процедуры (CLCS/3/Rev.3), Порядка работы (CLCS/L.3) и Научно-технического руководства (CLCS/11 и Add. l)[3].

Комиссия, ее подкомиссии и вспомогательные органы[6] обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы достичь согласия по рассматриваемым вопросам методом консенсуса[7]. В случае невозможности достижения общего согласия решения Комиссии, ее подкомиссий и вспомогательных органов по всем вопросам существа принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Комиссии[8]. Если по какому-либо вопросу, не относящемуся к выборам, голоса распределяются поровну, предложение считается отклоненным.

В случае, если прибрежное государство намеревается установить внешние границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, оно представляет Комиссии[9] конкретные данные о прохождении такой границы, а также дополнительные научно-технические данные[10].

Рекомендации Комиссии должны касаться, прежде всего, окончательного положения внешней границы континентального шельфа прибрежного государства. Когда внешняя граница континентального шельфа будет отличаться от предложенной в представлении, в рекомендациях Комиссии будет указываться положение пересмотренных ею внешних границ, равно как и причины для их пересмотра.

В случае несогласия прибрежного государства с рекомендациями Комиссии прибрежное государство может попытаться повторить пересмотренное или сделать новое представление Комиссии.

Границы континентального шельфа, установленные прибрежным государством на основе рекомендаций Комиссии, будут окончательными и для всех обязательными.

За внешним пределом континентального шельфа располагаются пространства морского дна, наделенные КМ 11−82 особым статусом, который можно представить следующими тезисами.

  • 1. Дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции именуется районом, под которым понимается часть морского дна, расположенная за внешним пределом континентального шельфа.
  • 2. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то пи было его часть.
  • 3. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (далее — Орган). Полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены, но лишь в соответствии с положениями КМП-82 и с нормами, правилами и процедурами Органа, который обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе.
  • [1] Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от указанных выше исходных линий представляются соответствующим прибрежным государствомв создаваемую на основе конвенции Комиссию по границам континентального шельфа. Варианты определения внешней границы континентального шельфа: а) КМП-82, ст. 76(4);б) КМП-82, ст. 76(5); в) КМП-82, ст. 76(6).
  • [2] На рис. 2.2 графически показаны границы континентального шельфа и морских пространств в соответствии с положениями КМП-82.
  • [3] Более подробно см.: Скаридов А. С. Морское право., 2016.
  • [4] П. 8 ст. 76 КМП-82.
  • [5] Более подробно см.: Скаридов А. С. Морское право., 2016.
  • [6] Комиссия может учреждать такие другие вспомогательные органы в составе своих членов, которые могут потребоваться для эффективного осуществления ее функций.
  • [7] Правило 35 CLCS/3/Rev.3.
  • [8] Применительно к Комиссии эти вопросы включают учреждение подкомиссийи утверждение рекомендаций подкомиссий и специалистов.
  • [9] Представление должно соответствовать установленным Комиссией требованиям, подаваться на имя Председателя Комиссии и препровождаться через Генерального секретаряООН. Представление делается на одном из официальных языков Комиссии и переводитсяСекретариатом на английский язык. То же самое применимо к приложениям, добавлениями другим материалам, сопровождающим представление.
  • [10] Поскольку 16 ноября 1994 г. КМП-82 для 60 государств, чьи ратификации сделаливозможным вступление Конвенции в силу, и с этой даты для них начался отсчет этого10-летнего периода, Комиссия постановила, что если какое-либо из этих государств будетнегативно затронуто применительно к его обязательствам по Конвенции вследствие изменения даты выборов, то государства-участники по просьбе такого государства рассмотрят сложившееся положение на предмет облегчения трудностей в отношении этого обязательства (SPLOS/5, пункт 20).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой