Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Историческая школа права: актуальность философских оснований юридической догматики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Востребовав для исследования догмы права философско-правовые идеи, историческая школа воссоединила традиционную деятельность юристов по толкованию, систематизации права с «высшей» юриспруденцией идей естественно-правового типа, которая на протяжении XVII и XVIII столетий была направлена исключительно на создание по большей части авторских спекулятивных систем права. Объединение догматической… Читать ещё >

Историческая школа права: актуальность философских оснований юридической догматики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если юснатуралисты XVIII столетия, как правило, ограничивали предмет юриспруденции исследованием философско-правовых идей, принципов, лежащих в основании правовой системы, то историческая школа юристов XIX в. целенаправленно использовала философско-правовые идеи для переосмысления догмы римского права. Концепт «духа народа» на языке идеалистической философии истории выражал представление о закономерном развитии права, о позитивном праве как взаимосвязанной органической системе, в основании которой лежат неизменные принципы — предмет изучения «ученой юриспруденции».

Рассмотрение принципов права не только как базовых идеологических положений, но и в качестве фундамента органической системы позитивного права, позволяющего выразить право как единую культурно самобытную целостность, существенно активизировало национальную догматическую юриспруденцию — поскольку более она не рассматривалась исключительно как техническая, «ремесленническая» деятельность, но имела под собой философско-правовые основания и служила целям культурной аутентичности, единства и полноты национального законодательства. Так, согласно представлениям Г. Пухты, имеется два критерия, указывающие на истинность доктринального правоположения: во-первых, его соответствие «духу народа», исторически необходимому праву; во-вторых, согласованность с системой права.

Востребовав для исследования догмы права философско-правовые идеи, историческая школа воссоединила традиционную деятельность юристов по толкованию, систематизации права с «высшей» юриспруденцией идей естественно-правового типа, которая на протяжении XVII и XVIII столетий была направлена исключительно на создание по большей части авторских спекулятивных систем права. Объединение догматической юриспруденции с философскими основаниями правовой доктрины, в свою очередь, явилось значимой предпосылкой к формированию «завершенных», доктринально фундированных систем романо-германского права, позитивно-научной юриспруденции и общей теории права как самостоятельной сферы исследовательской деятельности. Философско-догматическое единство дало возможность предметно исследовать и свести в систему доктринальные юридические конструкции и понятия, позволившие рассматривать позитивное право не только с позиции источников и норм права, формы и непосредственного юридического содержания, но и с позиции концептуальной юриспруденции, в которой вся система позитивного права покрывается юридическими понятиями и конструкциями, формирующими «второй этаж» юридического знания, «визитную карточку» развитой правовой доктрины и научного правосознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой