Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод права социального обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность содержания норм права социального обеспечения заключается в том, что их подавляющее большинство содержит в себе лишь правомочия граждан на получение обеспечения и подразумевает (реже прямо указывает) обязанности соответствующих органов предоставить это обеспечение. Число же норм, предусматривающих обязанности граждан в правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это… Читать ещё >

Метод права социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Метод правового регулирования является важнейшим дифференцирующим критерием обособления отраслей права. Он представляет собой совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей[1].

Важнейшие черты метода права социального обеспечения, как и любой основной отрасли, выражаются в правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах определения содержания правоотношений, способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Правовой статус субъектов в праве социального обеспечения характеризуется следующими чертами. Граждане здесь выступают носителями правомочий, связанных с пользованием материальными благами и услугами из фондов, являющихся федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов РФ, муниципальной собственностью, частной собственностью юридических лиц. Поэтому здесь, но существу, нет равенства сторон (граждан и органов, предоставляющих обеспечение), которое давало бы им возможность своим положением определять объем их прав. Однако мы не наблюдаем в этих правоотношениях и подчиненности граждан по отношению к органам социальной защиты населения. Более того, их положение по отношению к последним можно считать активным. Далее, свободой распоряжения правами обладают только граждане, а имущественные обязанности, как правило, возложены на органы социальной защиты населения. Для положения органов социальной защиты населения характерно также ограничение диспозитивности и усмотрения.

Таким образом, есть все основания говорить о специфическом правовом статусе субъектов в праве социального обеспечения — о главной черте метода отрасли в целом. Она выражается в отсутствии и равенства, и подчиненности между ними.

Функцию юридических фактов в праве социального обеспечения выполняют такие жизненные обстоятельства и состояния, как достижение пенсионного возраста, наличие трудового (страхового) стажа определенной продолжительности, наступление временной или постоянной (а также длительной) потери трудоспособности, беременность и роды, рождение ребенка и др.

Правовые отношения, но социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов (фактический состав). При этом наступлению отдельных жизненных обстоятельств, имеющих юридическое значение, сопутствуют специфические последствия: утрата заработка или дохода, повышенные расходы, снижение способности к оплачиваемому труду и др.

Активное положение граждан, о котором шла речь выше, влечет за собой такой юридический факт, как волеизъявление граждан. При этом волеизъявление граждан сочетается здесь с актами органов, предоставляющих обеспечение.

Для формирования правоотношений по социальному обеспечению характерно и то, что состав юридических фактов, время возникновения правоотношений, как правило, не могут определяться по соглашению сторон. Правоотношения по предоставлению конкретных видов обеспечения в связи с волеизъявлением граждан возникают и прекращаются в точно установленный правовыми нормами срок.

Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений. Права и обязанности субъектов в этой отрасли, как правило, устанавливаются непосредственно правовыми нормами, а не соглашением сторон.

Кроме того, содержание правоотношений в большинстве случаев не может изменяться по соглашению их участников.

Способы защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей в праве социального обеспечения характеризуются следующими особенностями.

Имущественное взыскание в праве социального обеспечения может быть обращено только на граждан, которые в результате своей вины получили больше денежных средств, чем им положено. Что касается органов, предоставляющих обеспечение, то в случае невыплаты по их вине денежных сумм гражданам восстановление прав граждан производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Санкции в нраве социального обеспечения бывают двух видов. В случае невыполнения получателями пенсий и пособий возложенных на них обязанностей (предоставление документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытие изменений в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, и т. д.) виновные лица должны полностью возвратить полученные ими суммы, на которые они не имеют права. При этом, несмотря на причиненный имущественный вред, они не несут никакого материального ущерба. Из сказанного можно сделать вывод, что санкции данного вида относятся к числу право восстановительных, а не штрафных.

Санкции второго вида применяются в области предоставления пособий по временной нетрудоспособности. Лицам, нарушившим режим, установленный для них врачом, или не являющимся без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, размер пособия снижается с того дня, когда было допущено нарушение. Здесь нет имущественного вреда, а следовательно, и обязанности загладить этот вред. Однако в приведенных случаях виновные получатели пособий несут имущественный ущерб в результате применения к ним санкций.

При предоставлении иных, кроме пенсий, пособий, видов обеспечения применяются специфические для каждого из них санкции. Например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. В праве социального обеспечения существуют два основных порядка разрешения споров — внесудебный и судебный. Так, по вопросам назначения, исчисления и выплаты пенсий споры разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения, а при несогласии одной или обеих сторон — судом. Непосредственно в судах разрешаются споры между гражданами и органами, предоставляющими обеспечение, об установлении фактов, имеющих юридическое значение для решения вопросов социального обеспечения, о причинении материального ущерба и о праве на отдельные виды обеспечения.

Специфика основных элементов отраслевого метода находит свое выражение в приемах и способах правового регулирования.

В праве социального обеспечения имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования общественных отношений: централизованного (федерального), регионального (на уровне субъектов РФ),.

муниципального (на уровне муниципальных образований) и локального (на уровне организаций).

Преобладающим способом регулирования в праве социального обеспечения является дозволение, а основным видом норм — управомочивающие нормы, которые содержат в своих диспозициях правомочия граждан на получение различных видов обеспечения при наличии предусмотренных в гипотезах норм условий. Как правило, диспозиции данных норм абсолютно определенны и не предусматривают возможности изменения условий возникновения прав и обязанностей сторон. Таковы нормы о возрасте для назначения пенсий, стаже работы, размерах пенсий и пособий и др. В то же время у части дозволительных норм диспозиции относительно определенны. К их числу относятся те нормы, которые содержат в себе возможность для граждан выбирать наиболее оптимальный вариант обеспечения: один вид пенсий из нескольких, среднемесячный заработок для исчисления пенсии за период, когда он был наиболее высоким, и др. Одновременно указанные нормы носят обязывающий характер для других участников правоотношений — органов, предоставляющих обеспечение.

Особенность содержания норм права социального обеспечения заключается в том, что их подавляющее большинство содержит в себе лишь правомочия граждан на получение обеспечения и подразумевает (реже прямо указывает) обязанности соответствующих органов предоставить это обеспечение. Число же норм, предусматривающих обязанности граждан в правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это нормы о выплате различных видов обеспечения, а также нормы, включающие в себя правила поведения лиц, содержащихся в учреждениях социальной защиты населения.

Сказанное не означает, что в праве социального обеспечения нет норм, которые содержали бы правомочия другой стороны — органов, предоставляющих обеспечение. Активные правомочия эти органы имеют при решении вопросов так называемого факультативного обеспечения (материальная помощь, помещение в домаинтериаты, помощь за счет средств организаций).

По форме выражения содержащихся в них правил нормы права социального обеспечения в подавляющем большинстве являются категорическими. Права граждан на отдельные виды обеспечения реализуются императивно, их ограничение волей участников правоотношений, как правило, не допускается.

В составе права социального обеспечения существуют рекомендательные нормы. Их служебное назначение состоит в предложении субъектам, органам, предоставляющим обеспечение, наиболее целесообразного с точки зрения государства варианта поведения (доплат, компенсаций, видов обслуживания, льгот и т. д.).

Среди управомочивающих норм права социального обеспечения немало тех, диспозиции которых содержат льготный режим обеспечения. Это нормы об обеспечении инвалидов и участников ВОВ, лиц, пострадавших от радиационных воздействий, реабилитированных, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, и др. В качестве льгот здесь выступает снижение пенсионного возраста, повышение размера пенсии и т. д.

В праве социального обеспечения имеет место и регулирование с помощью такого способа воздействия на поведение людей, как позитивное обязывание. В нормах данной отрасли содержатся обязывания, адресованные преимущественно органам, предоставляющим обеспечение. Способ запрещения здесь используется крайне редко, а число запрещающих норм ограничено.

Таким образом, можно выделить следующие черты метода права социального обеспечения:

  • 1) в правовом положении субъектов: а) своеобразное положение субъектов, выражающееся в отсутствии их равенства и подчиненности; б) активное положение граждан по отношению к органам, предоставляющим обеспечение; в) принадлежность имущественных прав только гражданам и возложение имущественных обязанностей на органы, предоставляющие обеспечение; г) ограничение диспозитивности и усмотрения в деятельности органов социальной защиты населения; д) принадлежность свободы распоряжения правами лишь гражданам;
  • 2) в основаниях формирования правоотношений: а) своеобразие фактического состава и последствий его наступления; б) сочетание волеизъявления граждан с актами органов, предоставляющих обеспечение; в) невозможность определения состава юридических фактов по соглашению сторон; г) возникновение и прекращение отдельных видов обеспечения в точно установленный правовыми нормами срок;
  • 3) в способах определения содержания правоотношений: а) определение прав и обязанностей участников правоотношений, как правило, непосредственно правовыми нормами, а не соглашением сторон; б) невозможность изменить содержание правоотношений по соглашению их участников;
  • 4) в способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей: а) применение санкций имущественного характера только к гражданам; б) полное возмещение причиненного гражданами имущественного вреда; в) отсутствие репрессивной функции санкций, применяемых к гражданам, причинившим имущественный ущерб; г) возможность применения имущественных санкций к гражданам при отсутствии имущественного вреда; д) наличие своеобразных санкций при предоставлении некоторых видов обеспечения; е) внесудебный и судебный порядки разрешения споров;
  • 5) в приемах и способах правового регулирования: а) сочетание централизованного, регионального, муниципального и локального типов нормативно-правового регулирования общественных отношений; б) преобладание дозволения и управомочивающих норм, адресованных гражданам; в) наличие рекомендательных норм, адресованных органам, предоставляющим обеспечение; г) наличие льготных режимов обеспечения; д) наличие обязываний и обязывающих норм, адресованных преимущественно органам, предоставляющим обеспечение; е) ограниченность применения запрещения.
  • [1] Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. М., 2012. С. 168.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой