Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критерии оценки эффективности работы юридических служб (1979)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из основных показателей, подлежащих учету и оценке, является обеспечение социалистической законности в деятельности обслуживаемого предприятия или организации. Юрисконсульты обязаны систематически анализировать предъявляемые к предприятию претензии и иски, выявлять причины возникновения потерь, вносить предложения администрации по предупреждению и устранению нарушений, допускаемых… Читать ещё >

Критерии оценки эффективности работы юридических служб (1979) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поставленная в решениях XXV съезда КПСС задача повышения эффективности и улучшения качества работы на всех участках коммунистического строительства предъявляет новые, высокие требования и к юридической службе в народном хозяйстве. Юридические отделы и юрисконсульты вносят существенный вклад в укрепление социалистической законности и государственной дисциплины, развитие общественного производства. Для более полного использования возможностей юридической службы большое значение имеет улучшение организации правовой работы в народном хозяйстве.

Основными направлениями организационного совершенствования правовой работы должны быть: продуманная структура юридической службы; правильное определение задач и функций юридического отдела в целом и каждого его работника, планирование правовой работы по основным ее направлениям; разработка обоснованной системы показателей эффективности и качества работы юрисконсультов; налаживание эффективного руководства и контроля за правовой работой со стороны юридических служб вышестоящих органов, а также методического руководства органов юстиции; установление постоянного делового взаимодействия юридической службы с другими звеньями и подразделениями; осуществление мер по систематическому повышению квалификации, овладению передовыми приемами использования правовых средств.

Особое значение имеет определение критериев эффективности работы юридических служб, нахождение практических путей и способов ее повышения. Эффективность работы юрисконсультов должна связываться с оптимальным решением поставленных перед ними задач, повышением их вклада в создание материально-технической базы коммунизма.

В решениях партии и правительства указаны основные задачи и функции юридической службы. Они получили закрепление в ряде нормативных актов, в частности в Общем положении о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения. В нем в качестве основной задачи называется укрепление социалистической законности в деятельности организации, предприятия или учреждения. Обязанность юридических служб состоит в организации правильного применения законодательства в каждом звене, принятии мер по предупреждению и устранению правонарушений.

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970 г. «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве» усилия юридических работников министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений должны быть также направлены на активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета и улучшения экономических показателей, обеспечения сохранности социалистической собственности. Важные меры в этом направлении предусматривает постановление ЦК КПСС «О работе партийных и советских органов Иркутской области по повышению роли правовой службы на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и строительства в свете решений XXV съезда КПСС». Оно обязывает министерства, ведомства, исполкомы, другие органы управления, объединения и предприятия улучшить использование правовых средств для решения задач повышения эффективности производства, расширения ассортимента изделий и улучшения качества продукции, усиления сохранности социалистической собственности.

Названные и другие решения партии и правительства предъявляют к юридической службе принципиально новые требования. Наряду с укреплением социалистической законности на первое место ставится реальный вклад юрисконсультов в улучшение результатов хозяйственной деятельности. В настоящий период юрисконсульты не должны ограничиваться формальным консультированием и представительством в суде и арбитраже. От них требуется глубокое проникновение в экономические и производственные процессы, овладение передовыми приемами применения правовых средств и активное их использование для решения производственнохозяйственных задач.

Во многих объединениях и на предприятиях умелое применение правовых средств стало фактором, существенно влияющим на экономику, содействующим успешному выполнению плановых заданий и договорных обязательств, достижению высоких производственных результатов. Например, юридический отдел Ярославского шинного завода активно воздействует на все участки производства, в полном объеме использует предоставленные права и возможности. В результате на предприятии значительно сократились непроизводительные расходы, обеспечивается выполнение обязательств перед контрагентами, совершенствуются хозяйственные связи со смежниками и потребителями.

Применение правовых средств предполагает определенную свободу юридического поведения субъектов. В допускаемых пределах хозяйственные организации могут сами выбирать вид используемого средства, моделировать свои отношения с учетом экономических потребностей и конкретных условий деятельности. Нормативные акты определяют общий порядок применения правовых инструментов в целях обеспечения народнохозяйственных интересов и улучшения организации правовой работы. Требование эффективного использования юридических средств не означает поэтому ослабления внимания к социалистической законности. Напротив, оно предполагает в качестве обязательного условия строгое соблюдение требований законодательства в процессе применения указанных средств.

Наряду с четким определением задач и целей эффективность деятельности юридических служб, как нами отмечалось, во многом зависит от правильной разработки показателей, но которым оценивается и сопоставляется работа юрисконсультов. Их выбор представляет известную сложность. До настоящего времени отсутствуют общепринятые критерии оценки работы юридической службы в народном хозяйстве, нет методических рекомендаций по их выработке. В результате на разных предприятиях, даже входящих в систему одного министерства, нередко применяются различные оценочные показатели.

Наиболее часто для определения эффективности работы правовых служб и премирования их работников используются следующие данные: количество направленных или поступивших претензий и исков, соотношение уплаченных и взысканных сумм штрафных санкций, отсутствие фактов увольнения работников с нарушением трудового законодательства и др. Большинство из этих показателей не могут признаваться приемлемыми, так как они отражают объем выполняемой работы, но непригодны для оценки ее по существу. Точно так же соотношение уплачиваемых взыскиваемых сумм неустоек и штрафов лишь косвенно характеризует работу юрисконсультов. Положительное сальдо в этих случаях может обеспечиваться за счет несовпадения размеров ответственности, установленных за разные виды нарушений обязательств, низкого уровня правовой работы у контрагентов и по иным причинам, не зависящим от усилий юридической службы.

Одним из основных показателей, подлежащих учету и оценке, является обеспечение социалистической законности в деятельности обслуживаемого предприятия или организации. Юрисконсульты обязаны систематически анализировать предъявляемые к предприятию претензии и иски, выявлять причины возникновения потерь, вносить предложения администрации по предупреждению и устранению нарушений, допускаемых отдельными подразделениями и работникам Влияние юридической службы на сокращение числа правонарушений, обеспечение точного и неуклонного исполнения обязательств перед контрагентами может быть прослежено через динамику количества предъявляемых к хозяйственной организации претензий и исков. Последовательное по годам сокращение числа поступающих претензий (и исков) служит достоверным показателем активной работы юридических служб, результативности осуществляемых ими мер в указанном направлении.

Важная задача — обеспечение соответствия законодательству предъявляемых претензий и даваемых них ответов, а также направляемых в суд или арбитраж исковых заявлений и отзывов на них. Обобщения арбитражной практики свидетельствуют о том, и в претензионных и исковых материалах в нарушение установленного порядка зачастую не приводятся ссылки на действующее законодательство. Допускается предъявление необоснованных или уклонение от удовлетворения законных требований, нарушение сроков предъявления и рассмотрения претензий, нередки факты пропуска сроков исковой давности. Это свидетельствует о существенных недостатках в работе юридических служб.

Определение правовой обоснованности подготавливаемых претензионных и исковых документов требует проверки этих материалов по существу, что представляет немалую сложность. В то же время объективным показателем обеспечения законности в претензионно-исковой работе может служить то, что с предприятия не взыскиваются штрафы за несвоевременное предъявление претензий или дачу ответов на них, не бывает отказов в удовлетворении исков этого предприятия ввиду несоответствия их законодательству или пропуска срока исковой давности. В качестве показателей успешной работы юридической службы по контролю за соблюдением трудового законодательства может рассматриваться и такое обстоятельство, как отсутствие в соответствующем периоде случаев опротестования приказов администрации об увольнении или наложении взысканий на работников или восстановлении их на работе либо снятия взыскания в судебном порядке.

Эффективность выполнения юридическими службами такой задачи, как применение правовых средств, может быть выявлена на основе ряда данных. Главным здесь выступает полнота использования договоров для содействия выполнению плановых заданий и улучшению экономических показателей предприятия. Юрисконсульты призваны не только следить за правильным заключением договоров, но и непосредственно содействовать решению насущных задач совершенствования производства, организации четких взаимоотношений со смежниками и потребителями.

На основе анализа хозяйственных потребностей в договорах могут предусматриваться условия об увеличении поставщиками выпуска необходимых изделий, улучшении и обновлении их ассортимента. Велики возможности договора в решении поставленных XXV съездом КПСС задач повышения качества продукции, соблюдения режима экономии. В этих целях в договорах должны конкретно определяться показатели качества поставляемой продукции, устанавливаться обязанности поставщиков по последовательному уличению доли изделий высшей категории качества в общем объеме поставок и др.

Оценка полноты использования договоров для обеспечения интересов предприятия предполагает наличие системы сбора от различных служб и подразделений требований к контрагентам и проверку фактического включения их в договоры. Такие требования могут касаться улучшения ассортимента и качества приобретаемой продукции, порядка упаковки и отгрузки, формы расчетов и др.

Заблаговременное оформление договорных обязательств до начала хозяйственного года в значительной мере позволяет избегать перебоев в снабжении, положительно сказывается на ритмичности производства. Поэтому такой показатель, как сроки оформления основной массы договоров, может вводиться в качестве оценочного при определении качества работы юридических служб.

Существенное влияние могут оказывать юридические работники на решение поставленной XXV съездом КПСС задачи перевода объединений и предприятий на прямые длительные хозяйственные связи по поставкам. В соответствии с постановлением Госснаба СССР от 15 июля 1971 г. № 21 «О порядке прикрепления на прямые длительные хозяйственные связи по поставкам продукции предприятий-потребителей к предприятиям-поставщикам» перевод на такие связи осуществляется, но инициативе потребителей. Предприятия на основе анализа договоров со своими смежниками должны заявить, с кем из них отношения имеют длительный (более двух лет) и перспективный характер. На основе этого анализа планирующим органам вносятся предложения о прикреплении к соответствующим нредприятиям-поставщикам и выдаче плановых заданий на пятилетний период.

Переход на долгосрочные связи представляет собой главную часть договорной работы, в связи с чем он должен осуществляться при активном участии юридических служб. Их возможности в этом деле весьма велики. Так, в значительной мере по инициативе юридического отдела Днепропетровского металлургического завода договоры поставки со всеми потребителями были заключены на пятилетку. В результате отпала необходимость в ежегодном оформлении договоров, были устранены трудности в выполнении заказов отдельных покупателей. Уровень развития прямых и длительных хозяйственных связей, увеличение доли долгосрочных договоров в общей массе обязательств предприятия также может рассматриваться как оценочный показатель.

От активности и инициативы юридических работников зависит использование такого правового средства, как имущественные санкции. Полнота применения мер материального воздействия связана с осуществлением на предприятии систематического контроля за исполнением договорных обязательств. Наибольший эффект дает применение в этих целях вычислительной техники. Оно позволяет оперативно выявлять и не оставлять без реагирования практически ни одного нарушения, уменьшить разрыв между временем нарушения и применением ответственности к должнику, повысить точность и качество подготавливаемых претензионных и исковых материалов.

Показатель применения санкций может выражаться как соотношение числа заявленных претензий (исков) к зарегистрированному общему числу допущенных контрагентами нарушений обязательств. Законодательном установлено, что применение санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров поставки является обязанностью кредиторов. Точное исполнение требований закона, принципиальность и активность юридических служб должны находить проявление в строгом и неуклонном применении мер ответственности к нарушителям государственной дисциплины.

При оценке работы юрисконсультов необходимо принимать во внимание также положение дел с отнесением ущерба, причиненного предприятию, на виновных должностных лиц. В легкой, местной, мясомолочной, пищевой промышленности, государственной и кооперативной торговле велики еще потери материальных ценностей, однако лишь незначительная часть понесенного ущерба возмещается непосредственными виновниками. Степень возмещения убытков характеризует деятельность юридических работников по укреплению хозрасчета, социалистической законности и трудовой дисциплины.

Можно назвать ряд других участков работы юридических служб, которые также в большей или меньшей степени связаны с выполнением их главных задач и, следовательно, с определением эффективности деятельности.

Выработанные критерии и показатели эффективности работы правовой службы должны использоваться как инструмент для улучшения ее деятельности. В соответствии с Типовым положением о премировании работников промышленных предприятий, переводимых на новую систему планирования и экономического стимулирования, юридические работники, как и другие служащие, премируются за выполнение и перевыполнение важнейших плановых показателей. Наряду с этим руководители предприятий по согласованию с ФЗМК могут устанавливать дополнительные условия премирования, которые служат основой для уменьшения размеров премии (в случае их невыполнения) в пределах до 50%. Основу системы премирования юрисконсультов должны составлять показатели, стимулирующие решение первоочередных задач, стоящих перед юридической службой. Поэтому перечисленные выше показатели могут учитываться при решении вопроса о премировании юридических работников, а также проведении соревнований и конкурсов на звание лучшей правовой службы в отрасли.

Практика свидетельствует о нецелесообразности установления многочисленных дополнительных условий премирования, чтобы не снижать у работников заинтересованность и уверенность в получении премии. Кроме того, устанавливаемые показатели и условия премирования должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечивался точный учет и результативность работы. Наряду с показателями, невыполнение которых влечет соответствующее снижение материального вознаграждения, могут устанавливаться и такие, за достижение которых юрисконсульты поощряются дополнительно.

Выбор конкретных показателей должен стимулировать выполнение основных задач, повышение вклада юридических служб в общие результаты работы предприятия. Так, первостепенное значение имеют предупреждение нарушений законности и государственной дисциплины на предприятии, полнота использования договора для решения производственнохозяйственных задач. Вместе с тем выбираемые показатели могут варьироваться в зависимости от актуальности тех или иных проблем, стоящих перед предприятием.

Выработка критериев эффективности деятельности юридической службы и способов их практического применения требует дополнительных исследований. Решение указанных вопросов является неотложной задачей, поскольку от этого существенно зависит повышение уровня правовой работы в народном хозяйстве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой