Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Происхождение государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период варварства возникло домашнее животноводство, началось возделывание сельскохозяйственных культур, усложнялись и специализировались орудия труда для выполнения различных операций (появились топор, нож, шило, скребок, наконечники стрел и копий и т. д.). Накапливался опыт производственной деятельности в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. Предметы потребления… Читать ещё >

Происхождение государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран, их государственно-правовых институтов;
  • • ключевые проблемы происхождения государства и права зарубежных стран;

уметь

  • • анализировать общие закономерности становления и развития государства и права цивилизаций, основные факторы развития государства и нрава, формы и структуру политической организации общества;
  • • выявлять конкретно-исторические закономерности развития государства и права;
  • • давать историческую оценку государственно-правовых явлений;

владеть

  • • навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач;
  • • методикой построения, анализа и применения историко-правовых моделей для оценки состояния и прогноза развития общественных явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам историко-правового анализа).

Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода

Общество и государство существовали не всегда. Первое возникло около 3—4,5 млн лет назад, второе — лишь 5—6 тыс. лет назад.

Общество — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Оно представляет собой устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами и взаимодействующих на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Можно выявить следующие характеристики общества[1]:

  • • общество — это человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием. Объяснение общественной природы человека на протяжении всей истории оставалось центральной проблемой всех теорий общества. Общество состоит из людей, индивидов, которых может быть больше или меньше, среди них могут быть бедные и богатые, равноправные и неравноправные, они могут быть более или менее одинаковыми или значительно различаться по характеру — тем не менее ясно, что «кирпичиком» общества всегда является единичный человек. Очевидно, что общество не существует без индивида, но и индивид не существует без него. Общество является не просто механическим объединением, совокупностью индивидов, а организацией, возникшей на основе определенных правил. Любое сообщество людей можно определить по тому, из каких индивидов оно слагается, а индивида в свою очередь можно определить по признакам, к каким сообществам он принадлежит. В общественной системе любой сложности и любого уровня организации люди выступают в качестве главного компонента, они действуют, организуясь в различные группы: национальные, сословные, классовые, политические, религиозные и т.н. Общество — эго иоле деятельности людей, которые создают историю;
  • • общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих по необходимости удовлетворения значимых для них потребностей;
  • • общество — это устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей;
  • • общество характеризуется наличием публичной власти, не совпадающей с населением, а также общеобязательных правил поведения, способных обеспечить на определенной территории упорядочение социальных взаимодействий, защиту населения от внешней угрозы;
  • • общество — это социокультурная система, характеризующаяся общей системой ценностей, именуемой культурой.
Обществу присущи различные формы организации: на первобытнообщинной стадии — родоплеменная, позже — политическая. Политической форме общественной организации всегда соответствуют государство, обладающее аппаратом управления, законы и учреждения, контролирующие их исполнение[2].

Образованию государства предшествовал первобытно-общинный строй — древний тип коллективного или кооперативного производства, который сложился вследствие беззащитности отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека стал совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудня труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т. п.) принадлежали всем. Поскольку орудия груда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Первобытное общество — замкнутая и самодостаточная социальная группа, в которой удовлетворялись все личные и общественные потребности при господстве промискуитета.

Экономика общества догосударственпого периода характеризовалась:

  • — низким уровнем производительности, когда все, что производилось, потреблялось;
  • — наличием коллективной собственности;
  • — отсутствием товарообмена и присутствием дарообмена.

В таком обществе основополагающими являлись принципы рецинроктности (коллективная собственность на все, что производилось) и редистрибуции (распределение между всеми членами общества произведенного). Именно в этот период начался переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией (15—10 тыс. лет до н.э.). Каменные орудия производства стали заменять медными, бронзовыми, железными и т. д., совершенствовались способы, приемы в организации работы, выразившиеся в разделении труда.

Неолитическая революция привела к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения разделились. Таким образом, неолитическая революция явилась переходом от присваивающей экономике к производящей.

Важнейшим этапом на пути к государству явилась специализация производства, повлекшая за собой общественное разделение труда. В истории известно три основных этапа разделения труда. Первоначально все члены первобытного общества занимались общей, одинаковой для всех, деятельностью. Первое разделение труда произошло, когда земледелие отделилось от скотоводства. Появление двух видов производства дало возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивался у кочевых народов, образ жизни которых постоянно приводил их в соприкосновение с чужими общинами и обмену продуктов, что способствовало разложению сельской общины. Вторым крупным общественным разделением труда стало отделение ремесла от земледелия, приведшее к имущественному расслоению. С появлением скотоводства, земледелия и ремесла возникла необходимость в товарных отношениях, что привело к третьему крупному общественному разделению труда — появлению сословия купцов, не участвовавших в процессе производства материальных благ, а занимавшихся товарообменом, извлекая при этом прибыль.

Л. Г. Морган (1818−1881 гг.), американский этнолог, историк, автор наиболее известной антропологической концепции XIX в., считал, что первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии:

  • — период дикости (каменный век, детство человеческого рода) большинство народов пережило примерно 30 тыс. лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения (камень, палка, копье и т. п.). Общественным устройством этого периода являлась стадная общность, первобытное стадо.
  • — в период варварства возникло домашнее животноводство, началось возделывание сельскохозяйственных культур, усложнялись и специализировались орудия труда для выполнения различных операций (появились топор, нож, шило, скребок, наконечники стрел и копий и т. д.). Накапливался опыт производственной деятельности в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. Предметы потребления стали результатом труда, например, прирученное животное и его приплод, урожай злаковых культур с засеянного поля (а не найденного готовым в природе). Изменились и производственные отношения — коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Изменилась общественная организация: первобытное стадо преобразовалось в род — носитель и накопитель опыта коллективного труда, который постоянно совершенствовался. Родовая община — объединение людей, основанное на родственных связях, общности имущества и труда. На более поздних стадиях развития общества роды объединялись в племена, объединяющие близкие роды, а затем в союзы племен. В тот же исторический период возникла необходимость в управлении общественными делами, т. е. потребность во власти, но в родовом устройстве общества государства еще не было.

По мере роста производительности труда накапливались богатства, которые вначале принадлежали всему племени, потом роду, затем отдельным патриархальным семьям. Земля также сначала была общей собственностью, затем становилась объектом пользования отдельных семей, передавалась по наследству. Развитие производства сопровождалось усилением эксплуатации чужого труда, приводило к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряли свое значение, органы родового строя оказались неспособными урегулировать общественные разногласия, возникавшие в связи с появлением частной собственности. Поэтому стало возможным возникновение организации не всего общества в целом, а только отдельной его части — собственников средств производства.

  • [1] Такие видные мыслители как Н. Смелзер, Г. и Дж. Ленски, Э. Шилз занимались проблематикой общества и выделяли различные признаки общества, которые в синтезированном виде представлены в данной теме.
  • [2] Дж. Лснски выделял общества, живущие охотой и собирательством, садоводческие общества (на Ближнем Востоке), аграрные общества (Древний Восток), промышленные общества (с конца XVIII в. в Западной Европе). Д. Белл и А. Турен выделяли доиндустриальпые, индустриальные и постиндустриальные общества.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой