Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-правовые идеи марксистской философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значимым для философии права является также и разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом стадиальная концепция развития истории человечества. Это, по сути дела, материалистическое понимание процесса развития общества и в целом — исторического процесса. Основное содержание их стадиальной концепции заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития… Читать ещё >

Философско-правовые идеи марксистской философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественнополитической мысли, хотя наибольшее влияние на её создателей всё-таки оказали представители немецкой классической философии.

Марксистская философия — это, прежде всего, материалистическая и диалектическая философия. В ней наличествуют «проверенные» историей методы, принципы, понятия и категории, а также критерий истинности полученных знаний. Она охватывает все сферы бытия природы, общества и человека. Она обладает огромным методологическим инструментарием и в ней «заложен» потенциал к развитию, в отличие от «философской системы» Г. Гегеля, где «система» находится в противоречии с «методом» .

Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс напрямую вопросы «философии права» не исследовали, как не изучали эти воп;

росы напрямую многие мыслители Античности, Средневековья, Нового времени, Просвещения, а также представители немецкой классической философии, хотя значение их вклада в развитие «философии права», как мы отметили, в создание тех или иных её разделов было весомым. Такую же оценку, если не более значимую, можно дать и роли марксистской философии в становлении и развитии «философии права» .

Так, они представили широкой научной и философской общественности пример скрупулёзной критики философских систем идеалистического толка, где наряду с обоснованием несостоятельности выводов ряда философов, с негативным отношением к некоторым философским обобщениям представителей идеализма выделили то значимое и непреходящее для философской мысли, чего достигли их оппоненты. Они очень высоко оценили диалектику Г. Гегеля как учение о развитии мира, его познании. Например, Ф. Энгельс отмечал: «…эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества. Для неё нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всём и во всём видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу»[1].

Очевидно, этими и другими примерами в отношении достижений коллег философской партии идеалистов, они утверждали «стиль» научного анализа, оценки результатов философского поиска истины в разных областях и сферах бытия природы, общества, человека и человеческого мышления. Следовательно, они оставили мыслителям пример, как подлинная, материалистическая философия права должна относиться к достижениям идеалистической «философии права», к достижениям различных «правовых концепций» .

Значимым для философии права является также и разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом стадиальная концепция развития истории человечества. Это, по сути дела, материалистическое понимание процесса развития общества и в целом — исторического процесса. Основное содержание их стадиальной концепции заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития общества. Такой основой, как обосновывал К. Маркс и его последователи, является производство материальных благ. Ими было проведено, на основе анализа и оценки огромного массива фактического и теоретического материала, исследование структуры производительных и производственных отношений, было доказано, что производственно-экономические отношения между людьми, в конечном счёте, определяют все иные общественные отношения между ними, в том числе и правовые.

Оценивая вклад К. Маркса и Ф. Энгельса по прошествии многих лет, известный американский историк Бернард Бейлин в своём обращении к собранию Американской исторической ассоциации в качестве её президента сказал: «Разумеется, марксисты создали могучее средство для упорядочения материала в исторических трудах. …Они выделили лежащие в основе силы, которые как прямо, так и через „доминирующие идеологии“ формировали живые человеческие функции и стремились объединить базисные силы и структуры социальной и культурной жизни во всеобъемлющую схему, которая концентрировала внимание на критических переходах»[2].

А английский историк Джон Тош высказался ещё более определённее. Он отметил, что «…нынешнее враждебное отношение, как бы оно велико ни было, не изменит того факта, что марксизм оказал совершенно беспрецедентное воздействие на науку и в качественном, и в количественном смысле. Эта теория не имеет равных по широте охвата и уровню научной проработки. Пока учёные признают необходимость теории, они будут обращаться к марксистской традиции. Обоснованность этого прогноза станет совершенно бесспорной, если мы учтём сравнительную бедность других направлений истории»[3].

Можно отметить, что материалистическая философская система не только распространила свои воззрения на общество, она позволила осуществлять достаточно обоснованные прогнозы по развитию стран и народов, возникновению противоречий, которые могут ожидать людей в их историческом развитии. Следовательно, марксистская философия «передала» философии права свою прогностическую функцию, раскрыв «механизм» соединения теории и практики. Ведь К. Маркс неоднократно подчёркивал, что теория становится материальной силой, когда она овладевает массами. А это, в первую очередь, происходит тогда, когда теория отражает законы реального мира, общества и всех его сфер, институтов, власти. Выражена эта мысль была вполне определенно: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[4].

Вместе с тем в определённой степени марксистская философия всё-таки проанализировала формы и содержания «буржуазного права», рассмотрела смысл понятий и категорий его, сформулировала истоки возникновения государства и его роль в жизни стран, народов, человека и человечества.

Так, раскрывая процесс обмена, включённый в экономические отношения, они употребляют понятие " право" . Ф. Энгельс отмечал: «Таким образом, сюда входит вся техника производства и транспорт. Эта техника, согласно нашим взглядам, определяет также способ обмена, затем способ распределения продуктов и тем самым после разложения родового строя также и разделение на классы, отношения господства и подчинения, государство, политику, право и т. д.»[5].

Из обобщения, сделанного Ф. Энгельсом, который развивал взгляды К. Маркса в его анализе производственных отношений, можно сделать вывод, что право возникает из содержания и сути экономических отношений, являющихся составной частью материального производства. Другими словами, экономические отношения порождают право, которое в рамках рассмотренных нами видов можно назвать позитивным.

Вместе с тем в буржуазных странах того периода существовало убеждение, что право может формироваться на правовых доктринах или классовых интересах. Характеризуя этот процесс, Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» отмечал: «Но, став самостоятельной силой по отношению к обществу, государство немедленно порождает новую идеологию. У политиков по профессии, у теоретиков государственного права и юристов, занимающихся гражданским правом, связь с экономическими фактами теряется окончательно. Поскольку в каждом отдельном случае экономические факты, чтобы получить санкцию в форме закона, должны принимать форму юридического мотива и поскольку при этом следует, разумеется, считаться со всей системой уже существующего права, постольку теперь кажется, что юридическая форма — это всё, а экономическое содержание — ничто. Государственное и гражданское право рассматриваются как самостоятельные области, которые имеют своё независимое историческое развитие, которые сами по себе поддаются систематическому изложению и требуют такой систематизации путём последовательного искоренения всех внутренних противоречий»[6].

Вследствие вышеуказанных причин законодательство чаще всего, как тогда, так и сейчас, оказывается не способным адекватно отразить, санкционировать наличные экономические отношения. Вследствие этого общество «получает свои права» в искажённом виде, когда всеобщность норм заменяется интересами групп.

В целом же классики подчёркивали следующую из их философского анализа общества мысль, что право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества[7].

Другими словами, для философии права важна формула, которая выведена марксистами: не позитивный закон регулирует экономические отношения, а наоборот, экономические отношения лежат в основе закона[8]. Они определяют его содержание, его формы и «механизм» проявления.

Обобщая рассмотренный материал главы, можно сделать следующие выводы.

В XIX в. на основе уже достигнутых исследований и сформировавшейся науки, а также благодаря усилиям мыслителей, представлявших немецкую классическую философию, сложилась уникальная духовная сфера жизнедеятельности общества, имеющая свойство быть самостоятельной. Она не только детерминировалась материальными условиями и факторами бытия социоисторического организма, но и сама оказывала значительное детерминирующее воздействие на остальные сферы жизни общества и человека.

Такими же свойствами стали обладать и философия, и философия права как важнейшие составные компоненты и составные части духовной жизни общества.

В «рамках» идеалистической партии в философии философия права приобрела определённую завершённость. У неё уже был свой объект и предмет исследования, а также эффективный метод исследования, опирающийся на разработанную систему научных, философских и собственно юридических (правовых) понятий и категорий.

Идеалистическая философия права достаточно логично и непротиворечиво сформулировала содержательное определение права и закона, соотнесла все эти феномены жизни человека и общества с «исходным началом» развития всего сущего, предоставила человечеству и органам власти «философский механизм» формирования правовой государственности, возможные пути и средства постижения человеком свободы и равенства.

Одновременно в рамках формирующейся материалистической философии права, основанной на позиции материализма, достаточно полно отражённой и закреплённой в философии марксизма, формировались и обосновывались подходы к пониманию права и закона, подвергались всесторонней критике положения идеалистических взглядов и концептуальных разработок по природе права и закона. На основе материалистического понимания причин и источников развития общества и человека разрабатывались основы правопонимания. Исследовались и выделялись признаки реального права как феномена общественной жизни человека, который, находясь в условиях необходимости сохранения целостности и функциональности социальных общностей (социоисторических организмов), стремился на основе разума, познать закон противоречивого, но относительно самостоятельного, по отношению к неживой и живой природе, существования и развития общества, человечества в целом.

В философской литературе стали распространяться два практически не совпадающих направления исследований права, закона и государства. Но все они являлись составными частями развивающейся философии права, которая, как и философия в целом, как и правоведение не могла не включать спектр взглядов мыслителей на природу права. Ведь, так или иначе, они были основаны на понимании, интерпретации и объяснении реально существующего мира, сущности природы в целом, её происхождении, а также на трактовках сущности человека, тех общностей (социоисторических организмов), которые возникали в истории, исчезали и которые реально существовали.

Конечно, в формировании и обосновании концептуальных взглядов на природу и сущность права, закона и государства, которые создавались в «недрах» философии права, не мог не присутствовать и " конструкторский" подход. Объясняется сей феномен тем, что каждый мыслитель, проникнув в природу исследуемого предмета и сформулировав знания о нём, обязательно будет конструировать «модель» своего предмета исследования и перспективы его развития. В зависимости от мировоззренческого потенциала исследователя создаётся более или менее реалистическая модель предмета исследования и его будущее. Так было и в воззрениях мыслителей, направляющих свой взор на право, закон и государство.

И есть основания утверждать, что И. Кант был первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма — идейной платформы класса буржуа.

Как видим, право у И. Канта в большей степени есть «закон бытия» , открытый разумом и закрепленный в «законе государственном» , имеющим потенциал принуждения его исполнения.

Марксистская философия «вооружила» философию права материалистическим диалектическим методом, позволяющим ей выявлять существенные признаки права, закона, взаимообусловленность исторического развития общества, человека и права.

Она предоставила философии права критерии оценки права и закона, а также места и роли государства в развитии такого социального феномена, как право.

Марксистская философия позволяет утверждать, что если право имеет длительную историю своего становления и развития, то оно должно сохранять свои сущностные признаки, как бы ни изменяли на него своего воззрения исследователи разных времён, эпох и школ.

И ещё! После философских исследований права, закона и государства, которые были осуществлены в немецкой классической философии и философии марксизма, кавычки с философии права можно убрать. Данная составная часть философии в этот период сформировалась.

  • [1] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Т. 21. С. 276.
  • [2] Ваilуп В. The Challenge of Modern Historiography // The American Historical Review. 1982. Vol. 87. № 1. P. 5−6.
  • [3] Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. С. 211.
  • [4] Маркс К. Тезисы о Л. Фейербахе. Т. 3. С. 3.
  • [5] Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т. 39. С. 174.
  • [6] Энгельс Ф. Указ. соч. Т. 21. С. 312.
  • [7] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т. 19. С. 30.
  • [8] Там же. Т. 12. С. 6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой