Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система упражнений на выявление противоречий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика выполнения упражнения. Сначала предложите назвать побольше слов с любыми, но противоположными значениями — антонимы по любым признакам, по любым критериям. Методика выполнения упражнения. Это сложная игра даже для взрослых, но зато очень интересная, остроумная и полезная. Назовите систему и антисистему. Например: Найди противоположное по форме" (арбуз — кубик — звезда). По агрегатному… Читать ещё >

Система упражнений на выявление противоречий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подведение учащихся к пониманию противоречия можно начать с серии игр «Наоборот».

Наоборот — это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что «наоборот» не обязательно «против». Антонимы — это слова с противоположными значениями (бедный — богатый, горячо — холодно).

Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?

  • — По свойствам (мягкое — твердое).
  • — По размерам (большой — маленький).
  • — По функции. Функция — антифункция, действие — антидействие (зажечь — погасить).
  • — По носителю функции и антифункции. Система — антисистема (мел — тряпка, лампа — штора, якорь — паруса).
  • — По характеру, по чувствам (грустный — радостный).

В результате игр «Наоборот» ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение.

Упражнение 1. Назови противоположное свойство

Методика выполнения упражнения. Ребенку называют какое-либо свойство (первую часть пары антонима) и просят назвать противоположное свойство (вторую, противоположную часть пары антонима). Например:

  • — легкий —…
  • — узкий —…
  • — чистый —…
  • — прямой —…
  • — мокрый —…
  • — простой —…
  • — острый —…
  • — пустой-…
  • — сладкий —…
  • — толстый —…
  • — тупой —…
  • — круглый —…

Упражнение 2. Назови предметы с противоположными свойствами

Методика выполнения упражнения. Разложить на столе много предметов или картинок с изображением разных предметов и попросить ребенка найти предметы с противоположными свойствами.

Сначала помогите подсказками:

  • — «Найди противоположные по цвету» (белый снег — черная земля, чайка — грач).
  • — «Найди противоположные по весу» (легкое перышко — тяжелый трактор, муха — слон).
  • — «Найди противоположное по форме» (арбуз — кубик — звезда). По агрегатному состоянию, по твердости, по вкусу и так далее… Упражнение 3. Назови антифункцию

Методика выполнения упражнения. Ребенку называют какую-нибудь функцию или действие, а он должен назвать антифункцию. Например:

  • — создать — уничтожить;
  • — усилить — ослабить;
  • — увеличить — уменьшить;
  • — обогащать — разорять;
  • — удалять — приближать;
  • — нагревать — охлаждать;
  • — согнуть — разогнуть;
  • — открыть —…
  • — налить —…
  • — поднять —…

Упражнение 4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции

Методика выполнения упражнения. Это сложная игра даже для взрослых, но зато очень интересная, остроумная и полезная. Назовите систему и антисистему. Например:

  • — ножницы — клей;
  • — кран — раковина;
  • — холодильник — электроплитка;
  • — душ — зонтик;
  • — цемент — порох;
  • — сеялка — косилка;
  • — кисточка — шкурка наждачная;
  • — колыбельная песня — будильник;
  • — спички — огнетушитель;
  • — охотник — дичь.

Попросите назвать функцию и антифункцию названных выше предметов:

  • — разрезает — склеивает;
  • — вливает воду — выливает воду;
  • — охлаждает — греет;
  • — мочит — защищает от намокания;
  • — созидает — разрушает.

Упражнение 5. Совмести предметы по антифункциям

Методика выполнения упражнения. Эта игра отличается от предыдущей тем, что на столе раскладываются заранее подобранные предметы (картинки), предназначенные для выполнения противоположных функций.

Например, на стол кладут: карандаш, резинку, иголку с ниткой, ножницы, рукавички, веер… Надо взять предметы, составляющие пару система — антисистема.

Упражнение 6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно

Методика выполнения упражнения. Сначала предложите назвать побольше слов с любыми, но противоположными значениями — антонимы по любым признакам, по любым критериям.

Потом предложите детям назвать признак, по которому составлен придуманный антоним (объяснить, по какому признаку различие). Например:

  • — высоко — низко (по положению над чем-то);
  • — стоять — бегать (по функции);
  • — горячее — холодное (по температуре).

Можно предложить играющим назвать первую часть антонима и много вторых частей. Например: круглый — угловатый, треугольный, многогранный, бочкообразный…

Потом назовите признак и попросите детей подобрать подходящий антоним. Например, по характеру:

  • — смелый — трусливый,
  • — восторженный — равнодушный,
  • — добрый — злой,
  • — спокойный — нервный.

Упражнение 7. Назови предметы по заданному антониму

Методика выполнения упражнения. Называются антонимы.

Горячее — холодное.

Ребенку предлагают назвать как можно больше предметов, имеющих оба указанных в антониме свойства:

  • — горящая свеча (пламя — парафин),
  • — самовар (огонь — ручки),
  • — газовая плита,
  • — сигарета…

Твердое — жидкое.

  • — кокосовый орех,
  • — кувшин с водой,
  • — свежее куриное яйцо,
  • — фляга с водой,
  • — улей…

Быстро — медленно: спицы колеса и педали двигаются значительно быстрее рамы велосипеда…

Длинное — короткое: карандаш пишет длинную линию, а грифель укорачивается очень медленно; ножницы длинные, а ось ножниц короткая.

Упражнение 8. Герои сказок

Методика выполнения упражнения. Предложите детям назвать героев сказок с противоположными характерами. Попросите назвать эти характеры. Например:

  • — волк — Красная Шапочка;
  • — Колобок — лисица;
  • — заяц — волк;
  • — Золушка — мачеха;
  • — Руслан — Фарлаф.

Упражнение 9. Составь противоречие

Методика выполнения упражнения. Подвести детей к пониманию противоречия можно с помощью игр «Хорошо — плохо» по методике контрольных вопросов (вопросно-ответные игры), когда ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые он самостоятельно добивается понимания или решения задачи. Приведем примеры.

  • 1. Назовите предмет или действие (процесс), который вы хотели бы улучшить (пусть дети назвали — «Рукавичка»).
  • — Назовите хорошие, полезные свойства рукавички.
  • — Теплая, мягкая, гибкая, красивая.
  • — Назовите плохие качества рукавички.
  • — Теряется, намокает, дорогая, плохо гнется.
  • — Почему одни свойства вы назвали хорошими, а другие плохими?
  • — Если рукавичка теплая, то рука не мерзнет и можно лепить бабу.
  • — Если рукавичка мягкая, то руке приятно.
  • — Если рукавичка гибкая, то удобно держать игрушки.
  • — Если рукавичка красивая, то приятно ее показать девочкам.
  • — Если рукавичка теряется, то мама ругает и руке холодно.
  • — Если рукавичка намокает, то опять мама ругает и руке холодно.
  • — Если рукавичка дорогая, то страшно потерять, так как будет ругать мама.
  • — Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая?
  • — Плохо то, что весной в синтетических рукавичках руки потеют и не закаляются.
  • — А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других — плохо?
  • — Что плохого в том, что рукавичка мягкая?
  • — Плохо то, что она почти не защищает руку при ударах, при ушибах.
  • — Скажите это одной фразой.
  • — Если рукавичка мягкая, то руке приятно, но такая рукавичка плохо защищает руку от ушибов.
  • 2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы.
  • — Какую функцию он предназначен выполнять?
  • — Какое противоречие он разрешает?
  • — Как еще можно разрешить это противоречие?

Бутылка. Из бутылки должен свободно выливаться лимонад в стакан, когда я хочу пить, и не должен выливаться лимонад, когда я несу бутылку домой.

Зонтик. Должен быть большим, чтобы защищать от дождя меня и маму, и должен быть маленьким дома, чтобы не занимать много места.

Чайник. Должен хранить горячую воду, но не обжигать рук, когда надо ее разливать по стаканам.

Ножницы. Должны быть острыми, чтобы резать бумагу, и тупыми, чтобы не поранить руки.

Блокнот. Должен быть большим, чтобы в нём можно было делать большие рисунки, но тогда он не помещается в портфеле, и блокнот должен быть маленьким, чтобы помещаться в портфеле, но тогда в нем нельзя делать большие рисунки.

Совместно с детьми формулируйте противоречия для простых, хорошо известных детям предметов, сначала по простой двухэлементной схеме (если…, то…), а потом по полной схеме.

Упражнение 10. Закончите формулировку противоречия

Методика выполнения упражнения. Предложите ребенку найти, что в ситуации плохо.

  • — Если нитка в иголке длинная, то это хорошо потому, что не надо часто ее заменять, но это и плохо, так как неудобно шить иголкой с длинной ниткой.
  • — Длинное пальто — это хорошо потому, что… и плохо потому, что…
  • — Большое ведро — это хорошо потому, что… и плохо потому, что…
  • — Толстая книга — это хорошо…
  • — Большой урожай яблок — это…
  • — Маленький урожай яблок — это…
  • — Затяжной дождь — это…
  • — Сильный мороз — это…
  • — Ранняя весна — это…
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой