Источники административно-процессуального права
Специальным нормативным правовым актом, регулирующим административно-процессуальное право, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). По юридической силе он приравнивается к федеральному закону, ибо был принят Государственной Думой ФС РФ 20 декабря 2001 г. Порядок введения в действие этого нормативного правового акта урегулирован в другом Федеральном… Читать ещё >
Источники административно-процессуального права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «источник административно-процессуального права»
Под источником административно-процессуального права нами подразумеваются внешние формы юридического закрепления административно-процессуальных норм, иначе говоря, правовые акты нормативного характера, содержащие общие и общеобязательные правила.
Источником административно-процессуального права следует считать юридический акт, содержащий административно-процессуальные нормы. Следует иметь в виду, что существует большое количество и значительное разнообразие таких актов как по форме (не зависит от юридических свойств акта, а определяется особенностью структуры акта), так и по правовым свойствам.
Виды и формы источников административного права
- 1. Среди правовых актов Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. и в соответствии с абз. 1 п. 1 ее раздела II вступившая в силу со дня официального опубликования, т. е. с 25 декабря. Обращаем внимание, что в соответствии с двумя подзаконными нормативными правовыми актами Президента РФ состоялось второе официальное опубликование Конституции РФ 1993 г.
- 2. Федеральные конституционные законы. Например: «О Правительстве Российской Федерации», «О военном положении» .
- 3. Федеральные законы. Например: «Об исполнительном производстве», «О лицензировании отдельных видов деятельности» .
- 4. Специальным нормативным правовым актом, регулирующим административно-процессуальное право, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). По юридической силе он приравнивается к федеральному закону, ибо был принят Государственной Думой ФС РФ 20 декабря 2001 г. Порядок введения в действие этого нормативного правового акта урегулирован в другом Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 20 декабря 2001 г. В соответствии с со ст. I указанного нормативного правового акта Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен в действие с 1 июля 2002 г.
Разделы IV и V КоАП РФ содержат административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и порядок исполнения административных наказаний.
- 5. Нормативные указы Президента Российской Федерации («О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации») и нормативные акты Правительства РФ («Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения»).
- 6. Нормативные правовые акты федеральных министерств (Министерства юстиции — «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации»).
- 7. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» .
Критерием классификации также может служить форма источника. Формы источников: положение («Положение о Министерстве образования и науки РФ»; «Положение о государственных наградах Российской Федерации»); устав (Устав Российской академии художеств); инструкция (Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти); правила (Правила оказания услуг подвижной связи).
Административно-процессуальные нормы
Понятие и особенности административно-процессуальных норм
Административно-процессуальные нормы представляют собой разновидность действующих в нашем обществе юридических правил поведения людей, установленных государством. Поэтому они обладают всеми признаками, которые вообще свойственны правовой норме.
С другой стороны, по мнению авторов, управленческие процессы в России периодически пересматриваются, в связи с этим закономерно следует толковать о них с учетом действующих нормативных правовых актов, которые непосредственно регулируют общественные правоотношения (прежде всего административные), имеют прямое отношение к административным процессуальным нормам. Так, необходимо учитывать нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп. на 28 июля 2012 г.).
В отличие от норм иных процессуальных отраслей российского права административно-процессуальные нормы имеют некоторые особенности.
1. Неодинаков круг субъектов, правомочных устанавливать процессуальные нормы различных отраслей. Как известно, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодателем, т. е. Государственной Думой ФС РФ, как это предусмотрено п. «о» ст. 71 Конституции РФ.
Что же касается административно-процессуальных норм, то их создание является предметом совместной деятельности Российской Федерации и се субъектов на основании п. «к» ст. 72 Конституции РФ.
- 2. Существуют заметные различия и в круге субъектов, применяющих административно-процессуальные и иные процессуальные нормы. Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы правомочен применять строго ограниченный круг субъектов, обозначенный в соответствующих процессуальных законах. В несравненно более широкой сфере государственного управления, в которой реализуются функции разветвленной системы органов исполнительной власти, круг субъектов правоприменения административно-процессуальных норм, естественно, более широк и многообразен.
- 3. Реализация административно-процессуальных норм не всегда связана с необходимостью оказать принудительное воздействие на участников правоотношений. Элемент принуждения характерен лишь для сравнительно небольшой части административно-процессуальных норм.
Итак, административно-процессуальным нормам присуши две основные особенности. Первая особенность заключается в их управленческом характере, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления (регламентирования), в которой реализуются полномочия органов исполнительной власти. Начиная с 2005 г. они определены также и в административных регламентах, в частности постановлении Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (с изм. на 16 мая 2011 г.). Эта особенность позволяет отграничить административно-процессуальные нормы от всех иных правовых норм, кроме норм материального административного права, которые также регулируют управленческие общественные отношения.
Вторая особенность состоит в том, что это — процессуальные правила, которые регулируют (регламентируют) не все управленческие отношения, а только те, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе применения, прежде всего, норм материального административного права, т. е. отношений правовых.
Таким образом, административно-процессуальная норма — это установленное и регламентированное правомочным государственным органом Российской Федерации и субъекта РФ общее правило, «регулирующее правовые отношения, возникающие при 'разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере oреализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.