Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кросс-культурные различия. 
Этнопсихология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые исследователи, такие как Д. Берри, считают, что экологические различия могут приводить даже к изменениям в генофонде той или иной культуры. Так, например, сверхнезависимые и безответственные люди в земледельческих культурах могут изгоняться из общества или даже уничтожаться физически. В охотничьих обществах, наоборот, зависимые и несамостоятельные особи также могут изгоняться… Читать ещё >

Кросс-культурные различия. Этнопсихология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В некоторых областях Африки жизнь людей в местах обитания мухи цеце имеет далеко идущие последствия. Поскольку эти насекомые поражают скот, то в этих условиях трудно содержать коров, следовательно, возникают трудности с молоком для маленьких детей. В результате матери кормят детей своим молоком до грех лет. Поскольку в результате последующей беременности молоко у матери пропадает, то в этих племенах существует табу на сексуальные отношения с момента рождения ребенка до достижения им возраста трех лет. Это в свою очередь приводит к многоженству у мужчин данной культуры. В результате дети спят со своими матерями долго в одной постели. Мальчики вследствие этого очень привязаны к своим матерям и долго не усваивают мужские роли. Чтобы это преодолеть, культура развивает специальные церемонии инициации, позволяющие четко отделить «взрослого» мужчину от ребенка1.

Другими словами, определенные экологические условия (наличие мухи цеце) вызывают развитие определенных элементов культуры (длительное табу на секс после рождения ребенка, многоженство, тесная эмоциональная связь ребенка с матерью в результате сна в одной постели, церемония инициации и установление более далеких отношений в последующей жизни).

Некоторые исследователи, такие как Д. Берри, считают, что экологические различия могут приводить даже к изменениям в генофонде той или иной культуры. Так, например, сверхнезависимые и безответственные люди в земледельческих культурах могут изгоняться из общества или даже уничтожаться физически. В охотничьих обществах, наоборот, зависимые и несамостоятельные особи также могут изгоняться и отвергаться обществом. Таким образом, генофонд группы может становиться более согласованным с требованиями экологии, что усиливает шансы этой группы успешно адаптироваться к данной среде и выжить в ней.

Но культуру формирует не только экология, но и история. Так, например, войны изменяют взгляд людей на себя.

Пример Японцы, в частности, изменили самовосприятие после Второй мировой войны: при этом сами они радикально не изменились, но поменяли роль воинственного агрессора на роль сильного экономического соперника. Считается, что поражение в войне страны-агрессора способно в сильной степени изменить представление о себе у представителей данной культуры, способствуя переосмыслению ценностей, целей и результатов поведения, продиктованного данными ценностями и целями. В целом это приводит к более адекватному групповому поведению, что часто вознаграждается экономическим и духовным возрождением. К резкому культурному изменению приводят не только войны, но и революции, кардинальные перемены экономического и общественного строя, которые время от времени переживают все страны и культуры.

Таким образом, можно сказать, что экология и история — главные факторы, формирующие культуру, влияющие на поведение членов культуры и тем самым создающие способы социализации детей в данной культуре.

Разные культуры имеют различные способы социализации детей, которые приводят к отличающимся типам личности.

Пример В исследовании Р. Рохнера было показано, что родители, которые тепло относятся к детям, обнимают их, ласкают, поддерживают во всем, имеют детей-оптимистов, обладающих позитивным взглядом на мир. Родители холодные, равнодушные или недоступные, отвергающие детей (использующие частые физические наказания, вербальные оскорбления), воспитывают детей-пессимистов с негативным взглядом на мир, не любящих себя, эмоционально неотзывчивых, нестабильных, агрессивных и плохо адаптирующихся в мире. Обычно такие дети не могут создать прочные дружественные и семейные связи, имеют проблемы со здоровьем (аллергии, астма, высокая тревожность) и трудности в учсбс. При этом, как выяснилось, самый важный показатель родительского принятия и одобрения — это добровольное физическое присутствие и реальное участие отца во всех домашних делах. Второе, также очень важное, условие — наличие «разветвленной» семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д.). Согласно теории Рохнера, женщины, растящие детей в одиночку, слишком перегружены и тревожны, чтобы обеспечить необходимую норму принятия для ребенка. Присутствие большого числа заботливых родственников способно покрыть эту «недостачу». Суть в том, что должно быть достаточное количество тех людей, которые имеют время и желание дать ребенку необходимую эмоциональную поддержку. Данные этого исследования с успехом подтвердились в других культурах.

Итак, социализация ребенка зависит от многих факторов: от того, какие ресурсы доступны родителям, какую эмоциональную и материальную поддержку они могут получить от других и какова структура семьи. Можно в заключение лишь отметить, что снижение количества детей в семье, увеличение разводов и жизнь в нуклеарной семье, по сравнению с традиционными обществами, где ребенок не был оставлен вниманием со стороны старших и бездетных родственников, не способствовало, в частности, в России воспитанию защищенной и уверенной в себе личности с оптимистичным взглядом на мир.

То есть способ социализации связан с особенностями личности и поведения. Рассмотрим, как тип личности влияет на поведение. Поскольку по мнению ряда ученых, ситуация лучше предсказывает поведение, чем личность, у людей с определенным типом личности существует тенденция выбирать ситуации, наиболее им подходящие.

Пример Агрессивные люди скорее пойдут в армию, чем в монастырь, созерцательные — наоборот. Люди по-разному ведут себя в разных ситуациях — танцуя на вечеринке, молясь в церкви, читая в библиотеке, «болея» на спортивном матче, и т. д.

Если рассматривать духовную сферу культуры, то обычно культуры с суровой практикой социализации имеют в своем арсенале суровых богов, а в культурах с «мягкой» социализацией — мягких и прощающих богов.

Ситуация — наиболее сильный «предсказатель» поведения. Однако культуры формируют свои ситуации по-разному, в зависимости от со;

циальной структуры общества, состава семьи, ведущих типов отношений между людьми.

Пример

В индивидуалистической культуре люди нацелены на разрешение конфликтов легальным путем, поэтому в них много юристов, судов (ситуации для поведения) и гораздо больше судебных прецедентов, чем в коллективистских культурах, где конфликт разрешается неформально, с использованием посредников — авторитетных родственников или знакомых.

Таким образом, культура как некий осадок истории содержит множество элементов, которые предыдущие поколения усвоили как хорошо работающие в специфических экологических условиях. Конечно, экологии меняются, культурные элементы устаревают и атрофируются. Но, в целом, многие связи между экологией, культурой и поведением могут быть поняты с функциональной точки зрения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой