Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутреннее направление работы социально ответственных компаний. Во внутреннем направлении добровольный вклад бизнеса в развитие социальной, экономической и экологической сфер также осуществляется путем закрепления принимаемых на себя обязательств в локальных правовых актах. К таким актам относится коллективный договор, заключаемый между работодателем и работниками. Условия этого договора… Читать ещё >

Социальная ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. Сначала это обычаи, традиции, запреты. Более совершенную форму социальная ответственность приобретает с появлением класса общества и государства. Действующие здесь социальные нормы более многообразны. Поэтому в числе главных субъектов социальной ответственности следует считать государство.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этой нормы государство берет на себя ответственность за создание экономического и социального благополучия граждан. Эта позиция находит свое отражение и в других нормах Основного Закона. К ним относятся:

— ч. 3 ст. 37: «Каждый имеет право па труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы»;

ч. 1 ст. 39: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»;

— ч. 1 ст. 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»;

ст. 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»; и др.

Объектом социальной ответственности являются социальные права граждан в данном случае в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Отношение индивида к общественным интересам, вытекающее из правильного понимания и выполнения им своих обязанностей, определенных социальными нормами, представляет субъективную сторону социальной ответственности. Социальная ответственность как совокупность нормативных требований, предъявляемых к индивиду, есть объективная сторона социальной ответственности.

Заключая в себе глубинные характеристики социального и правового положения человека в обществе и государстве, отмечает Е. Н. Васин[1], государственная социальная ответственность является в то же время важным показателем зрелости всей системы государственно-общественных отношений. Она выступает в качестве критерия уровня экономического развития государства, степени профессионализма административных чиновников, развития гражданской самоорганизации населения и степени демократических проявлений в государственной и общественной жизни.

Например, в сфере природопользования это проявляется в отношении государства к бережному использованию природных ресурсов в целях их сохранения для будущих поколений, сохранению уникальных памятников природы, созданию государственных заповедников и заказников, использованию безотходных производств, внедрению новых экологически чистых технологий, ограничению вредных сбросов и выбросов и др.

Следует отметить, что государственная социальная ответственность имеет место и в тех случаях, когда нарушение социальных норм было допущено должностным лицом, уполномоченным реализовывать властные, организационно-распорядительные и другие функции от имени государства.

Социальная ответственность имеет несколько уровней, которые отражены на рис. 10.1.

Классификация и содержание уровней социальной.

Рис. 10.1. Классификация и содержание уровней социальной.

ответственности Кроме государства субъектом социальной ответственности выступает бизнес-сообщество. Поэтому в ряде случаев социальная ответственность иначе называется корпоративной социальной ответственностью, которая определяется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Данное определение необходимо разобрать более детально и начинать, на наш взгляд, необходимо с бизнеса. Словарь экономических терминов определяет бизнес как любую организованную законную деятельность, главной целью которой является получение прибыли. Регулируется он национальным законодательством и международными соглашениями[2].

Следовательно, субъектами социальной ответственности могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. И нс могут быть такими субъектами некоммерческие организации, поскольку у них иные цели, нежели получение прибыли.

Вложения в развитие социальной, экономической и экологической сфер могут быть сделаны в форме целевых денежных средств, выполненных работ или оказанных услуг, проведенных специальных мероприятий, проведения просветительной и образовательной деятельности и в других формах.

Кроме того, такой вклад бизнес может сделать как во внешнем направлении, т. е. в развитии всего общества (например, в рамках конкретного региона) в вышеуказанных сферах, так и во внутреннем направлении, т. е. в развитии нормальных, безопасных условий работы своих работников.

Внешнее направление работы социально ответственных компаний. Занимающиеся разведкой, добычей, переработкой и реализацией природных ресурсов социально ответственные компании реализуют свою социальную политику с помощью социальных программ. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса.

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение — это направления социальных программ компании, которые осуществляются по ее инициативе с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасных транспортных перевозок и т. д.).

Все социальные программы делятся на различные типы, которые отражены на рис. 10.2.

Классификация типов социальных программ.

Рис. 10.2. Классификация типов социальных программ.

Собственные программы компании принимаются и реализуются самостоятельно самой компанией, без участия каких-либо органов государственной власти и партнеров. Они могут быть закреплены в различных локальных нормативных актах.

В качестве примера можно привести «Магнитогорский металлургический комбинат», на котором принята и реализована «Экологическая инвестиционная программа на период 2013—2015 годов», цель которой — совершенствование системы экологического менеджмента, выполнение требований природоохранного законодательства и обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с этой программой на комбинате частично или полностью реализованы 32 крупных природоохранных проекта, суммарная стоимость которых составила 8 млрд руб., включая строительство новых технологических комплексов, полностью оснащенных современными системами экологической защиты, а также реконструкцию существующих природоохранных объектов с использованием новых материалов и технологий. Кроме того, дополнительные средства выделены на строительство объектов экозащиты в рамках реконструкции устаревших технологических линий. В результате реализации комплекса этих мероприятий существенно снизился уровень воздействия па окружающую среду[3].

Приведенная выше программа направлена на оздоровление окружающей среды не только вокруг комбината, но и всего региона в целом.

Чаще всего такие программы являются краткосрочными (принимаются на конкретный период). Такой подход оправдывает себя, поскольку по ее окончании подводятся итоги, осуществляется анализ эффективности проделанной работы, что позволяет более точно планировать аналогичные проекты на будущее.

Государство поддерживает и стимулирует социальную деятельность таких предприятий путем взаимодействия с ними, предоставления налоговых льгот, субсидирования, льготного кредитования и др. Поэтому интенсивно развиваются и проекты партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления. Чаще всего такие проекты имеют форму соглашения и встречаются в металлургической, угольной, сланцевой, газонефтеперерабатывающей промышленности.

Примером может служить экологическая программа ООО «Газпром добыча Астрахань».

Комплекс работ в области производственного экологического мониторинга Общества осуществляется, но специально разработанной Программе, согласованной с территориальными органами Росгидромета и Роспотребнадзора. Программа включает в себя контроль качества природных сред в зоне воздействия Астраханского газового комплекса, а также мест накопления и временного хранения отходов производства и потребления, источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух структурных подразделений Общества.

Ежегодно в соответствии с Программой производственного экологического мониторинга Лабораторией охраны окружающей среды (ЛООС) выполняется более 60 тыс. анализов компонентов природной среды, в центр мониторинга поступает и обрабатывается более 1,5 млн измерений. Результаты мониторинга свидетельствуют о допустимом уровне воздействия объектов АГК на окружающую среду и соблюдении нормативов качества компонентов природной среды в зоне влияния комплекса. Так, по сравнению с 1989 г. объемы добычи и переработки сырья выросли в 6 раз, при этом выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу снижены в 1,5 раз. Случаев превышения ПДК ЗВ в атмосферном воздухе населенных пунктов, прилегающих к СЗЗ, не отмечается с 2004 г.

Отличительными особенностями социальных программ являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с общей стратегией развития компании.

Поскольку социальное поведение имеет добровольный характер, то возникает закономерный вопрос о наличии санкций у социальной ответственности, т. е. допустимо ли в данном случае наказание при отклонении от нормы.

В научной литературе по социологии такие санкции подразделяют на позитивные и негативные.

Позитивные санкции выражаются в одобрении конечного результата реализации таких программ государством и обществом.

Негативные санкции в зависимости от характера неблагоприятных последствий могут быть классифицированы на карательные и правовосстановительные. Правовосстановительные санкции направлены на восстановление отношений, нарушенных вследствие правонарушения. Они могут быть выражены в отмене всей или части программы, противоречащей нормам законодательства. Карательные санкции воздействуют на имущественные или личные интересы граждан либо юридических лиц и имеют своей целью общее и специальное предупреждение. Здесь речь может идти о санкциях за невыполнение принятых на себя обязательств в рамках конкретной программы.

Внутреннее направление работы социально ответственных компаний. Во внутреннем направлении добровольный вклад бизнеса в развитие социальной, экономической и экологической сфер также осуществляется путем закрепления принимаемых на себя обязательств в локальных правовых актах. К таким актам относится коллективный договор, заключаемый между работодателем и работниками. Условия этого договора устанавливаются участвующими сторонами, что позволяет учитывать сложность, вредность, масштабность и другие характеристики специфики производства.

Так, п. 3.2.8 коллективного договора на период 2014—2016 гг. ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») гласит, что компания обязуется осуществлять меры по обеспечению благоприятного состояния окружающей среды, стремиться при ведении хозяйственной деятельности к снижению техногенного воздействия на окружающую среду, разрабатывая и выполняя мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды. Кроме того, п. 3.2.9 содержит обязанность компании поддерживать надлежащий уровень пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД», содействовать деятельности добровольных пожарных.

Выполнение таких обязательств требует детализации и финансирования.

Положения, закрепленные коллективным договором, являются обязательными для сторон, его подписавших, т. е. за нарушение условий коллективного договора может быть предусмотрена ответственность. Исходя из вышеизложенного следует, что условия принимаются сторонами добровольно, а их исполнение является обязательным, подкрепленным мерами ответственности в случае нарушения.

  • [1] Васин Е. Н. Генезис государственной социальной ответственности в европейских государствах [Электронный ресурс] // URL: http://www.teoria-practica.ru/-6−2011/sociology/vasin.pdf (дата обращения: 12.10.2014).
  • [2] Словарь экономических терминов [Электронный ресурс] // URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-15/122.htm (дата обращения: 12.10.2014).
  • [3] Киселев С. Экология — стратегический приоритет Магнитки // Независимая газета.2013. 12 септ. С. 4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой