Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Профессиональные навыки юриста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особая теоретико-методологическая система практической подготовки, сформированная и развитая в течение 20 лет в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках клинических программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры п последипломной подготовки кадров для юридических клиник; 2) изложение предмета в преломлении требований актуальнейшего законодательства, регулирующего… Читать ещё >

Предисловие. Профессиональные навыки юриста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Быть профессионалом — это не только знать о своем деле, но и уметь действовать со знанием дела.

Приемы эффективных профессиональных действий — профессиональные навыки формируются по мере необходимости применения профессиональных знаний, к конкретным практическим случаям. Закрепляясь и совершенствуясь, эти приемы становятся тем, что называется профессиональным опытом. Таким образом, опыт представляет собой синтез системных и глубоких теоретических знаний и системы практических приемов работы. Профессионала обычно предпочитают новичку именно потому, что у него есть опыт, благодаря которому он способен быстро достигать успеха в деле. Отсутствие опыта привычно воспринимается как недостаток, и до сих пор бытует представление, что этот недостаток должен быть изжит естественно и постепенно — в работе. Это значит, что начальный период работы — это период ошибок, и кто-то должен рисковать, доверяя дело неопытному человеку. Надо ли сохранять такие риски, уповая на то, что профессиональным навыкам «должна научить жизнь», а не школа?

Современная система образования (общего и профессионального) стремится объединить три функции подготовки — информационную (знаниевую), воспитательную и комиетентностно-развивающую.

Отечественная высшая школа по праву гордится широтой и глубиной теоретической подготовки, которая носит научный характер, г. е. преподает знания в их эволюционном и актуальном состоянии, используя данные и опыт педагогической науки и практики, что и составляет ее фундаментальность.

В свете расширяющегося трансграничного образовательного пространства с согласованными системами образования разных стран (что коротко именуется Болонским процессом) практическая направленность, или практическая результативность, профессиональной подготовки, становится одним из индикаторов качества образования и основанием для признания дипломов, выданных в одной стране, другими странами и экономиками. Теперь научить работать или сформировать некий первоначальный профессиональный опыт становится задачей не школы жизни, но — профессиональной школы. То есть и перед вузом, и перед студентом стоит задача научения работе еще до вручения диплома о профессиональном образовании.

Практический компонент в своем содержании, теоретическом осмыслении и способах преподавания должен соответствовать уровню и масштабам требований, характерным для отечественной высшей школы. Настоящий учебник служит в своей части элементом надлежащего учебно-методического обеспечения преподавания практических навыков в высшей юридической школе.

Поскольку высшая школа все, что она преподает, облекает в формы учебных дисциплин или «предметов», а последние представляют собой методически подготовленные к передаче студентам научно-обобщенные результаты изучения реальных жизненных процессов и явлений, профессиональные навыки в структуре образовательной деятельности послужили формированию относительно самостоятельных учебных дисциплин, либо модулей в группе практических дисциплин. И хотя согласно государственным образовательным стандартам высшего образования они объединены привычными терминами «практики», они совершенно новы по своему образовательному наполнению. Их целями являются направляемые и контролируемые в самом процессе преподавания особые профессиональные компетенции, ранее не являвшиеся предметами образовательной деятельности, носившей преобладающий научно-теоретический характер. Это навыки: 1) юридического анализа реальных ситуаций с учетом правовых интересов конкретных их участников; 2) осуществления профессиональных коммуникаций в устной и письменных формах (овладения целостной системой документальных форм юридического общения); 3) организации собственной работы и работы во взаимодействии с другими лицами (в команде, в условиях субординации, процессуальной конфронтации, в переговорах и медиации). Их формированию успешно служит возрожденная после почти векового забвения такая форма учебных занятий, как юридическая клиника[1]. Для удобства преподавания перечисленных дисциплин авторы настоящего учебника предлагают методику их объединения в группы — соответственно группам практических профессиональных компетенций — аналитических, коммуникативных и организационных. Это поможет организовать и учебные клинические программы в рамках учебных планов и облегчит процесс формирования практических навыков в их системе.

В целях использования настоящего учебника любыми образовательными организациями (вузами) в условиях сложной системы государственных образовательных стандартов и многообразия образовательных программ, авторы сочли удобным выделить шесть компонентов в содержании практического обучения, с учетом которых можно строить любые варианты учебных планов в части практик и иных видов практических занятий.

Четыре из шести компонентов — это группы универсальных или базовых навыков: организационные, коммуникативные, аналитические и навыки работы с документами. Они представлены в разделах I—IV учебника.

Пятый компонент (несет в себе значительную воспитательную нагрузку) — этическая и этикетная регуляция профессиональной деятельности, как внутренние и внешние императивы, обусловливающие выбор средств, приемов и способов осуществления профессиональной деятельности (раздел V учебника).

Шестой компонент (выполняет развивающую функцию) — специализация отдельных видов базовых навыков в условиях профилированной учебно-практической деятельности (см. раздел VI).

Учебник создан не только для обеспечения образовательного процесса юридическими клиниками, наличие которых в соответствии с требованиями законодательства об образовании является обязательным для юридических вузов. Как, какими способами можно интегрировать практические (навыковые) дисциплины в учебный процесс и какими бывают юридические клиники, излагается в главе 1 раздела I учебника. Как клиники должны выполнять свою социальную задачу обеспечения доступа гражданам к получению качественной юридической помощи в свете законодательства о ее оказании, изложено в главе 2 раздела I. Как образовательная организация должна обеспечить руководство и контроль учебно-практической деятельности студентов по всем разрешенным законодательством видам этой деятельности, представлено в главе 3 того же раздела. Разделы II—VI излагают последовательно системные элементы профессиональных компетенций — базовые группы профессиональных навыков и могут быть полезны для реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ, и для самообразования практикующих юристов, не проходивших клинического обучения.

Профессионалы могут сравнить свои сложившиеся воззрения, подходы и приемы работы с теми, что сейчас преподаются новым поколениям юристов. Если представленные в учебнике приемы ранее им не были нужны, в будущем они вполне могут пригодиться. Как, например, подход работы «с опорой на клиента», в деталях раскрытый в учебнике и ранее применявшийся в юридической практике лишь изредка. Юристы «старой школы» по преимуществу и в большинстве случаев работали в концепции «опоры на себя». Профессионалы могут взять на вооружение предлагаемую авторами учебника особую документальную форму юридического делопроизводства — Меморандум для клиента, успешно служащую повышению качества оказания юридической помощи.

Учебник может быть использован при реализации программ дополнительного образования для тестирования базовых умений и навыков слушателей, в целях формирования дифференцированных программ обучения навыкам, или для подготовки к сдаче экзаменов на допуск к отдельным видам юридической профессии (адвокаты, нотариусы, юристы консалтинговых компаний и др.).

Учебник может быть использован для совершенствования юридического делопроизводства в конкретной юридической фирме, поскольку в нем в систематизированном виде представлены виды документов, обслуживающих производственный процесс юриста.

Отличительными характеристиками настоящего учебника являются:

1) особая теоретико-методологическая система практической подготовки, сформированная и развитая в течение 20 лет в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках клинических программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры п последипломной подготовки кадров для юридических клиник; 2) изложение предмета в преломлении требований актуальнейшего законодательства, регулирующего оказание юридической помощи, законодательства об образовании, трудового законодательства в части установления требований к практическому обучению, его кадровому обеспечению и к организации и функционированию юридических клиник; 3) построение преподаваемого материала с учетом многообразия клинических форм обучения, рожденных и (или) прижившихся в России за последние 15—20 лет; 4) методическое сопровождение играмитренажерами, кейсами и особыми масштабными упражнениями, созданными по методике петербургской школы — сквозными ролевыми играми, в учебный механизм которых заложена триада групп профессиональных компетенций — организационных, коммуникативных и аналитических, наряду с обучением применению этических норм в концепции «с опорой на клиента» на началах сотрудничества и доверительности.

  • [1] См.: Приказ Министерства образования РФ от 30.09.1999 № 433 «О правовых консультациях („правовых клиниках“) для населения на базе вузов, осуществляющих подготовкуюридических кадров», ст. 22—23 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Автором настоящих строк ранее былоисследовано становление и развитие методологии практического обучения юристов в России, с результатами которого читатель может ознакомиться: Доброхотова Е. Н. Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития (на примереюридической клиники СПбГУ): автореф. дис… канд. юрид. наук. СПб., 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой