Особенности правового статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений
Вместе с тем право на создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, закреплено ч. 1 ст. 103 Закона об образовании только за бюджетными и автономными учреждениями. Важным является то, что, несмотря на различия в правовом… Читать ещё >
Особенности правового статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Несмотря на то что Закон об образовании предусматривает возможность создания образовательных организаций в различных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, по-прежнему подавляющее большинство образовательных организаций существует в форме государственных и муниципальных учреждений. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на особенностях их правового статуса.
Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ учреждения являются унитарными юридическими лицами. При этом у учреждения может быть только один учредитель (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, учреждение владеет закрепленным за ним имуществом на ограниченном вещном праве — праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
Пункт 1 ст. 123.22 ГК РФ выделяет следующие типы государственных или муниципальных учреждений: казенное; бюджетное; автономное.
Следует отметить, что указанные типы учреждений не являются самостоятельными организационно-правовыми формами, а представляют собой лишь разновидности в рамках одной организационно-правовой формы учреждения. Соответственно, изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Сравнение типов государственных (муниципальных) учреждений по основным параметрам представлено в табл. 7.4.
Таблица 7.4
Сравнение типов государственных (муниципальных) учреждений.
Параметр сравнения. | Тип государственного (муниципального) учреждения. | ||
Казенное. | Бюджетное. | Автономное. | |
Вещное право, на основании которого принадлежит имущество. | Право оперативного управления. | Право оперативного управления. | Право оперативного управления. |
Наличие особых режимов распоряжения имуществом. | Нет. Любое распоряжение имуществом только с согласия его собственника. | Закрепленным собственником (приобретенным за счет его средств) и недвижимым — с согласия собственника. Остальным — самостоятельно. | Закрепленным собственником (приобретенным за счет его средств) — с согласия собственника. Остальным — самостоятельно. |
Имущество учреждения, на которое не может быть обращено взыскание. | Все, за исключением находящихся в его распоряжении денежных средств. | Особо ценное движимое имущество и недвижимое имущество. | Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное собственником или приобретенное за счет выделенных им средств. |
Субсидиарная ответственность учредителя. | При недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несет собственник его имущества. | По обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при нсдостаточ ности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения. | По обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения. |
Основной порядок финансирования деятельности учредителем. | Посредством утверждения бюджетных смет. | Посредством установления государственного (муниципального) задания. | Посредством установления государственного (муниципального) задания. |
Параметр сравнения. | Тип государственного (муниципального) учреждения. | ||
Казенное. | Бюджетное. | Автономное. | |
Осуществление расчетов. | Только через лицевые счета в территориальных органах Казначейства России. | Только через лицевые счета в территориальных органах Казначейства России. | Через лицевые счета в территориальных органах Казначейства России и через счета, открытые в кредитных организациях. |
Важным является то, что, несмотря на различия в правовом статусе учреждений различных типов, в целом все они имеют равные возможности реализовывать те или иные образовательные программы, в одинаковом порядке проходят процедуру лицензирования и т. д.
Тем не менее отдельные категории образовательных организаций могут быть созданы только в определенном типе государственного (муниципального) учреждения. Так, согласно ч. 3 ст. 24 Закона об образовании категория «федеральный университет» может быть установлена только автономному учреждению, а в соответствии с подп. 1"в" п. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» федеральные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, созданы в типе казенных учреждений.
Вместе с тем право на создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, закреплено ч. 1 ст. 103 Закона об образовании только за бюджетными и автономными учреждениями.