Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности правового статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем право на создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, закреплено ч. 1 ст. 103 Закона об образовании только за бюджетными и автономными учреждениями. Важным является то, что, несмотря на различия в правовом… Читать ещё >

Особенности правового статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на то что Закон об образовании предусматривает возможность создания образовательных организаций в различных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, по-прежнему подавляющее большинство образовательных организаций существует в форме государственных и муниципальных учреждений. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на особенностях их правового статуса.

Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ учреждения являются унитарными юридическими лицами. При этом у учреждения может быть только один учредитель (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, учреждение владеет закрепленным за ним имуществом на ограниченном вещном праве — праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Пункт 1 ст. 123.22 ГК РФ выделяет следующие типы государственных или муниципальных учреждений: казенное; бюджетное; автономное.

Следует отметить, что указанные типы учреждений не являются самостоятельными организационно-правовыми формами, а представляют собой лишь разновидности в рамках одной организационно-правовой формы учреждения. Соответственно, изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Сравнение типов государственных (муниципальных) учреждений по основным параметрам представлено в табл. 7.4.

Таблица 7.4

Сравнение типов государственных (муниципальных) учреждений.

Параметр сравнения.

Тип государственного (муниципального) учреждения.

Казенное.

Бюджетное.

Автономное.

Вещное право, на основании которого принадлежит имущество.

Право оперативного управления.

Право оперативного управления.

Право оперативного управления.

Наличие особых режимов распоряжения имуществом.

Нет. Любое распоряжение имуществом только с согласия его собственника.

Закрепленным собственником (приобретенным за счет его средств) и недвижимым — с согласия собственника. Остальным — самостоятельно.

Закрепленным собственником (приобретенным за счет его средств) — с согласия собственника. Остальным — самостоятельно.

Имущество учреждения, на которое не может быть обращено взыскание.

Все, за исключением находящихся в его распоряжении денежных средств.

Особо ценное движимое имущество и недвижимое имущество.

Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное собственником или приобретенное за счет выделенных им средств.

Субсидиарная ответственность учредителя.

При недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несет собственник его имущества.

По обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при нсдостаточ ности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения.

По обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения.

Основной порядок финансирования деятельности учредителем.

Посредством утверждения бюджетных смет.

Посредством установления государственного (муниципального) задания.

Посредством установления государственного (муниципального) задания.

Параметр сравнения.

Тип государственного (муниципального) учреждения.

Казенное.

Бюджетное.

Автономное.

Осуществление расчетов.

Только через лицевые счета в территориальных органах Казначейства России.

Только через лицевые счета в территориальных органах Казначейства России.

Через лицевые счета в территориальных органах Казначейства России и через счета, открытые в кредитных организациях.

Важным является то, что, несмотря на различия в правовом статусе учреждений различных типов, в целом все они имеют равные возможности реализовывать те или иные образовательные программы, в одинаковом порядке проходят процедуру лицензирования и т. д.

Тем не менее отдельные категории образовательных организаций могут быть созданы только в определенном типе государственного (муниципального) учреждения. Так, согласно ч. 3 ст. 24 Закона об образовании категория «федеральный университет» может быть установлена только автономному учреждению, а в соответствии с подп. 1"в" п. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» федеральные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, созданы в типе казенных учреждений.

Вместе с тем право на создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, закреплено ч. 1 ст. 103 Закона об образовании только за бюджетными и автономными учреждениями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой