Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международные основы борьбы с преступностью и ее предупреждения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Борьба с национальной и международной коррупцией и с отмыванием преступных доходов. В ООН, Совете Европы и Евросоюзе действуют около 20 международных документов, в которых предусмотрены меры эффективной борьбы с коррупционной преступностью. Основополагающими документами в настоящее время являются: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, в которой есть ряд статей… Читать ещё >

Международные основы борьбы с преступностью и ее предупреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобализация мира, стимулирующая интенсивную транснационализацию преступности, особенно организованной и международно-террористической, ставит вопрос и о глобализации правовых устоев человеческого сообщества, о глобализации, а в определенной мере и об унификации уголовно-правовой борьбы с преступностью. Этот вывод вытекает из общечеловеческого подхода, афористично выраженного Л. Н. Толстым: если плохие люди объединяются, хорошие люди должны это сделать обязательно.

Ближайшее будущее человечества — свободное демократическое и (в меру объективно возможного и необходимого) либерализированное общество, с надежным дифференцированным и жестким социально-правовым контролем за реальными и прогнозируемыми криминологически значимыми процессами. Самоограничиться и ввести «опасный беспредел» и «вольницу» в рамки праворегулируемой и нравственной свободы заставляет все более и более осознаваемый страх перед диктатурой растущей и наглеющей преступности, как национальной, так и глобальной.

Жесткий многоаспектный социально-правовой контроль, как мы уже знаем, есть во всех странах мира. Например, США — в настоящее время самая контролируемая страна в мире. Контроль ведется не столько за конкретным поведением отдельных лиц, сколько за национальными и транснациональными криминологически значимыми процессами, и не только в собственной стране, но и в других странах, связанных с США. Однако как оказалось, этого тоже было недостаточно. После сентябрьских событий 2001 г. контроль еще более расширился, углубился и ужесточился[1].

Растущая преступность предопределяет расширение и углубление социально-правового, криминологического и уголовно-правового контроля над ней с параллельной разработкой законодательных гарантий по соблюдению фундаментальных прав человека и предупреждению преступности. Социально-правовой контроль национальной и транснациональной преступности и ее возможное предупреждение последовательно развиваются во всех странах мира, только с разными скоростями. Нельзя не учитывать и рост антиглобализационного движения в различных странах и в мире в целом, защищаться от которого во время проведения саммитов вынуждены даже лидеры «Большой восьмерки». Умеренный антиглобализм находится в поисках альтернативы нового и более справедливого социально-экономического и правового порядка в многополярном мире[2]. Игнорировать эти процессы мировое сообщество уже не может. Их нельзя списать на скинхедов и политически незрелую молодежь. На каком-то этапе массовый антиглобализм (а он укрепляется в первую очередь в западноевропейских странах) может привести к новой, но уже мировой революционной ситуации. И об этом нельзя забывать, чтобы не повторить ошибки начала XX в.

Проблемы борьбы с международной преступностью на конференциях и конгрессах начали обсуждаться с начала XX в. (в 1905 г. в БуэносАйресе, в 1909 г. — в Мадриде, в 1913 г. — в Вашингтоне), а в 1923 г. была учреждена Международная комиссия уголовной полиции. Это было перспективным международным решением, констатирующим выход преступности за национальные границы и прогнозирующим появление более опасной международной преступности. Этот институт фактически заработал лишь после окончания Второй мировой войны, когда в 1946 г. в Париже была создана штаб-квартира — Интерпол, а в 1956 г. принят Устав организации, закрепивший название «Международная организация уголовной полиции (МОУП) — Интерпол»[3]. Ныне Интерпол превратился из неправительственной организации в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств, уступая по численности только ООН. В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране. Его главный объект — международная преступность. Свое основное внимание он сосредотачивает на преступлениях, предусмотренных международными конвенциями, на терроризме, наркобизнесе и других формах транснациональной организованной преступности.

Наряду с этим начиная с Нюрнбергского и Токийского процессов вместе со становлением Интерпола идет становление международной уголовной юстиции[4]. В 90-е годы прошлого века были учреждены международные уголовные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды. А в 1998 г. ООН учрежден Международный уголовный суд и принят Римский статут Международного уголовного суда. Глобализационные процессы в мире, в том числе и в криминальной сфере, объективно ведут к расширению юрисдикции Международного уголовного суда. Уже в настоящее время в соответствии со ст. 5−8 Римского статута под юрисдикцию Международного уголовного суда подпадает абсолютное большинство современных международных транснациональных организованных преступлений[5].

Глобализация и интернационализация жизни людей имеет не только позитивные, но и негативные последствия. В их числе — интернационализация преступности и распространение ее типичных закономерностей, тенденций и форм на другие регионы и страны, что, в свою очередь, требует интернационализации борьбы с преступностью, поскольку контролировать ее транснациональную составляющую на уровне отдельных государств практически невозможно. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью нуждается в правовом, организационном и научном обеспечении[6].

Вопрос об организации такого сотрудничества возникал уже в начале прошлого века. Первое время страны лишь перенимали опыт борьбы с преступностью в других государствах, но после Второй мировой войны, когда и национальная, и транснациональная преступность стала интенсивно расти, криминологическая обстановка в мире, и особенно в Североамериканском и Европейском регионах, потребовала неотложных согласованных мер. Стала очевидна необходимость в расширении международного сотрудничества в этой области, которое может быть осуществлено лишь при наличии международных координирующих организаций. Эту функцию взяли на себя ООН и неправительственные международные организации[7].

Организация Объединенных Наций была создана в октябре 1945 г. По уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из главных органов ООН — Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в составе которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, а в 1993 г. — в более высокий по статусу орган — Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Кроме того, Генеральная Ассамблея возложила на этот орган функции подготовки один раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, о чем подробно рассказывалось в параграфе 2.6 главы 2.

Интерпол. Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол), созданная в 1923 г. в Вене вначале как Международная комиссия уголовной полиции[8]. Деятельность ее продолжилась после Второй мировой войны в 1946 г. в Париже, а с 1989 г. она находится в Лионе. Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет в себе представителей более 170 государств, уступая по численности только ООН. В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране. Согласно уставу Интерпол обеспечивает и развивает сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действующих в странах-участницах законов, создает и развивает учреждения, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Основная работа его заключается в организации сотрудничества по уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации от НЦБ и доя них. Интерпол занимается в основном международными преступлениями, предусмотренными международными конвенциями, специализируется на наркобизнесе, организованной транснациональной преступности. Однако в сферу его деятельности может попасть любое преступление, совершенное «путешественниками» .

ООН, Интерпол и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают серьезные усилия для нахождения оптимальных путей эффективного международного сотрудничества по предупреждению транснациональной преступности и борьбе с ней. К сожалению, между задачами глобализации мировой экономики и задачами борьбы с транснациональной организованной и иной преступностью существуют серьезные противоречия. Глобализация стимулирует качественные изменения и количественный рост транснациональной преступности, в связи с чем эффективная борьба с глобализированной преступностью требует от мирового сообщества принятия соответствующих, специальных мер, поскольку традиционными уголовно-правовыми мерами этого достичь невозможно.

К сожалению, Россия (и некоторые другие страны) практически не использует международно-правовые возможности контроля глобализирующейся преступности и даже игнорирует важнейшие нормы международных деклараций, конвенций, протоколов и договоров, на основе которых должна осуществляться борьба с национальной и транснациональной преступностью, затягивает их подписание и ратификацию Федеральным Собранием. Для нашей страны характерна ситуационная имплементация международных правовых норм. Кроме того, системное фундаментальное изучение положительного и отрицательного опыта борьбы с преступностью в зарубежных странах в целях совершенствования российского законодательства практически не осуществляется. Соответственно, данный опыт не используется.

В российской уголовно-правовой науке доминирует лоскутное заимствование (ситуационно выгодное для авторов) некоторых положений уголовного законодательства других стран без глубокого и профессионального изучения реальной эффективности предлагаемой к заимствованию нормы и ее комплексного действия в общей системе законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью или ее отдельными видами и формами.

При всех недостатках национальной и транснациональной борьбы с преступностью в целом процессы ее глобализации потребовали выработки наиболее актуальных и конкретных мер борьбы с определенными видами транснациональной преступной деятельности, например:

¦ с национальным и международным терроризмом;

¦ транснациональной организованной преступностью, включая предупреждение и пресечение торговли людьми, особенно женщинами и детьми, а также с незаконным ввозом мигрантов по суше морю и воздуху;

¦ национальной и международной коррупцией и отмыванием преступных доходов;

¦ незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

¦ незаконным оборотом оружия и других средств массового уничтожения людей.

Борьба с национальным и международным терроризмом представляет собой самую главную проблему современного глобализирующегося мира. ООН и Советом Европы приняты ряд важнейших документов, обеспечивающих эффективную борьбу с террором. В настоящее время в этой сфере действует более двух десятков международных документов. Первая декларация Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности о мерах по ликвидации международного терроризма была принята в 1994 г. Затем были резолюции и декларации 1996, 1999, 2001, 2002, 2003 гг. До этого действовали конвенции ООН о преступлениях, совершаемых на борту воздушного судна (1963), о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970), о защите дипломатов от террористических актов (1973), о пресечении терроризма (1977), о борьбе с захватом заложников (1979), о борьбе с морским терроризмом (1982). Позднее были разработаны конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (1997), о борьбе с финансированием терроризма (1999), восемь специальных рекомендаций ФАТФ (международная организация по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег) по борьбе с финансированием терроризма (2001), а также документы Европейского Союза (2002), «Большой восьмерки», СНГ, «Шанхайской» пятерки и иных региональных организаций[9].

Основными международно-правовыми актами в этом направлении являются: Европейская конвенция по борьбе с терроризмом Совета Европы 1977 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 г.; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, 1999 г.; Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.[10]

В международных документах сформулированы важные положения предупреждения и пресечения террористической деятельности, экстрадиции террористов, их уголовной ответственности и наказания. Однако до сих пор остаются нерешенными многие важные вопросы: нет общепринятого понятия терроризма, четких международных норм об экстрадиции террористов, не преодолены двойные стандарты оценки условий экстрадиции, имеются также и другие недостатки. Некоторые международные положения о борьбе с терроризмом в нашей стране нашли определенное отражение в российском уголовном законодательстве 1960;х годов (ст. 66 и 67 УК РСФСР). Увеличение числа посягательств террористического характера в конце 80-х и начале 90-х годов прошедшего столетия обусловили криминализацию терроризма (ст. 213−3), а также заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 213−4). Чуть раньше в УК РСФСР были введены ст. 125−1 (похищение человека) и ст. 126−1 (захват заложников).

В УК РФ 1996 г. предусмотрено несколько самостоятельных статей об ответственности за терроризм и другие деяния террористической направленности (ст. 205−208 и др.). Более детально эти вопросы были решены в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 130-?3 «О борьбе с терроризмом», а затем и в более адекватном Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-?3 «О противодействии терроризму» .

Отметим, что криминализация различных форм террористической направленности, учитывая многие международные документы и ситуацию с терроризмом в стране в конце 80-х и начале 90-х годов истекшего столетия, была неадекватной и запоздалой. Хотя следует подчеркнуть, что проблемы борьбы с терроризмом в последнее время решались более оперативно по сравнению с проблемами других видов транснациональной преступности[11].

Борьба с транснациональной организованной преступностью, включая предупреждение и пресечение торговли людьми, особенно женщинами и детьми, а также борьбу против незаконного ввоза мигрантов по суше морю и воздуху. Данный вид преступности фактически охватывает все формы организованной транснациональной преступности (и терроризм, и международную коррупцию, и незаконный оборот оружия и наркотиков, и отмывание преступных доходов, и многие другие).

Многочисленные угрозы транснациональной организованной преступности осознавались постепенно. ООН впервые обратилась к этой проблеме на Пятом конгрессе (Женева, 1975 г.), где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступного поведения. Впоследствии к этой проблеме обращался Шестой конгресс (Каракас, 1980 г.) при рассмотрении вопроса о правонарушениях и правонарушителях, оказывающихся вне досягаемости закона, и Седьмой конгресс (Милан, 1985 г.), на котором подчеркивалось, что организованная преступность, используя лазейки в законодательстве различных стран, в значительной мере остается безнаказанной и ее дестабилизирующее воздействие будет усиливаться, если не будут приняты конкретные и конструктивные меры.

На Восьмом конгрессе ООН (Гавана, 1990 г.) отмечалось: «Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и экономические власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов и компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества… и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия» .

Особое значение имела Всемирная конференция на уровне министров по организованной транснациональной преступности (Италия, Неаполь, 21−23 ноября 1994 г.), где обсуждался следующий комплекс вопросов:

  • 1) проблемы и опасности, которые создает организованная транснациональная преступность в различных регионах мира;
  • 2) национальное законодательство и его соответствие требованиям борьбы с различными формами организованной транснациональной преступности, надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне;
  • 3) наиболее эффективные формы международного сотрудничества в целях предупреждения организованной транснациональной преступности и борьбы с ней на уровне расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства;
  • 4) соответствующие методы и руководящие принципы предупреждения организованной транснациональной преступности и борьбы с ней на региональном и международном уровнях;
  • 5) целесообразность разработки международных документов, включая конвенции о борьбе против организованной транснациональной преступности;
  • 6) выводы и рекомендации Международной конференции по предупреждению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними (глобальный подход).

Конференция стала важной вехой в деятельности ООН, направленной на укрепление международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью. В работе конференции приняли участие представители 142 стран в лице глав государств, их заместителей, премьер-министров и их заместителей. Конференция отметила и обосновала десять угроз, которые несет транснациональная организованная преступность: суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, национальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения.

На конференции были единодушно приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, одобренные Генеральной Ассамблеей в резолюции 49/159, которая призвала государства в безотлагательном порядке претворять их в жизнь. В Политической декларации была выражена решимость защищать страны от организованной преступности во всех ее формах путем строгих и эффективных законодательных мер и оперативных средств. В Глобальном плане действий участники определили меры, которые должны приниматься государствами с целью противодействия организованной транснациональной преступности.

Особо следует отметить Политическую конференцию на высшем уровне, которая была организована для подписания Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (12−15 декабря 2000 г. Палермо, Италия) вместе стремя дополнительными протоколами «о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее», «против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху» и «против незаконного изготовления и оборота оружия и боеприпасов», которые дополняют основной текст Конвенции, определяющей основные направления борьбы с транснациональной организованной преступностью[12]. Конвенцию подписали 130 государств. Она охватила многие предыдущие конвенции, рекомендации и протоколы (ООН, Совета Европы, ОБСЕ) и стала интегрированным международным документом в борьбе против транснациональной организованной преступности (в том числе о защите прав мигрантов и беженцев (1950, 1951, 1987), о борьбе с незаконной миграцией (1926, 1950, 1953, 1987, 1989)). И хотя Конвенция была подписана Россией в том же 2000 г., а затем и ратифицирована, но она до сих пор не освоена российским законодательством, хотя проблемы борьбы с организованной транснациональной преступностью в России особенно актуальны в настоящее время[13].

Формы транснациональной преступности могут быть самыми разными, они постоянно развиваются, моментально заполняя неконтролируемые или слабо контролируемые национальным или международным законодательством ниши, ставя перед законодателями все новые и новые задачи по совершенствованию социально-правового контроля криминала.

Наиболее опасными и распространенными формами транснациональной преступной деятельности являются: 1) внутренний и международный терроризм, 2) торговля людьми, женщинами, детьми и человеческими органами, 3) незаконный оборот химических и ядерных материалов, 4) незаконная торговля оружием, 5) незаконный оборот наркотиков, 6) кража и контрабанда автомобилей.

За пределами этого перечня остались преступления, связанные с произведениями искусства и культурного наследия, которые широко распространены в России и мире, а также кража интеллектуальной собственности, пиратство, компьютерные преступления, подделка денег, ценных бумаг и другие виды транснациональной преступности. К началу XXI в. объем международно-правовой базы борьбы с преступностью (количество принятых по этому поводу международно-правовых документов) оказался столь значительным, что появилась необходимость в строгой кодификации соответствующих международно-правовых актов и массовой публикации их, чтобы обеспечить доступ к ним любому гражданину России[14].

Попытки собрать мировую статистику об организованной транснациональной преступности предпринимали Интерпол, ООН и другие международные организации. Интерпол, например, кроме преступлений, совершаемых организованными преступниками, проходящими по его учету, пытается выделять организованные, устойчивые и иерархизированные сообщества с многопрофильной деятельностью, группировки, действующие в одной или нескольких узких сферах, группировки, формируемые по этническому признаку, и террористические организации, преследующие политические цели[15].

Попытку сбора сведений о 19 видах транснациональной преступной деятельности предприняла ООН. Она разослала дополнительный вопросник к Четвертому Обзору общей преступности 193 государствам. Сведения запрашивались за 1988−1990 гг. Нельзя сказать, что попытка была успешной, и причин тому много: отсугствие сколько-нибудь приемлемого определения транснациональной организованной преступности, разноликость уголовного законодательства различных стран, трудности в дифференциации международных и внутригосударственных деяний и др. Но самое главное -до сих пор нет осознания реальной угрозы этой преступности во многих странах, в том числе и в России. Однако при всей неполноте и плохой сопоставимости данных этого Обзора проблема транснациональной организованной преступности получила в нем, хотя и не полное, но первое статистическое подтверждение. А ведь в 80−90-е годы прошлого столетия многие известные юристы и криминологи вообще не признавали существования организованной преступности как таковой.

Борьба с национальной и международной коррупцией и с отмыванием преступных доходов. В ООН, Совете Европы и Евросоюзе действуют около 20 международных документов, в которых предусмотрены меры эффективной борьбы с коррупционной преступностью. Основополагающими документами в настоящее время являются: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, в которой есть ряд статей о борьбе с коррупцией и отмыванием доходов, полученных преступным путем (2000)[16], Конвенция ООН против коррупции (2003), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) и Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999). Первые три конвенции были ратифицированы Россией, но до сих пор их важнейшие нормы не имплементированы в российское антикоррупционное законодательство. В УК РФ до сих пор нет, например, «незаконного обогащения» (ст. 20 Конвенции ООН против коррупции). Эта норма имела бы исключительное значение в оздоровлении государственной службы России. Есть и другие важные нормы, которые крайне необходимы для нашей страны, но они пока не ратифицированы и не имплементированы в наше законодательство.

Кроме перечисленных конвенций следует напомнить: о Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990); Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих сделках (1996); Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (1996); Двадцати принципах борьбы с коррупцией (Совет Европы, 1997) и других документах.

В настоящее время в России наблюдаются определенные сдвиги в борьбе с этой формой транснациональной преступности, которая организуется с учетом международных документов, положительного опыта других стран и Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». В 2004 г. в России был подготовлен Доклад о национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и разработана Концепция этой национальной стратегии, где подводятся некоторые итоги этой борьбы и намечаются пути преодоления имеющихся недостатков.

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данная проблема также весьма актуальна для России. И это, пожалуй, одно из направлений борьбы с транснациональной организованной преступностью, где Россия в последние годы занимает активную позицию и имеет некоторые успехи. Единая конвенция ООН о наркотических средствах (1961), Конвенция ООН о психотропных веществах (1971), Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и другие международные документы находят отражение в российском законодательстве. Российская Федерация вступила в клуб доноров Международной программы ООН по контролю за наркотиками. Эти средства пойдут, в частности, и на финансирование таких антинаркотических проектов, как, например, мероприятия по укреплению «поясов безопасности» вокруг Афганистана (имеется в виду создание барьеров на основных маршрутах наркокурьеров)[17].

Борьба с незаконным оборотом оружия и других средств массового уничтожения людей имеет чрезвычайную актуальность для России. Незаконный оборот оружия в связи со своей национальной и международной опасностью, нелегальными путями доставки «потребителю», организационными формами преступных формирований, разделением их функций, а также по причине сверхприбыльности очень близок к незаконному обороту наркотиков.

В 1982 г. вступила в силу Европейская конвенция «О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами». Россия подписала ее в 1999 г., но до сих пор не ратифицировала, и до 1990;х годов вопрос о борьбе с незаконным оборотом оружия решался в общем плане противодействия преступности.

На VIII Конгрессе ООН (Гавана, 1990) о контрабанде оружия говорилось лишь в связи с обсуждением общей темы борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Но уже при подготовке к IX Конгрессу ООН этот вопрос был поставлен на ряде региональных подготовительных совещаний, в ходе которых обсуждалась необходимость установления надлежащего контроля над огнестрельным и другим представляющим опасность оружием с помощью как нормативных актов, так и правоохранительной деятельности в целях снижения насильственной преступности.

IX Конгресс (Каир, 1995) принял резолюцию «Регулирование оборота огнестрельного оружия для целей предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности», в которой Комиссии по предупреждению преступности И уголовному правосудию рекомендовалось безотлагательно рассмотреть меры по регулированию оборота огнестрельного оружия и предупреждению незаконной транснациональной торговли огнестрельным оружием[18]. Резолюция Конгресса была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН.

При подписании Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности в 2000 г. Третий протокол к ней — об огнестрельном оружии — отсутствовал. Работа над ним была завершена только в 2001 г. В этом международном нормативном акте незаконное изготовление, незаконный оборот огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов впервые (на уровне документов такого плана) были объявлены преступными.

В заключение надо сказать, что особое внимание следует уделить научному анализу проблемы оптимизации уголовной и иных форм ответственности в целях соотнесения с международным опытом и реальными возможностями правоохранительных и правоприменительных органов. Это будет способствовать снижению безнаказанности, которая существенно интенсифицирует и детерминирует преступность. Ведь, несмотря на повсеместное распространение преступности, до сих пор нет ее приемлемого определения. Кроме того, в странах отсутствует соотносимое уголовное законодательство, на основе которого с ней можно было бы успешно бороться в международном масштабе, а также не выработано общего подхода к этой борьбе. Все это обусловлено отсутствием осознания реальной угрозы глобализирующейся преступности во многих странах, в том числе и в России, в связи с чем и не принимается необходимых мер по минимизации криминогенности глобализации.

  • [1] См.: Пробст П. С. О терроризме и мире после терактов 9−11 сентября 2001 г.; Болдуин Ф. Н. Верховенство закона, терроризм и меры противодействия со стороны США, включая Patriot Act от 2001 г.; Томкинс Дж. Б. О последствиях для иностранных банков в борьбе с терроризмом 2001 г. // Организованная преступность, терроризм и коррупция. Криминологический ежеквартальный альманах. 2003. Вып. 2. С. 104−128; Законодательство об организованной преступности США // russianny. eom/NevvYork/2006/14//index_newyork.asp.
  • [2] Глобализация сопротивления: борьба в мире: пер. с англ. / под ред. С. Амина и Ф. Утара. М., 2004. С. 29−173.
  • [3] Овчинский В. С. Интерпол. М., 2001. С. 14−18.
  • [4] Кудрявцев В. Н. Нюрнбергский процесс и проблемы укрепления международного правопорядка // Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма. М., 1995.
  • [5] См.: Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 3−5; Костенко Н. И. Международное уголовное право: современные теоретические проблемы. М., 2004. С. 108−242.
  • [6] Лунеев В. В. Эпоха глобализации и преступность. М., 2007. С. 268−269.
  • [7] Об этом см. главу 2 «История криминологических знаний» .
  • [8] Овчинский В. С. Интерпол в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб, и доп. М., 2008.
  • [9] См.: Международно-правовые документы борьбы с терроризмом: сб. док. / сост. В. С. Овчинский. М., 2003.
  • [10] С учетом международных документов в России разрабатывались и принимались национальные законы (см., например, Федеральные законы «О борьбе с терроризмом» 1998 г. и «О противодействии терроризму» 2006 г. и др.).
  • [11] Антипенко В. Ф. Борьба с современным терроризмом. Международно-правовые подходы. Киев, 2002; Кудрявцев В. Н., Лунеев В. В., Петрищев В. Е. Терроризм и организованная преступность в условиях глобализации // Борьба с терроризмом. М., 2004; Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 2002; Организованная преступность: тайная история самого прибыльного бизнеса в мире. М., 2005; Терроризм в современном мире. М., 2008.
  • [12] Овчинский В. С. XXI век против Мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001; Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми: сб. док. / сост. В. С. Овчинский. М., 2004; Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: сб. док. / сост. В. С. Овчинский. М., 2003.
  • [13] Торговля людьми. Социокриминологический анализ М., 2002; Мизулина Е. Б. Торговля людьми и рабство в России: сб. док. М.: Юристъ, 2006.
  • [14] В. С. Обнинским (без какой-либо государственной поддержки, хотя это обязанность государства) было составлено и опубликовано в издательстве ИНФРА-М несколько тематических сборников: Международно-правовые основы борьбы с терроризмом (2003); Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми (2004); Правовые основы деятельности органов госнаркоконтроля (2004); Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов (2004). Некоторые международные документы опубликованы в других сборниках: Конвенции Совета Европы и Российская Федерация (составители: Ю. Ю. Берестов и др., 2000); Супертерроризм: новый вызов нового века (под ред. А. В. Федорова, 2002); Борьба с терроризмом (под ред. В. Н. Кудрявцева, 2004) и др. Общий объем перечисленных сборников превышает 3000 страниц. Многие документы вообще не были обнародованы. Некоторые международно-правовые акты можно найти лишь на сайте ООН.
  • [15] Offences related to terrorism, organized crime, selected forms of property and violent crime. Situation in 1988. P. 6−10.
  • [16] См., например, ст. 6 «Криминализация отмывания доходов от преступлений», ст. 7 «Меры по борьбе с отмыванием денежных средств», ст. 8 «Криминализация коррупции», ст. 9 «Меры против коррупции», ст. 13 «Международное сотрудничество в целях конфискации» и др.
  • [17] См., например: Организованная преступность, терроризм и коррупция. Криминологический ежеквартальный альманах. 2003. № 4 (главная тема его — незаконный оборот наркотиков).
  • [18] Доклад Девятого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каир, Египет, 29 апреля — 8 мая 1995 г. A/CONF. 169/16.12 May 1995. Р. 37−39.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой