Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воздействие личности руководителя на процесс разработки управленческих решений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важнейших аспектов, который сильно влияет на личность руководителя при принятии решения, является то, каким образом проводится анализ ситуации в целом для последующего определения адекватности разрабатываемых мер. Кроме того, только от руководителя при принятии управленческого решения зависит, сколько вариантов решений он сформирует, что во многом определит качество окончательного… Читать ещё >

Воздействие личности руководителя на процесс разработки управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При разработке и принятии управленческого решения руководитель должен прежде всего реализовывать цели предприятия. В силу того что целей много и их реализация требует одних и тех же объективно лимитированных ресурсов, неизбежность конфликта между ними очевидна. Кроме того, разные группы на предприятии имеют не совсем совпадающие интересы. Таким образом, индивидуальность руководителя проявляется прежде всего в том, каковы его приоритеты по различным направлениям целей, а также в том, насколько он управляем и влияем. Нельзя забывать и о существовании собственных интересов руководителя.

При реализации большинства решений неизбежно их столкновение с интересами различных контрагентов. Первым принципиальным моментом в этом плане становится то, насколько менеджер способен понять систему их целей. Это во многом определяет возможные методы согласования интересов. Так, если он видит у противника лишь одну цель, то может искать компромисс только в процессе распределения. Основными стратегиями являются максимизация своего выигрыша или минимизация проигрыша (стратегии максимина и минимакса)[1].

Если же лицо, принимающее решение (Л ПР), воспринимает систему целей контрагентов во всем ее многообразии, а иногда даже более детально и точно, чем они сами ее для себя сформулировали, у него появляются большие возможности для маневра. Важным моментом оказывается и готовность руководителя идти на компромисс, а также сама техника согласования интересов.

Методы формирования идей решений в порядке возрастания степени их новизны можно разделить[2]:

  • 1) на заимствование;
  • 2) заимствование с адаптацией, т. е. готовое решение несколько корректируется с целью его большего соответствия ситуации. Важным является то, сколько логических переходов или изменений было сделано при их доработке;
  • 3) аналогии, когда анализируется решение из абсолютно иной сферы деятельности, выявляются его основные принципы и на их основе строится решение в требуемой области; качественно новые решения.

Одним из важнейших аспектов, который сильно влияет на личность руководителя при принятии решения, является то, каким образом проводится анализ ситуации в целом для последующего определения адекватности разрабатываемых мер. Кроме того, только от руководителя при принятии управленческого решения зависит, сколько вариантов решений он сформирует, что во многом определит качество окончательного варианта. Несомненно, что личностной чертой является и выбор степени проработанности проектов, в частности, состава и объема необходимых ресурсов, а также учет возможного проявления риска и готовность к нему.

Каждый руководитель, встречаясь с необходимостью разработки управленческого решения, должен определить, в какой мере он выполняет его сам, а в какой — перекладывает на подчиненных. Однако, как и в предыдущем случае, говорить о том, какой вариант предпочтительнее в конкретной ситуации, нельзя. На итоговый результат сильное влияние окажут не только пристрастие руководителя к централизации или делегированию, но и компетентность, причем как его собственная, так и всего коллектива[3].

Компетентность руководителя здесь понимается в широком смысле, т. е. не только как знания в соответствующей области, но и как умение грамотно делегировать решения, определяя цели, задачи, права и обязанности, методы и формы контроля, учитывая при этом реальные возможности исполнителей. Кроме того, огромное значение имеет способность руководителя при принятии решения адекватно и быстро реагировать на отклонения процесса реализации решения от запланированного хода.

Итак, руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. Как видим, перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение[4].

Так как ответственность в принятии управленческого решения лежит в большей мере на руководителе, то последний должен обладать рядом личных качеств, которые помогают ему справиться с данными проблемами. Принято различать руководителей с внутренней и внешней стратегиями при принятии решений.

Первые считают, что правильность выбранного решения, достижение его целей зависит прежде всего от собственных профессиональных качеств, интеллекта, творчества. Руководители второго типа считают, что результаты от принятых решений зависят от внешних условий, на которые невозможно оказать влияние.

Выделяют несколько типов принятия решений в зависимости от сочетания психологических качеств: продуктивности мышления и критичности. Первое качество представляет собой разработку новых предложений, гипотез, инноваций. Второе качество включает в себя тщательную проверку, проработку различных предложений, гипотез[5].

Назовем основные типы решений:

  • 1) импульсивное (явное преобладание продуктивности решения над критичностью);
  • 2) рискованное:
  • 3) уравновешенное;
  • 4) осторожное;
  • 5) инертное (преобладание критичности мышления над продуктивностью).

Немаловажное значение в принятии решения имеет место такое качество руководителя, как решительность, т. е. способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Руководитель стремится к тому, чтобы выбранное им решение было максимально эффективным. Для этого учитываются факторы, влияющие на принятие решения: информационный, мотивационный, характерологические, технологические факторы.

При принятии решения человек всегда на кого-то или на что-то ориентируется: на дело, на окружающих людей, на вышестоящего руководителя, на себя.

Для того чтобы решение было более действенным, следует подвести к необходимости принятия данного решения подчиненного, так как в этом случае решение не будет казаться навязанным и угнетающим. Для принятия каждого решения необходим свой, определенный момент. Поэтому важно не упустить его — в противном случае ожидаемый результат не будет столь эффективным или вообще не будет эффективен.

  • [1] Глущенко В. В. Указ. соч.
  • [2] Ременников В. Б. Разработка управленческого решения: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  • [3] Ромащенко В. Н. Принятие решений: ситуации и советы. Киев: Политиздат Украины, 2003.
  • [4] Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  • [5] Карпов А. В. Концептуальная основа разработки теории принятия решения в управленческой деятельности // Проблемы психологии и эргономики. 2003. Вып. 2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой