Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Причины и история становления региональной политики Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе концепции солидарности и экономического, социального и территориального сплочения преодоление различий между 1670 регионами, входящими в Союз, осуществляется прежде всего посредством реализации финансовых мероприятий через Структурные фонды, Фонд сплочения и Европейский инвестиционный банк. О масштабах этой политики можно судить по тому, что на период 2007—2013 гг. бюджетные… Читать ещё >

Причины и история становления региональной политики Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неравномерность экономического, социального, культурного и т. д. развития регионов представляет собой серьезное препятствие для обеспечения однородности как территорий государств-членов, так и ЕС в целом. Усилий отдельных государств явно недостаточно для сокращения сложившихся диспропорций между регионами. Такая политика гораздо более успешно может осуществляться с применением мощных финансовых инструментов на общеевропейском уровне, тем более что во многих важнейших областях жизни как стран, так и регионов, решения нередко принимаются на наднациональном уровне.

Ответственность за такое развитие с неизбежностью все в большей степени берет на себя Европейский Союз. Кроме того, координация взаимодействия между регионами, расположенными по разные стороны внутренних границ ЕС, является объективной необходимостью для всех сторон их развития, в особенности общественных инфраструктур, например дорог, каналов, энергетических и телекоммуникационных сетей и т. д.

Как показывает практика, при осуществлении мер воздействия Союза на развитие регионов преследуются, как правило, две основные цели. При этом они могут как взаимно дополнять друг друга, так и вступать в противоречие:

  • 1) стремление к обеспечению справедливости — такая организация экономической, социальной и т. д. деятельности, при которой жителям регионов предоставляются сравнительно равные возможности достижения общего весьма высокого уровня жизни;
  • 2) стремление к обеспечению эффективности — предполагающее строго рациональное, прагматическое использование потенциалов каждого региона и финансовых инструментов Союза в региональных, национальных и общеевропейских целях.

В периоды успешного экономического развития ЕС превалирует первая цель, во времена кризисов — усиливается вторая. Эти две цели на деле взаимно переплетаются между собой и требуют определенной сбалансированности, координации региональных политик, проводимых союзными, федеральными, государственными, «субнациональными», региональными и местными властями.

В различных странах используются разные схемы разделения функций по осуществлению региональной политики между региональными и центральными властями. Прежде всего применяются различные сочетания микрои макроинструментария. Под микроинструментарием понимаются доступные региональной администрации механизмы воздействия на эту сферу общественных отношений на региональном уровне. К макроинструментарию относятся рычаги национальной и наднациональной монетарной, фискальной и торговой политик. Обе эти схемы в различных сочетаниях и на разных уровнях, в том числе и на «субнациональном», применяются в ЕС.

С первых шагов европейской интеграции Союз уделял серьезное внимание региональной политике, направленной на устранение диспропорций между регионами, обеспечение сбалансированного развития и равных возможностей на всей территории объединенной Европы. Уже в Преамбуле Договора о ЕЭС 1957 г. ставилась цель «укрепить единство экономики, обеспечить ее гармоничное развитие путем уменьшения разрыва между различными районами и преодоления отсталости районов, находящихся в менее благоприятных условиях».

Для реализации этих целей были созданы Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, Структурные фонды, Европейский инвестиционный банк и многие другие финансовые инструменты. Региональная политика стала важной составной частью деятельности Сообщества уже с марта 1975 г., когда был создан Европейский региональный фонд развития.

В начале 1980;х гг., в период активного интеграционного развития, возросли ожидания усиления влияния регионов, и замены Европы государств на Европу регионов, которая представлялась более эффективной, динамичной и близкой к населению. Большие надежды возлагались на полномочия Комитета регионов. Однако к концу 1990;х «региональная эйфория» прошла, а Комитет регионов занял свою сравнительно скромную консультативную нишу в структуре властных органов ЕС.

Задача экономического и социального сплочения была официально провозглашена в 1986 г. в Едином европейском акте и окончательно закреплена в Договоре об учреждении Европейского сообщества в 1992 г.[1] К Договору прилагался подробный Протокол № 28 об экономическом и социальном сплочении. Политика экономического, социального и территориального сплочения рассматривается в качестве основополагающего компонента региональной политики, а потому в политической, учебной, а иногда и научной литературе нередко смешиваются или используются как синонимы.

На основе концепции солидарности и экономического, социального и территориального сплочения преодоление различий между 1670 регионами, входящими в Союз, осуществляется прежде всего посредством реализации финансовых мероприятий через Структурные фонды, Фонд сплочения и Европейский инвестиционный банк. О масштабах этой политики можно судить по тому, что на период 2007—2013 гг. бюджетные ассигнования на региональную политику вышли на второе место после сельского хозяйства и составили 348 млрд евро[2].

Таблица

Основные показатели социально-экономического развития стран ЕС1

Страна ЕС.

ВВП в расчете на душу населения (ППС), евро.

Патентная активность (число заявок на предоставление патентов) в расчете на млн жителей (2005).

Уровень безработицы,.

%.

Доля лиц с высшим образованием в рабочей силе, %.

мужчины.

женщины.

ЕС-27.

24 800.

47.7.

7,1.

Бельгия.

29 300.

66,6.

7,5.

Дания.

30 500.

40,0.

3,8.

Германия.

28 100.

138,9.

8,4.

Греция.

24 300.

3,9.

8,3.

Испания.

26 500.

13,6.

8,3.

Франция.

27 600.

57,7.

8,3.

Ирландия.

36 300.

11,8.

4,6.

Италия.

25 200.

48,0.

6,1.

Люксембург.

68 500.

143,3.

4,1.

Нидерланды.

32 500.

56,5.

3,2.

Австрия.

31 600.

79,1.

4,4.

Португалия.

18 500.

5,6.

8,1.

И.

Финляндия.

29 000.

44,7.

6,9.

Швеция.

31 300.

60,2.

6,1.

412 Глава 17. Правовое регулирование региональной политики Европейского Союза.

Окончание табл

Страна ЕС.

ВВП в расчете на душу населения (ППС), евро.

Патентная активность (число заявок на предоставление патентов) в расчете на млн жителей (2005).

Уровень безработицы,.

%.

Доля лиц с высшим образованием в рабочей силе, %.

мужчины.

женщины.

Великобритания.

28 700.

21,1.

5,3.

Кипр

23 000.

12,5.

3,9.

Чехия.

20 200.

3,5.

5,3.

Эстония.

17 900.

1,5.

4,7.

Венгрия.

15 700.

2,1.

7,4.

Литва.

15 000.

0,6.

4,3.

Латвия.

14 400.

1,6.

6,0.

Мальта.

19 100.

17,6.

6,4.

Польша.

13 300.

1,7.

9,6.

Словения.

22 000.

15,1.

4,9.

Словакия.

17 000.

2,2.

11,1.

Болгария.

0,3.

6,9.

Румыния.

10 100.

0,4.

6,4.

  • 1 Источники: Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М., 2010. С. 309; Key Figures on Europe 2009 Eurostat Pocketbooks. European Commission. 2009; Europe in Figures. Eurostat Yearbook 2009. Eurostat, European Commission
  • 17.1. Причины и история становления региональной политики Европейского Союза 413

С ростом численного состава, территории и населения Европейских сообществ и Союза происходило усиление разнообразия условий развития, экономики, национального состава, социального положения, культуры и образования населения, проживающего в разных уголках ЕС.

Эти различия, сложившиеся на сегодняшний день, убедительно демонстрирует приводимая выше таблица, из которой следует, что валовой национальный продукт на душу населения в Болгарии в 7,2 раза ниже, чем в Люксембурге, уровень безработицы; в Словакии в 3 раза выше, чем в Нидерландах, доля лиц с высшим образованием в Бельгии в 3 раза превосходит этот показатель в Румынии, а патентная активность в Люксембурге в 478 раз превышает такого рода деятельность в Болгарии. Такая экономическая, социальная и культурная неоднородность подрывает основы единого внутреннего рынка, экономического и валютного союза и морально-политическое единство, необходимые для достижения поставленных перед ЕС целей.

Региональные различия внутри отдельных стран еще выше, а потому значение правильной региональной политики для будущего Союза становится все более важным фактором развития. Это особенно проявилось в период обострения валютно-финансового кризиса, охватившего ЕС и наиболее сильно ударившего по слабым регионам. При этом социальная неоднородность характерна не только для бедных стран ЕС, но и для отдельных регионов вполне благополучных, развитых европейских стран.

  • [1] Статьи 174—178 ДФЕС (тогда ст. 158—162 Договора о Европейском сообществе.)
  • [2] Mathijsen Р. A Guide to European Union Law as amended by the treaty ofLisbon. Sweet & Maxwell. L. 2010. P. 519.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой