Причины и история становления региональной политики Европейского Союза
На основе концепции солидарности и экономического, социального и территориального сплочения преодоление различий между 1670 регионами, входящими в Союз, осуществляется прежде всего посредством реализации финансовых мероприятий через Структурные фонды, Фонд сплочения и Европейский инвестиционный банк. О масштабах этой политики можно судить по тому, что на период 2007—2013 гг. бюджетные… Читать ещё >
Причины и история становления региональной политики Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Неравномерность экономического, социального, культурного и т. д. развития регионов представляет собой серьезное препятствие для обеспечения однородности как территорий государств-членов, так и ЕС в целом. Усилий отдельных государств явно недостаточно для сокращения сложившихся диспропорций между регионами. Такая политика гораздо более успешно может осуществляться с применением мощных финансовых инструментов на общеевропейском уровне, тем более что во многих важнейших областях жизни как стран, так и регионов, решения нередко принимаются на наднациональном уровне.
Ответственность за такое развитие с неизбежностью все в большей степени берет на себя Европейский Союз. Кроме того, координация взаимодействия между регионами, расположенными по разные стороны внутренних границ ЕС, является объективной необходимостью для всех сторон их развития, в особенности общественных инфраструктур, например дорог, каналов, энергетических и телекоммуникационных сетей и т. д.
Как показывает практика, при осуществлении мер воздействия Союза на развитие регионов преследуются, как правило, две основные цели. При этом они могут как взаимно дополнять друг друга, так и вступать в противоречие:
- 1) стремление к обеспечению справедливости — такая организация экономической, социальной и т. д. деятельности, при которой жителям регионов предоставляются сравнительно равные возможности достижения общего весьма высокого уровня жизни;
- 2) стремление к обеспечению эффективности — предполагающее строго рациональное, прагматическое использование потенциалов каждого региона и финансовых инструментов Союза в региональных, национальных и общеевропейских целях.
В периоды успешного экономического развития ЕС превалирует первая цель, во времена кризисов — усиливается вторая. Эти две цели на деле взаимно переплетаются между собой и требуют определенной сбалансированности, координации региональных политик, проводимых союзными, федеральными, государственными, «субнациональными», региональными и местными властями.
В различных странах используются разные схемы разделения функций по осуществлению региональной политики между региональными и центральными властями. Прежде всего применяются различные сочетания микрои макроинструментария. Под микроинструментарием понимаются доступные региональной администрации механизмы воздействия на эту сферу общественных отношений на региональном уровне. К макроинструментарию относятся рычаги национальной и наднациональной монетарной, фискальной и торговой политик. Обе эти схемы в различных сочетаниях и на разных уровнях, в том числе и на «субнациональном», применяются в ЕС.
С первых шагов европейской интеграции Союз уделял серьезное внимание региональной политике, направленной на устранение диспропорций между регионами, обеспечение сбалансированного развития и равных возможностей на всей территории объединенной Европы. Уже в Преамбуле Договора о ЕЭС 1957 г. ставилась цель «укрепить единство экономики, обеспечить ее гармоничное развитие путем уменьшения разрыва между различными районами и преодоления отсталости районов, находящихся в менее благоприятных условиях».
Для реализации этих целей были созданы Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, Структурные фонды, Европейский инвестиционный банк и многие другие финансовые инструменты. Региональная политика стала важной составной частью деятельности Сообщества уже с марта 1975 г., когда был создан Европейский региональный фонд развития.
В начале 1980;х гг., в период активного интеграционного развития, возросли ожидания усиления влияния регионов, и замены Европы государств на Европу регионов, которая представлялась более эффективной, динамичной и близкой к населению. Большие надежды возлагались на полномочия Комитета регионов. Однако к концу 1990;х «региональная эйфория» прошла, а Комитет регионов занял свою сравнительно скромную консультативную нишу в структуре властных органов ЕС.
Задача экономического и социального сплочения была официально провозглашена в 1986 г. в Едином европейском акте и окончательно закреплена в Договоре об учреждении Европейского сообщества в 1992 г.[1] К Договору прилагался подробный Протокол № 28 об экономическом и социальном сплочении. Политика экономического, социального и территориального сплочения рассматривается в качестве основополагающего компонента региональной политики, а потому в политической, учебной, а иногда и научной литературе нередко смешиваются или используются как синонимы.
На основе концепции солидарности и экономического, социального и территориального сплочения преодоление различий между 1670 регионами, входящими в Союз, осуществляется прежде всего посредством реализации финансовых мероприятий через Структурные фонды, Фонд сплочения и Европейский инвестиционный банк. О масштабах этой политики можно судить по тому, что на период 2007—2013 гг. бюджетные ассигнования на региональную политику вышли на второе место после сельского хозяйства и составили 348 млрд евро[2].
Таблица
Основные показатели социально-экономического развития стран ЕС1
Страна ЕС. | ВВП в расчете на душу населения (ППС), евро. | Патентная активность (число заявок на предоставление патентов) в расчете на млн жителей (2005). | Уровень безработицы,. %. | Доля лиц с высшим образованием в рабочей силе, %. | |
мужчины. | женщины. | ||||
ЕС-27. | 24 800. | 47.7. | 7,1. | ||
Бельгия. | 29 300. | 66,6. | 7,5. | ||
Дания. | 30 500. | 40,0. | 3,8. | ||
Германия. | 28 100. | 138,9. | 8,4. | ||
Греция. | 24 300. | 3,9. | 8,3. | ||
Испания. | 26 500. | 13,6. | 8,3. | ||
Франция. | 27 600. | 57,7. | 8,3. | ||
Ирландия. | 36 300. | 11,8. | 4,6. | ||
Италия. | 25 200. | 48,0. | 6,1. | ||
Люксембург. | 68 500. | 143,3. | 4,1. | ||
Нидерланды. | 32 500. | 56,5. | 3,2. | ||
Австрия. | 31 600. | 79,1. | 4,4. | ||
Португалия. | 18 500. | 5,6. | 8,1. | И. | |
Финляндия. | 29 000. | 44,7. | 6,9. | ||
Швеция. | 31 300. | 60,2. | 6,1. |
412 Глава 17. Правовое регулирование региональной политики Европейского Союза.
Окончание табл
Страна ЕС. | ВВП в расчете на душу населения (ППС), евро. | Патентная активность (число заявок на предоставление патентов) в расчете на млн жителей (2005). | Уровень безработицы,. %. | Доля лиц с высшим образованием в рабочей силе, %. | |
мужчины. | женщины. | ||||
Великобритания. | 28 700. | 21,1. | 5,3. | ||
Кипр | 23 000. | 12,5. | 3,9. | ||
Чехия. | 20 200. | 3,5. | 5,3. | ||
Эстония. | 17 900. | 1,5. | 4,7. | ||
Венгрия. | 15 700. | 2,1. | 7,4. | ||
Литва. | 15 000. | 0,6. | 4,3. | ||
Латвия. | 14 400. | 1,6. | 6,0. | ||
Мальта. | 19 100. | 17,6. | 6,4. | ||
Польша. | 13 300. | 1,7. | 9,6. | ||
Словения. | 22 000. | 15,1. | 4,9. | ||
Словакия. | 17 000. | 2,2. | 11,1. | ||
Болгария. | 0,3. | 6,9. | |||
Румыния. | 10 100. | 0,4. | 6,4. |
- 1 Источники: Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М., 2010. С. 309; Key Figures on Europe 2009 Eurostat Pocketbooks. European Commission. 2009; Europe in Figures. Eurostat Yearbook 2009. Eurostat, European Commission
- 17.1. Причины и история становления региональной политики Европейского Союза 413
С ростом численного состава, территории и населения Европейских сообществ и Союза происходило усиление разнообразия условий развития, экономики, национального состава, социального положения, культуры и образования населения, проживающего в разных уголках ЕС.
Эти различия, сложившиеся на сегодняшний день, убедительно демонстрирует приводимая выше таблица, из которой следует, что валовой национальный продукт на душу населения в Болгарии в 7,2 раза ниже, чем в Люксембурге, уровень безработицы; в Словакии в 3 раза выше, чем в Нидерландах, доля лиц с высшим образованием в Бельгии в 3 раза превосходит этот показатель в Румынии, а патентная активность в Люксембурге в 478 раз превышает такого рода деятельность в Болгарии. Такая экономическая, социальная и культурная неоднородность подрывает основы единого внутреннего рынка, экономического и валютного союза и морально-политическое единство, необходимые для достижения поставленных перед ЕС целей.
Региональные различия внутри отдельных стран еще выше, а потому значение правильной региональной политики для будущего Союза становится все более важным фактором развития. Это особенно проявилось в период обострения валютно-финансового кризиса, охватившего ЕС и наиболее сильно ударившего по слабым регионам. При этом социальная неоднородность характерна не только для бедных стран ЕС, но и для отдельных регионов вполне благополучных, развитых европейских стран.