Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модернизация французского законодательства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная система судоустройства Франции представлена пятью категориями судов. К ним относятся: 1) общественные суды, в которых рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьямимедиаторами (посредниками), обладающими юридическими знаниями и назначаемыми местными советами — муниципалитетами; 2) система судов общей юрисдикции, где уголовные и гражданские дела рассматриваются… Читать ещё >

Модернизация французского законодательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В состоянии крайней нужды закон не действует.

Французская поговорка

На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская кодификация гражданского права. Но после Второй мировой войны новые потребности общества повлекли за собой постепенное обновление Гражданского кодекса. К концу XX в. свыше 100 его статей было полностью отменено, около 900 получили новую редакцию. Появилось примерно 300 новых статей.

Изменениям подверглись статьи кодекса, касавшиеся прав собственника (они ограничивались), свободы договора, наследования. В Гражданский кодекс было введено понятие юридического лица.

В последующем изменения в гражданском праве Франции происходили не только путем включения новых статей в текст самого Кодекса, но и путем принятия специальных законодательных актов, регулирующих те или иные сферы жизни общества.

Так был осуществлен пересмотр норм, регулировавших брачно-семейные отношения. Получило признание равенство обоих супругов, устанавливался новый брачный возраст (18 лет для мужчин и 16 — для женщин), выделялись обязательства супругов по взаимному содержанию и содержанию детей, а детей — по содержанию родителей.

Французское право не избежало интернационализации, которая явилась следствием интеграционных процессов, международного разделения труда. Эта тенденция нашла свое отражение в таких областях права, как патентное, акционерное.

С начала XX в. было разработано трудовое законодательство. В 1910 г. был принят Трудовой кодекс. Однако становление трудового права во Франции было в большей степени связано с послевоенным периодом развития. В 1973 г. был введен новый Трудовой кодекс, позднее в него вносились изменения. Этот кодекс представляет собой собрание многочисленных, принятых в разное время законодательных актов, регулировавших трудовые отношения. В Трудовом кодексе регулировались организация работы государственных органов в сфере трудовых отношений, отношения между работодателем и работником, коллективные трудовые отношения, а также создание и деятельность профессиональных объединений и работодателей.

В послевоенный период значительные изменения произошли в сфере социального права, в основе которого лежал Кодекс социального страхования 1956 г. с последующими добавлениями. Право социальной помощи предусматривало поддержку тех категорий лиц, которые оказались в бедности и нищете. Если право социального обеспечения базировалось на государственной системе страхования, то социальная помощь выступала как государственная благотворительность.

В XX в. существенно изменилось уголовное право. Если перед Второй мировой войной изменения касались главным образом частных вопросов (например, разрушение исторических памятников), то во второй половине XX — начале XXI в. появились абсолютно новые нормы, отвечающие запросам времени (экологические преступления, терроризм, преступления в связи с организацией трудовой деятельности и т. д.). То есть для обеспечения эффективной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.

Наиболее благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой профилактику преступлений.

В 60—70-х гг. XX в. была пересмотрена значительная часть текста Уголовного кодекса 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений.

В 1981 г. в результате давления демократических сил из системы уголовных наказаний была исключена смертная казнь.

Существенной либерализации подверглась система исполнения наказаний (сокращение применения наказания в виде лишения свободы). Содержание осужденного в местах заключения сочеталось с пребыванием в домашних условиях.

В 1994 г. был введен в действие новый Уголовный кодекс, состоявший из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, предполагающих принятие усиленных правовых мер против социально опасной преступности. Кодекс сохранял демократическую и гуманистическую направленность. Он установил новые ориентиры в уголовно-правовой политике. Наряду с традиционными составами преступлений (убийство, телесные повреждения и др.) особое внимание уделялось таким характерным явлениям современности, как посягательства на права человека с использованием ЭВМ, дискриминация лиц по религиозным, национальным и другим признакам, похищение людей, взятие в заложники, проведение на человеке биомедицинских опытов без его согласия. Была усилена уголовная ответственность за особо опасные преступления (геноцид, депортация, распространение наркотиков, рэкет, мошенничество и др.). По ряду преступлений предусматривалась возможность замены лишения свободы выполнением каких-либо работ или конфискацией имущества.

Современная система судоустройства Франции представлена пятью категориями судов. К ним относятся: 1) общественные суды, в которых рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьямимедиаторами (посредниками), обладающими юридическими знаниями и назначаемыми местными советами — муниципалитетами; 2) система судов общей юрисдикции, где уголовные и гражданские дела рассматриваются одним или несколькими профессиональными судьями без участия присяжных заседателей; 3) специальные суды: суд государственной безопасности, торговые, трудовые суды, суды по делам несовершеннолетних и др.; 4) суды присяжных (суды общей юрисдикции); 5) административные суды.

Французская система административной юстиции признана классической и характеризуется наличием специальных судебных органов, которые рассматривают споры по искам граждан к органам управления, нарушившим их права.

Посредством административной юстиции вышестоящими в порядке подчиненности органами (должностными лицами) осуществлялась проверка законности, обоснованности и целесообразности принятия и исполнения административных актов, нарушивших, по мнению граждан, их права и свободы.

Параллельное существование судов общей юрисдикции и административной юстиции неизбежно ведет к проблеме разграничения подсудности этих двух систем. Это один из самых сложных вопросов современной судебной практики Франции.

Правовая доктрина Франции исходит из того, что аппарат управления — это особая сфера, которая должна руководствоваться специальным правом, и это специальное право должно применяться автономной юрисдикцией. Общегражданские суды применяют частное право, административная юстиция опирается на административное право как подотрасль публичного права.

Важным звеном судебной системы стали апелляционные суды, в состав которых входит множество палат по уголовным, гражданским, социальным делам и т. д.

Возглавляет судебную систему кассационный суд (его часто называют Верховным судом), состоящий из нескольких палат, рассматривающих кассационные жалобы на нарушение закона в судебном процессе.

В Новейшее время реформированию и демократизации прежде всего подверглось уголовное и административное судопроизводство. В 1958 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс, который положил начало ревизии всей наполеоновской кодификации. Было упрощено судопроизводство, упорядочена деятельность следственных органов, суда и присяжных, усилены гарантии индивидуальных прав и свобод граждан.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом процесс стал состоять из трех стадий: предварительного следствия, судебного разбирательства и исполнительного производства. Особую стадию составляет процедура обжалования в апелляционном или кассационном порядке.

Значение предварительного следствия в уголовном процессе чрезвычайно велико. Но оно является обязательным лишь по делам о преступлениях. Обычно же в делах о правонарушениях проводится только полицейское дознание. Предварительное следствие производится следственными судьями негласно, в состязательной и письменной форме. Прокурор выполняет функцию контроля над следствием.

По окончании следствия и сбора необходимых доказательств судья передает материалы дела прокурору республики. Последний в случае согласия с выводами следственного судьи возвращает ему дело. Затем судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную инстанцию. Если судья находит в деле состав преступления, то направляет дело на рассмотрение обвинительной камеры. Обвинительная камера состоит при апелляционном суде и является своеобразным следственным органом второй инстанции. Она может вынести постановление о дополнительном расследовании или об окончании следствия.

Во французском административно-судебном процессе действуют как общие для всех судов процедурные правила, перенесенные сюда из гражданского процесса, так и особые правила, присущие только административно-судебной процедуре.

Административный суд не имеет права возбудить производство самостоятельно, для этого необходимо исковое заявление. Деятельность органов французской административной юстиции построена на демократических принципах административного процесса. Для административно-судебного разбирательства характерен принцип состязательности. Каждая из сторон имеет возможность ознакомления с информацией и любыми документами, имеющимися в деле. Сам административный судья обязан занимать в процессе активную роль, т. е., обеспечивая гражданину правовую защиту, он должен сам пытаться собрать недостающие материалы и доказательства.

Административное судопроизводство в большей степени тайное, чем гласное. Досудебное исследование материалов дела проводится судом негласно. Только само заседание с участием сторон, их адвокатов и правительственного комиссара до известных пределов гласно. Совещание судей и вынесение ими решения происходит за закрытыми дверьми, а само их решение обезличено, в нем не указываются позиции отдельных судей (во многих странах особое мнение судьи, отличное от мнения большинства, становится частью материалов дела). И наконец, постановление суда публикуется, если это нс запрещено законом.

Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная законодательная практика открывает ей новые возможности для правотворчества. Постепенно судебная практика превращается в дополнительный источник французского права.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какая форма государственного управления была закреплена Конституцией Франции 1946 г.
  • 2. Какова система государственных органов по Конституции 1946 г.
  • 3. Каковы причины отмены Конституции 1946 г.
  • 4. Каковы особенности Конституции 1958 г.
  • 5. Какая форма государства была установлена в соответствии с Конституцией 1958 г.
  • 6. Как происходило обновление Гражданского кодекса Франции?
  • 7. В чем своеобразие французского трудового и социального законодательства?
  • 8. Какие изменения произошли в гражданском и уголовном законодательстве Франции?
  • 9. Какова судебная система современной Франции?
  • 10. Какова система судопроизводства Франции?

Тесты

  • 1. По Конституции 1946 г. во Франции была установлена республика:
    • а) президентско-парламентская;
    • б) парламентская;
    • в) президентская;
    • г) советская.
  • 2. По территориальному устройству современная Франция является государством:
    • а) унитарным;
    • б) федеративным;
    • в) конфедеративным.[1]
  • 4. По Конституции Франции 1958 г. гарантом стабильности государственной власти является:
    • а) парламент;
    • б) совет министров;
    • в) президент;
    • г) конституционный совет.
  • 5. Законопроекты какой ветви власти пользуются во Франции приоритетом:
    • а) правительства;
    • б) национального собрания;
    • в) президента?
  • 6. На выборах Сената (верхней палаты) во Франции применяются:
    • а) мажоритарная;
    • б) пропорциональная система;
    • в) смешанная система;
    • г) прямые выборы;
    • д) косвенные выборы.
  • 7. Исполнительная власть во Франции принадлежит:
    • а) президенту;
    • б) совету министров;
    • в) премьер-министру;
    • г) президенту и совету министров совместно.
  • 8. В парламенте Франции по Конституции 1946 г.:
    • а) существовала только одна палата;
    • б) палаты парламента были равноправны;
    • в) преимущество было за Советом республик;
    • г) прерогативы были за Национальным собранием.
  • 9. Какой суд не входит в систему судов общей юрисдикции:
    • а) высокий суд правосудия;
    • б) кассационный суд;
    • в) апелляционный суд?
  • 10. Назовите высший судебный орган административной юстиции:
    • а) государственный совет;
    • б) палата правосудия Республики;
    • в) кассационный суд.

Задания

  • 1. Охарактеризуйте особенности развития французского государства между двумя мировыми войнами. Дайте характеристику государственного устройства Пятой республики.
  • 2. Охарактеризуйте политическую фигуру президента де Голля.
  • 3. На протяжении первой половины XX в. продолжала действовать еще наполеоновская кодификация гражданского права. Как вы это можете объяснить?
  • 4. Объясните изменения, которые произошли в правовом регулировании основных правовых институтов Франции. Как происходила эволюция основных правовых институтов?
  • 5. Подумайте, что означает в условиях Франции делегированное законодательство. Как понять, что роль актов правительства (как источника права) не только за сферой действия законов, но и в сфере действия законов, что они «вне области законодательства». Раскройте понятие «ордонанс», который издается по решению 11 равительсгва Франции.
  • [1] По Конституции 1946 г. президент избирался: а) населением; б) парламентом; в) советом республики; г) государственным Советом.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой