Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Налоговая обязанность и ее исполнение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Юридическая обязанность является объектом исследования не только общей теории права, но и финансово-правовой науки. Юридическая обязанность, образуя вместе с субъективным правом юридическое содержание правоотношения, представляет собой предписанную обязанному лицу меру необходимого поведения, которой лицо должно следовать в соответствии с требованиями управомоченного в целях удовлетворения его… Читать ещё >

Налоговая обязанность и ее исполнение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основания возникновения, приостановления и прекращения налоговой обязанности;
  • • общий порядок исполнения налоговой обязанности;

уметь

  • • правильно применять нормы материального и процессуального права, регулирующие порядок исполнения налоговой обязанности;
  • • анализировать процессуальные действия налогоплательщиков и уполномоченных органов с точки зрения их соответствия установленным законом требованиям;

владеть навыками

  • • реализации норм материального и процессуального права в области исполнения налоговой обязанности;
  • • анализа правоприменительной и правоохранительной практики, связанной с должным исполнением налоговой обязанности.

Понятие налоговой обязанности

Определение понятия «обязанность по уплате налога», наполнение его конкретным содержанием представляется важным при анализе финансово-правовой материи. Именно с использованием данной дефиниции осуществляется правовое регулирование налоговых отношений, опосредующих поступление в бюджетную систему РФ[1] соответствующих налогов.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. В развитие этой конституционной нормы НК РФ, закрепляя целый комплекс налоговых обязанностей налогоплательщиков, в подп. 1 п. 1 ст. 23 в числе основных из них определяет обязанность «уплачивать законно установленные налоги». В финансово-правовой литературе законодательно сформулированная обязанность «уплачивать законно установленные налоги» нередко именуется «налоговым обязательством»[2], «налоговой обязанностью», поэтому представляется возможным употребление терминов обязанность «уплачивать законно установленные налоги», «обязанность по уплате налогов» и «налоговая обязанность» как синонимов[3].

На определение дефиниции «налоговая обязанность» немаловажное влияние оказала правовая природа ее установления. Анализ упомянутой выше ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 44 НК РФ свидетельствует о том, что правовую природу установления налоговой обязанности в российской правовой системе следует рассматривать в конституционно-правовом и финансово-правовом смыслах.

С конституционно-правовой точки зрения правовая природа установления этой обязанности имеет публично-конституционный характер[4]. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ первым и основным источником возникновения «обязанности по уплате налога» (как общей категории) является волеизъявление народа Российской Федерации. Значение налоговой обязанности, закрепленной в Конституции РФ, состоит в том, что она представляет собой основу для выработки и принятия правовых механизмов, обеспечивающих ее реализацию на практике. Это и нашло свое отражение в НК РФ, не только закрепившем данную обязанность налогоплательщика, но и конкретизировавшем ее, установив фактические составы, выступающие основаниями ее возникновения, изменения, прекращения, требования, которым должно соответствовать ее исполнение, а равно и последствия ее неисполнения.

Правовая природа установления налоговой обязанности в финансово-правовом смысле обладает публично-частным характером. Иначе говоря, понимание налога как части собственности налогоплательщика, которая в денежной форме должна быть передана государству (муниципальному образованию), указание на доход (капитал) налогоплательщика как на источник налога предопределяет частный характер источника уплаты налога. При этом установленная публичная цель взимания налогов — финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований — отражает публичный характер происхождения названной обязанности. Наличие публичного элемента в правовой природе установления налоговой обязанности обусловлено «публично-правовой природой государства и государственной власти; …фискальным суверенитетом казны»[5]. Поэтому сочетание «публичной цели взимания налогов и частного характера источников налога»[6] позволяет говорить о публично-частном характере правовой природы налоговой обязанности, зафиксированном в тексте НК РФ.

Налоговая обязанность испытывает на себе влияние гражданского оборота, т. е. наличия и исполнения налогоплательщиком своих гражданско-правовых обязательств. Это объясняется как вторичностью налогообложения по отношению к гражданскому обороту, так и тем, что и налоговое, и гражданское законодательство регулируют имущественные отношения[7]. Если гражданское законодательство регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве сторон (ст. 2 ГК РФ), то налоговое — субординационные имущественные отношения, основанные на подчинении одной стороны другой.

Налоговые отношения вторгаются в хозяйственную деятельность налогоплательщика в той мере, в какой исполнение им гражданско-правовых обязательств ограничено налоговыми изъятиями и порядком исполнения другого сопутствующего обязательства (срок уплаты налога и т. п.)[8]. Формирование объекта обложения связано не только с наличием и исполнением гражданско-правовых обязательств, но и с величиной налоговых изъятий, определяемых величиной налоговой ставки. В частности, размер налоговой обязанности обусловлен ценой сделки и размером соответствующей хозяйственной операции.

Налоговая обязанность является одной из разновидностей юридических обязанностей, возлагаемых государством па организации и физических лиц. Поэтому ей свойственны общие признаки, присущие всякой юридической обязанности, специфические признаки, предопределяемые финансовым правом, к сфере регулирования которого она относится, и дополнительные признаки, позволяющие отграничить данную обязанность от иных обязанностей, возлагаемых на налогоплательщика законодательством о налогах и сборах.

Юридическая обязанность является объектом исследования не только общей теории права[9], но и финансово-правовой науки[10]. Юридическая обязанность, образуя вместе с субъективным правом юридическое содержание правоотношения[11], представляет собой предписанную обязанному лицу меру необходимого поведения, которой лицо должно следовать в соответствии с требованиями управомоченного в целях удовлетворения его интересов[12]. Так, А. Б. Венгеров определяет юридическую обязанность как меру «предписанного законом необходимого (должного) совершения обязанным лицом определенного действия (или воздержания от такового) с целью соблюдения субъективного права»[13]. «Существо юридической обязанности — в требовании необходимого, нужного, должного, полезного с точки зрения государства, власти, закона поведения субъекта»[14]. Поэтому «необходимость» применительно к юридической обязанности понимается в смысле долженствования, основанного на положениях правовых норм[15]. Нормы налогового закона устанавливают точные границы должного поведения налогообязанного лица.

Анализ обязанности по уплате налога можно проводить с позиций выделения сущности и содержания. Первоначально исследуем сущность налоговой обязанности как правовой категории. Как отмечается в теории права, сущность юридической обязанности есть «государственно-правовая необходимость определенного поведения»[16], поэтому сущность обязанности по уплате налогов коренится в необходимости требуемого налоговым законом поведения[17]. Но необходимость, выражающая сущность обязанности, не тождественна неизбежности, ибо она реализуется через действия конкретного налогоплательщика, наделенного сознанием и волей и проявляющего свое волеизъявление согласно своим интересам, своему пониманию социальных условий, конкретной ситуации и т. д. Поэтому возможно отклонение фактического поведения налогоплательщика от модели, сконструированной налогово-правовой нормой, т. е. возможно неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности ее носителем. Налоговая обязанность может быть неисполненной, но необходимость поведения, соответствующего ей, остается.

Всякая обязанность активного типа несет в себе требование к субъекту совершить определенное действие[18]. Содержание юридической обязанности составляют конкретные должные действия, предписанные законом, поэтому содержание налоговой обязанности можно определить как общий тип должного поведения налогоплательщика, установленный налоговым законом. Если сущность у всех юридических обязанностей одинаковая, то содержание различно. Именно по содержанию можно отличить одну обязанность от другой, показать специфику тех или иных обязанностей[16].

Содержание налоговой обязанности обладает определенными особенностями. Так, налоговая обязанность вызывается к жизни ее связью с правовыми нормами. Эта обязанность является нормативно установленной, так как закреплена в нормативных правовых актах[20]; сформулирована в обязывающей норме налогового права[21] в виде обязательного предписания. Налоговая обязанность возникает у субъектов всякий раз при наличии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действуют нормативные акты, ее устанавливающие.

Понятие «налоговая обязанность» предполагает уяснение того обстоятельства, что данное правовое явление представляет собой один из структурных элементов, образующих юридическое содержание налогового правоотношения[22], поэтому можно указать признаки налоговой обязанности не только во взаимосвязи с налоговым правоотношением, но и сквозь призму оного.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленный налог и право государства требовать от него исполнения данной обязанности составляют юридическое содержание материального налогового правоотношения по уплате налога. Будучи структурно сложным, оно представляет собой систему правоотношений[23]. Центральное место в нем принадлежит правоотношению по добровольному исполнению обязанности по уплате налога. Производными правоотношениями выступают правоотношения по: взысканию пеней и штрафов за налоговые правонарушения; зачету сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов и пеней; сохранению информации, составляющей налоговую тайну и т. п.[24]

Движущим началом налогового правоотношения является субъективная обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Налоговое правоотношение по уплате налога есть регулятивное правоотношение активного типа[25]. В нем юридическая обязанность имеет значение центра юридического содержания данной правовой связи: требование, заключенное в обязанности и составляющее ее содержание, означает для налогоплательщика, как правообязанного субъекта, необходимость действовать в интересах государства или муниципального образования с целью пополнения соответствующего бюджета (внебюджетного фонда). Таким образом, налоговая обязанность, указывая на обращенное к налогоплательщику требование совершить действие по уплате налога, есть регулятивная (позитивная) обязанность активного типа[26].

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ особенностью обязанности по уплате налогов является возложение ее исполнения только на налогоплательщика. Отличительной чертой налоговой обязанности можно назвать то обстоятельство, что ее неисполнение не всегда представляет собой налоговое правонарушение (ст. 122 НК РФ). Это может быть и объективно-противоправное деяние (ст. 111 НК РФ). Неисполнение обязанности по уплате налогов обладает правопрепятствующим значением, а именно: препятствует наступлению искомого юридического эффекта — поступлению налога в бюджетную систему РФ.

Из вышеназванной особенности вытекает следующее: неотъемлемый атрибут налоговой обязанности — возможность применения к лицу, ее нарушающему, мер ее принудительного исполнения. Ими являются меры государственного финансово-правового принуждения как правовосстановительного, так и штрафного характера (меры юридической ответственности). Правовосстановительными мерами следует признать направление требования об уплате налога и пени (ст. 69 НК РФ), взыскание налога и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке (ст. 46 НК РФ), взыскание налога и пени за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ). В соответствии с НК РФ мерой юридической ответственности признается налоговая санкция — штраф (ст. 114 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от уголовной, административной ответственности.

По своему содержанию субъективные обязанности подразделяются на простые и сложные. Последние включают в себя несколько обязанностей. В литературе отмечается, что имущественные обязанности характеризуются сложным содержанием[27]. Налоговая обязанность, будучи имущественной (денежной), также наделена сложным содержанием[28]. По мнению С. Г. Пепеляева, ее содержание соткано из следующих простых (элементарных) обязанностей: правильно исчислить налог, уплатить налог в полном объеме, уплатить налог своевременно, уплатить налог в установленном порядке[29]. Три последние составляющие характеризуют одну обязанность — уплатить налог, но с разных позиций. Думается, что содержание налоговой обязанности образовано двумя элементарными обязанностями: исчислить налог и уплатить налог[30].

Первым конститутивным элементом содержания налоговой обязанности является обязанность исчислить налог: она первична по отношению к элементарной обязанности уплатить налог. Исчисление налога есть применение налоговой ставки к налоговой базе, т. е. некое арифметическое действие, совершаемое субъектом исчисления[31].

По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 52 НК РФ), т. е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый период. В частности, сумма налога на имущество организаций определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ). Документальным подтверждением исчисления налоговой обязанности выступает налоговая декларация, представляющая собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ). Таким образом, по общему правилу носителем обязанности исчислить налог является сам налогоплательщик.

В случаях, установленным налоговым законодательством, обязанность исчислить налог может быть возложена на налогового агента или на налоговый орган (ст. 52 НК РФ). Например, в случаях, указанных в ст. 226 ПК РФ, расчет НДФЛ производится налоговыми агентами. Налоговым органом рассчитываются суммы: 1) транспортного налога, подлежащие уплате налогоплательщиками — физическими лицами (п. 1 ст. 362 НК РФ); 2) земельного налога, подлежащие уплате физическими лицами, нс являющимися индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 396 НК РФ); 3) налога на имущество физических лиц.

При расчете налога налоговым органом сумма исчисленного налога указывается в налоговом уведомлении, направляемом налогоплательщику[32]. Оно содержит сумму налога, подлежащую уплате, расчет налоговой базы, срок уплаты налога. Способы передачи (вручения) налогового уведомления налогоплательщику регламентированы п. 4 ст. 52 НК РФ. Так, уведомление: 1) передается руководителю организации (ее представителю) или физическому лицу (его представителю) лично под расписку, 2) направляется по почте заказным письмом или 3) передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление формируется сразу по трем налогам, в зависимости от наличия у налогоплательщика соответствующих объектов налогообложения: по транспортному, земельному, а также налогу на имущество физических лиц.

Исчисляя размер подлежащего уплате налога, налогоплательщик вправе реализовать предоставленное ему право на налоговую льготу. Статья 56 НК РФ определяет в качестве льгот предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Льготы являются одним из элементов налогообложения, «определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности»[33].

В отношении налогов, юридическая конструкция которых предусматривает уплату авансовых платежей, на налогоплательщиков помимо обязанности исчислить налог по итогам налогового периода, также возлагается обязанность по исчислению авансовых платежей по налогу за отчетный период. Например, НК РФ обязанность исчислять авансовые платежи предусмотрена применительно к налогу па прибыль организаций (ст. 286 НК РФ), транспортному налогу (ст. 362 НК РФ), налогу на имущество организаций (ст. 382 ПК РФ) и др.

Если налогоплательщик самостоятельно не исчисляет налоги, подлежащие уплате в бюджетную систему, в частности, не ведет учет доходов и расходов, учет объектов налогообложения или ведет учет с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, то налоговый орган вправе установить сумму налогов, подлежащую уплате в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о самом налогоплательщике и данных об иных аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Расчетный метод — это специальный прием, используемый налоговым органом в ситуациях, когда рассчитать точную сумму налога невозможно, т. е. он применяется, когда реальный размер суммы неуплаченного налога неизвестен[34]. Использование данного метода способно привести к переплате налога, так как он определяется по аналогии, взятой у других лиц, хотя и близких по экономическим показателям к налогоплательщику. Но это не учитывается для целей определения суммы налога, подлежащего уплате, так как налогоплательщик из-за неведения своего учета несет риски того, что налог ему рассчитает (а не установит точно) налоговый орган.

Подводя итог рассмотрению обязанности по исчислению налога, следует отметить, что она представляет собой совокупность действий налогоплательщика (налогового органа, налогового агента) по расчету суммы налога (авансового платежа по налогу), подлежащего уплате за определенный налоговый (отчетный) период путем применения налоговой ставки к налоговой базе с учетом предоставленных налоговых льгот[35].

Вторым конститутивным элементом содержания налоговой обязанности, как обязанности активного типа, является обязанность уплатить налог. Именно уплата налога по общему правилу прекращает налоговую обязанность в целом. Часть первая НК РФ устанавливает единые для всех видов налогов требования уплаты, которые конкретизированы во второй части Кодекса применительно к каждому налогу. Исключения из общего порядка уплаты налога установлены применительно к специальным налоговым режимам (п. 7 ст. 12, п. 1 ст. 18 НК РФ). В литературе отмечается, что налогообложение некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения обязанности по уплате налога[36].

Уплата налога предполагает совершение налогоплательщиком действий, которые сводятся к передаче денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований в качестве налоговых доходов[37]. Иначе говоря, при уплате налога в безналичной форме налогоплательщик заполняет платежное поручение и предъявляет его для исполнения в обслуживающий банк. При уплате налога в наличной форме налогоплательщик вносит сумму налога в кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи, которые обеспечивают зачисление налога в бюджетную систему РФ. Подробнее порядок уплаты налогов будет нами рассмотрен ниже.

Рассмотрение вопроса о содержании обязанности по уплате налога имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Суть прикладного значения коренится в том, что нарушение любой из простых обязанностей (обязанности исчислить или обязанности уплатить налог) влечет за собой признание всей обязанности по уплате конкретного налога неисполненной, ненадлежащим образом исполненной. Правовыми последствиями этого будут применение налоговым органом мер принудительного исполнения налоговой обязанности (ст. 46−48, 69 НК РФ), начисление пени (ст. 75 НК РФ), а если присоединятся иные юридические факты, образующие конструкцию налогового правонарушения, то и привлечение к налоговой ответственности.

Проведенный анализ сущности, признаков, а также содержания налоговой обязанности вплотную приблизил нас к определению дефиниции «обязанность по уплате налогов». Учитывая, что обязанность выражает вид и меру должного поведения обязанного субъекта, предпринятое рассмотрение особенностей, сущности и содержания налоговой обязанности делает возможным следующее определение. Налоговая обязанность — есть закрепленное в налогово-правовой норме требование, обращенное к налогоплательщику, совершить в целях финансового обеспечения деятельности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований действия по исчислению и по уплате налога, обеспеченные возможностью принуждения к такому поведению путем применения мер финансово-правового принуждения правовосстановительного или штрафного характера.

  • [1] Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  • [2] Полагаем, что в отношении рассматриваемой публично-правовой обязанности, даже признавая известное присутствие гражданско-правовой составляющей, более точным следует признать термин «налоговая обязанность» .
  • [3] См.: Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М. В. Карасёва. М.: Юристъ, 2002; Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю. А. Крохина. М.: Норма, 2003; Кучеров И. И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты). М.: ЮрИнфоР, 2009.
  • [4] На конституционный характер налоговой обязанности обращено внимание Н. И. Химичевой и Е. В. Покачаловой. Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Норма, 2005. С. 256.
  • [5] Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.1998 № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года „Об основах налоговой системы в Российской Федерации“» .
  • [6] Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: учеб, пособие. М.: ФБК ПРЕСС, 1998. С. 235.
  • [7] Денисове М. А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в Российской Федерации / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М., 2005. С. 129−130; Петрова Г. В. Общая теория налогового права. М., 2004. С. 93; Цыганков Э. М. Проблемы применения и системного развития налогового законодательства в аспекте соотношения публичного и частного права. М., 2005. С. 61−63.
  • [8] Денисове М. А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в Российской Федерации /отв. ред. Е. Ю. Грачева. М., 2005. С. 130.
  • [9] См.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. II. М., 1982. С. 125- 132; Матузов Н. Я., Семенеко Б. М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12.
  • [10] См.: Карасёва М. В. Налоговый процесс — новое явление в праве // Хозяйство и право. 2003. № 6. С. 53−61; Крохина Ю. Л. Бюджетное право и российский федерализм / под ред. проф. Н. И. Химичевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 251−256; Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М. В. Карасева. М., 2002. С. 130−140.
  • [11] Алексеев С. С. Общая теория нрава: в 2 т. Т. II. М. 1982. С. 112.
  • [12] Толстой Ю. К. К теории правоотношения. Л., 1959. С. 46.
  • [13] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. М., 1999. С. 403.
  • [14] Матузов Н. И., Семенеко Б. М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12. С. 33.
  • [15] Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. II. М., 1982. С. 126.
  • [16] Матузов Н. И., Семенеко Б. М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12. С. 31.
  • [17] Ем В. С. К вопросу о понятии, содержании и сущности правовых обязанностей // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1981. № 1. С. 61; Матузов Н. И., Семенеко Б. М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12. С. 31.
  • [18] Грибанов В. П" Ем В. С. Гражданско-правовые обязанности: содержание и факторы, его обуславливающие // Вестник московского университета. Серия 11. Право. 1984. № 6. С. 4.
  • [19] Матузов Н. И., Семенеко Б. М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12. С. 31.
  • [20] В отличие от обязанности по уплате налога такая обязанность налогоплательщика, как обязанность погасить сумму инвестиционного налогового кредита, к примеру, возникает на основании договора в налоговом праве (ст. 66, 67 НК РФ).
  • [21] О градации налоговых норм Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю. А. Крохина. 2-е изд., перераб. М., 2006. С. 172−191.
  • [22] См.: Кустова М. В., Ногина О. А., Шевелева II. А. Налоговое право России. Общая часть: учебник / отв. ред. Н. А. Шевелева. М., 2001. С. 25; Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю. А. Крохина. М., 2006. С. 194−195 и др.
  • [23] Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М. В. Карасёва. М., 2006. С. 339.
  • [24] Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. С. 87−88.
  • [25] О классификации правоотношений на правоотношения активного и пассивного типа см.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. И. М., 1982. С. 108−111.
  • [26] О классификации юридических обязанностей см.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. II. М., 1982. С. 128.
  • [27] О сложном содержании юридической обязанности отмечали в своих трудах специалисты по теории права (см.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. II. М., 1982. С. 130−131; Ем В. С. К вопросу о понятии, содержании и сущности правовых обязанностей // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1981. № 1. С. 56−62; Матузов Н. И., Семенеко Б. М. Исследование проблемы юридических обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1980. № 12. С. 33). Па сложное содержание гражданско-правовых обязанностей активного типа указывали ученые-цивилисты (см.: Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 1 / под ред. Е. А. Суханова. М., 1993. С. 48−49).
  • [28] См.: Налоговое право: учеб, пособие / под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000. С. 169−170; Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М. В. Карасёва. М., 2006. С. 132.
  • [29] Налоговое право: учеб, пособие / под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000. С. 170.
  • [30] Брызгалин А. В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса // Налоговый вестник. 2000. № 4. С. 22; Форин М. Авансовые платежи по налогам // Российская юстиция. 2001. № 2. С. 30.
  • [31] Кучеров И. И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты). М.: ЮрИнфоР, 2009. С. 343−346.
  • [32] См. приказ Минфина России и ФНС России от 05.10.2010 № ММВ-7−11/479@ «Об утверждении формы налогового уведомления» .
  • [33] Кузнеченкова В. Е. Стимулы в налоговом праве // Российское правое государство: Итоги формирования и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 14−15 ноября 2003 г.): в 5 ч. / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2004. Ч. 4: Финансовое право. С. 68.
  • [34] Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин .4. Н. Налоговая ответственность. Применение гл. 16 Налогового кодекса РФ «Виды налоговых правонарушений». Сложные вопросы (из практики налогового консультирования) / под ред. А. В. Брызгалина. Екатеринбург, 2005. С. 202.
  • [35] Кучеров И. И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты). М.: ЮрИнфоР, 2009. С. 347.
  • [36] Химичева II. И., Покачалова Е. В Финансовое право / отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Норма, 2005. С. 257.
  • [37] Кучеров И. И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты). М.: ЮрИнфоР, 2009. С. 348.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой