Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Восприятие части и целого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Термин «апперцепция восприятия» часто использовал В. Вундт, а например, 3. Фрейдописывал влияние прошлого опыта на поведение и деятельность человека, используя понятие проекции. В психологии есть большое количество так называемых проективных тестов, которые на основе изучения феномена влияния прошлого опыта на мысли и чувства человека позволяют достаточно точно изучать его характер, намерения… Читать ещё >

Восприятие части и целого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хорошо известно из жизненного опыта и подтверждено результатами эмпирических исследований, что для узнавания предмета вовсе не обязательно воспринимать все его части. Установлено также, что на восприятие целого объекта непосредственно влияет восприятие его частей, и наоборот, целое влияет на восприятие отдельных элементов объекта. Так, мы часто узнаем слово по отдельным буквам. На этом построена, например, известная телеигра «Поле чудес», где, скажем, буквы «ПС…ХО…ИЯ» будут восприниматься большинством людей как слово «ПСИХОЛОГИЯ».

Представители гештальтпеихологии потратили много сил, времени и научной изобретательности, чтобы открыть важнейшие закономерности[1]

человеческого восприятия. Они сформулировали один из наиболее важных принципов: человек ощущает мир по элементам, а воспринимает как целое. Тогда оказывается, что целостный взгляд на мир во многих случаях для людей важнее представления о мире по его отдельным деталям. Например, быстро читая некий текст, мы можем не замечать, вернее, не обращать внимания, на то, что он содержит ошибки. Буквы в тексте, который приведен на рис. 5.5, переставлены, поэтому слова в нем написаны неправильно, но смысл сообщения нам понятен.

Целостное восприятие при быстром чтении текста позволяет понимать его смысл и не обращать внимания на ошибки.

Рис. 5.5. Целостное восприятие при быстром чтении текста позволяет понимать его смысл и не обращать внимания на ошибки.

Данный опыт иллюстрирует идею гештальтпеихологов о том, что восприятие — сложный процесс, где образ как целое не обязательно является результатом сложения частей, из которых он состоит Если рассматривать познание не только с позиции отдельного человека, но и всего человечества, то становится понятно, что представление о мире формулируется в соответствии с состоянием науки как целого в тот или иной исторический момент времени, а не строится по частям. В свою очередь, это доказывает, что познание любого объекта, явления или процесса никогда не завершается абсолютной истиной, ведь количество частей, на которые можно разложить любое целое, бесконечно. Вот почему познание мира в целом всегда является неполным и дает нам лишь относительные, а следовательно, по сути, всегда исторически неадекватные представления о мире, ибо точность познания ограничена возможностью изучать частности. Выходит, что неполнота (и субъективная неадекватность) представлений о мире, заполняемая воображением, мифологией, религией и пр., объясняется несовершенством психофизиологии отдельных людей, с одной стороны, и фундаментальным несовершенством самой науки — с другой.

  • [1] Термин «апперцепция восприятия» часто использовал В. Вундт, а например, 3. Фрейдописывал влияние прошлого опыта на поведение и деятельность человека, используя понятие проекции. В психологии есть большое количество так называемых проективных тестов, которые на основе изучения феномена влияния прошлого опыта на мысли и чувства человека позволяют достаточно точно изучать его характер, намерения, мотивы и ир. Сегодняв зарубежной психологии часто используется такое понятие, как прайминг, которым обозначают влияние некого ранее полученного опыта, например, на память (запоминание). Прай-мииг в этом случае, подобно апперцепции и проекции, может быть и позитивным (помогающим запомнить) и негативным (мешающим).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой