Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Даосизм (Taoism). История философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип недеяния лежит и в основе даосской концепции правления. Лучший правитель — тот, кто не вмешивается в управление и позволяет всему идти естественным путем; «тот, о ком парод знает лишь то, что он существует»; «когда правительство деятельно, народ становится несчастным». Небытие порождает Бытие и, прежде всего, Небо и Землю. Но все вещи, входящие в состав Бытия, непрочны, существуют лишь… Читать ещё >

Даосизм (Taoism). История философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Биографические сведения. Основоположником даосизма считается Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который, по преданию, был старшим современником Конфуция. О жизни его практически ничего не известно. По легенде, в преклонном возрасте Лао Цзы решил покинуть Китай, и начальник стражи заставы, через которую он проходил, попросил его оставить Китаю часть своей мудрости. Лао Цзы согласился и написал книгу «Дао-Дэ-цзин». Многие современные ученые считают, что Лао Цзы вообще не существовал или жил значительно позже Конфуция, а «Дао-Дэ-цзин» — собрание текстов различных авторов.

Даосизм как философское учение в своей классической форме получил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 369−286 гг. до н.э. или 370−301 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последователей.

На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья считался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуцианством и буддизмом).

Основные труды. Лао Цзы «Дао-Дэ-цзин» («Книга о Дао и Дэ»); Чжуан Цзы «Чжуан Цзы» («Книга учителя Чжуан»); Ле Цзы «Ле Цзы» («Книга учителя Ле»),.

Философские воззрения. Центральное место в даосизме занимают проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое распространение в китайской культуре и различную трактовку в философских учениях, в том числе даже внутри даосизма.

Учение о Дао и Дэ в «Дао-Дэзин» . В «Дао-Дэ-цзин» Дао понимается, прежде всего, как Великий Путь, которым следует Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстанция, т. е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может пониматься как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао присуща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет.

Человек.

" Человек следует (законам) Земли,.

^.

Земля.

Земля следует (законам) Неба,.

^.

Небо.

Небо следует (законам) Дао,.

^.

Дао.

а Дао следует самому себе" .

(Дао-Дэ-цзин) Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.

Дао — изначально и принципиально двойственная сущность. В «Дао-Дэ-цзин» можно обнаружить следующие противоречивые характеристики Дао (табл. 5).

Таблица 5

Двойственность Дао

Одинокое, отдельное от всего.

Всеохватывающее, всепроникающее (подобно воде).

Постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое.

Изменяющееся вместе с миром, действующее.

Недоступное восприятию и познанию.

Доступное для восприятия и познания.

Недоступное словесному выражению, безымянное.

Выразимое в имени и символе.

Бестелесное.

В его глубине скрыты тончайшие частицы, обладающие высшей действительностью и достоверностью.

Мельчайшее.

Бесконечное.

Пустое.

Неисчерпаемое.

Порождающее «небытие», дающее начало Небу и Земле.

Порождающее наличное бытие, предок «тьмы вещей» .

Отсюда получается, что существуют как бы два Дао — Небытие, не имеющее имени (так как, назвав его, мы превращаем его в Бытие), и Бытие, имеющее имя.

Небытие порождает Бытие и, прежде всего, Небо и Землю. Но все вещи, входящие в состав Бытия, непрочны, существуют лишь временно, и, окончив свое существование, они опять возвращаются к своей сущности, т. е. уходят в Небытие, которое единственное является вечным.

Развитие идей космологии и космогонии в даосизме. В «Чжуан Цзы» Дао в космологическом плане по-прежнему выступает как порождающее начало, предшествующее миру «оформленных вещей»: «Дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами» .

Но при этом субстанциональной первоосновой бытия считается Ци (этого понятия нет в «Дао-Дэ-цзин»), Древнейшее значение этого слова (иероглифа) — «пар над жертвенным рисом», позднее данный термин получает еще ряд значений: эфир, атмосфера, воздух, дыхание, дух, темперамент, энергия, жизненная сила, материя и др.

В даосизме в космологическом смысле Ци понимается прежде всего как универсальная субстанция Вселенной, составляющая исходный Хаос (Великий Предел). Именно из Ци выделяются две противоположные силы — Инь и Ян (схема 7) — и образуются пять стихий (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево) и, соответственно, все вещи, существующие в мире и состоящие из этих стихий. И именно в Ци все они со временем возвращаются. Бытие мира понимается как постоянный круговорот стихий (схема 8).

Диалектика Инь и Ян.

Схема 7. Диалектика Инь и Ян.

Учение о познании. В «Дао-Дэ-цзин» утверждается, что знание Дао доступно не всем людям, а только совершенно мудрым. Это люди, лишенные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в молчании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает» .

Учение о человеке и об обществе. Человек и человеческое общество — это часть природы, поэтому их развитие также определяется Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики — недеяние: «человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние», он «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен» .

Принцип недеяния лежит и в основе даосской концепции правления. Лучший правитель — тот, кто не вмешивается в управление и позволяет всему идти естественным путем; «тот, о ком парод знает лишь то, что он существует»; «когда правительство деятельно, народ становится несчастным» .

Судьба учения. Даосизм (наряду с конфуцианством, а позднее — и буддизмом) был ведущим философским учением Древнего и Средневекового Китая.

Даосизм: круговорот пяти стихий.

Схема 8. Даосизм: круговорот пяти стихий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой