Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование всесторонне, гармонически развитой личности представляет собой важную цель и непременное условие совершенствования развитого социлизма. Ведущей тенденцией этого диалектического процесса является возрастание социальной, творческой активности социалистического типа личности, возвышение ее духовного потенциала, проявляющегося в освоении ценностей культуры, «Какую область партийной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЕДИНСТВО ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • I. Сущность духовных потребностей личности и принципы их классификации
    • 2. Творческая деятельность человека — проявление его духовных потребностей
  • ГЛАВА II. ПУТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В
  • УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
    • I. Освоение культуры как процесс распредмечивания духовных ценностей
    • 2. Возрастание социальной активности трудящихся — важный фактор удовлетворения их духовных потребностей

Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Построение в СССР развитого социалистического общества отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людейматериальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Решения ХХУХ съезда, Пленумов ЦК последнего времени направлены на полную мобилизацию огромного материального и духовного потенциала страны, что способно придать максимальное ускорение всему нашему развитию по пути исторически длительного этапа зрелого социализма, в начале которого мы находимся,.

Формирование всесторонне, гармонически развитой личности представляет собой важную цель и непременное условие совершенствования развитого социлизма. Ведущей тенденцией этого диалектического процесса является возрастание социальной, творческой активности социалистического типа личности, возвышение ее духовного потенциала, проявляющегося в освоении ценностей культуры, «Какую область партийной, государственной, хозяйственной работы ни взять, — отмечал К. У. Черненко, — нигде мы не можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потенциал, накопленный поколениями советских людей» ^.

Поскольку духовная деятельность личности обусловлена ее духовными потребностями, то их изучение необходимо для эффективности научного управления духовной жизнью всего общества, коммунистического воспитания людей, в особенности подрастающего поколения, на основе принципов марксизма-чяенинизма.

Важность теоретической разработки проблемы духовных потребт 1.

А Черненко К. У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 г. -Правда, 26 сентября 1984 г. ностей дичности и путей их удовлетворения объясняется и тем, что она является объектом резко обострившейся идеологической борьбы. Антикоммунистические идеологи пытаются доказать, что господство марксистско-ленинского мировоззрения, руководящая роль коммунистической партии в социалистическом обществе якобы ведут к «духовному подавлению» личности, к нивелировке всей духовной жизни. Концепции «общества высокого массового потребления», «всеобщего благоденствия», «качества жизни» и т. п.* служат для обоснования и цропаганды потребительской идеологии и психологии не только в материальной, но и духовной сфере.

Марксизм осуждает и аскетизм как неразумную и неоправданную крайность, искусственно ограничивающую потребности людей, вследствии неверных представлений о высоких идеалах социализма и путей к ним.

Ни потребительская, ни аскетическая модели образа жизни не являются идеалами социалистического общества, зрелая ступень которого характеризуется возрастанием тенденции гармонического единства материального и духовного начал в жизнедеятельности советских людей, вбирающей в себя все богатство полнокровного человеческого бытия, весь спектр подлинно человеческих ценностей.

Формирование, удовлетворение и возвышение духовных потребностей советских людей не является самоцелью общественного производства при социализме, а выступает необходимым условием воспитания всесторонней, гармонически развитой личности. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь, — подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС.- Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формироват нии наша партия видит одну из важных задач социальной политики .

Данное партийное положение, основанное на принципах марксистско-ленинского учения о сущности человека, служит общетеоретической и методологической базой научной разработки вопросов становления личности качественно нового типа, что во многом зависит от формирования у нее гармоничной структуры материальных и духовных потребностей, культуры потребления.

В последние годы появился ряд серьезных исследований, в которых освещаются общефилософские и методологические проблемы духовных потребностей /В.Г.Афанасьев, Л. П. Буева, И.В.Бестужев-Лада, Р. В. Гребенников, Г. Г. Дилигенский, Ю. Я. Звирбулис,.

A.Г.Здравосмыслов, Д. А. Кикнадзе, Е. Г. Куделин, Н. Н. Михайлов,.

B.И.Тарасенко, М. В. Тараткевич, И. М. Чудинова и др./. т.

Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981, с. 63. ^ Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом.- М.: Политиздат, 1977; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение.-М.:Мысль, 1978; Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование социальных потребностей.-В кн.: Прогнозирование в социологических исследованиях.-М.:Мысль, 1978; Гребенников Р. В. Потребности личности: программно-целевой подход. -Минск: Беларусь, 1978; Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей.-Вопросы философии, 1976,№ 9- 1977,№ 2- его же, Исследование человеческих потребностей.-В кн.:Будущее науки.-М.: Знание, 1978; его же, Кризис капитализма и проблема потребностей.-Вопросы философии, 1982,№ 2- Звирбулис Ю. Я. Взаимосвязь материальных и духовных потребностей личности, В сб.:Проблемы формирования целостной личности.-Рига: Зинатне, 1976; Здравосмыслов А. Г. Жизненные потребности трудящихся и их удовлетворение в условиях развитого социализма.-М.:3нание, 1977; Кикнадзе Д. А. Потребиости.Поведение. Воспитание.-М.:Мысль, 1968; Куделин Е. Г. Диалектика производства и потребностей.-М. .'Политиздат, 1977;Михайлов Н.Н.О потребностях человека, их возвышении и формировании.-М:3нание, 1981; его же, Социализм и разумные потребности личности.-М.Политиздат, 1982? Тарасенко В. И. Социальные потребности личности формирование, удовлетворение, развитие.-Киев:Наукова думка, 1982;Тараткевич М. В. Человек. Среда. Потребности :Диалектика формирования разумных потребностей. -М.:Беларусь, 1980;Чудинова И. М. Развитие потребностей личности в условиях социализма: Автореф.дис., докт.филос.наук.М., 1977, и др.

Кроме того исследуются закономерности формирования, определяется роль в развитии личности отдельных видов духовных потребт ностей, нацример, нравственных, эстетических. Анализируются конкретно-исторический характер духовных потребностей различных общественных классов социализма, влияние производительных сил и цроизводетвенных отношений, социальной деятельности на формирование, развитие духовных потребностей советских рабочих и р крестьян. Разрабатываются теоретические проблемы духовных 3 потребностей в системе социалистического образа жизни. Рассматриваются развитие духовных потребностей социалистического общества^, место духовных потребностей в процессе становления личност.

Джидарьян И. А. Эстетическая потребность#-М.:Наука, Х97бКругов Н. Н, Мораль в действии /о закономерностях влияния морали на поведение личности/.44.: Политиздат, 1977; Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности /на материале музыкального восприятия/.- М,: Наука, 1979, и др. о.

Бандурин А. П. Возрастание регулятивной роли духовных потребностей рабочего класса в условиях развитого социализма: Автореф. дис. .канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1979; Злотников Р. А. Духовные потребности советского рабочего.-Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975; Карыпкулов А. К. Рост культурных потребностей советских крестьян: Автореф.дис. канд.филос. наук, Фрунзе, 1969, и др. о Атаева A.M. Социалистический образ жизни и развитие духовных потребностей.- Ташкент: Узбекистан, 1983; Зацепин В. И. Социалистический образ жизни и духовное развитие личности. — М.: Знание, 1977; Шоненбург А. Социалистический образ жизни и формирование духовных потребностей личности: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1976, и др. Пчелов Б. А. Духовные потребности и закономерности их удовлетворения в условиях перехода к коммунизму: Автореф.дис. канд.филос.наук.Л., 1971; Рябов В. Ф. Наш духовный мир.-Л.:Лен-издат, 1974, и др. ти социалистического типа*. Изучается взаимосвязь духовных потр ребностей и деятельности личности .

Отмечая достижения в изучении проблемы духовных потребностей личности, следует обратить внимание на то, что такие ее аспекты, как единство духовных потребностей и творческой деятельности, механизм их формирования, цути удовлетворения через освоение культуры и повышение социальной активности трудящихся, рассмотрены пока недостаточно. Нуждается в дальнейшем уточнении и конкретном анализе содержание понятий «духовные потребности личности» и «удовлетворение духовных потребностей» .

Теоретическая и практическая значимость указанных аспектов этой важной проблемы обусловила выбор темы, продуктивное раскрытие которой побудило обратиться и к литературе,.

3 4 посвященной философским проблемам личности, идеального, Вюст О. Я. Взаимосвязь социальной активности и духовных потребностей личности: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1980; Меренков А, В. Диалектика формирования духовных потребностей и интересов личности при социализме: Автореф.дисс.канд.филос. наук. Свердловск, 1975; Семенова Л. И. Духовные потребности и их место в процессе становления личности коммунистического общества: Автореф.дис.канд.филос.наук. Волгоград, 1972, и др. 2.

Барсук В. Л. Культурная потребность и культурная деятельность. — В кн.: Культурная деятельность. Опыт социологического исследования.- М.: Наука, 1981, с.42−67- Коган Л. Н. Духовные потребности и деятельность личности. — Философские науки, 1976, № I, с.9−16, и др. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978; Смирнов Г. Л. Советский человек. Изд.третье. дополн.-М.Политиздат, 1980; Фролов И. Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки цроблемы, дискуссии, обобщения.- М.: Политиздат, 1979, и др. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в общест-ве.-М.: Политиздат, 1977; Дубровский Д. И. Проблема идеального.-М., Мысль, 1983; Ильенков Э. В" Проблема идеального.- Вопросы философии, 1979, -№ 6, № 7, и др.

— 8.

I 2 Ч культуры, отражения и творчества, социальной активности, ду.

4 ^ ^ ховного производства, духовной жизни и общественного сознания .

Основная цель диссертации заключается в том, чтобы показать механизм формирования и возвышения разумных духовных потребностей, их важную роль в становлении всесторонне, гармонически развитой личности как самоцели коммунистической общественно-экономической формации.

Цель определяет и задачи работы:

— рассмотреть структуру духовных потребностей личности;

— показать относительную самостоятельность развития духовных потребностей и механизм их формирования через включение в творческую деятельность:

1 Арнольдов А. И. Социалистическая культура: теория и жизнь.-М.: Политиздат, 1984; Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы.-М.:Политиздат, 1979; Межуев В. М. Культура и история.-М.Политиздат,.

1977, и др. о л Библер B.C. Мышление как творчество,-М": Политиздат, 1975; Да-вьщова Г. А. Творчество и диалектика.45.:Наука, 1976; Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание.-М.Политиздат, 1979, и др. о.

Арефьева Г. С. Социальная активность /проблема субъекта и объекта в социальной црактике и познании /М.: Политиздат, 1974; Смирнов В. А. Социальная активность советских рабочих.-М.Политиздат, 1979; Мордкович В, Г. Социальная активность личности.-В кн.: Социализм и личность.- М.: Мысль, 1979, с.152−171, и др. Толстых В. И. Духовное производство как проблема исторического материализма.- Вопросы философии, 1978, № 2- Сиземская И. Н. Диалектика материального и духовного производства.- М.: Знание, 1978, и др. 5.

Алтмышбаев А. А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа.- Фрунзе: Илим, 1980; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания.- М.: Прогресс, 1982; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. — М.: Мысль, 1980, и др.

— используя статистические данные, результаты конкретно-социологических исследований, выявить специфические особенности проявления духовных потребностей и путей их удовлетворения в процессе ценностно-практического освоения действительности личностью;

— раскрыть несостоятельность концепций буржуазных исследователей, рассматривающих данную проблему /Фрейд, Маслоу, Марку-зе, Сартр и др./.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем духовные потребности личности зрелого социализма рассмотрены как активные состояния ее сознания, направленные на освоение ценностей общества и созидание не только духовных, но и материальных благраскрыты роль и место духовных потребностей советских людей в их жизнедеятельностипоказано, что целенаправленное формирование гармоничной структуры духовных потребностей во многом определяется активным участием личности в общественно значимых видах деятельностив органичном единстве рассмотрены пути удовлетворения духовных потребностей человека, которые связаны с его общественным воспроизводством во всем богатстве социальных связей и отношений, развитием творческих сил и способностей.

Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:

— на этапе развитого социализма актуализируется значение духовных потребностей, динамичное развитие которых возвышает людей над определенным уровнем простого воспроизводства их жизни, способствуя все более богатому и глубокому становлению человеческой индивидуальности;

— возвышение самих духовных потребностей личности связано с относительной самостоятельностью ее сознания, которое обогащается в процессе социально значимой творческой деятельности, что.

— 10 и является важнейшим механизмом формирования развитой структуры духовных потребностей;

— если для капиталистической общественно-экономической формации все более острыми становятся различные виды духовного отчуждения, резкое разделение людей, производящих и потребляющих духовные ценности, то для развитого социализма характерно в массовом масштабе проявление гармонического сочетания закономерностей активного освоения и созидания культуры.

Практическая значимость. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы цри изучении соответствующих тем курса исторического материализма, научного коммунизма, а также при составлении планов социального развития производственных коллективов.

На основе результатов социологических исследований, проведенных автором на четырех промышленных предприятиях Киргизии в 1980;1982 годах, разработаны научно обоснованные рекомендации, которые используются администрацией, общественными организациями этих предприятий в практической работе по совершенствованию организационной структуры коллективов, управлению процессом развития духовных потребностей личности и совершенствования путей их удовлетворения.

Материалы и теоретические положения исследования использовались в течение 1980;1983 годов при чтении лекций аспирантам и соискателям кафедры философии АН Киргизской ССР на тему: «Ленинское учение о культуре и всестороннее развитие личности» .

Методологической основой и теоретическими источниками исследования являются произведения основоположников марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС, Программа КПСС, Конституция СССР, важнейшие документы Коммунистической партии и Советского правительства, выступления Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко по вопросам идеологической работы.

— II.

Диссертант в своем исследовании опирался на труды советских обществоведов, зарубежных философов-марксистов, использовал данные периодической печати.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано семь научных статей общим объемом около 3 п.л. Результаты исследования доложены автором на всесоюзных научно-теоретических конференциях: «Актуальные вопросы социалистической культуры». Навстречу ХХУ1 съезду КПСС" /Ташкент, ноябрь 1980 г./- «Интернациональное и национальное в образе жизни советского народа» /Фрунзе, сентябрь 1981 г./, на республиканских конференциях молодых ученых, посвященных 60-летию образования СССР /Фрунзе, январь 1983 г./ и 60-летию образования Киргизской ССР и Коммунистической партии Киргизии /Фрунзе, октябрь 1984 г./.

Диссертация обсуждена на объединенном заседании сектора исторического материализма и кафедры философии Института философии и права АН Киргизской ССР.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. Особая значимость возрастания социальной активности личности объясняется тем, что ее интеллектуальное и нравственное развитие становятся все более важными условиями социалистического культурного прогресса, необходимыми факторами развития общественного производства, что означает, прежде всего, производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, перестройка которых в условиях развитого социализма завершается на внутренне присущих ему коллективистских началах.

2. Духовное удовлетворение в процессе и результате общественно значимых видов деятельности приобретает на современном этапе существенное значение, поскольку формирование и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности не может быть решено без развития и реализации ее творческого потенциала. Поэтому механизм формирования разумной структуры духовных потребностей личности представляет собой диалектический процесс активного распредмечивания человеком ценностей культуры и сознательного участия в общественно значимых видах деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.ЧЕРНЕНКО К.У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г. — М.: Политиздат, 1984. — 16 с.
  2. И.БОГОЛЮБОВА Е. В. Культура и общество (вопросы истории и теории), М.: Изд-во МГУ, 1978. — 232 с. — 132 —
  3. НО.СЕМЕНОВ Н. Н. Наука и общество.-М.: Наука, 1973.- 479 с.
  4. III.СЕРЖАНТОВ В.Ф., ГРЕЧАНЫЙ В. В. Человек как предмет философ ского и естественнонаучного познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 216 с. 4.112.СИЗЕМСКАЯ И. Н. Человек и труд- условия гармонии и развития.-М.: Политиздат, I98I. — 126 с.
  5. ИЗ.СМИРНОВ Г. Л. Советский человек. Изд. третье, дополн.-М.: Политиздат, 1980.- 461 с. 4.114.СМИРНОВ В. А. Социальная активность советских рабочих. М.: Политиздат, 1979.- 207 с.
  6. II5.СНЕГИРЕВА Т. И. Духовная культура развитого социалистического общества.- М: Наука, I98 I , — 149 с.
  7. I22.TAPACEHK0 А. А. Общественные интересы и личность, — Минск: Наука и техника, 1980.- 151 с,
Заполнить форму текущей работой