Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ситуация в конце XX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По всей видимости, становится возможной консолидация латиноамериканской философии, осведомленной о своих собственных пределах, гегемонического Европейско-Северного американского философского общества и афро-азиатских философов, что позволит создать философию «мира» для Нового времени. Обозначается, согласно этим условиям, первый глобальный диалог (Восток/Запад, Север/Юг) между континентальными… Читать ещё >

Ситуация в конце XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие тенденций I960—1980;х гг. (между эпистемологической и аналитической философией и латиноамериканской историко-политической философией) начинает трансформироваться в диалог, который связан с ослаблением догматизма и со здоровым скептицизмом, стремящимся к рациональному согласию и плодотворному сотрудничеству между различными философскими течениями.

Эти потоки, или философские стили (эпистемологические, прагматические, ностмарксистские, постмодернистские и г. д.), включают все проблемы и «континентальной» философии (особенно от И. Канта до Ю. Хабермаса, Л. Альтюссера и М. Фуко) — историю современных проблем философии, включая споры постмодернистов и представителей философии освобождения, политической философии и неолибералистов.

Стоит особо отметить деятельность известного аргентино-мексиканского философа Энрике Дусселя (род. 1934), автора более 50 книг и большого количества статей, посвященных теологии, политике, философии, этике, религии, политической философии, этике и эстетике. Он — критик постмодерности, предпочитающий использовать термин «трансмодерность».

Э. Дуссель активно дискутировал с такими мыслителями, как Карл-Отто Апель, Джанни Ваттимо, Юрген Хабермас, Ричард Рорти, Эммануэль Левинас и Поль Рикёр. Как один из основателей философии освобождения, свою работу он сосредоточивал в области этики и политической философии. Дуссель — активный критик евроцентризма, тоталитаризма, глобализации, полагая, что социально-политические и экономические противоречия сместились в сторону противостояния Севера и Юга, центра и периферии.

В своем творчестве Дуссель испытывает влияние множества европейских авторов: от К. Маркса, А. Грамши и Т. Адорно до М. Хайдеггера, 11. Рикёра и Э. Левинаса. От Маркса он усвоил понимание динамики классовых экономических конфликтов и их прогрессивной глобализации под неолиберальным капиталистическим покровительством — хотя он тщательно очистил их от любого типа детерминизма (аспект, связывающий его с Грамши). От Адорно — необходимость избегать тоталитарных амбиций концептуальной диалектики Г. В. Ф. Гегеля. У Хайдеггера взят акцент на конкретность человеческого существования, на конечный Dasein как «being-in-the-world» (бытие в мире) — где «мир» нс внешний, но со-конститутивный человеку (на контрасте с Декартовым наследством). Подобно 11. Рикёру и Г.-Г. Гадамеру, Дуссель активно занимается герменевтической интерпретацией. В последние годы он глубоко погрузился в учение Эммануэля Левинаса, разоблачение им эгоцентризма, открытость этическим требованиям «Другого». В итоге его «философия освобождения» внимательна к «третьему миру» или (в другой формулировке) «этической герменевтике».

В работе «Оборотная сторона Modernity» он радикализирует критику евроцентричной современности, включая ее в более широкие параметры постоянного процесса глобализации. Согласно Дусселю, понятие (хабермасовское) «дискурс modernity» оказалось недействительным не только из-за своего евроцентрического фокуса, но также из-за своей очень ограниченной области возможных «контрдискурсов» (которые не могут быть ограничены Ницше и постмодернизмом). Наш проект освобождения не может быть ни анти-, ни до-, ни предсовременным, а должен быть трансмодерном. Это — условие всего возможного философского диалога между Севером и Югом. Движение к трансмодерному диалогу требует знания собственной культурной традиции. Подобно Грамши, Дуссель представляет культуру как систему типов труда. В 1995 г. Дуссель заявил, что новый проект трансмодерности подразумевает политическое, экономическое, экологическое, эротическое, педагогическое и религиозное освобождение. По его мнению, будущее общество должно родиться вне классовой борьбы, через «co-реализацию солидарности», ибо трансмодерн проектирует обязательство класса к классу, своего рода дружеские отношения и братство классов. Так в его творчестве переплелись мотивы неомарксизма, ориентированного на «позднего» К. Маркса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, X. Ортеги-иГассета, Э. Левинаса, «религиозной феноменологии», Ф. Фанона, «философии латиноамериканской сущности», постмодернизма, нативизма.

Вооруженный этикой освобождения, Дуссель начинает археологическое чтение работ К. Маркса с намерением открыть отличительную конституцию всех категорий «Капитала» и то, как они помогают объяснять ситуацию Латинской Америки, помогают развивать речь Маркса с периферии. Он провел исследование (1988) неизвестного Маркса (рукописей 1861— 1863 гг.) и работ позднего Маркса (1863—1882 гг.), показав и его роль в латиноамериканском освобождении (1990). Эта трилогия Дусселя раскрывает исторические интересы восходящей нищеты Латинской Америки, Африки и Азии и необходимость революции на периферии капиталистического мира. Предложенная им интерпретация Маркса — антидогматическая и антропологическая — доказывает жизненность идей «Капитала». В своих работах Дуссель использует диалектический метод Маркса, аналектический метод, метод наук фактических и формальных, практические методы, методы пойэтические, методы наук о человеке, критические методы и силу философии освобождения.

По всей видимости, становится возможной консолидация латиноамериканской философии, осведомленной о своих собственных пределах, гегемонического Европейско-Северного американского философского общества и афро-азиатских философов, что позволит создать философию «мира» для Нового времени. Обозначается, согласно этим условиям, первый глобальный диалог (Восток/Запад, Север/Юг) между континентальными философскими обществами, что может быть одной из начальных и центральных задач XXI столетия. Некоторые области философского исследования пропитаны региональной и космополитической привлекательностью. Среди них — культурная идентичность, феминистическая мысль, освободительная философия, маргинальное™ и марксистская мысль в Латинской Америке. Многие ив этих тем глубоко связаны с историческим контекстом латиноамериканской действительности и выступают против канонических западных философских парадигм.

Важной чертой латиноамериканской философии является преобладание политической, социальной и этической проблематики, когда философия культивируется как форма мышления, небезразличная к действительности. Философия выступает как своеобразный путеводитель-наставник латиноамериканца в его общественной и индивидуально-личностной деятельности и поведении. Вот почему она часто страстно полемическая по своему характеру, с акцентом на различные аспекты общественной жизни и его ценности. Размышления о собственной культуре и человеческой смысложизненной ситуации, углубление в собственную реальность и кардинальные проблемы континента — это неотъемлемая часть латиноамериканской философии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой