Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Западники и славянофилы

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом же плане воспринималась формула режима правления при Николае I, выдвинутая министром просвещения Уваровым в виде триады «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось главным устоем, обеспечивающим мощь и величие России; православие считалось соответственно основой духовной жизни; народность истолко-вывалась как проявление многовековой традиции патриархального единения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Славянофилы
  • 2. Западники
  • Заключение
  • Библиография

Западники и славянофилы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь, «Sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Проявление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли можно рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это нормально: ведь в истории нашей философии мы хотим найти ответы на наши вопросы о разладе идеалов и действительности, духовную опору, вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности и основания подлинного национального достоинства и гордости.

Больше всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема — человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

На рубеже 30−40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников. Эти течения в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.

Тема самобытности истории России и ее политического опыта обсуждалась не впервые. Она ставилась и истолковывалась разработчиками темы Москва — третий Рим, затем Аввакумом, патриархом Никоном, Крижаничем, а также Карамзиным, декабристами, представителями просвещенной бюрократии.

В этом же плане воспринималась формула режима правления при Николае I, выдвинутая министром просвещения Уваровым в виде триады «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось главным устоем, обеспечивающим мощь и величие России; православие считалось соответственно основой духовной жизни; народность истолко-вывалась как проявление многовековой традиции патриархального единения народа со своим царем. Эта официальная теория усердно насаждалась в школах, университетах, в канцеляриях, в церкви и армии.

Западники и славянофилы высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Западники связывали Россию с общей европейской судьбой. Важное место они отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права. Славянофилы заняли противоположную позицию. У России — своя судьба, свой путь в истории. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля — живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение — к истинному нравственному самоусовершенствованию.

Прежде чем перейти к рассмотрению каждого течения в отдельности следует вспомнить слова Герцена, которые в излишних комментариях не нуждаются: «Последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Философия: Учебник для вузов (под ред. проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова В.П.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.: Юристъ, 2001 г. — 677 с.
  2. А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов.- М.: Магистр-пресс, 1996 г. — 177 с.
  3. Философский энциклопедический словарь / подгот. А. Л. Грекулова и др.; редкол: С. С. Аверинцев и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1989 г. — 815 с
  4. В. Соловьев. Западники, западничество. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Т. 12 (23). СПб., 1894 г, — стр. 244 с.
  5. «История политических и правовых учений» под редакцией доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца.- М.: Норма, 2000 г. -352 с.
  6. «Истории русской критики», Т. 1, М.: изд. Академии наук СССР, 1958 г.
  7. А.И. Герцен. Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 1954−1960 гг.
Заполнить форму текущей работой