Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь, «Sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Проявление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли можно рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это нормально: ведь в истории нашей философии мы хотим найти ответы на наши вопросы о разладе идеалов и действительности, духовную опору, вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности и основания подлинного национального достоинства и гордости.
Больше всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема — человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
На рубеже 30−40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников. Эти течения в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока.
Тема самобытности истории России и ее политического опыта обсуждалась не впервые. Она ставилась и истолковывалась разработчиками темы Москва — третий Рим, затем Аввакумом, патриархом Никоном, Крижаничем, а также Карамзиным, декабристами, представителями просвещенной бюрократии.
В этом же плане воспринималась формула режима правления при Николае I, выдвинутая министром просвещения Уваровым в виде триады «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось главным устоем, обеспечивающим мощь и величие России; православие считалось соответственно основой духовной жизни; народность истолко-вывалась как проявление многовековой традиции патриархального единения народа со своим царем. Эта официальная теория усердно насаждалась в школах, университетах, в канцеляриях, в церкви и армии.
Западники и славянофилы высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Западники связывали Россию с общей европейской судьбой. Важное место они отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права. Славянофилы заняли противоположную позицию. У России — своя судьба, свой путь в истории. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля — живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение — к истинному нравственному самоусовершенствованию.
Прежде чем перейти к рассмотрению каждого течения в отдельности следует вспомнить слова Герцена, которые в излишних комментариях не нуждаются: «Последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед».