Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль духовно-нравственного наследия в формировании современного гражданского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перспективы становления гражданского общества в России (в том числе и в Дагестане) и в развивающемся мире существенно зависят от мирового контекста. Таковой же определяется в первую очередь трансформацией западного варианта гражданского общества и, соответственно, последствиями этой трансформации для незападных социумов. Учитывая фундаментальный сдвиг на «родине» гражданского общества… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы формирования современного классического гражданского общества
    • 1. Идейные оки концепции граждаого общва
    • 2. Специфика теоретичих и практичих задач граждаого общва как будущего Рии и Дагана
  • Глава II. Духовно-нравственные составляющие в факторах формирования гражданского общества в поликультурном регионе
    • 1. Дагааяецифика духовной овы граждаого общва
    • 2. Традиции и адаты как механизмы траяции духовного недия в новое общво
  • Глава III. Культурно-исторические предпосылки формирования гражданского общества в поликультурном регионе
    • 1. Этничое и религиозное в формированиивременного граждаого общва
    • 2. Противоречивь нравенно-культурных факторов граяедаого общва в Рии и Дагане

Роль духовно-нравственного наследия в формировании современного гражданского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Понятие «гражданское общество» сегодня является одним из наиболее распространенных общественно-политических терминов, широко используемых при анализе социальных процессов в прошлом и настоящем. После долгих лет отрицания необходимости изучения проблемы «гражданского общества» она сделалась предметом серьезного обсуждения общественностью в России, хотя ясного понимания ее сущности у многих пока еще нет.

Особая сложность формирования полноценного гражданского общества состоит в том, что в современной России почти полностью отсутствуют интеграционные горизонтальные связи, что характерно для Запада, и во многом уничтожен пласт традиционных общественных структур, который сохранился на Востоке. Поэтому, вероятно, этот процесс, начавшийся у нас почти на пустом месте, пройдет в исторически сжатые сроки при значительно большей роли государства, чем на Западе. На наш взгляд, без серьезной, долговременной и последовательной политики государства в этом духовно-нравственном направлении проблема формирования в России гражданского общества — такого же развитого, как в ряде стран Запада, — решена не будет.

Как известно, на Западе главной социальной основой гражданского общества является так называемый «средний класс», который состоит из высокопроизводительных, высококвалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов. В России начался процесс формирования «среднего класса», но до его завершения еще далеко.

Повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и различных общественных формированиях означает также повышение их ответственности за принимаемые ими решения, предполагает наличие соответствующего уровня гражданской культуры. В этом понятии органически соединены политико-правовые, нравственно-эстетические и другие ценности, лежащие в основе осознания человеком своих гражданских прав и обязанностей перед обществом и государством. Можно без преувеличения сказать, что без гражданской культуры невозможно существование гражданского общества в целом. От нее во многом зависят нравственное восприятие гражданами существующего механизма государственной власти, правосознание, социокультурные ориентиры экономического характера, составляющие наряду с другими чертами единый культурный облик гражданина. Отражая зрелость общественных отношений, гражданская культура объективно способствует политико-культурной консолидации граждан, является важным фактором социальной стабильности общества.

Актуальность исследования процессов формирования гражданского общества обусловлена и тем обстоятельством, что состояние, в котором находится гражданское общество в России, трудно назвать определенным. С одной стороны, если взять за точку отсчета советскую эпоху, то за полтора десятилетия после ее конца в его формировании произошел стремительный скачок вперед. Но, с другой стороны, в последние годы наблюдается топтание на месте и даже откат. У этого противоречивого феномена, на наш взгляд, две общие причины — объективная и субъективная.

Российская Федерация, которая выбрала себе демократический путь развития, сталкивается с разными, в том числе социально-экономическими, духовно-нравственными и другими проблемами. Как известно, развитие общества в целом зависит не только от государственных форм управления, но и от конкретного человека, гражданина, коллектива и т. д. В регулировании общественных отношений, социальных конфликтов и др. должны участвовать как традиционные механизмы, так и институты гражданского общества. Многие развитые страны своеобразно прошли этот путь, который следует теоретически осмыслить и обобщить. В отличие от развитых демократических стран, Российская Федерация находится на начальном этапе формирования гражданского общества. Россия является многонациональной, многоконфессиональной страной. Эти факты могут влиять и влияют на общественные отношения в России. Различные конфликты, возникающие на территории государства, показывают, что в их регулировании необходима активность не только политической системы, но и гражданских институтов. Для участия в этих процессах обществу нужны свободные, законопослушные, духовно и нравственно воспитанные, ответственные и, наконец, сознательные граждане.

Изменения, происходящие в материальных и духовных сферах общества, объективно влияют на преобразование нравственного мира личности и различные стороны ее жизнедеятельности. Это преимущественно порождает новые противоречия, связанные не столько с самой жизнедеятельностью, сколько с возникающими изменениями в отношениях, связях между людьми. Реальная необходимость упорядочить эти новые отношения, разрешить конфликты и побуждает нравственное развитие. Сущность морали и нравственности обуславливается исторической необходимостью регулировать появляющиеся вновь общественные отношения, связи.

Однако периоды мощных и глубинных потрясений, какие переживает Россия в последнее десятилетие, требуют концептуализировать, а в отдельных случаях даже переосмыслить многие устоявшиеся теоретические представления. Особенно необходимым это представляется сделать применительно к нравственно-культурным особенностям Дагестана.

В настоящее время в обществе недооценивают важность значения морали, культуры по отношению к материальной сфере жизнедеятельности человека. Социальные, экономические и другие преобразования не могут успешно развиваться, если им не предшествуют соответствующие изменения в сфере мировоззрения, морали, культуры и т. д. Это особенно актуально в нынешних условиях, когда наше общество подвержено быстрым изменениям.

Воздействие экономических отношений на нравственные отношения не является прямым, а опосредовано моральным сознанием, основой которого является нравственная норма. Без этого нельзя выяснить активную степень научной разработанности проблемы. Проблематика данного диссертационного исследования представляет собой широкую и многоаспектную тему, затрагивающую разные направления социально-философского познания, которые связаны с формированием гражданского общества.

Степень разработанности проблемы.

Идея гражданского общества возникала еще в античной философии, в которой оно не отделялось от государства, хотя понималось как внутренняя основа политической жизни граждан. Античные мыслители — Платон1, Аристотель и др. обратили внимание на активную, неполитическую жизнь существующего общества. Эти мысли в Новое время вылились в идею и теорию, в которых фиксируется представление о договорном происхождении общества и государства, существенно повлиявшем на концепцию гражданского общества Д. Локка, 2 Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо и др.

Дальнейшее развитие концепции предполагала неразрывное единство гражданского общества с правовым государством. Социальный идеал о.

И.Канта — равноправное гражданское общество с соблюдением нравственного закона каждым гражданином. Другой классик немецкой.

1 Платон. Государство // Сочинения. В 3 т. М., 1971. Т.1. Ч. 1. Аристотель. Большая этика. Сочинения в 4 т. М., 1994. Т. 4. Локк Д. О государственном правлении. Соч. в 3 т. М. 1988. Т.2.

Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. М., 1938. философии Г. Гегель1 разрабатывал теорию гражданского общества как одну из форм становления абсолютного духа, одновременно представляя его как общество частных интересов граждан, не отделяя его от государства.

В отличие от Гегеля, К. Маркс разрабатывает концепцию гражданского общества на основе материалистического понимания истории, рассматривая гражданское общество непосредственно как связующее звено социально-экономического развития. Важно и то, что для Маркса2 гражданское общество предстает как сфера частных интересов людей.

Те или иные положения классической концепции гражданского общества нашли свое отражение в работах как отечественных, так о и зарубежных ученых-исследователей: А. Аринина, С. Абакумова, Н. Бердяева, В. Васильева, В. Витюка, К. Гаджиева, 3. Голенкова, Э. Гудденс, А. Давыдова, Э. Дюркгейма, О. Конта, А. Кочеткова, И. Кравченко, Н. Луман, Ю. Резника, И. Симона, Ж. Френциса, В. Хороса и др.

1 Гегель Г. В. Философия права. (Пер. с нем.). -М.- Мысль, 1990.

2 Маркс К. К критике гегелевской философии права. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. М., 1955.

3 Аринин А. Н. К новой стратегии развития России: федерализм и гражданское общество. М., 2000.

Абакумов С. А. Существует ли в России гражданское общество. На пути к гражданскому обществу П Политические исследования, № 4, 1999. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Васильев В. А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал, № 4,1997.

Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.

Гаджиев К. С. Гражданское общество и перспективы демократии. М., 1994; Гаджиев К. С. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 9- Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. № 7, 1991.

Голенков З. Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования, № 4,1997.

Симон И./Френцис Ж.- Josef Simon/ Francis Jacgues: Dialog als Bedingung der differenzierten Geselshaft. Stuttgart. 1992.

На экономические, социальные и духовные особенности формирования гражданского общества в поликультурном регионе обращают внимание в своих работах М. Алиев1, А. Алиев, М. А. Агларов, А. Ахмеду ев, М. Билалов, И. Гобозов, М. Муртазалиев, Ю. Сагидов и др.

Однако в современной литературе недостаточно уделяется внимания изучению региональных базовых ценностей гражданского общества, той интегрирующей и консолидирующей роли, которую играет в его формировании духовно-нравственное наследие народов с учетом поликультурности региона.

Цель и задачи исследования

Главной целью данной диссертационной работы является исследование процесса становления гражданского общества в поликультурном регионе и выявление в нем роли духовно-нравственного наследия и традиций на примере Дагестана.

С этой целью решаются следующие основные задачи: 1) путем теоретического обобщения опыта гражданских обществ в европейских странах и осмысления идейных истоков соответствующей модели выявить общее и особенное с формированием гражданского общества в России и Дагестане;

1 Алиев М. Г. Республика Дагестан: узловые вопросы формирования гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала. Издательство «Юпитер», 2003.

Ахмеду ев А. Ш. Гражданское общество: сущность и предпосылки формирования в Дагестане. Махачкала, 2000.

Билалов М. И. Региональные базовые ценности гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, Издательство «Юпитер», 2003.

Муртазалиев A.M. Актуальные проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала, 2001.

2) уточнить специфику практических задач и теоретических проблем строительства гражданского общества в поликультурном регионе на примере России и Дагестана;

3) определить духовно-нравственные основы гражданского общества в многоконфессиональном и многонациональном регионе;

4) раскрыть культурно-исторические предпосылки гражданского общества для поликультурного региона;

5) выявить роль национальных традиций и адатов как механизмов трансляции духовного наследия в новое общество;

6) показать роль духовной сферы и нравственных ценностей, в особенности их религиозной и этнической составляющих, в формировании гражданского общества.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является становление современного гражданского общества. Предметом исследования является роль и значение духовно-нравственного наследия и традиций народов в становлении гражданского общества в поликультурном регионе на примере России и Дагестана.

Методологические и теоретические основы исследования.

Настоящая работа основывается на принципах материалистического понимания истории, на диалектическом методе системно-структурного анализа социальных явлений, на единстве исторического и логического подходов к исследованию процессов. В работе применены также общенаучные методы анализа и синтеза, исторической аналогии, прогностики. Широко использованы совокупность идей классиков теории гражданского общества, а также подходы к его изучению в новейших разработках зарубежных и отечественных философов и политологов.

Научная новизна исследования — выявлены новые составляющие общего и особенного в становлении гражданских обществ на Западе и в России;

— конкретизированы практические и теоретические проблемы строительства гражданского общества в поликультурном регионе на примере России и Дагестана;

— уточнены духовно-нравственные основы и культурно-исторические предпосылки формирования гражданского общества в поликонфессиональных и полиэтнических регионах;

— показано противоречивое значение духовно-нравственного наследия дагестанцев, его этнического и религиозного составляющего в становлении и развитии гражданского общества.

Основные положения диссертационной работы, вынесенной на защиту.

1. В условиях глобализации существенно меняются принципы и ценности классического гражданского общества. Гражданское общество становится способом организации мирового социума, в котором традиционные ценности рыночной экономики, приоритета материального над духовным, индивидуализма, рационализма и т. п. постепенно теряют характер базовых ценностей.

2. Фактор поликультурности обуславливает специфический набор региональных базовых ценностей гражданского общества эпохи глобализации. К таковым относятся приоритет духовного над материальным, отказ от безусловного приоритета прав и свобод человека, от воинствующего индивидуализма, новый рационализм информационного общества и др.

3. Реанимация и актуализация духовно-нравственного наследия народов Дагестана является в целом фактором стабильности в условиях социокультурной и экономической трансформации общества.

4. В Дагестане исторически сложились и апробированы в реальной практике уникальные предпосылки гражданского общества (джамаатская форма организации социума, традиция маслиата и др.).

5. Адаты и традиции, являясь средствами закрепления и трансляции духовно-нравственного опыта, играют неоднозначную роль в формировании гражданского общества на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане.

Научно-практическая значимость диссертационной работы. Материалы, предложения и выводы данной работы могут быть использованы в дальнейшей теоретической разработке проблемы, для чтения лекций студентам и учащимся по социологии, культурологии и философии по темам, которые непосредственно связаны с изучением становления гражданского общества, а также в конкретной общественно-политической деятельности властных и негосударственных структур по преобразованию социума в направлении гражданского общества.

Апробация результатов исследовательской работы. Основные теоретические и методологические положения диссертационной работы апробированы в докладах на всероссийской, республиканской и университетских научно-практических и научно-теоретических конференциях. Материалы диссертации используются ее автором в преподавании основного курса вузовской философии, в подготовке и чтении спецкурса, а также в проведении научных конференций и воспитательных мероприятий со студентами. Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре общественных дисциплин Дагестанской государственной медицинской академии.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В условиях современной урбанизированной и сверхдинамичной социальной среды велика реальная опасность отчуждения общества от исторических духовных корней. Констатируя такое положение, известный этиолог К. Лоренц назвал разрыв с традицией одним из «.смертных грехов цивилизованного человечества». Между тем, часто люди искренне полагают, что прошлое, как бы грандиозно оно ни было, исчезло безвозвратно, и следовательно, никакого значения для сегодняшней, а тем более будущей действительности иметь не может. Однако жизнь вновь и вновь подтверждает, что культурное наследие народа — отнюдь не мертвое отложение прошлого, не архаическая неподвижность, а живая и действенная духовная реальность, находящаяся в постоянном саморазвитии и реализующаяся в сознании и деяниях каждого нового поколения. Так, идущий из глубины веков духовный потенциал дагестанских народов реализовался и в характерном для них широко развитом художественном производстве, и в становлении собственного религиозно-этического стандарта, и в способности творчески воспринять достижения двух великих цивилизаций: арабо-мусульманской и российско-европейской.

Идея гражданского общества возникла еще в античное время. У мыслителей разных эпох были разные подходы к определению понятия гражданского общества. Сегодня и в России и в Дагестане общий вектор прогресса в большей степени, чем в прошлом, зависит от воли самих людей, а не только от объективных факторов — деятельности государственных институтов. Реализация человеком его естественных прав свободно выбирать и отвечать за свою судьбу рождает новую жизненную энергетику, духовную и нравственную силу людей в преображении своей жизни.

Принципиально важным в стратегии современных преобразований является духовно-нравственная сфера общества. Одна из основных задач гражданского общества состоит в том, чтобы очеловечить государство, подчинить его уму и воле граждан, заставить его шаг за шагом расширять демократическое и правовое пространство, обеспечивающее защиту и соблюдение прав и свобод человека. Из человеческой нравственности и жизненных потребностей (а по существу из прав человека) надо выводить общественную власть, а не из власти выводить мораль.

Иногда неправомерные действия, в том числе и аморальные, власть прикрывает риторикой самой высокой общегосударственной морали. Поэтому, чтобы приоритет прав человека как основной фактор развития человечества не был сознательно подмят политической фразеологией власти, гражданское общество должно бороться за верховенство закона, прозрачность власти, честные и справедливые выборы, равноправие граждан и свое самоуправление.

Духовно-нравственное воспитание, вера, традиции могут стать движущей силой становления и развития гражданского общества. Это подтверждается и историческим опытом прошлого и современной практикой.

Можно сказать, что наше общество сегодня находится в опасности. Опасность связана прежде всего с падением нравов, распространением наркомании, проституции, алкоголизма, экстремизма и т. д. С каждым днем растет число беспризорных, отказных детей. И в этих условиях граждане обязаны сплотиться вокруг главной идеи — создания и сохранения здорового, справедливого, нормального человеческого общества. И во имя будущего поколения необходимо использовать все позитивные достижения предыдущих поколений, в том числе и духовный потенциал религии, не разделяя общество по национальным и религиозным признакам.

Невозможно правильно определить основные направления, концептуальные основы дальнейшей эволюции дагестанского общества, его гражданских отношений, если игнорировать такие черты национального сознания дагестанского народа, как духовность, нравственность, патриотизм, способность к самопожертвованию во имя общей цели, стремление к социальной справедливости. В случае их утраты оно практически перестанет быть обществом дагестанских этносов, веками населявших нашу республику. Поэтому переход к ассоциативному гражданскому обществу важен для дагестанского народа не только как возможность индивидуального самовыражения и практической реализации общих для всех народов прав человека, но и как возможность находиться в русле общероссийских и общемировых процессов на новой, демократической основе, воспитывать дагестанца и российского гражданина на принципах доброты, высокой нравственности, коллективной солидарности и ответственности перед обществом.

Радикальные демократические преобразования политической системы российского общества в последние годы объективно привели к повышению значимости в демократическом обновлении партий, общественных организаций и движений, средств массовой информации. Политический плюрализм стал реальной составной частью нашей жизни. Несмотря на незавершенность этого процесса, очевидно, что без него нет полноценного гражданского общества, не устанавливаются на, прочной демократической основе его взаимоотношения с государственным, управленческим аппаратом. Сильный, демократически организованный, широкий спектр политической жизни оказывает стабилизирующее воздействие на общество, способствует широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении. Разумеется, все это осуществляется при наличии прочных интеграционных основ в деятельности различных партий и общественных формирований, а также при определении их места в политической системе, законодательного закрепления за ними своих, отличных от государства функций. В противном случае политический плюрализм способен оказать обратное, дезинтеграционное воздействие на общество, привести к анархии и разрушению. При всех противоположных подходах к пониманию хода политического процесса в современной России такими интеграционными основами могли бы стать следующие принципы: нравственность, гуманизм, патриотизм, верховенство закона, свобода и социальная справедливость, культура и др.

Перспективы становления гражданского общества в России (в том числе и в Дагестане) и в развивающемся мире существенно зависят от мирового контекста. Таковой же определяется в первую очередь трансформацией западного варианта гражданского общества и, соответственно, последствиями этой трансформации для незападных социумов. Учитывая фундаментальный сдвиг на «родине» гражданского общества и доминирующую роль Запада в мировом сообществе, можно полагать, что ныне в мире мы имеем дело с различными вариантами гражданского общества эпохи постиндустриализма и постмодернизма. В этих исторических рамках впервые в истории человечества гражданское общество формируется в мировых, планетарных масштабах, то есть в большинстве стран планетыболее того, гражданское общество становится способом организации особого — мирового социума наряду с различными страновыми, межстрановыми и надстрановыми формами социальной организации.

Уважение и соблюдение законов является непременным условием защиты прав и свобод человека, эффективного становления гражданского общества, строительства демократического и правового государства. От политической воли федеральных органов власти страны, государственных органов власти субъектов федерации, от позиции и активности гражданского общества в целом зависит, будут ли Конституция и законы России уважаться и выполняться на всей территории страны, а значит, по большому счету, будут ли защищены права и свободы человека, будет ли Россия процветающей и благополучной страной, способна ли она быть равноправным партнером ведущих стран мирового сообщества.

Таким образом, только созидательная деятельность граждан приводит к формированию партнерских отношений общества и власти, а следовательно, и к подлинному гражданскому обществу. Очевидно, борьба граждан за партнерскую, справедливую, открытую, честную, эффективную государственную власть остается надолго, если не навсегда. Поэтому все зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993.
  2. М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала, 2000.
  3. С.А. Существует ли в России гражданское общество? // На путик гражданскому обществу. М., 1999.
  4. P.M. Адат как нравственный принцип в системе этнокультуры // I Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск, 1996.
  5. P.M. Роль нравственных традиций в этнокультуре // «Этическое и эстетическое: 40 лет спустя». Материалы научной конференции. СпбГУ, 2001.
  6. P.M. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -168 с.
  7. Р.Г. Власть и совесть. М., 1996.
  8. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыт федерализма. М.: Республика, 1994.-383 с.
  9. H.A. Сфера культуры и религия: проблемы взаимодействия. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, Издательство «Юпитер», 2003.
  10. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.
  11. С. Глубокие корни общности. Лики культуры. Альманах. Т. 1, М, 1995.
  12. М.А. Сельская община в нагорном Дагестане в XVII нач. XIX.b. М.: Наука, 1988. -240 с.
  13. М.Г. Согласие. Социально-философский анализ. М.: Республика, 2001.
  14. М.Г. Республика Дагестан: узловые вопросы формирования гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала. Издательство «Юпитер», 2003.
  15. .Г. Союзы сельских общин Дагестана XVIII пер. пол. XIX в. М., 1999.
  16. П.В., Панин A.B. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. -М., 2001.
  17. М.А. К вопросу о гражданском обществе и правовом государстве в Дагестане // Проблема становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала. Издательство «Юпитер», 2003.
  18. A.JI. Становление гражданского общества: Российский вариант // Становление институтов гражданского общества: Россия и партийный опыт. М., 1995.
  19. А.Н. Зрелость гражданского общества основа устойчивого развития и безопасности России // В кн.: Современная российская цивилизация. Книга II. М., 2000.
  20. Аристотель. Большая этика. Соч. в 4-х т. М., 1994. Т. 4.
  21. З.С. Ст. Поиски этнической и религиозной идентичности в период становления гражданского общества в Дагестане // Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2003. С.425−428.
  22. А.Ш. Гражданское общество: сущность и предпосылки формирования в Дагестане. Махачкала, 2000.
  23. М.И. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М. Academia, 2003.
  24. М.И. Культура постижения истины. Махачкала, 1993.
  25. М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала, 2003.
  26. М.И. Региональные базовые ценности гражданского общества // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, Издательство «Юпитер», 2003.
  27. Блаженный Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск, 1999.
  28. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 412 с.
  29. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  30. H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
  31. А.О., Смирнов П. И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социологические исследования, № 6, 2003.
  32. В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал, № 4, 1997.
  33. Г. И. Гражданское общество и власть. Проблемы концептуализации // Проблемы в России. Материалы научного семинара. Выпуск № 2. М., 2003.
  34. М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.
  35. Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северо-Кавказской научно-практической конференции. Махачкала, Издательство Юпитер", 2004. С. 790.
  36. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М. Институт социологии РАН. 1995.
  37. В.Н. Проектирование социальной политики как фактор становления гражданского общества // Правовое гражданское общество России: перспективы. Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003.
  38. Воронцов JIM., Филатов С. Б. Религия как фактор формирование гражданского общества в России. Гражданское общество и перспективыдемократизации в России. Под ред. Михайлова Б. В. М.- РНФ, 1994.
  39. А. Гражданское общество и модернизация в России. М. Полис, № 3,2000, с. 106.
  40. Восстановление нарушенных прав граждан. Примеры правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в 2001 г. // Под ред. О. О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2002. С. 208.
  41. Власть, бизнес и гражданское общество. М., Фонд «Либеральная миссия», 2002.
  42. A.C. Прогресс культуры и духовной жизни Дагестана в конце XIX нач. XX вв. Махачкала, «Юпитер», 1996.
  43. М.М. Роль исламской прессы в становлении гражданского общества // Проблема становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2003. С. 504−508.
  44. К.С. Гражданское общество и перспективы демократии. М., 1994.
  45. К.С. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения, № 9, 1991.
  46. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии, № 7, 1991.
  47. .И. Ворота в горы Дагестана. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1966.
  48. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, 1990.
  49. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. Пер. снемец. М. Прогресс, 1988. С. 56.
  50. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х т. М., 1970−1971.
  51. Гегель Г. В.Ф. «Философия права». (Пер. с нем.). М.: Мысль, 1990. — 5242. с.
  52. Э. Условия свободы. М., Ас! Ма^тет. 1995.
  53. З.Т. и др. Гражданское общество в России // Социологические исследования, № 4, 1997.
  54. З.Т. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социологические исследования, № 6, 1995.
  55. М.К. Гражданское общество в России: Проблемы и парадоксы становления. Становление институтов гражданского общества: Рооссия и международный опыт // Материалы международного симпозиума. М., 1995.
  56. О.М. «Межнациональные отношения: проблемы и перспективы» // Народы Дагестана, № 2, 1999.
  57. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. Отв. ред. В. Г. Хорос. Институт мировой экономики и международных отношений РАН. М, 1998.
  58. Гражданское общество. Науч. ред. В. Г. Смольков. М., 1993.
  59. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития: материалы науч.конф. Москва, 7 декабря, 2000 г. Институт федерализма и гражданского общества: (Ред.кол.Б. И. Коваль (отв.ред.) и др.). М., «Соверо-Принт», 2001.
  60. Гражданское общество в многонациональных регионах. Материалы конференции. Моск. Центр. Казань, 2−3 июня 2004 г. // Под. ред. А. Малашенко- Карнеги. -М.- Гендальф, 2005.
  61. Гражданское общество и государство: (Сб. ст.). Фонд «Либеральная миссия». М., 2005.
  62. Гражданское общество России: перспективы XXI века. СПб, 2000.
  63. Г. О праве войны и мира. Соч. в 3 т. М., 1956 г., Т. 1.
  64. Грюнебаум Фон Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600−1258 гг.).
  65. Г. Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? // Pro et Contra. Гражданское общество. М., 1997.
  66. Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
  67. .Х. Ислам и адаты в жизни горцев // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала, 2002.
  68. Г. Религия. Социально-психологический этюд. М., 1909.
  69. Исмаилов М.-С.А., Магомедов М. А. К вопросу о роли и месте адата и шариата в гражданском обществе // Проблема становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала. Издательство «Юпитер», 2003.
  70. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: философия XV—XIX вв.) -М., 1966.
  71. И. Собрание сочинений в 8 т. Т. 3. Критика чистого разума. М., «Чаро», 1994.-741 с.
  72. И.И. Некоторые размышления относительно идеи гражданского общества и ее осуществления // Правовое гражданское общество России: перспективы. Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003.
  73. Качалаев-Панич JI. Критериальные условия и стратегия становления гражданского общества в Дагестане // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала. Издательство «Юпитер», 2003.
  74. Т.Э. Из духовно-нравственного наследия народов Дагестана. Издательство «Парус», Рязань, 2001. 196 с.
  75. Казем-Бек. Мюридизм и Шамиль. Издательство Махачкала, 1990.
  76. А.П. О формировании гражданского общества // Социальнополитические науки, № 1, 1992.
  77. А.П. Гражданское общество в России: реальность и перспективы
  78. Становление институтов гражданского общества: Россия имеждународный опыт. М., 1995.
  79. В.Н. Изменяющиеся системы. М., 1993.
  80. В.П. Поселения и жилище народов Северного Кавказа в Х1Х-ХХвв. М.: Наука, 1982.
  81. И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Политические исследования, № 5, 1991.
  82. А.И. Социология. Учебник. Издательство «Проспект», М., 2001.
  83. Ю.К. Эволюция Российской государственности и гражданское общество // Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт. М., 1995.
  84. Ю.А. Гражданское общество не панацея // Правовое гражданское общество России: перспективы. Под ред. В. Г. Марахова. -СПб, 2003.
  85. Ксенофонт. Сократические сочинения. М.-Л., 1936.
  86. Ксенофонт. Полное собрание сочинений в 5 ч. Ч. 2. Воспоминание о Сократе. СПб, 1887.
  87. М.С. К вопросу о перспективах гражданского общества в России // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки, № 5, 2001.
  88. В.И. Иррациональность сознания информационной эпохи // Вестник РФО,№ 3,2001.
  89. М.Г. Общие проблемы соотношения ислама и политики в становлении гражданского общества в Дагестане // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Махачкала. Издательство
  90. Юпитер", 2003. С. 413−416.
  91. М.М. О предпосылках становления гражданского общества в Дагестане // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала. Издательство «Юпитер», 2003.
  92. А.Н. Россия дрейфует к неокорпоратистскому государству // Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы научного семинара. Вып. № 3. М., 2003.
  93. Н.В. Россия на пути к толерантному гражданскому обществу // Правовое гражданское общество России: перспективы. Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003.
  94. И.Б. Гражданское общество на Западе и в России. «Полис», № 5, 1996.
  95. И.Ф. Немецкая классическая философия второй половины XVIII нач. XIX в, М., 1989.
  96. И.Ф. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис 1899.
  97. Дж. О государственном правлении. Соч. в 3-х т. Т. 3. М., 1988 г.
  98. Н.О. Характер русского народа. 1-я книга, М.- 1957 г.
  99. С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана (XIX- XX века.). Махачкала, ДНЦ РАН, 2001 г. 106 с.
  100. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.
  101. Д.С. Экология культуры // Памятник Отечества, № 2, 1980.
  102. Львович В. П. Марксистская концепция гражданского общества и бизнес
  103. Правовое гражданское общество России: перспективы. Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003.
  104. З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала, 1980.
  105. P.M. По аулам Дагестана. Выписки из полевых дневников. Махачкала, Дагучпедгиз, 1977. 143 с.
  106. К. К критике гегелевской философии права. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T.l. М., 1955.
  107. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т.З. М., 1955.
  108. К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1955.
  109. В.Г. Стратегия и тактика формирования гражданского общества в России. В сб. Гражданское общество России: стратегия и тактика формирования. Материалы к научному симпозиуму. СПб, 2001.
  110. Н.М. Межнациональное согласие как условие формирования гражданского общества // Проблема становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала. Издательство «Юпитер», 2003. С. 467−470.
  111. С.И. «Межнациональные отношения в Дагестане: история и современность». Махачкала, Издательство «Юпитер», 2001. — 383 с.
  112. С.Ш. Исламские ценности и гражданское общество // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, Издательство «Юпитер», 2003.
  113. A.M. Актуальные проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала, 2001.
  114. Моральный выбор // Под общей ред. Титоренко А. И. М., Изд-во МГУ, 1980.
  115. Монтескье III. О духе законов. Избр. произв. М., 1995.
  116. В.Н. Нравственная мудрость как творчество жизни // Философские науки, № 11,1991.
  117. Л.И. Конфликтные аспекты взаимодействия государства и гражданского общества в России: состояние и особенности развития в регионах // Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы научного семинара. Выпуск № 1, № 2, 2003.
  118. Новая философская энциклопедия (в 4-х томах). Руководители проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин. М., Мысль, 2001.
  119. Л.В. Курс переходной экономики. М., Финстатинформ, 1997.
  120. A.A. Роль религиозных организаций в формировании гражданского общества в России // Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт. М., 1995.
  121. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII- начале XIX в./ Сб. научных статей. Махачкала, 1981.
  122. Р. Чтобы демократия сработала. М., Ad Mardinem. 1996.
  123. С. Гражданское общество в политическом измерении // Мировая экономика и международные отношения, № 4, 1995.
  124. Платон. Сочинения в 3-х тт. (под ред. А. Ф. Лосева и В.Ф.Асмуса). М., 1968−1973. Т. 3.
  125. К. Открытое общество и его враги. М. 1992.
  126. Проблемы становления гражданского общества в России // Науч. ред. С. С. Сулакин. М.: Фонд развития полит. центризма, вып. 2, 2003.
  127. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
  128. Г. С. Диалог культурных миров. Лики культуры. Альманах. Том 1, М., 1995.
  129. Правовое гражданское общество России: перспективы // Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003. — 240 с.
  130. А.И. Философия нестабильности // Вопросы философии, № 6, 1991.
  131. Ю.М. Гражданское общество как идея // Социально-гуманитарные знания, № 4, 2002.
  132. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Часть 1. Идея гражданского общества в социальной мысли. М. Издательство «Союз», 1993.
  133. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Часть 2. Теоретико-методологические аспекты исследования. М. Издательство «Союз», 1998.
  134. Радхак Ришнон. Индийская философия. М., 1956.
  135. .Ж. О причинах неравенства. Избранные сочинения. М., 1961.
  136. .Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
  137. .Ж. Трактаты. М., 1969.
  138. Д.Е. Муниципальные органы власти и поддержка молодежных инициатив как фактор формирования гражданского общества // Правовое гражданское общество России: перспективы. Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003.
  139. В.О. Политические культуры и социальные изменения. -М., 1998.
  140. Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала, 2000.
  141. В.Н., Сергеев К. В. «Механизмы эволюции политической структуры общества: социальное иерархии и социальные сети» // Политические исследования, № 3, 2003. С. 6−13.
  142. Современная западная философия. Словарь. М. Политиздат, 1991.
  143. Современная Западная социология. Словарь. М., 1990.
  144. Ю.Н., Кулакова Т. А. К гражданскому обществу через пиар // Правовое гражданское общество России: перспективы. Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003.
  145. Сен А. Об этике и экономике. // Пер. с англ. М., Наука, 1996. 160 с.
  146. Словарь иностранных слов в русском языке. М., 1965.
  147. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума. М., 1995.
  148. Стратегия и проблемы развития законодательства в Российской Федерации на пути становления гражданского общества. Материалы конференции. М., 2001.
  149. В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997.
  150. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право в правовых системах Арабского
  151. Востока. В сб.: Государство и право в развивающихся странах. М., 1976.
  152. А.Р. О роли религии и церкви в становлении гражданского общества в Республике Дагестан // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, Издательство «Юпитер», 2003.
  153. Т.Г., Держивицкий Е. В. Ислам и идея гражданского общества в современной России // Правовое гражданское общество России: перспективы. Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003.
  154. JI.H. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 46, 54. М., 1957.
  155. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М. «Мысль», 1980.
  156. А. Опыт истории гражданского общества // Пер. с англ. под ред. М. А. Абрамова. М. «Российская политическая энциклопедия», 2000.
  157. Г. Г. О социальных основаниях современного гражданского общества // Правовое гражданское общество России: перспективы. / Под ред. В. Г. Марахова. СПб, 2003. С. 48−62.
  158. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. М. Политиздат, 1975.
  159. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.
  160. С.А. Проблемы воспитания молодежи в условиях становления гражданского общества // Проблема становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2003.
  161. В.Г. Гражданское общество: общие подходы // Мировая экономика и международные отношения, № 11,1995.
  162. В.Г. Гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России? // Мировая экономика имеждународные отношения, № 5, 1997.
  163. М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М. Московский общественный научный фонд. Серия «Монография», № 8, 2000.
  164. И. Демократия и гражданское общество // «Политическое исследование», № 4, 1992.
  165. О.И. Национальная идея и гражданское общество // Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт. М., 1995.
  166. Д.С. Проблемы нравственного развития личности в условиях рыночных реалий. Махачкала, 2000.
  167. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., Политиздат, 1980.
  168. В.П. «Социальное время». Ростов-на-Дону, 1980.
  169. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологическое исследование, № 12,1995.
  170. М.Я. Правовое гражданское общество: идея и реальность // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, Издательство «Юпитер», 2003.
  171. Stegmaier W. Wirtschaftethik als Dialog und Diskurs. Akademie der Diozese
  172. Rottenburg-Stuttgart. 1992.
  173. Josef Simon/ Francis Jacgues: Dialog als Bedingung der differenzierten Geselshaft. Stuttgart. 1992.
  174. Koslowski P. Die Pruflingen der Neuzeit. Wien. 1989.
  175. Jacgues Derrida. Gesetzeskraft. Suhrkamp. Verlag Frankfurt am Main. 1991.
  176. Даге^оЛ R. Out of Utopia: To ward a Reorientation of sociological Analysid.- «American iournal of Sociology», 1958, № 64.
  177. Manicke Gyongyosi K. Konstiturung des Politischen als Einlosung der «Zivilgesellschaft» in Osteuropa? // Der Umbruch in Osteuropa als Herausforderung fur die Philosophie. Dem Gedenken an Rene Ahl? erg gewidmet. Peter Lang, 1995, s. 225.
Заполнить форму текущей работой