Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Добродетель как способ существования личности: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами установлено, что качествование и жизнеспособность индивидуалистического общества обеспечивается активностью свободных личностей, преследующих индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения. Свободная личность в своей жизнедеятельности руководствуется из всех социальных норм в первую очередь, нормами права, полагая, что исполнение других социальных норм является личным делом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Личность и качествование общества
    • 1. 1. Понятие личности
    • 1. 2. Качествование личности как свободной личности
    • 1. 3. Качествование личности как совершенной личности
  • Глава II.
  • Добродетель и качествование общества
    • 1. 1. Понятие добродетели
    • 1. 2. Добродетель свободной личности
    • 1. 3. Добродетель совершенной личности

Добродетель как способ существования личности: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

исследования определяется общественными процессами, происходящими в российском обществе. Современная Россия переживает сложные времена. Пренебрежение основами жизнеустройства Отечества в годы перестройки и реформаторства повлекло за собой ряд негативных процессов, таких как рост преступности, алкоголизм и наркомания молодежи, подростковый суицид, сотни тысяч беспризорных, брошенных детей и др. Назрела острая необходимость изменения к лучшему данной ситуации. Для решения насущных проблем, в том числе, таких как воспитание, развитие и обучение личности необходимо учитывать специфику российского общества. В этих условиях, весьма актуальным является изучение личности и добродетели в системе качествования общества России.

К сожалению, в настоящее время преобладают оторванные от жизни обществ, абстрактные рассуждения о таких явлениях как личность и добродетель. Понятия «личность» и «добродетель» раскрываются без учета типа общества, типа социальности, не принимается во внимание, что личность и добродетель неотделимы от общества, от его специфики. Следовательно, философское теоретизирование по поводу личности и добродетели должно строиться исходя из специфики общества. И поэтому, каждому типу общества соответствует определенный тип личности и определенный тип добродетели. В данном отношении актуализируется проблема качествования общества, т. е. пребывание общества в его традиционном жизнеутверждающем качестве, когда на передний план выходят или индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения и потребности личности, осуществление которых требует соответствующих свобод личности, или когда жизнеспособность общества оказывается в зависимости от уровня совершенства общественных отношений. Личность должна быть адекватной характеру такой жизнеспособности. Следовательно, личность каждого типа по-своему специфически самореализуется в добродетели. Свободная личность самореализуется в свободной добродетели, поэтому свободная добродетель — это способ существования свободной личности, а совершенная личность самореализуется в совершенной добродетели и поэтому совершенная добродетель — это способ существования совершенной личности.

Вместе с тем, очевидно, что многие исследователи, увлекшись абстрактным, оторванным от жизни теоретизированием личности оставили без внимания то обстоятельство, что усилиями ряда поколений исследователей в соответствии с диалектикой тождества и различия настойчиво проводится мысль о том, что общества различны. На Западе в соответствии с его приверженностью к традиционному умозрительному теоретизированию адекватным считается теоретизирование общества как индивидуалистического общества. Поэтому идеологами католицизма и протестантства, западными светскими теоретиками провозглашается общество свободных людей, общество потребления, приоритеты свободной личности и свободной добродетели.

В России же с древних времен и вплоть до философов «серебряного века», а отчасти и советских философов разрабатывались идеи общинности, соборности и коллективизма. В жизнедеятельности коллективистского общества, с которым издревле идентифицировала себя Россия, актуализировались идеи совершенной личности и совершенной добродетели.

И, тем не менее, современное социально-философское теоретизирование России переживает своего рода моду теоретизирования жизни общества в заимствованных стандартах изучения западного индивидуалистического общества и поэтому многими российскими политиками навязываются сознательно или несознательно идеалы чуждой нашей стране социальности. Перспективы развития мирового сообщества рассматриваются Западом главным образом как перспективы народов адекватного познания самих себя, изучения и использования своего собственного исторического и социального опыта, познание своего собственного миропонимания, мироощущения и т. д.

Как должно жить наше Отечество? Или по принципам верховенства духовной власти над властью светской или по принципам верховенства светской власти над властью духовной (можно все, если оно не запрещено законом). Тогда как Россия всегда самоутверждалась согласно стандартам гармонии, симфонии духовной и светской властей.

Социально философский анализ личности актуализирует различие особенностей общественной жизни коллективистского и индивидуалистического типов общества и специфику личности и ее добродетели применительно к каждому из них. В данном исследовании дается обоснование различения свободной личности, свободной добродетели и совершенной личности, совершенной добродетели в соответствии с типом общества и системой философского теоретизирования. Поэтому есть основания полагать, что добродетель как способ существования личности неотделима от общества, и характер личности, и характер ее добродетели специфизируются обществом. А потому перспективы российского общества — это перспективы совершенствования общественных отношений, самосовершенствования личности и наиболее полная реализация совершенства личности в совершенной добродетели.

Степень разработанности темы.

Изучением таких явлений как личность и добродетель, выявлением их специфических особенностей занимались многие исследователи.

Методологический базис исследования понятия личности представлен в работах западных исследователей М. Цицерона, С. Боэция, Фомы Аквинского, Т. Гоббса. Д. Юма, И. Г. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, К. Ясперса, X. Ортега-и-Гассета и др., а также в работах византийских и отечественных философов Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Симеона.

Полоцкого, К. Д. Кавелина, В. Н. Лосского, А. Ф. Лосева, Н. М. Чуринова и др.

Изучение понятия свободного человека, свободной личности, представлено в работах Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ч. Беккариа, Д. С. Милля, Г. Спенсера, Э. Фаге, Л. Гобхауса, Г. Д. Руджеро, Д. Дьюи, Ф. фон Хайека, И. Берлина, М. Сэндела и др.

Теоретическим осмыслением понятий совершенства человека, совершенной личности занимались Сократ, Платон, Аристотель, Климент Александрийский, Григорий Нисский, Прокл, Иларион Киевский, Иоанн Грешный, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Иван Грозный, Авраамий Палицин, Юрий Крижанич, Феофан Прокопович, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. В. Киреевский, И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, В. И. Несмелов, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Г. В. Флоровский, Н. Н. Алексеев и др.

В рамках исследования понятия добродетели было обозначено два направления: исследование совершенной добродетели, которая представлена в трудах Аристотеля, Ефрема Сирианина, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, В. Н. Лосского, Н. М. Чуринова и др.- исследование свободной добродетели, которая представлена в работах И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др

Работами, в которых намечен анализ добродетели свободной личности, являются труды Г. Лейбница, А. Шефтсбери. Б. Мандевиля, П. А. Гольбаха, И. Канта, Ч. Беккариа, Л. Фейербаха, Р. Дворкина, Дж. Ролза, А. МакИнтайра и др.

Анализ добродетели совершенного человека, совершенной личности намечен в трудах Антония Великого, Аввы Исайя, Диадоха Фотикийского, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Аввы Фалассия, Феодора Едесского, Серафима Саровского, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, К. С. Аксакова, К. Н. Леонтьева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина и др.

И, тем не менее, понятия «личность» и «добродетель» изучены не достаточно полно, особенно в содержании, имеющем непосредственное отношение к качествованию основных типов общества. Поэтому явления личность и добродетель требуют дополнительной философской рефлексии и методологического анализа.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования является качествование общества и личности, предметом исследования является добродетель как способ существования личности.

Цели и задачи работы.

Цель исследования заключается в изучении добродетели как способа существования личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

1) обосновать, что развитие понятия личность шло по двум основным направлениям: качествование личности как свободной личности икачествование личности как совершенной личности.

2) выявить, что качествование личности как свободной личности зависит от качествования общества и характерно для индивидуалистического типа общества.

3) выявить, что качествование личности как совершенной личности зависит от качествования общества и характерно для коллективистского типа общества.

4) обосновать, что понятие добродетели, развиваясь, прошло ряд этапов и наметилось два направления его развития: добродетель свободной личности и добродетель совершенной личности.

5) раскрыть специфику добродетели как добродетели свободной личности.

6) раскрыть специфику добродетели как добродетели совершенной личности.

Методология исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются диалектический и метафизический философские методы и принципы познания. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного, субстанционального, а также общенаучных методов: анализа, синтеза, методов логического и исторического и др., а также положений и выводов, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Новизна исследования и личный вклад автора.

— Выявлено, что современное западное философское теоретизирование явления личности восходит к анализу понятия «персона», согласно которому имеется в виду или идеальная сущность, или понятие, предназначенное для описания действительности. Установлено, что современное отечественное философское теоретизирование личности в основном предполагает древнюю, уходящую ко временам византийских философов, традицию, согласно которой в этих целях использовалось понятие «ипостась» как характеристика существования сущности прообраза.

— Показано, что анализ понятий «персона» и «ипостась» происходил вместе с формированием соответственно, определений метафизической и диалектической методологий, а также — теории познания как теории репрезентации и теории познания как теории отражения. Показано, что понятиями «персона» и «ипостась» было намечено изучение двух основных типов качествования личности: как свободной личности и как совершенной личности.

— Показано, что качествование и жизнеспособность индивидуалистического общества обеспечивается активностью свободных личностей, преследующих индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения и т. д.- выявлено, что в своей жизнедеятельности свободная личность руководствуется из всех социальных норм главным образом и в первую очередь, нормами права, полагая, что исполнение других социальных норм является личным делом каждого.

— Установлено, что целью жизнедеятельности свободной личности, действующей по принципу «можно все, что не запрещено законом» является максимально возможное удовлетворение своих потребностей, вытесняя из данной среды потребления своих конкурентов. Показано, что жизнедеятельность свободной личности в рамках установленных для нее свобод в индивидуалистическом обществе предполагает наличие суперсвободных личностей-законодателей, т. е. элиты, устанавливающей меры и степени ее свободы.

— Показано, что качествование и жизнеспособность коллективистского общества обеспечивается процессом самореализации совершенной личности, направленного на усовершенствование общественных отношений. Выявлено, что в процессе своей самореализации совершенная личность руководствуется совокупностью социальных норм, исполнение которых обеспечивает самоутверждение коллективистского общества.

— Установлено, что целью жизнедеятельности совершенной личности является необходимость антиэнтропийного процесса, определяющего формирование более совершенных общественных отношений. Показано, что самореализация совершенных личностей влечет за собой формирование социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса.

— Показано, что по своему характеру добродетель соответствует определенному типу личности: добродетель свободной личности и добродетель совершенной личности. Вектор развития явления добродетели детерминируется качествованием обществ, а потому имеют место и различимы добродетель совершенная (коллективистское общество) и добродетель свободная (индивидуалистическое общество).

— Показано, что добродетель свободная выступает как определенная степень свободы свободной личности, в которой личность находит возможным быть или не быть добродетельной в зависимости от тех или иных задаваемых ее волей предпочтений, права выбора и т. д. Добродетель совершенная выступает как определенная форма самореализации совершенной личности, направленная на обеспечение отрицательного вклада в социальную энтропию.

— Показано, что добродетель свободной личности характеризуется понятием «добродетель свободная», входящим в общий тезаурус метафизической методологии. Выявлено, что добродетель свободная в качестве одной из степеней свободы свободной личности, выступает как средство удовлетворения тех или иных потребностей личности (политических, социальных, экономических, духовных).

— Установлено, что в системе неореалистской традиции — понятие «свободная добродетель» предстает, прежде всего, как абстракция, подлежащая восполнению в ходе практической деятельности свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм духовной властив системе неономиналистской традиции понятие «свободная добродетель» предназначено для описания деятельностных устремлений свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм светской власти и индивидуалистического способа производства общественной жизни.

— Доказано, что в той мере, в которой понятие «совершенная добродетель» является характеристикой добродетели совершенной личности, данное понятие входит в общий тезаурус диалектической методологии. Показано, что понятие «совершенная добродетель» раскрывается как характеристика определенного типа антиэнтропийного процесса, обеспечивающего отрицательный вклад в социальную энтропию.

— Установлено, что совершенная добродетель осуществляется в условиях действия социальных институтов жизнеутверждения коллективистского общества и находящихся под их контролем исполнения социальных норм. Установлено, что добродетель совершенной личности способствует наиболее полному раскрытию совершенства личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Полученные в диссертационной работе результаты продуктивны для дальнейшего теоретического изучения явления личности ее добродетели в системе качествования общества. Материалы и выводы диссертации могут использоваться при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, а так же в курсах лекций по социальной философии, политологии и социальной психологии.

Апробация работы.

Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора на международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских научно-практических конференциях. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Заключение

.

Диссертация «Добродетель как способ существования личности» выявляет целый ряд актуальных проблем общетеоретического, философского, конкретно-научного плана, связанных с изучением таких явлений как личность и добродетель в системе качествования общества.

В работе показано, что развитие понятия «личность» шло по двум основным направлениям: качествование личности как свободной личности и качествование личности как совершенной личности.

В диссертации доказывается, что современное западное философское теоретизирование явления личности восходит к анализу понятия «персона», согласно которому имеется в виду или идеальная сущность, или понятие, предназначенное для описания действительности. Современное отечественное философское теоретизирование личности в основном предполагает древнюю, уходящую ко временам византийских философов, традицию, согласно которой в этих целях использовалось понятие «ипостась» как характеристика существования сущности прообраза.

Анализ понятий «персона» и «ипостась» происходил вместе с формированием соответственно, определений метафизической и диалектической методологий, а также — теории познания как теории репрезентации и теории познания как теории отражения. Понятиями «персона» и «ипостась» было намечено изучение двух основных типов качествования личности: как свободной личности и как совершенной личности.

Нами установлено, что качествование и жизнеспособность индивидуалистического общества обеспечивается активностью свободных личностей, преследующих индивидуальные интересы, выгоды, эгоистические намерения. Свободная личность в своей жизнедеятельности руководствуется из всех социальных норм в первую очередь, нормами права, полагая, что исполнение других социальных норм является личным делом каждого. Целью жизнедеятельности свободной личности, действующей по принципу «можно все, что не запрещено законом» является максимально возможное удовлетворение своих потребностей, вытесняя из данной среды потребления своих конкурентов. Жизнедеятельность свободной личности в рамках установленных для нее свобод в индивидуалистическом обществе предполагает наличие суперсвободных личностей-законодателей, т. е. элиты, устанавливающей меры и степени ее свободы.

Мы показали, что качествование и жизнеспособность коллективистского общества обеспечивается процессом самореализации совершенной личности, направленного на усовершенствование общественных отношений. В процессе своей самореализации совершенная личность руководствуется совокупностью социальных норм, исполнение которых обеспечивает самоутверждение коллективистского общества. Целью жизнедеятельности совершенной личности является необходимость антиэнтропийного процесса, определяющего формирование более совершенных общественных отношений. Самореализация совершенных личностей влечет за собой формирование социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса.

Согласно нашему анализу, социальное явление по характеру добродетели соответствует определенному типу личности: добродетель свободной личности и добродетель совершенной личности. Вектор развития явления добродетели определяется качествованием обществ, а потому имеют место и различимы добродетель совершенная (коллективистское общество) и добродетель свободная (индивидуалистическое общество).

В диссертации показано, что добродетель свободная выступает как определенная степень свободы свободной личности, в которой личность находит возможным быть или не быть добродетельной в зависимости от тех или иных задаваемых ее волей предпочтений, права выбора и т. д. Добродетель совершенная выступает как определенная форма самореализации личности, направленная на обеспечение отрицательного вклада в социальную энтропию.

Мы установили, что добродетель свободной личности характеризуется понятием «добродетель свободная», входящим в общий тезаурус метафизической методологии. Добродетель свободная в качестве одной из степеней свободы свободной личности, выступает как средство удовлетворения тех или иных потребностей личности (политических, социальных, экономических, духовных).

В контексте данного исследования, показано, что на Западе идея свободной добродетели обсуждалась в рамках двух наиболее существенных теоретических традиций: неономиналистской и неореалисте кой. В системе неореалистской традиций — понятие «свободная добродетель» предстает, прежде всего, как абстракция, подлежащая восполнению в ходе практической деятельности свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм духовной власти. В системе неономиналистской традиции понятие «свободная добродетель» предназначено для описания деятельностных устремлений свободной личности, действительности, существенной в рамках социальных норм светской власти и индивидуалистического способа производства общественной жизни.

Мы полагаем, что в той мере, в которой понятие «совершенная добродетель» является характеристикой добродетели совершенной личности, данное понятие входит в общий тезаурус диалектической методологии. Понятие «совершенная добродетель» раскрывается как характеристика определенного типа антиэнтропийного процесса, обеспечивающего отрицательный вклад в социальную энтропию.

Совершенная добродетель осуществляется в условиях действия социальных институтов жизнеутверждения коллективистского общества и находящихся под их контролем исполнения социальных норм. Добродетель совершенной личности способствует наиболее полному раскрытию совершенства личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни.

Большая роль в диссертационной работе отводится автором выявлению отличий понятий свободная личность, свободная добродетель и совершенная личность, совершенная добродетель. Явления личность и добродетель требуют дальнейшего изучения, каждая в своем заданном контексте, а именно адекватно определенному философскому теоретизированию и определенному типу общества.

Различение личности и различение добродетели позволяет говорить о перспективном характере решения поставленной в диссертационном исследовании цели. Основные исследовательские ориентиры, обозначенные в диссертации, требуют более глубокой научной разработки и являются весьма актуальной задачей не только для современной отечественной социально-философской мысли, но также для таких наук как психология и педагогика. Каждый тип общества предполагает свою специфику процесса образования, поэтому считаем весьма продуктивным для решения таких задач как развитие, воспитание и обучение личности, учитывать особенности российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. С. О необходимости личного подвига для преуспеяния гражданской жизни / И. С. Аксаков // Отчего так нелегко живется в России? М.: РОССПЭН, 2002. С. 234−241.
  2. , Н. Н. Русский народ и государство / Н. Н. Алексеев. М.: Аграф, 1998.640 с.
  3. , Д. А. Основные типы общественного прогресса / Д. А. Антонов // Теория и история. Красноярск. 2004. № 2. С. 58−77.
  4. Аристотель. Евдемова этика / Аристотель // Гусейнов, А. А., Иррлиц, Г. Краткая история этики / А. А. Гусейнов. М.: Мысль, 1987. 589 с.
  5. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1 / Аристотель. М.: Мысль, 1975. 550 с.
  6. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 2 / Аристотель. М.: Мысль, 1978.687 с.
  7. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 3 / Аристотель. М.: Мысль, 1976.613 с.
  8. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4 / Аристотель. М.: Мысль, 1984. 830 с.
  9. , В. С. Диалектика сфер общественной жизни / В. С. Барулин. М.: Изд-во МГУ, 1982.230 с.
  10. , Ч. О преступлении и наказании / Ч. Беккариа // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 105−171.
  11. , И. Две концепции свободы / И. Берлин // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 19−43.
  12. Блаженный авва Фалассий. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3 / авва Фалассий. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 442 с.
  13. Блаженный Диадох, епископ Фотики в Епире Иллирийском. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3 / Блаженный Диадох. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993. 442 с.
  14. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. М.: Наука, 1990.415 с.
  15. , Л. М. Слово о связи вещей во вселенной / А. М. Брянцев // Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия. Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1990. С. 194−204.
  16. , С. Н. Сочинения в 2 т. Т. 2 / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1993. 603 с.
  17. Бусева-Давыдова, И. Л. Архитектура русской усадьбы / И. Л. Бусева-Давыдова. М.: Наука, 1998. 334с. // http://www.archi.ru/pubIications/articIes/bususad.htm
  18. , Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. 368 с.
  19. , Г. Философия права / Г. Гегель. М.: Мысль, 1990. 524 с.
  20. , Г. Философия религии. В 2 т. Т. 1 / Г. Гегель. М.: Мысль, 1975. 582 с.
  21. , Г. Философия религии. В 2 т. Т. 2 / Г. Гегель. М.: Мысль, 1977. 573 с.
  22. , Г. Энциклопедия философских наук / Г. Гегель. М.: Мысль, 1977. 471 с.
  23. , Т. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1989. 622 с.
  24. , Т. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1991. 736 с.
  25. , Л. Т. Либерализм / Л. Т. Гобхаус // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-традиция, 2000. С. 83−182.
  26. , П. А. Избранные произведения в 2 т. Т. 2 / П. А. Гольбах. М.: АН СССР иис-т философ., изд-во соц.-эк. лит., 1963. 563 с.
  27. , Д. Е. Адекватность концепции управления обществом его культуре и цивилизации: монография / Д. Е. Григоренко. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2007. 160 с.
  28. Григорий Нисский. Об устроении человека / Григорий Нисский // Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. С. 7−105.
  29. , М. Н. Русская философская мысль X XVII веков / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  30. , А. А. История этических учений / А. А. Гусейнов // gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Gusein/7l.php
  31. , А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Иррлиц. М.: Мысль, 1987.589 с.
  32. , Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. СПб.: Глагол, 1995. 552 с.
  33. , Р. Либерализм / Р. Дворкин // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уордон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 44−75.
  34. Де Руджеро, Г. Что такое либерализм / Г. де Руджеро // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 220−294.
  35. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. М.: Мысль, 1998. 576 с.
  36. Домострой. М.: Советская Россия, 1990. 304 с.
  37. , Ф. М. Записные книжки / Ф. М. Достоевский М.: Варгиус, 2000. 158 с.
  38. , Д. Либерализм и социальное действие / Д. Дьюи // О Свободе: антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 331−384.
  39. , А. С. Русская публицистика второй половины XVII века / А. С. Елеонская. М.: Наука, 1978. 272 с.
  40. Ефрем Сирианин. О добродетелях и страстях / Ефрем Сирианин // Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. С. 106 114.
  41. , А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси / А. Ф. Замалеев. Л.: Наука, 1987. 247 с.
  42. , В. В. История русской философии в 2 т. Т. 2. Ч. 1 / В. В. Зеньковский. Ленинград: «Эго», 1991. 152 с.
  43. , О. Б. Проблема «равенства в свободе» у Рональда Дворкина / О. Б. Игнаткин // Философские науки. 2005. № 5. С. 29−42.
  44. , И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. 431 с.
  45. , И. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 1 / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1993.400 с.
  46. , И. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 5 / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. 608 с.
  47. , И. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 8 / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1998. 576 с.
  48. Иоанн Грешный. Из «Изборника 1076 года» (окончание) / Иоанн Грешный // http://old-rus.narod.ru/02-l l-2.html
  49. Иоанн Дамаскин. Диалектика или философские главы / Иоанн Дамаскин // orel.rsl.ru/nettext/russian/damaskin/dialektika/dlxvi.htm
  50. Иоанн Златоуст. Толкование святителя Иоанна Златоуста на деяние Апостолов / Иоанн Златоуст //http://www.agapebiblia.org/pфakety/zlatoust/DeanOO 1 a. htm
  51. , К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / К. Д. Кавелин. М.: Правда, 1989. 653 с.
  52. , И. Критика практического разума. Предисловие / И. Кант // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 175−183.
  53. , И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 172−174.
  54. , И. Сочинения в 6 т. Т. 2 / И. Кант. М.: Мысль, 1964. 511 с.
  55. , И. Сочинения в 6 т. Т. 3 / И. Кант. М.: Мысль, 1964. 799 с.
  56. , И. Сочинения в 6 т. Т.4. 4.2 / И. Кант. М.: Мысль, 1965. 477 с.
  57. , И. Сочинения в 6 т. Т. 6 / И. Кант. М.: Мысль, 1966. 743 с.
  58. , И. Сочинения в 8 т. Т. 4 / И. Кант. М.: Чоро, 1994. 630 с.
  59. , И. Сочинения в 8 т. Т. 6 / И. Кант. М.: Чоро, 1994. 613 с.
  60. , Ф. И. Послание митрополиту Даниилу / Ф. И. Карпов // http://old-rus.narod.ru/07−48.html
  61. , JI. П. О личности. Религиозно-философские сочинения в 2 т. Т. 1 / Л. П. Карсавин. М.: Ренессанс, 1992. 325 с.
  62. , JI. П. Путь православия / JT. П. Карсавин // http://www.patriotica.ru/religion/karsavinortodox.html
  63. , Л. П. Философия истории / J1. П. Карсавин. СПб.: АО Комплект, 1993. 352 с.
  64. , JI. П. Церковь, Личность и государство / Л. П. Карсавин // Сочинения. М.: Раритет, 1993. 496 с.
  65. , И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России / И. В. Киреевский // Критика и Эстетика. М.: Искусство, 1998. С. 266−315.
  66. Кирилл Туровский// www.agnuz.info/book.php?id=218&url=page05.htm
  67. Кирилл Туровский. Слово о премудрости. Притча / Кирилл Туровский // http://starbel.narod.ru/kirtur/kt62.htm
  68. Климент Александрийский. Педагог / Климент Александрийский // Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. С. 22−74.
  69. Кривошеин, Василий (Архиепископ). Преподобный Симеон Новый Богослов (949−1022) / Василий Кривошеин. М., 1995. 344 с.
  70. , Ю. Политика / Ю. Крижанич //http://www.krotov.info/acts/17/krizhanich/krizh06.html
  71. , М. В. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь / М. В. Лашина // Филос. науки. 1979. № 4. С. 3−10.
  72. , Г. В. Сочинения в 4 т. Т. 4. / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1989. 554 с.
  73. , К. Н. Чем и как либерализм наш вреден? / К. Н. Леонтьев // Избранное. М.: «Рарогъ» «Московский рабочий», 1993. С. 169−187.
  74. Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 224 е.
  75. , Н. Что такое «личность»?/ Н. Лобкович // Вопр. филос. 1998. № 2. С. 54−64.
  76. , Д. Опыт о веротерпимости / Д. Локк // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 48−65.
  77. , Д. Сочинения в 3 т. Т. 1 / Д. Локк. М.: Мысль, 1985. 622 с.
  78. , Д. Сочинения в 3 т. Т. 3 / Д. Локк. М.: Мысль, 1988. 620 с.
  79. , А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона / А. Ф. Лосев // Платон. Собр. соч. в 4 т. T.l. М.: Мысль, 1990. С. 3−64.
  80. , А. Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 2001. 610 с.
  81. , В. Н. Боговидение / В. Н. Лосский. М.: ACT, 2003. 759 с.
  82. , В. Н. Мистическое богословие / В. Н. Лосский. Киев: «Путь к истине», 1994. 350 с.
  83. , Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1994. 432 с.
  84. , Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. 368 с.
  85. Максим Исповедник. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3 / Максим Исповедник. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 442 с.
  86. Максим Исповедник. Вопросы и ответы к Фалассию / Максим Исповедник // http://st-jhouse.narod.ru/biblio/max/answer3.htm
  87. , Б. Басня о пчелах / Б. Мандевиль. М.: Мысль, 1974. 376 с.
  88. , К., Энгельс, Ф. Соч., Т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Изд-во полит, лит., 1974. 535 с.
  89. , Д. С. О свободе / Д. С. Милль // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 288−392.
  90. , Д. С. Утилитарианизм / Д. С. Милль // Антология мировой философии в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1971. С. 605−606.
  91. , Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. 799 с.
  92. , Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С. 73−97.
  93. , Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. 829 с.
  94. , Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. 829 с.
  95. , П. И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. М.: Изд-во «Пресса», 1991. 640 с.
  96. , Н. И. Избранные сочинения / Н. И. Новиков. M.-JI.: Госиздат, 1954. 744 с.
  97. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопр. филос. 1989. № 3. С. 119−154.
  98. , С. Симеон Полоцкий / С. Перевезенцев // http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=l&id=1003
  99. , О. А. Русская цивилизация / О. А. Платонов // http://www/netda.ru/belka/texty/ruscivil.htm
  100. Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 3 / Платон. М.: Мысль, 1994. 654 с.
  101. Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 4 / Платон. М.: Мысль, 1994. 830 с.
  102. , И. Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения / И. Т. Посошков. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 410 с.
  103. Преподобный авва Исайя. Добротолюбие. В 5 т. Т.1 / авва Исайя, М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 640 с.
  104. Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель / Иосиф Волоцкий // http://zelonash.narod.ru/bib/iosifV/prosvet.html
  105. Преподобный Иустин (Попович). Святые добродетели / Иустин (Попович) // http://www.portal- credo.ru/site/print.php?act=lib&id=268
  106. Прокл. Комментарий на «Алкивиад I» Платона / Прокл // Вопр. филос. 2001. № 4. С. 119−128.
  107. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны / Прокл. М.: Прогресс, 1993. 318с.
  108. Прокл. Платоновская теология / Прокл. СПб.: РХГИ- «Летний сад», 2001.624 с.
  109. , А. Н. Избранные произведения / А. Н. Радищев. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. 712 с.
  110. , А. Н. Поли. собр. соч. Т 2 / А. Н. Радищев. М.: Издание В. М. Саблина, 1907. 632 с.
  111. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Аврелий //М.: Республика, 1995. 364 с.
  112. , Дж. Идея блага и приоритета права / Дж. Ролз // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 76−107.
  113. , Ж. Ж. Трактаты / Ж. Ж. Руссо. М.: Наука, 1969. 704 с.
  114. Святой Антоний Великий. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1 / Антоний Великий. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 640 с.
  115. Святой Иоанн Кассиан. Обозрение духовной брани. Добротолюбие. Том 2 / Иоанн Кассиан. http://www.omolenko.com/books/kassian/content.php ?p=all
  116. Святой Феодор, епископ Едесский. Добротолюбие. В 5 т. Т. 3 / Феодор Едесский. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 442 с.
  117. Серафим Саровский. Духовные наставления святого Саровского старца отца Серафима / Серафим Саровский // http://www.serafimsarovsky.ry/proslsv/nastavlenia/?id=15
  118. Симеон Новый Богослов. О вере, и к тем, которые говорят, что живущему в мире невозможно достигнуть совершенства в добродетелях / Симеон Новый Богослов // http://www.hram-vohotino.ru/Lib/texts/overe.htm
  119. Симеон Полоцкий // Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв. Л.: Сов. писатель, 1970. 424 с.
  120. Социальный дарвинизм / ikipedia. ord/wiki
  121. , Г. О свободе / Г. Спенсер // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. С.414−435.
  122. , М. Дж. Либерализм и пределы справедливости / М. Дж. Сэндел // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 191−218.
  123. , Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами / Ч. Тейлор // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 219−247.
  124. , Дж. Теоретические основания либерализма / Дж. Уолдрон // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги. Прогресс-Традиция, 1998. С. 108−137.
  125. , Э. Либерализм / Э. Фаге // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-традиция, 2000. С. 31−78.
  126. , Л. Избранные философские произведения в 2 т. Т. 1 / Л. Фейербах. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. 676 с.
  127. , Л. Избранные философские произведения в 2 т. Т. 2 / Л. Фейербах. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. 942 с.
  128. Феофан Прокопович. Письмо к профессорам Киевской Академии (1718 г.) // Смирнов В. Г. Феофан Прокопович. М.: Соратник, 1994. С. 188−193.
  129. Феофан Прокопович // Русская силлабическая поэзия XVII- XVIII вв. Л.: Сов писатель, 1970.424 с.
  130. Философия как аксиология /http://www.gumfak.ru/filoshtml/kanke/kanke08.shtml
  131. , И. Г. Сочинения в 2 т. Т. 1 / И. Г. Фихте. СПб.: Мифрил, 1993. 710с.
  132. , Г. В. Вера и культура / Г. В. Флоровский. СПб.: РХГИ, 2002. 862 с.
  133. , Г. В. Из прошлого русской мысли / Г. В. Флоровский. М.: Аграф, 1998.432 с.
  134. , Н. В. Власть лучших: монография / Н. В. Фомина. Красноярск: СИБУП, 2006. 136 с.
  135. , Ф. Общество свободных / Ф. Хайек // Нева. 1993. № 1. С. 172. -288.
  136. , Ф. Что такое либерализм / Ф. Хайек // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 385−412.
  137. , А. С. Сочинения в 2 т. Т. 1 / А. С. Хомяков. М.: Медиум, 1994. 590 с.
  138. , А. П. Собр. соч. в 12 т. Т. 10 / А. П. Чехов. М.: Изд- во «Правда», 1985.432 с.
  139. , Н. М. Идеология, теоретическая строгость и «европейское умственное иго» / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2005. № 1.С. 5−16.
  140. , Н. М. Индивидуализм и коллективизм: трансцендентальный и соборный субъект. Начало / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2004. № 1. С. 212−228.
  141. , Н. М. Индивидуализм и коллективизм: трансцендентальный и соборный субъект. Окончание / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2004. № 2. С. 177−226.
  142. , Н. М. Коллективизм и индивидуализм и их теоретизирование в западной традиции / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2003. № 3. С. 42−55.
  143. , Н. М. Совершенная личность и личность свободная / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2005. № 1. С. 54−58.
  144. , Н. М. Совершенство и свобода: Философские очерки. / Н. М Чуринов. 2-е изд., доп. Красноярск: СИБУП, 2003. 515 с.
  145. , Н. М. Совершенство слова и идеология / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск. 2006. № 2. С. 3−17.
  146. , А. Эстетические опыты / А. Шефтсбери. М.: Искусство, 1975. 543 с.
  147. , А. Мир как воля и представление. Афоризмы максимы. Новые афоризмы / А. Шопенгауэр. Мн.: Современный литератор, 1999. 1408 с.
  148. Юм, Д. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Д. Юм. М.: Мысль, 1996. 648 с.
  149. , К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс // Антология мировой полит, мысли. В 5 т. Т. 2. Зарубежная политическая мысль. XX в. М.: Мысль, 1997. С. 271−282.
  150. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс М.: Политиздат, 1991. 527 с.
  151. Dworkin R. What is Equality. Pert 2: Equality of Resources // Philosophy and Public Affairs. 1981. Vol 10. Fall P. 283−345.
  152. Hare R. M. Moral Thinking. Its Levels, Method, and Point. Oxford, 1981. 242 p.
  153. Rawls J. Theory of Justice. Cambridge, 2003. 538 p.
Заполнить форму текущей работой