Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественное мнение и власть: социально-философский анализ взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Капустин М. П. Конец Утопии? Прошлое и будущее социализма — М.' Новости, 1990, Капустин Б Г, Клямкин И М Либеральные ценности в сознании россиян II Политические исследования — 1994 № 1- Кара-Мурза С Г. Манипуляция общественным сознанием — М. Алгоритм, 2000 Кассирер Э Техника совремешшх политических мифов II Вестник Московского ун-таСер 7 Фичософия. — 1990 № 2 — С. 58−69, Касьянова К О… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Развел I. Общественное мнение как объект социальнофилософскою анализа
  • Раздел II. Социально-философские аспекты взаимодействия общественного мнения и власти
  • Раздел III. Общественное мнение и власть в современной
  • России: противоречия и тенденции взаимодействия

Общественное мнение и власть: социально-философский анализ взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До недавнею времени проблема общественно! о мнения как социального феномена была закрытой для публичною обсуждения, в том числе и научного. Полноценного и эффективною общественною мнения в условиях дореволюционной и советской России не сформировалось, хотя сверху декларировалось наличие демократических институтов волеизъявления граждан.

В последнее время роль механизмов общественною мнения возросла в многократной степени. В разных типах обществ существует механизм реагирования на социально-значимые проблемы через высказывание суждений заинтересованными общностями. Возможности влияния общестенною мнения на политическую жизнь различны — от крайне малых в закрытых социальных системах, до высокой роли в зрелых демократических обществах.

Участие общественного мнения в вопросах полишческой жизнизлободневный вопрос для российского общества. Проблема заключается в поиске и пракшческой реализации оптимальною механизма взаимодействия властных институтов и общественного мнения, определении эффективных способов включения общественною мнения в политический процесс.

Актуальность темы

исследования обусловлена, во-первых, постоянным усилением воздействия гражданскою общества и общественною мнения на политическую жизнь государства по мере гуманизации и демократизации общественных отношений. Но социальные механизмы влияния 1ражданскою общества на политику в каждой стране специфичны. С другой стороны, в действии этих механизмов должны проявляться и общие закономерности, выявить которые можно средствами социально-философскою анализа.

Во-вторых, сложностью и противоречивостью самого процесса взаимодействия общественного мнения и власти в современных условиях. С одной стороны, любая власть, но своей природе стремится к неограниченности и расширению своих полномочий, а с другой — эффективность и «жизненность власти зависит от ее ограничений со стороны гражданского общества и общественною мнения. Способы и формы практического разрешения данною противоречия в значительной степени зависят от научною анализа и понимания меры соотношения, качества взаимодействия общественного мнения и власти в каждом конкретном обществе. Плодотворные результаты в данном аспекте может дать и социально-философский анализ указанной противоречивой ситуации.

В третьих, тем, что на данный момент проблема взаимодействия общественною мнения и власти в современной России пока еще не нашла должного разрешения. Объективная трудность легитимации политической власти в России состоит в противоречии между сформировавшимися в историческом развитии и возникшими в ходе трансформации общества стереотипами общественного сознания, во внутренней конфликтности новых стереотипов. В сложившихся условиях политическая власть лавирует, получает возможность действовать сообразно собственным ценностным, нравственным ориентациям. Наишдный тому пример — «цветочные» революции, продемонстрировавшие манипуляцию общественным сознанием в угоду властным элитам.

Социально-философский анализ взаимодействия общественною мнения и власти в России будет способствовать нахождению оптимальных способов формирования общественного мнения, его включения в реальные общественно-политические процессы. Необходимость обращения к общественному мнению проявляется в поиске и нахождении взвешенных решений посредством механизмов котроля, сдержек и противовесов, гражданской экспертизы.

Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных публикаций последнего времени, так или иначе затраштющих проблему функционирования общественною мнения в разного типа социально-политических условиях, следует прежде всего назвать работы В. Л. Неннета, Дж. Врукса, Р. Эрнксона, Дж. Стимсона, М. Макуена, Дж. Фишкина, Э. Ноэль-Нойман, Ю. Хабермаса и друг их авторов.

Гак, Э. Поэль-Нойман выделяет два основных источника, порождающих общественное мнение. Первый — непосредственное наблюдение человека за ситуацией, улавливание, одобряются ли окружающими те или иные действия, явления, заявления и т. п. Второй — СМИ и «дух времени», который они порождают1. Ю. Хабермас творит об общественном мнении, об информации от граждан как о потоке, для которого в институтах власти должны быть некие диффузные «поры», «канальцы», в которые проникает неинституциализированная, «нерасписанная», нефиксированная информация от общества2.

Среди советских и российских авюров, посвятивших публикации рассматриваемой теме, — Д. Гавра, М. Горшков, Б. Групшн, В. Житенев, О Иванов, Ю. Левада, А. Назаретян, Р. Сафаров и дру1ие. Д. Гавра в своих работах использует комплексный подход, анализирует феномен общественного мнения, принимая во внимание режимы, и соответственно, различные формы взаимодействия общественною мнения и власти3.

1 Ноэ ib-Ноймап Э. Общественное мнение. Огкрытие спирали молчания. — М Прогресс-Академия, 1996 -351 с.

2 Хабермас Ю Вовлечение другого. Очерки политической теории. — СПб: Наука, 2001.-417с.

3 См.: Гавра Д П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимо-деиствия // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — Т.1. № 4- Гавра Д И Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт.

Б.Грушин выделяет принципы массовок) сознания. О. Иваиов исследует взаимодействие общественного мнения и власти. Ю. Левада акцентирует внимание на изучении общественного мнения в условиях социальных трансформаций в российском обществе с учетом экономических, политических, правовых и т. д. факторов. В. Житенев рассматривает особенности общественного мнения в социальном управлении. А. Симонов оценивает общественное мнение как социальный институт1.

Общие вопросы взаимодействия общественною мнения и власти отражены также в работах Б. Капустина, И. Клямкина, В. Ильина, С. Кара-Мурзы, А. Ковлера и друшх авторов2. Капустин и Клямкин утверждают,.

СПб: ИСЭП РАН, 1995, Гавра Д П, Соколов Н. В. Исследование политических ориентации//Социс. — 1999. № 1.

1 См. Горшков М К. Общественное мнение. — М.: Политиздат, 1988, Гозман Л. Я, Эгкинд A.M. От культа власти к власти людей // Нева. -1989. № 7, Грачев Г. В. Психоюгия манипуляций в условиях политического кризиса // Общественные науки и современность. — 1997. № 4 — С. 106−114, Громова Р. К типологии политического сознания россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены — 1999 — № 2. — С. 11−16, Грушин Б А. Массовое сознание — М.: Политиздат, 1987, Грушин Б А. Мнения о мире и мир мнений. — М.: Политиздат, 1967; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — М., 2000, Дилигенскии Г. Политика и общественное мнение в России // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. № 10. — С. 46−57- Докторов Б, Грушин Б. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения // Телескоп: наблюдения за повседневной жизныо петербуржцев. — 2004. № 4. — С. 2−13, Дубин Б Запад, граница, особый путь, символика «другою» в политической мифологии современной России // Мониторинг обществен-hoi о мнения: экономические и социальные перемены. — 2000. № 6. — С. 25−34, Житеиев В Б Общественное мнение в социальном управлении. -Новосибирск: Наука, 1987; Симонов А. Общественного мнения в России нет// httpV/www newi/v ru/nevvs и др.

•ч.

См.: Капустин М. П. Конец Утопии? Прошлое и будущее социализма — М.' Новости, 1990, Капустин Б Г, Клямкин И М Либеральные ценности в сознании россиян II Политические исследования — 1994 № 1- Кара-Мурза С Г. Манипуляция общественным сознанием — М. Алгоритм, 2000 Кассирер Э Техника совремешшх политических мифов II Вестник Московского ун-таСер 7 Фичософия. — 1990 № 2 — С. 58−69, Касьянова К О русском национальном характере — М ' Институт национальной модели экономики, 1994; Климова С Г, Якушева Т В Образы политиков в представлениях россиян // Политические исследования — 2000. № 6 -С 66−81- Ковлер, А И. Основы потитического маркетинга: Технология организации избирательной кампаний — М • Институт государства и права РАН, 1993; Ковлер, А И Семантика политической пропаганды буржуазных партий в период избирательных кампаний (на примере Франции) — М: Ежегодник САПН, 1993. — С. 183−192 и др. чю российское общество пока остается долиберальным, ему еще предстоит сделать выбор между либеральным и нелиберальным направлениями развития. Российское общество находится в начале пути освоения либеральных ценностей. О формировании либерализма как устойчивой системы ценностей слоек населения говорить еще рано. В общественном сознании России имеют место ценности скорее «социального», а не экономического либерализма1.

С.Кара-Мурза оценивает феномен манипуляции сознанием как сред-ciBd власти, который возникает в гражданском обществе с установлением политическою порядка, основанною на представительной демократии западного типа2.

A.Ковлер анализирует развитие демократической волны: демократическое управление, будь оно основанным на власти большинства, консенсусе либо лидерстве меньшинства, при соблюдении определенных прав и свобод граждан делает управление эффективным в долговременной перспективе, что не исключает достижения определенных краткосрочных экономических и социальных целей недемократическими методами3.

B.Ильин проводит анализ взаимодействия власти и общественного мнения на основании прослеживания эволюции механизма разделения властей, принципов демократизма, правовою государства, гражданского общества.

1 См • Капустин М. П Конец Утопии? Прошлое и будущее социализма. — М.: Новости, 1990, Капустин Б Г., Клямкин И М. Либеральные ценности в сознании россиян II Политические исспедовання — 1994 № 1.

2 Кара-Мурза С Г. Манипуляция общественным сознанием. — М.: Алгоритм, 2000 -681 с.

3 Ковлер, А И Основы политического маркетинга: Технология организации избирательной кампании. — М.: Институт государства и права РАН, 1993; Ковлер А. И. Семантика понитической пропаганды буржуазных партии в период избирательных кампаний (на примере Франции). — М.: Ежегодник САП11, 1993. — С. 183−192.

В то же время пока еще не исследованными ос1аются такие вопросы, как соотношение общего и специфическою в социальном механизме взаимодействия общественного мнения и власти различных типов государства и общества, проблемы взаимодействия общественного мнения и власти в современном российском обществе на федеральном и региональном уровнях, особенности функционирования общественного мнения в специфических условиях столичного ме1аполиса и другие вопросы.

Объект исследования — общественное мнение и власть как взаимодействующие социальные явления и институты общественной жизни.

Предмет исследования — социально-философское содержание процесса взаимодействия общественною мнения и власти на современном этапе развития российского общества.

Цель исследования — на базе социально-философскою анализа выявить специфику взаимодействия общественного мнения и власти на современном этапе развития, обосновать практические выводы и рекомендации в этой области для российского общества.

Основные задачи исследования состоят в том, чтобы определить природу общественного мнения, оценить особенности взаимодействия общественного мнения и власти, проанализировать взаимодействие общественною мнения и власти в контексте отечественных социально-политических реалий.

Теорстко-.методологичсскую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных авторов в области теории общественною мнения, общих проблем ею взаимодействия с политической властью на различных этапах развития государс1ва и общества. Эвристическую основу исследования составили средства и принципы социально-философскою анализа — объективно-субъективного, социокультурною, системно-структурно1 о, функционально-деятельностного, феноменологическог о подходов, а также единства исторического и лошческого, абстрактного и коикрешою, всесторонности, реалистичности, объективности и целостности рассмотрения.

В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, политоло1 ической, социоло1 ической и психологической мысли, использовал труды российских, немецких, французских, американских ученых. В работе использованы также результаты со-циоло1 ических опросов, политические и правовые документы, регулирующие функционирование общественною мнения и власти в современной России.

Научная новизна диссертации состоит в уточнении природы и сущности, содержания и функций общественною мнения как социальною феномена, выявлении условий и социального механизма взаимодействия общественною мнения и власти в различных типах общественных систем, характеристике особенностей, состояния, прошворечий и перспектив взаимодействия общественного мнения и власти в современном российском обществе.

На защиту автором выносятся следующие положения, отражающие основные результаты диссертационного исследования.

1. Общественное мнение — один из важных социальных институтов общественной жизни. Оно предстает историческим явлением, а ею формирование связано со становлением демократических традиций, оформлением инстшуга разделения властей. Ню функционирование определяется социальными условиями, отражает развитие ценностей демократии, существования и активности гражданского общества.

Сущность общественною мнения состоит в том, что оно является важнейшей формой и выражением состояния массового сознания, характеризующих отношение 1ражданскою общества к событиям и социально-значимым явлением на социально-психологическом уровне с позиций интересов различных социальных слоев и групп населения. Существенными особенностями ею как духовною образования являются массовость и доступность, выразительность и оценочный характер, динамичность и подверженность изменениям, преобладание эмоционально-чувственных компонентов, социальная и психическая стереотипность.

В содержании общественною мнения в зависимости от различных подходов и критериев рассмо фения выделяются мноюобразные элементы ею структуры: а) по субъектам-носителям оно может быть групповым, коллективным, национальным, классовым, массовым, общественнымб) по широте распространения в обществе — местным-локальным, региональным, общим и общечеловеческимв) по характеру воздействия на социальные процессы — конструктивным (позитивным), деструктивным (негативным) и нейтральным (созерцательным) — г) по времени действия и длительности существования — устойчивым и постоянным, неустойчивым и временным, а также кратковременнымд) по содержанию социальных проблем, подвергаемых оценке, оно может иметь экономическую, политическую, социальную или духовную направленностье) по глубине выражения и характеру отношения к решению острых социальных проблем оно может быть либеральным, радикальным, консервативным или умеренным.

Функционирование общественною мнения как социального института предполагает наличие обратной связи между властью и гражданами. Оно заключается в возможности эффективного воздействия общественною мнения на процесс разработки и реализации политических решений. Общественное мнение способно выполнять MHOi ообразные социальные функции, среди которых выделяются: оценочная, аналитическая, конструктивная, деструктивная, контрольная, ре[улятивная, консультативная и другие.

2. Общими условиями реализации общественною мнения в политическом механизме выступают гражданское общество, либеральные ценности, правовое государство. Органичность функционирования общественного мнения в политической жизни определяется качеством социальной среды, недоиускающей как диктатуру общественною мнения, так и дикга-туру власти. Диктатура общественного мнения и диктатура власти означают несбалансированность социальной системы (режимы охлократии и абсолютизма), отсутствие значимых ценностей ее функционирования. Полноценное взаимодействие общественного мнения и власти заключается в отражении мнения народа по важнейшим вопросам социальной жизни, демонстрирующих развитость правовых, гражданских, гуманистических ценностей социального развития.

Взаимодействие власти и общественного мнения — закономерное отражение становления политических институтов, эволюции конституционных, демократических, либеральных ценностей в социальном функционировании. Возможность реализации общественною мнения в политической жизни определяется прежде всею спецификой функционирования политической системы, наличием условий формирования развитой политической культуры. Необходимость учета взаимодействия общественною мнения и власти — современная тенденция функционирования социальных и общественных институтов, характерный показатель развитости политических процессов.

Учет общественною мнения в реализации политического процессазакономерный итог культивирования гражданских, гуманитарных, политических ценностей. При этом социальное развитие следует оценивать прежде всею как гуманитарный рост, утверждение правового, законною регламента. Соответственно, расширение процедуры политического участия, привлечение общественною мнения к отправлению политическою процесса, свидетельствует о возникновении важнейших ценностей социально-I о развития — права, демократии, либеральных свобод, законности.

Социальный механизм и особенности реализации общественною мнения в политическом процессе определяются рядом условий и предпосылок, среди которых наиболее важными выступают: господствующий тигг социально-экономическою развития, содержание и харакгер политических ценностей, уровень полшической культуры общества, специфика политическою режима, наличная политическая ситуация.

3. Специфика современной ситуации в России — преобладание традиционных ценностей, низкая политическая культура, несбалансированность и дисгармония социальной структуры, отсутствие развитых, устойчивых форм социального взаимодействия властных структур и населения. Функционирование общественного мнения в стране осложняется моментами манипулирования, отсутствием полноценной информации, наличием элементов авторитаризма, использованием «специфических» социальных tcxhojioi ий, направленных на трансляцию нереалистичной, низкопробной информации. Па функционировании общественною мнения в стране также сказываются традиции авюритризма, расколостость власти и общества, неразвитость правовой и гражданской культур, использование манипуля-тивных технологий в PR, проявления ограничений свободы прессы, некомпетентность отдельных политических решений.

Историческими условиями, делающими невозможность активной реализации общественного мнения в политической жизни современной России, являются социальный синкретизм, административный централизм, отсутствие должною развития правого, демократическою и либерального начал регулирования социального взаимодействия.

4. Отсутствие традиций взаимодействия общественного мнения и власти на современном этапе развития России значительно искажает сущность и плодотворность полноценной реализации политических процессов. В силу исторических факторов становления российской государственности (сильная централизованная власть, экстенсивный тин развития, неразвитость ценностной инфраструктуры, обеспечивающей социальное воспроизводство на всем пространстве страны, неразвитость гражданских свобод, отсутствие демократических традиций, дисгармоничность российскою общества) общественное мнение не стало значимым фактором социальной жизни (за исключением отдельных моментов гражданской самоорганизации, в целом не имевших последствий для реорганизации функционирования политических институтов).

В современной России необходимо создание благоприятных условий для формирования полноценной роли общественного мнения в реализации политическою процесса, что связано с выстраиванием эффективной политической системы, осуществлением важнейших ценноеiей политическою взаимодействия общества и власти — демократичности, гражданских свобод, правовой культуры.

Необходимо также создание благоприятных условий для полноценной реализации общественного мнения в функции контроля властных инициатив. Общественное мнение становится полноправным участником общественной и политической жизни при наличии в социальном взаимодействии таких ценностных регуляторов, как право, закон, гражданские свободы, самоорганизация, личностная инициатива и г. д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные диссертантом результаты имеют важное концептуальное, методологическое значение. Они позволяют формировать адекватный взгляд на генезис и статус взаимодействия общественною мнения и власти в современной России, уяснить векторы трансформации российскою общества в сторону конституционности, парламентаризма, демократизма и гуманизма.

Теоретические выводы и положения диссертации позволяют выдвинуть обоснованные практические рекомендации относительно повышения уровня зрелости и эффективности взаимодействия общественною мнения и власти в современной России. Результаты исследования могут быть также использованы в учебно-воспитательном процессе вузов, в преподавании ряда социально-гуманитарных дисциплин, при подготовке учебных пособий, разработке и чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, с0ци0л01 ии, педатшке и нсихоло-I пи.

Апробация работы. Результаты диссертационною исследования были апробированы автором в выступлениях на Ломоносовских чтениях (Москва, 2004), Рождественских чтениях (Н.Новгород, 2004), в выступлениях на научных конференциях, заседаниях кафедр философии, истории и политojioi ии МГУУ Правительства Москвы, а также в процессе преподавания в Наберсжночелиипском i осударственном педагогическом институте. Общий объем публикаций по теме исследования составил 2,2 п.л.

Выводы по разделу.

Итак, современная ситуация в стране свидетельствует о недостаточной развитости участия общественного мнения в политической жизни страны. С одной стороны, постперестроечный период обеспечил возможность «появления» общественного мнения на политическом.

1 Круглов А. Становление общественных организаций России и опыт Германии // Власть.-2005.-№ 7.-С.71.

2 Давать власть «либеральным» друзьям опасно и вредно для страны. Выступление заместителя руководителя Администрации президента РФ В Суркова пространстве сграны, что стало практическим первым опытом представленноеги мнений населения по насущным вопросам социальною, экономического, гражданскою, политическою и т. д. порядка.

Возможность участия общественного мнения в политической жизни страны стала отражением важнейших тенденций политического курса на демократизацию, конституциализм, идеалы гражданского общества и правового государства. Однако в настоящий период можно говорить о ряде негативных условий, определяющих задействованность общественного мнения в политическом процессе.

В ггервую очередь негативные тенденции проявления общественного мнения связаны с отсутствием соответствующей политической культуры, сформированное&tradeдолжного механизма задействования общественного мнения в политических решениях. Функционирование общественного мнения в стране усугубляется традициями авторитаризма, расколостостью власти и общества, неразвитостью правовой, гражданской культур, использованием манипулятивных технологий в PR, проявлениями ограничения свободы прессы, некомпетентными политическими решениями.

Историческими условиями, делающими невозможность активного задействования общественного мнения в политической жизни, являются социальный синкретизм, административный централизм, отсутствие должною развития правою, демократического, либеральною начал регулирования социальною взаимодействия.

В настоящее время тенденция разрыва «власти» и «общества» может иметь негативные последствия, среди которых падение уровня социальной самоорганизации, распространение аполитичности, низкой гражданской, правовой активности. Снижение задействованности и эффективности механизмов, выражающих общественную активность населения, может привести в конечном итоге к дальнейшему разбалансированию социальной системы и размытию ценностно! о остова социальною функционирования.

Преодоление негативных тенденций, наследуемых из прошлого и сохраняющихся в современной политической кулыуре — задача настоящего этапа истории. От этою зависит будущее политических институтов, политической культуры, реализации важнейших ценностей человеческого существования в политической жизни. Только развитие страны по пути внимания к человеку, ею потребностям и интересам, позволит эффективно развиваться институту общественного мнения. Демократические, правовые, гражданские новации возможны на пути достижения баланса личности и общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Оценка механизма создания, функционирования общественного мнения особенно значима в обстановке бурных, неоднозначных перемен в России и других «постсоветских» обществах. Понимание данных вопросов позволяет проанализировать, насколько глубоки, устойчивы, в конечном счете, социально эффективны наблюдаемые изменения в обществе1.

Для понимания особенностей происходящих социальных трансформаций, когда функционирование общественного мнения в политических процессах свидетельствует о природе социальных трансформаций, условии их протекания, изменении социальных ценностей, автор обращается к оценке природы общественною мнения, специфике проявлений общественного мнения на разных этапах социальною развития и в различною типа обществ, особенностям участия общественною мнения в политическом процессе.

Социально-философский анализ взаимодействия общественного мнения и власти применительно к российскому обществу позволил автору в целом сделать следующие теоретические выводы.

1. Общественное мнение — одно из важных социальных институтов общественной жизни. Оно предстает историческим явлением, а его формирование связано со становлением демократических традиций, оформлением института разделения властей. Его функционирование определяется социальными условиями, отражает развитие ценностей демократии, существования и активности гражданскою общества. Общественное мнение выступает в виде аккумулированных оценочных суждений (взглядов, побуждений) отдельных социальных групп,.

1 См.: Левада Ю. От мнений к пониманию. Статьи 1993;2000 гг. М.: Московская школа политических исследований, 2000. общностей согласно их интересам, что позволяет оценивать ею как один из важных атрибутов политическою процесса.

Сущность общественного мнения состоит в том, что оно является важнейшей формой и выражением состояния массового сознания, характеризующих отношение гражданскою общества к событиям и социально-значимым явлением на социально-психоло1 ическом уровне с позиций интересов различных социальных слоев и групп населения. Существенными особенностями общественною мнения как духовною образования являются массовость и доступность, выразительность и оценочный характер, динамичность и подверженность изменениям, преобладание эмоционально-чувственных компонентов, социальная и психическая стереотипность.

2. В содержании общественною мнения выделяются мноюобразные элементы его структуры в зависимости от различных подходов и критериев рассмотрения: а) по субъектам-носителям общественное мнение может быть групповым, коллективным, национальным, классовым, массовым, общественнымб) по широте распространения в обществе оно может быть местным-локальным, региональным, общим и общечеловеческимв) по характеру воздействия на социальные процессы оно может быть конструктивным (позитивным), деструктивным (негативным) и нейтральным (созерцательным) — г) по времени действия и длительности существования общественное мнение может быть устойчивым и постоянным, неустойчивым и временным, а также кратковременнымд) но содержанию социальных проблем, подвергаемых оценке, общественное мнение может иметь экономическую, политическую, социальную или духовную направленностьс) по глубине выражения и характеру оиюшения к решению острых социальных проблем общественное мнение может бьпь либеральным, радикальным, консервативным или умеренным.

Общественное мнение — результирующая социальной структуры, историческою и культурного опыта социума. В связи с эволюцией экономических, социальных и политических условий осуществляется и эволюция механизма включения общественною мнения в политическую жизнь. Значение общественного мнения проявляется в участии граждан в решении насущных политических вопросов, что высгупает отражением либеральных и гражданских свобод в обществе, действенности правового государства.

3. Функционирование общественною мнения как социального института предполагает наличие обратной связи между властью и гражданами. Оно заключается в возможности эффективного воздействия общественного мнения на процесс разработки и реализации политических решений. Общественное мнение способно выполнять многообразные социальные функции, среди которых выделяются: оценочная, аналитическая, конструктивная, деструктивная, контрольная, регулятивная, консультативная, директивная и другие.

Общественное мнение — состояние массового сознания, выражающее отношение людей к событиям, явлениям социальной действительности, деятельности различных социальных институтов, групп, отдельных личностей. В плане взаимоотношения с объектами воздействия оно высгупает в экспрессивной, контрольной, консультативной, директивной функциях. С позиций содержания общественное мнение носит оценочный, аналитический, конструктивный или, нормативный характер. Более широкая трактовка общественного мнения — совокупное суждение, разделяемое различными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений действительности.

Общественное мнение в идеале оказывается задействованным во всех сферах жизни общества. В качестве объекта оценок общественноеги выступают события и явления действительности, имеющие общественный интерес, отличаются социальной значимостью, актуальностью.

4. В качестве источника общественною мнения выступают формы общественною опыта. Прежде всею, здесь выражается опыт ближайшею социального окружения, научные знания, информация средств массовой информации и пропаганды и т. д. Каждый из источников отражает действительность с разной степенью адекватностина данной основе общественное мнение предстает истинным, соответствующим реальным интересам социальною развития, или ложным, иллюзорным.

Возможность участия общественною мнения во властных решениях, политическом процессе в целом — результат эволюции социальной, политической систем, в результате которой происходит формирование важнейших ценностей политической культуры либерализма и демократии.

Природа и социокультурные истоки политической жизни связаны с условиями функционирования западного общества. Прежде всею, развитие общественного мнения как составляющей политическою процесса связано с функционированием западной политической жизни и такими ее культурными составляющими, как личность, свобода, демократия, право и т. д.

5. Для каждой эпохи возможности функционирования общественною мнения в политическом процессе определяются особенностями социокультурной динамики конкретного общества, развитостью политической системы в целом и политической культуры, в частности. Особое значение общественное мнение приобретает в Европе в период складывания механизма разделения властей, что стало отражением развития начал либерализации, конституциализма.

Взаимодействие власти и общественною мнения — закономерное отражение становления политических институтов, эволюции конституционных, демократических, либеральных ценностей в социальном функционировании.

Возможность реализации общественного мнения в политической жизни определяется прежде всею спецификой функционирования политической системы, наличием условий формирования развитой политической культуры.

Необходимость учета взаимодействия общественною мнения и власти — современная тенденция функционирования социальных и общественных институтов, характерный показатель развитости политических процессов.

6. На основании эволюции важнейших политических институтов следует признать, что учет общественного мнения в реализации политического процесса — закономерный итог культивирования гражданских, гуманитарных, политических ценностей. В ходе исследования автор опирался на идею, чю социальное развитие следует оценивать как гуманитарный рост, утверждение правового, законного регламента.

Соответственно, расширение процедуры политического участия, привлечение общественного мнения к отправлению политического процесса, свидетельствует о возникновении важнейших ценностей социального развития — права, демократии, либеральных свобод, законности.

Функционирование общественного мнения в политической жизни свидетельствует о возможностях прямою участия в политическом процессе, реализации, с одной стороны, регламентирующей, с другой стороны, контролирующих социальных функций. В то же время участие общественною мнения в политическом процессе свидетельствует о наличии социальной самоорганизации, строящейся на основании баланса между властью и гражданским обществом, государством и отдельным лицом.

7. Особенности функционирования общественного мнения в политическом процессе определяются рядом условий, принципиальные среди которых — социокультурная ситуация, характер политических ценностей (отражающих специфику политической культуры), специфика политического режима (с учетом объективных и субъективных факторов, ее определяющих), наличная политическая ситуация.

В России общественное мнение начинает функционировать в политическом процессе в период становления конституциализма рубежа прошлых веков, однако, в силу разрушения эволюционных начал демократическою участия, либеральных свобод, начинает функционировать как часть политической системы только в постсоветские I оды.

В настоящее время нельзя утверждать о развитой политической функциональности общественною мнения, что определяется спецификой политической культуры в стране, условиями ее функционирования. Такие составляющие политической культуры, как авторитаризм, консерватизм, коллективизм не делают возможным развитие политического участия на должном уровне и, соответственно, не допускают должною функционирования общественною мнения в политических процессах.

Однако нельзя не заметить активною распространения процедуры участия общественного мнения в решении политических вопросов, peiламентации политическою регламента. Мониторинг политической, социальной жизни, проведение выборов, референдумов и контроля над ними — все эю есть проявление расширения процессов демократизации современною российскою общества.

Автором выделяется специфика функционирования обществ закрытою и открытою типов, проводиюя анализа возможных типов функционирования общественного мнения в политической среде (включая и негативные характеристики режима давления общественного мнения).

В ходе исследования делается вывод о желательном (идеальном) типе построения взаимодействия общественного мнения и власги. Общественное мнение устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти, представляет один из признанных, узаконенных механизмов принятия решений на всех уровнях жизни общества.

В развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, прямое участие масс в управлении, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и т. п.

8. Активность функционирования, фактическое значение общественного мнения определяют существующими социальными условиями — всеобщими, связанными с уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений, состоянием массовой культуры и т.н.- и специфическими, включающими в себя демократические институты и свободы, в первую очередь свободы выражения мнений — слова, печати, собраний, манифестаций и т. д.

Через институты демократии, законодательство, основанное на признании и 1арангиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы давления, свободную прессу существует гражданское общество. Через данный механизм возможно достижение общественного консенсуса, компромисса, социального партнерства, снятия социальных противоречий.

Институт общественного мнения реализует обратную снизь, с помощью которой гражданское общество выражает реакцию на гу или иную политическую, социальную или экономическую акцию, проводимую государством. По кршерию развитости института общественною мнения можно судить о зрелости гражданскою общества.

Автор полагает, что дальнейший теоретический анализ проблемы взаимодействия общественного мнения и власти возможен по таким основным направлениям, как:

• содержание и особенности взаимодействия общественною мнения и власти на региональном уровне российскою социума;

• специфика и характер взаимодействия общественного мнения и власти в столичном мегаполисе и регионе;

• система противоречий и закономерностей взаимодействия общественного мнения и власти в современной России;

• основные принципы оптимальною и эффективного взаимодействия общественного мнения и власти в современной России;

• соотношение социальных, политических и психологических механизмов в процессе взаимодействия общественного мнения и власти;

• система средств, методов и форм взаимодействия общественного мнения и власти в современной России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные диссертантом результаты имеют важное концептуальное, методологическое значение. Они позволяют формировать адекватный вз1ляд на генезис и статус взаимодействия общественною мнения и власти в современной России, уяснить векторы трансформации российского общества в сюрону конституционносш, парламентаризма, демократизма и гуманизма.

Теоретические выводы и положения диссертации позволяют выдвинуть обоснованные практические рекомендации относительно повышения уровня зрелости и эффективности взаимодействия общественною мнения и власти в современной России. Результаты исследования могут быть также использованы в учебно-воспитательном процессе вузов, в преподавании ряда социально-гумани гарных дисциплин, при подкповке учебных пособий, разработке и чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, социологии, педагогике и психологии.

В частности, конкретно автор выдвигает следующие практические рекомендации.

1. Поскольку общественное. мнение как социальный институт формируется в развитом демократическом обществе, постольку автор рекомендует политической элите России развивать и совершенствовать в стране демократические механизмы функционирования всех сторон жизни российского общества, утверждать в политической сфере принципы ограничения и разделения властей, парламентаризма и конституциализма, либерализации и гуманизации политических отношений.

2. Полноценным носителем эффективною общественного мнения может быть только развитое гражданское общество и его социальные структуры, поэтому диссертант рекомендует всесторонне поощрять в России развитие общественных движений, организаций и институтов на правовой основе. При этом рекомендуется обратить внимание на региональные аспекты формирования гражданского общества в России, в том числе применительно к столичному мегаполису.

3. Основным выразителем общественного мнения выступают средства массовой информации. Они, в свою очередь, мог у г усиливать или ослаблять эффективность ею воздействия на власть, а также изменять его содержание и векторы влияния. Поэтому соответствующим органам государственной власти рекомендуется осугцествлятг" постоянный контроль за работой СМИ, совершенствовать правовые основы и социальные механизмы функционирования общественного мнения через средства массовой информации. Важными требованиями в данном аспекте выступают: объективность, реалистичность, правдивость, оперативность.

4. Информационным службам российского общее та рекомендуется всесторонне развивать систему качественною и количественною измерения, анализа и доведения общественного мнения на федеральном, региональном, юродском и местном уровнях. В этой связи предлагается учредить в стране профессиональную службу мониторинг ов общественною мнения в учреждениях и на предприятиях, организовать подготовку квалифицированных кадров в данной области.

5. Теоретические результаты диссертационного исследования предлагается использован, в преподавании социально-гуманитарных дисциплин — социальной философии, социологии, политологии, психологии, культурологи и других. Положения и выводы диссертации могут быть испол[>зованы в научных публикациях, при подготовке учебных пособий, разработке учебных программ и тематических планов, а также при обсуждении поставленных вопросов на научных конференциях, теоретических семинарах, круглых столах и т. п.

Игнорирование общественною мнения как одного из способов работы с данным явлением сказывается на эффективности деятельности институтов публичной политики и ее как таковой. В условиях развития демократии и становлении гражданского общества возникает необходимость взаимовыгодною сотрудничества публичной политики и социальной сферы. Автор делает вывод о необходимости формирования в России развитой политической культуры — единственной возможности создания механизма включения общественною мнения в реализацию властных решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Технолсния власти. — М.: Слово, 1991.-638 с.
  2. С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социалыю-нолигический журнал. 1992. № 8.
  3. Андреева Г. 11. Социальная психоло! ия. М., 1997.
  4. В. В. Идеократия в России. М.: Выбор, 1995. — 126 с.
  5. JI. А. Кампания 92 прообраз выборов 21 века? // США: экономика, политика, идеология. — 1993. -№ 2. — С. 3−11.
  6. М.В., Габртидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. — С. 20−21.
  7. .Д. Общественное мнение как фактор регуляции социального бытия. М.: Союз, 1998. — 164с.
  8. М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарною научною Фонда. 1996. № 1. — С. 138−147.
  9. Г. Г. Американские партии в борьбе за избирателя. М.: ИМЭМО РАН, 1995.-68с.
  10. Г. Г. О некоторых социально-нсихоло1ических особенностях предвыборных компаний в США: К вопросу о тактике и политическом стиле // Два опыта избирательной системы. М., 1993. — С. 3−26.
  11. Т. Власть // Политические исследования. 1993. № 5. — С.36−42.
  12. В.В. Власть. Традиции. Управление. М.: Наука, 1992.-294 с.
  13. Д. Американская республика. М.: Изд-во К. Т. Солдатенкова, 1890.-Т.З
  14. Г>рнм Р., Косова JI. Феномен В. Пугана: Морфология и семантика массовой популярноеги // Мониторинг общественною мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 3. — С. 18−22.
  15. II. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  16. Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998. Т. 1. № 4.
  17. Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  18. Д.П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентации // Социс. 1999. № 1.
  19. А. Дефицит политическою доверия и пути его преодоления // Власть. 1998. № 10−11. — С. 24−29.
  20. К.С. Политическое сознание или политическая культура? // Кентавр.-1991. № 12.-С. 14−25.
  21. Гегель Г. В. Ф. Философия нрава. М.: Наука, 1990. — 524 с.
  22. Гег ель. Сочинения. M.-JI.: Мысль, 1934. — Т.7.- С. 336,337.
  23. Гоббс 'Г. О гражданине // Избранные произведения. В 2 т. Т.1. — М.: Наука, 1982.
  24. С. Как создается имидж в американской политике // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 10. — С. 35−38.
  25. М.К. Общественное мнение. М.: Политиздат, 1988. — 383 с.
  26. Л.Я., Эткинд A.M. От культа власти к власти людей // Нева. -1989. № 7.
  27. Л.Я., Шестопагг Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  28. Грачев Г В. Психология манипуляций в условиях политическою кризиса// Общественные науки и современность. 1997. № 4 — С. 106 114.
  29. Р. К типологии политическою сознания россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999.-№ 2.-С. 11−16.
  30. .А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987.
  31. .А. Мнения о мире и мир мнений. М.: Политиздат, 1967.
  32. И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
  33. Г. Политика и общественное мнение в России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10. — С. 46−57.
  34. В., Грушин В. Четыре десятилетия изучения российскою общественною мнения // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 4. — С. 2−13
  35. .В. Запад, граница, особый путь: символика «другого» в политической мифологии современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2000. № 6.-С. 25−34.
  36. .В. Религия, церковь, общественное мнение // Свободная мысль, 1997. -№ 11. -с. 94−103.
  37. В.В. Общественное мнение в социальном управлении. -Новосибирск: Наука, 1987.
  38. A.M. Психология политической борьбы. СПб, 1993.
  39. А.Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации // Общественные науки и современность. 1999. № 3. -С. 59−72.
  40. O.B. Влияние ситуации в pei ионе на восприятие поли гиков федеральног о уровня: Кубань // Политические исследования. -2000. № 4.-С. 145−148.
  41. О.И. Общественное мнение и власть // Общественно-политический журнал. 1993. — № 7.
  42. История теоретической социологии / Под. ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1995.-С. 100−172.
  43. Э. Масса и власть. М., 1997.
  44. М. II. Конец Утопии? Прошлое и будущее социализма. М.: Новости, 1990.-594 с.
  45. .Г., Клямкип И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. № 1.
  46. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция общественным сознанием. М.: Алгоритм, 2000.-681 с.
  47. Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. — 1990. № 2. — С. 58−69.
  48. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  49. С.Г., Якушева Т. В. Образы политиков в представлениях россиян //Политические исследования. 2000. № 6. — С. 66−81.
  50. А.И. Основы политического маркетиша: Технология организации избирательной кампаний. М.: Институт государства и права РАН, 1993.-46 с.
  51. А. И. Семантика политической пропаганды буржуазных партий в период избирательных кампаний (на примере Франции). М.: Ежегодник САПН, 1993.-С. 183−192.
  52. П., Цвегкова Г., Фролов С. Обладает ли российская элита созидательным потенциалом? // Власть. 2005. № 7. — С. 75.
  53. В. Природа мнений. Общественное мнение: природа и функции.-М., 1991.
  54. Н. В. Трактовка Г. Д. Лассуэлом понятия политической власти как центральной категории политической науки // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.1999.-№ 2.-С. 108−116.
  55. В.В. Власгь и мы: ментальность российской власги -традиции и новации // Общество и поли гика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000.-С. 90−142.
  56. А. Становление общественных организаций России и опыт Германии // Власть. 2005. № 7. — С. 71.
  57. Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума. Cooley Charles Horton. Social Organization. A Study of the Larger Mind. N. Y., 1909. / Тексты по истории социологии XIX—XX вв. Хрестоматия.
  58. И.А. Политические ценносги как сложный и многомерный объект // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки.- 1999. № 2.-С. 38−49.
  59. Г. Психолог ия народов и масс. СПб, 1995.
  60. Ю.А. Комплексы обществеииог о мнения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 6.
  61. Ю.А. Ог мнений к пониманию. Статьи 1993−2000 гг. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 576 с.
  62. Ю. Факторы и ресурсы общественною мнения в условиях ноегмобилизационного общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1994. № 5. — С. 7−9.
  63. Ю.А. Феномен власти в общественно мнении: парадоксы и стереотипы восприятия // Мониторинг общественною мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 5. — С. 9−15.
  64. Е. Политический дискурс в контексте общественного мнения в постсоветской России (1992−2001 ir.) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2002. № 5.-С. 18−32.
  65. А. Общественное мнение России о власти губернаторов // Неприкосновенный запаз. 2004. — № 6.
  66. Д.А., Левчик Э. Г. «Человек и власть»: представления оппозиционною электората// Социологические исследования. 1999. № 6.-С. 35−41.
  67. JI.B. Менталитет россиян: история и современность // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. -1996. № 1.-С. 103−106.
  68. Лотман 10. В мире гротеска и философии // Труды по русской и славянской филологии. Литерагуроведение. IV (Новая серия). Тарту, 2001 -С. 52−79.
  69. II. Государь. М.: Оксмо-пресс, 1996. -639 с.
  70. В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М.: ВЮЗИ, 1987.
  71. Г. В. Право и политика в контексте теории власти / Право и политика современной России. М.: Былина, 1996. — С. 5−56.
  72. JI.C. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М.: 11аука, 1989. — 256с.
  73. С.Л. Мифология в политических технолоышх // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. 10. Большакова. СПб, 2000. — С. 144 -190.
  74. Маслова. От социального конформизма к политическому участию // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. -1992. № 2.
  75. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации: реальность против мифов // Мир России. 1996. № 2. — С. 75−116.
  76. МелЕ>ников 10. Ф. Власть в современном обществе. М, 1995. — 64 с.
  77. П. Электоральная практика, права человека и общественное доверие к демократической системе // Полис. 1995. № 5. — С. 123−138.
  78. Р. Технология избирательных кампаний в США // Полис. -1991. № 3.-С. 125−132.
  79. Монтескье III. Избранные произведения. М.: Госполигиздат, 1955. -799 с.
  80. О., Петренко В. Динамика политическою сознания как процесс самоорганизации // Общественные науки и современность. 1995. № 5. -С. 103−115.
  81. Мозолистое тело социологии. А. Ослон о чудесном явлении Владимира Пут ина и ег о драме // База данных ФОМ. 2002.28.11.
  82. Г. А. Мотивы и ценности участия в демократическом движении // Социологические исследования. 1993. -№ 6. — С.66−70
  83. С. Век толп. М.: Прогресс, 1996. — 360с.
  84. Мостовая И В., Скорин Л. П. Архетипы и ориентиры российской менгальности // Полис. 1995. № 4.
  85. JI. Национальный характер и политическое повеление // Открытая политика. 1996. — № 3−4. — С. 79−83.
  86. А.П. Психология массового стихийного поведения (краткий конспект курса)//Мир психологии.- 1998. № 1.-С. 277−286.
  87. М.М. Типы политическою сознания (Москва, середина 1991 I.) // Социологические исследования. 1992. № 6. — С. 64−71.
  88. Т.В. Социология массовой коммуникации. Спб.: Питер, 2005.-С. 150.
  89. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. -М.: Прогресс-Академия, 1996.-351 с.
  90. Образ власти в России: желания и реальность // Политические исследования. 1995. № 4. — С.86−97.
  91. Общественное мнение, СМИ и законодательные органы власти субъектов РФ. М., 1998.- 126 с.
  92. В. Психология политики. С.-Пб.: Ювента, 1996. — 382 с.
  93. А.П. Научный дискурс: власть и коммуникация (дополнительность двух традиций) // Философские исследования. -1993. № 3.-С. 12−29.
  94. Д.В. Массовые настроения переходною времени // Вопросы философии. 1992. № 4. — С. 8.
  95. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Вопросы философии. 1989. № 3.
  96. Е.В. Столичные власти в восприятии служащих и населения // Социологические исследования. 1996. № 4. — С .11−18.
  97. В.В. Политические ценности и поведение среднего класса // Социолог ические исследования. 2000. № 3. — С. 23−33.
  98. Пилинснко В. А, Стризое АЛ. Политическая власть и общество: кошуры методоло1 ии исследования // Социологические исследования. 1999. № 6.-С. 25−34.
  99. Политическая социализация // Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. — С. 277−279.
  100. А.В., Зуева JI.A. Ценности в политике // Вестник МГУ. -Политические науки. 2000. № 1.
  101. Г. Г. Паблие рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998.
  102. JI.A. Структура личностного восприятия политической власти // Политические исследования. 2000. № 4. — С. 135−140.
  103. С.В. Язык власти, власть языка (Анализ исследований политической коммуникации в Америке) // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 3. — С. 23−32.
  104. Разделение властей: история и современность: Спецкурс / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Юридический колледж МГУ, 1996.-425 с.
  105. Р., Манро П., Мишлер У. Resigned acceptance of an incomplete democracy: Russia’s political equilibrium // Вестник общественного мнения -2005. № 2 (76).
  106. Ю.М. Идея гражданскою общества: история и современность // Общая и прикладная политолог ия: Уч. пособие. М., 1998.
  107. Россия: власть и выборы / Отв. ред. Г. В. Осипов, В. И. Березовский. -М.: Авиаиздат, 1996. 352 с.
  108. М.Н. Макросоциология: Методол. очерки / РАН. Огд-ние философии, социолог ии, психолог ии и права- Отв. ред. А. В. Дмитриев. -М., 1995.- 183 с.
  109. С.К. Психологические проблемы политическою развития личности // Психолог ический журнал. -Т.5. 1984. № 2. — С. 41−53- № 3. -С.80−95.
  110. М.Н. Социология, власть, общественное мнение // Социолог ические исследования. 1993. № 7. — С. 3−14.
  111. Д. Система ценностей и политические предпочтения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 3. -С. 38−43.
  112. Свенцицкий AJI. Сила власти в зеркале социальной психологии // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000. — С. 20−56.
  113. JI. Настроения, ожидания и взгляды электората «партии власти» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. -№ 3. — С. 13−16
  114. А. Общественного мнения в России нет // http://www.newizv.ru/news
  115. И.И. Политическая реклама и политический PR в России // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. 10. Большакова. СПб., 2000. — С. 192−244.
  116. Н. Социология. М., 1994. — С. 40−129,460−637
  117. Советский простой человек. Опыт социальною портрета на рубеже 90-х. М.: Мировой океан, 1993. — 229 с.
  118. Социальное управление: Словарь / Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 208 с.
  119. Л.П. Особенности политическою поведения российских избирателей: политико-культурный аспект // Вестник Московскою университета.-Сер. 12. Политические науки. 1998.-№ 5.-С. 17−35.
  120. С.А. Деятельность современной российской власти в зеркале общественного мнения // CREDO NEW. Теоретический журнал. 2005. № 2.
  121. А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992.
  122. II.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев // США: экономика, политика, идеология. -1995. № 1.-С. 29−41.
  123. .Т. Три особых лика власти. Социологические заметки. М.: РГТУ, 2002.-121 с.
  124. Хабермас 10. Вовлечение друюю. Очерки политической теории. -СПб.: Наука, 2001.-417 с.
  125. У. Мир, в котором мы живем. М.: Ладомир, 2004. — 503 с.
  126. В.М. Общественное мнение и политические партии. М.: Сытин, 1906.
  127. К. Миф в современной политике // Хюбиер К. Истина мифа. М., 1996.-С. 325−341.
  128. .Н. Собственность и государство // Избранные труды. -СПб., 1997.-С. 356.
  129. И. Делать общественное мнение. М.: Социо-лоюс, 1997. -335 с.
  130. П. и др. Начала практической социологии. М., 1996. С. 110−220.
  131. Е.Б. Восприятие образов власти: политико-психологический анализ // Политические исследования. 1994. № 4.
  132. Шесгопал E. I>. Психологический профиль российской полшики 1990-х.-М., 2000.
  133. Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
  134. Философия власти. Под ред. В. В. Ильина. М.: МГУ, 1993. — 271 с.
  135. Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественною мнения. Информационный бюллетень. 1993. № 3.
  136. Bennet W. L. Public Opinion in American Policy. N.Y., 1980.
  137. James S. Fishkin The Voice of the People. Public Opinion and Democracy. -New Haven and London, 1995.
  138. Glynn, C.J., Herbst, S., O. Keefe, G. Public Opinion. Boulder, Cumnor hill: Westview press, 1999.-471 p.
  139. Lippman, W. Public Opinion. N.Y.: Free press- London. Macmillan, 1965.-272 p.
  140. Noelle-Neumann, E. Return to the Concept of Powerful Mass Media // Studies of Broadcasting. 1973. — N 9. — March. — P.67−112.
  141. Price V. Public Opinion. London: New Delhi, 1992.
Заполнить форму текущей работой