Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическая этика как фактор коэволюции общества и природы: на примере Байкальского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первую очередь необходимо определение допустимого уровня антропогенных нагрузок на среду, экологической емкости территории, экономии невозобновляющихся природных энергоресурсовстимулирование энергосбережения и повышение эффективности использования энергоресурсов в экономике и социальной сфередальнейшая экологизация АПК, развитие традиционных отраслей производствапреобразование ценностной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Предпосылки экологического императива
    • 1. 2. Основные теоретические источники экологической этики
    • 1. 3. Экологическая этика и коэволюционная стратегия
  • ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В МИРОВОЗЗРЕНИИ НАРОДОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
    • 2. 1. Экологическая этика и экологическое мировоззрение народов Байкальского региона
    • 2. 2. Экологическая ситуация в Байкальском регионе в свете парадигмы коэволюции
    • 2. 3. Парадигма коэволюции как концептуальная основа устойчивого развития Байкальского региона

Экологическая этика как фактор коэволюции общества и природы: на примере Байкальского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Байкальский регион имеет исключительно важное значение для сохранения глобального гомеостаза планеты. С одной стороны, здесь сохранились относительно мало нарушенные антропогенным воздействием территории, с другой — находятся крупнейшие месторождения полезных ископаемых, значение которых возрастает в связи с истощением ресурсов в более доступных регионах.

На данной территории сохранилась уникальная традиционная культура коренных этносов, наиболее соответствующая природным условиям, обеспечивавшая гармоничное сосуществование человека и природы в течение многих столетий. Общечеловеческое значение этих культур особо актуально в связи с необходимостью поиска альтернативы техногенной цивилизации, способ бытия которой противоречит глобальным биосферным закономерностям. «Экологический потенциал мировоззренческих ценностей и ориентиров народов Байкальского региона, практический опыт адаптации к экстремальным природным условиям может существенно обогатить общечеловеческую экологическую культуру.

Мировая общественность заинтересована в сохранении всемирного природного наследия — озера Байкал. В настоящее время в результате недальновидного индустриального освоения, не соответствующего особенностям биосферы, территория Байкальского региона неуклонно превращается в зону экологического бедствия (загрязняются водная акватория, атмосферный воздух, отмечаются снижение плодородия почв и их деградация, уменьшаются площади лесных угодий). Утрачивается самобытная культура малочисленных этносов, возникает угроза самому их существованию. В связи с этим необходима разработка дальнейшего пути развития с учетом, национально-региональных особенностей.

На наш взгляд, наиболее приемлемой является концепция коэволюции природы и общества, при которой необходимо изменение отношения общества к природе как ресурсу производства, как средству удовлетворения растущих потребностей. Необходимо научиться согласовывать свою деятельность с возможностями природы и разработать особую стратегию, основывающуюся на ценностных ориентирах всего человечества. Мировое сообщество сможет сохранить себя только в том случае, если оно осознает, что благополучие всего мира в целом является необходимым условием благополучия отдельных его частей.

Степень разработанности проблемы. Идеи, которые сегодня обозначают понятием «экологическая этика», являлись составной частью традиционного мировоззрения пародов Байкальского региона и выступали регулятивом жизни традиционного общества, этикой солидарности общества и природы.

Первые экологические идеи появились в нашей стране в XIX веке, когда было создано Российское общество покровительства животным и движение в защиту памятников природы. Яркими представителями его были такие ученые, как И. П. Бородин, Д. Н. Кайгородов, Г. А. Кожевников, А.П. Семенов-Тян-Шанский. Идеи единства человека и природы разрабатывались и представителями русского космизма — В. Вернадским, В. Соловьевым, Н. Федоровым, К. Циолковским, А. Чижевским.

Первые работы, посвященные экологической этике, вышли в 20−40 гг. прошлого века. Это были работы американского эколога и природоохранника О. Леопольда («Календарь песчаного графства») и немецкого врача и философа А. Швейцера («Культура и этика»). Эти первые работы — попытка переосмысления места человека в системе взаимоотношений «общество и природа». После серии статей, посвященных разработке основ экологической этики (Д. Б. Кобб-младший, В. Блэкстоун, Р. Рутли), в 1972 г. была организована первая конференция «Философия и экологический кризис». В 1975 г. X. Ролстон III в журнале «Этика» опубликовал статью «Это ли экологическая этика?» Большой вклад в развитие экологической этики внесли работы таких авторов, как Д. Кайфер («Биоэтика»), К. Шрейдер-Фречет («Экологическая этика»), Д. Шофер и Т. Аттиг («Этика и окружающая среда»), Р. Атфилд («Этика и экологическая забота»), Р. Эллиот и А. Гейер («Экологическая философия»), Т. Риган («Граница Земли: новые эссе по экологической этике»), П. Сингер («Освобождение животных»), Э. Линзи («Права животных»), П. Тейлор («Уважение к природе»), Д. Пасмор («Человеческое уважение к природе»), Р. Нэш («Права природы»), Л. Грэбер («Дикая природа как священное пространство»), другие [19].

В 1977 г. состоялась Сеульская международная конференция, на которой была принята Декларация по экологической этике. В ней отмечалось, что без признания экологической этики никакого устойчивого развития биосферы быть не может. И основная деятельность людей должна быть направлена не на экстенсивное развитие цивилизации, а на сохранение естественной биоты. Эта Декларация связала этические принципы взаимодействия человека с природой, с социальными принципами жизни людей. В Декларации говорится, что сохранить нашу планету сможет лишь сообщество истинно равноправных стран, строящих свое взаимодействие с Землей и взаимоотношения между собой по законам природы и справедливости, сообщество, нацеленное на сохранение и совершенствование человечества [106].

В 80-х гг. XX в. первый президент Римского клуба А. Печчеи в работе «Человеческие качества» (1985) назвал идеи экологической этики идеями нового гуманизма, способного обеспечить трансформацию человека, совершенствование его человеческих качеств, возвышение, одухотворение внутреннего мира [95].

В 1990 г. под руководством Л. Вестры и X. Ролстона III создаются Интернациональное общество экологической этики и Интернациональная ассоциация природоохранной философии (во главе с Б. В. Фольцем и Р. Фродманом). На сегодняшний день экологическая этика на Западе имеет более десятка различных направлений — освобождение животных, экоцентризм, экофеминизм, глубинная экология и т. д.

В 60−80-х гг. XX в. в нашей стране были опубликованы книги А. Швейцера, О. Леопольда и Г. Торо, которые дали импульс развитию идей экологической этики. В эти годы на страницах популярных журналов («Литературная газета», «Человек и закон», «Сибирские огни», «Природа») выходят дискуссионные статьи, в которых обсуждаются экологические проблемы и ответственность человека за состояние окружающей среды.

Отдельные вопросы экологической этики рассматривались в работах А. А. Гусейнова, В. В: Дёжкина, В. И. Коренева, А. А. Никольского, А. И. Стручкова, А. Н. Тетиор, Л. В. Поповой и т. д. Значительное внимание проблемам формирования экологической этики уделял Н. Н. Моисеев. В нашей стране экологическая этика как наука делает первые шаги. Как писал И. К. Лисеев, «феномен экологической этики как феномен инновационный еще недостаточно освоен даже специалистами, не говоря уже о широкой общественности» [61].

Одной из первых фундаментальных работ, посвященных экологической этике, является двухтомная монография В. В. Мантатова «Стратегия Разума: экологическая этйка и устойчивое развитие» [67]. Им разработан принципиально новый подход к философии хозяйствования на основе принципов экологической этики, сформулированы ценностно-нормативные установки экологической этики. Философским основаниям и основным положениям экологической этики буддизма посвящены кандидатские диссертации О. В. Доржигушаевой («Философские основания экологической этики (на примере буддийских традиций)», 1996) и Р. С. Протасова («Философско-аксиологические основы экологической этики», 2004).

Вопросам связи экологической этики и образования в области окружающей среды посвящена работа В. Б. Калинина, в которой он рассматривает экологические, этические и философские воззрения О. Леопольда и А. Швейцера [62, 133]. В. Е. Ермолаева в своих работах рассматривает понятие экологической этики в связи со становлением и формированием глубинной экологии [44]. Р. А. Перелет перечисляет принципы экологической этики, ориентирующей на биосферосовместимое потребление [99].

В работах украинского ученого В. Е. Борейко значительное внимание уделяется истории развития эколого-этических взглядов в России и за рубежом, обзору различных направлений в экологической этике, рассмотрению ее связи с религией, эстетикой и заповедным делом («Введение в природоохранную эстетику», 1999; «Святилища дикой природы», 1999; «Современная идея дикой природы», 2001; «Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов», 1996; «Эссе о дикой природе», 2000). Экологическая этика, по мнению автора, опирается на идеальные ценности, заставляющие человека строить свои отношения с природой этически правильно, а не экономически выгодно.

М.В. Шмаль в работе «Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя» впервые разработала методические материалы по экологической этике с целыо внедрения в общую систему вузовской подготовки. По ее мнению, введение экологической этики в программу обучения будет способствовать повышению духовной и нравственной культуры учащихся (Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя: автореф. дис. .канд. пед. наук / М.В. ШмальМосковский гос. открытый педагогический университет им. Н. А. Шолохова. — М., 2003.)

Н.С. Корнилецкая справедливо полагает, что в нашей стране экологической этике уделяется недостаточное внимание. В диссертации «Американская экологическая этика: традиции и современность» (2007) автор подчеркивает актуальность изучения теоретического и педагогического опыта американской философии (Корнилецкая Н. С. Американская экологическая этика: традиции и современность: автореф. дис. .канд. филос. наук / Н.С. КорнилецкаяМордовский госуниверситет им. Н. П. Огарева. — Саранск, 2007).

Необходимо отметить работу Киевского эколого-культурного центра по развитию и пропаганде идей экологической этики. Среди основных задач этого центра — анализ мирового опыта пропаганды экобиоцентрических идей, осмысление природоохраны как духовного опыта человечества, развитие и распространение экологической этики. Киевский эколого-культурный центр создал первый в СНГ сайт по экологической этике и гуманитарной экологии (www. ecoethics.ru), стал выпускать «Гуманитарный экологический журнал», а также издал большое количество отечественной и переводной литературы.

Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования показал, что на современном этапе идет накопление, систематизируются научные материалы по экологической этике. Однако существует необходимость дальнейшего изучения экологической этики с точки зрения коэволюции природы и общества на основе национально-региональных особенностей.

Цель н задачи исследования. Целью исследования является определение мировоззренческих оснований экологической этики народов Байкальского региона в контексте коэволюции природы и общества. Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач:

— теоретико-методологическое исследование эколого-этических проблем взаимодействия общества и природыобоснование экологической этики как концептуальной основы коэволюции человека и природы;

— экспликация мировоззренческих ценностей и ориентиров народов Байкальского региона, способствовавших гармоничному сосуществованию человека и природы в практической деятельности;

— разработка ценностных ориентиров коэволюции общества и природы применительно к специфическим условиям Байкальского региона.

Объектом исследования является коэволюция общества и природы.

Предметом исследования выступает экологическая этика как стратегия коэволюционного развития общества и природы.

Гипотеза исследования: основополагающим фактором гармонизации отношений общества и природы в Байкальском регионе является развитие экологической этики на основе экологического мировоззрения народов, проживающих на данной территории.

Теоретико-методологические основания исследования. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экологической этики. Прежде всего, это классические работы X. Ролстона, А. Швейцера, О. Леопольда, Н. Н. Моисеева. В числе методологических оснований нашего исследования — философские принципы развития и целостности, теоретические положения социальной философии, учение о ноосфере и биосфере, концепция устойчивого развития. Кроме того, важное методологическое значение имеет диалектико-материалистический подход к проблеме взаимодействия общества и природы.

Научная новизна исследования состоит в том, что дано философское обоснование экологической этики как важнейшего фактора коэволюции общества и природы. Впервые обоснован и проведен философский анализ экологических проблем Байкальского региона в контексте концепции коэволюции общества и природы. Предложен национально-региональный вариант реализации стратегии коэволюции природы и общества, где доминирующая роль отводится экологической этике, формируемой традиционным экологическим мировоззрением народов Байкальского региона.

Практическая значимость исследования. Изучение экологической этики как фактора коэволюции общества и природы представляет практический интерес в силу нескольких причин. Во-первых, значимость работы обусловлена самим фактом приоритетности экологических проблем для Байкальского региона. Во-вторых, материалы диссертации могут быть использованы в качестве средства формирования новой системы образования для устойчивого развития Байкальского региона. В-третьих, в качестве практического внедрения коэволюционных идей предлагается программа спецкурса по экологической этике, в основе которой — изучение истоков, особенностей развития экологической этики, потенциала экологической этики Востока и западной научной мысли, выработка определенных экологических знаний специалистов нового столетия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Признание самоценности природы является концептуальной основой экологической этики.

2. Элементы экологической этики являются составной частью традиционного мировоззрения народов Байкальского региона.

3. Стратегия перехода к режиму коэволюции общества и природы предполагает утверждение и развитие экологической этики с учетом национальных традиций и культуры народов Байкальского региона.

4. Система экологического образования должна быть ориентирована на формирование экологической этики как основного фактора коэволюции природы и общества.

Апробация работы. Итоги промежуточных этапов, выводы и положения диссертационного исследования обсуждались на региональной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития науки в Агинском Бурятском автономном округе» (п. Могойтуй, 2002) — всероссийской электронной конференции на сайте «Зеленая планета» (М.,

2005) — IV Международной научно-практической конференции «Экология и безопасность жизнедеятельности» (Пенза, 2004) — VII научно-практической конференции Красноярского государственного педагогического университета «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2006) — ежегодной конференции преподавателей, научных работников и аспирантов ВСГТУ (Улан-Удэ, 2006) — Байкальской международной конференции ЮНЕСКО «Экологическая этика и образование для устойчивого развития» (Улан-Удэ,

2006) — II Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации» (Улан-Удэ, 2007) — научнопрактической конференции преподавателей «Моделирование экологического образования в ССУЗе в контексте устойчивого развития» (Улан-Удэ, 2008) — международном Байкальском философском форуме «Этика будущего: аксиология устойчивого развития» (Улан-Удэ, 2008).

Структура диссертации. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

123 Заключение

На основе вышеизложенного автор приходит к выводу, что экологическая этика является единственной возможностью гармоничного существования человеческого и природного сообществ Байкальского региона. В целом экологическая этика и коэволюционная теория отечественных ученых конгениальны. Они выражают не только стремление найти правильный путь дальнейшего развития человечества, но и практические методы ее реализации.

Коэволюция является единственно приемлемой концепцией взаимодействия общества и природы в условиях Байкальского региона. Ее методологическими основаниями становятся экологическая этика, мировоззренческие ценности и ориентиры, практический опыт традиционных культур в их отношении к природе и научно обоснованный экологический императив. Кроме того, существует необходимость следования эколого-этическим принципам, выработанным в экологической этике, которые должны определить пути и формы человеческой деятельности по отношению к природе.

Важной проблемой является решение задачи, как сделать принципы экологической этики достоянием общественного сознания, которые сохранялись бы и передавались из поколения в поколение. Существует настоятельная необходимость создания единой системы образования для устойчивого развития. На базе принципов экологической этики должны быть созданы целостная философско-педагогическая концепция образования для устойчивого развития, а также эффективные методы формирования экологической культуры личности, включающей экологическую нравственность в качестве своей главной составляющей. Начиная с низших ступеней образования (дошкольного) и далее до высшей (университетского) должно происходить приобщение учащихся в доступных для них формах к новой постнеклассической парадигме, усвоение главной идеи о том, что современные присваивающие цивилизации исчерпали свои возможности и принципы экологической этики есть условие выживания человека на этой планете.

Средства массовой информации способны оказать особенно большое влияние на формирование мировоззрения человека путем показа красоты окружающей природы и культивирования любви к ней через обращение к лучшим образцам литературы, искусства. Необходимо согласиться с социальными идеями разработки новых структур общественных отношений в едином планетарном сообществе, о котором говорилось на международной конференции по устойчивому развитию мира в Рио-деЖанейро на уровне глав правительств. В докладе «За пределами роста» говорится: «Создание такого общества — вопрос гражданской ответственности, прозорливости, этики. Все это свойства не высших технологий, рынков, правительств, корпораций или компьютерных моделей, а человеческой души и •» человеческого сердца". В таком обществе принципы экологической этики будут доминировать в сознании людей, их реализация станет формой * существования отдельной личности, человеческих коллективов, государственных систем. В современной ситуации, когда большая часть' человечества осознала трагизм эпохи экологической катастрофы, можно сделать многое для того, чтобы принципы экологической этики стали потребностью души и сердца. Для этого необходимо единство действий всех представителей культуры, науки, образования, их повсеместное включение в процесс экологического воспитания и образования, их мужество и целеустремленность ради будущих поколений. Кроме того, существует потребность в создании грамотной системы юридических норм, регулирующих взаимодействие человека и природы.

Дальнейшее развитие региона представляется как сочетание традиционных систем хозяйства и наиболее экологичных форм научно-технического и социального прогресса. Приоритетное развитие должны получить традиционные отрасли хозяйства коренных народов, т.к. наилучшее использование природных ресурсов означает развитие именно тех отраслей, которые невозможны в других природных условиях. В пользу этих отраслей свидетельствует и тот факт, что они связаны с наименьшим нарушением природной среды. Современные технологии позволяют получать ценные, биологически активные препараты из продукции традиционных отраслей. Использование исторического опыта традиционного животноводства не означает полного возврата к прошлому, а является одним из важных направлений в региональной экологии, обеспечивая сохранение биологического разнообразия сельскохозяйственных животный, получение экологически чистой и конкурентноспособной продукции, рациональное использование природных ресурсов. Номадное животноводство представляет важное направление в деле сохранения биоразнообразия сельскохозяйственных животных, в получении экологически чистой и конкурентноспособной продукции, решении некоторых задач рационального использования пастбищных ресурсов Байкальского региона. Существует необходимость «возделывать те культуры, разводить те виды животных и в ¦ таком сочетании, которые в данных природных и социально-экономических условиях позволяют получить необходимую продукцию при минимальных затратах труда и средств» [25, с. 285].

Развитие промышленности в условиях Байкальского региона предполагает обязательное соблюдение экологического императива. В настоящее время научными учреждениями региона накоплен значительный объем знаний, которые в совокупности могут исключить действия, ведущие к нарушению гомеостаза биосферы. Приоритетом в развитей Республики Бурятия должно быть качество природной среды, представленное совокупностью важнейших экологических показателей, основанных на, уже действующих критериях и нормативах. Главными целями развития должны быть оптимизация взаимоотношений между обществом и природой, которая заключается в повышении эффективности воспроизводства природных ресурсов, улучшении состояния окружающей среды и необходимых для устойчивого развития региона типов экономического роста, а также дальнейший поиск и совершенствование методов неистощительной эксплуатации возобновляемых ресурсов биосферы на основе изложенных ранее принципов, с минимальным ущербом для состояния и воспроизводства природных систем и с максимальным применением щадящих гуманных методов.

В первую очередь необходимо определение допустимого уровня антропогенных нагрузок на среду, экологической емкости территории, экономии невозобновляющихся природных энергоресурсовстимулирование энергосбережения и повышение эффективности использования энергоресурсов в экономике и социальной сфередальнейшая экологизация АПК, развитие традиционных отраслей производствапреобразование ценностной парадигмы на основе принципов экологической этики, коэволюции человека и природы, признание самоценности природынравственное самоограничение и воспитание, переход к разумному потреблениюпереход к производственным процессам, основанным/ преимущественно на использовании возобновляемых и экобезопасных источников энергии (солнца, ветра), эффективный способ ресурсосбережения, использование безотходных технологийвозрождение традиционного для народов Байкальского региона благоговейного отношения к природе. Важное значение имеют разрабатываемые наукой концепции природопользования и экологической политики, которые предполагают коренное изменение мировоззренческих ценностей и приоритетов общественного развития, разработка и соблюдение эколого-этических принципов и ценностей в процессе жизненной практики.

Эколого-этический подход к природопользованию должен предусматривать по возможности более полный учет жизненных интересов всех организмов, исключение методов, причиняющих вред природному комплексу и его важнейшим компонентам. Целесообразно установление эколого-этических ограничений в сельском хозяйстве, рыбном, охотничьем хозяйствах, заповедниках, ООПТ. Эколого-этический подход должен стать особой идеологией, философией природопользования, разработанной на основе различных эколого-этических принципов этнических культур, научных открытий и достижений. При всем многообразии культур необходимо установить общие правила во взаимоотношениях человека и природы. Этот подход предполагает высокое оценивание нематериальных ценностей дикой природы. Он должен стать альтернативой утилитарно-хозяйственному использованию природных ресурсов, признающему лишь хозяйственно-экономические ценности дикой природы. Эколого-этический подход должен оказывать определенное влияние на практику воспитания и образования, природоохранное право и природопользование. В перспективе мы видим разработку и внедрение экологической этики в программу начальной общеобразовательной подготовки в рамках регионального компонента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. В. Чаиь — буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. — Новосибирск, 1983.
  2. Н.В. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Н. В. Абаев, К. М. Герасимова, А. И. Желеринова и др.-Новосибирск, 1992.
  3. Н.В. Влияние этноконфессиональпых традиций на формирование экологической культуры бурят / Н. В. Абаев, Л. Л. Абаева // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития / под ред. Л. В. Потапова, К. Ш. Шагжиева, А. А. Варламова.-М., 2000.
  4. В.П. Человек. Эволюция и таксономия: Некоторые теоретические вопросы /В.II. Алексеев. М., 1985.
  5. В.А. Основы природопользования: Теоретический аспект / В. А. Анучин -М., 1978.
  6. С.А. Культурологические исследования и глобальная экология / С. А. Арутюнов // Вестник АН СССР.- 1980.- № 12.
  7. Р. Этика экологической ответственности / Р. Атфилд //Глобальные и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  8. С.П. Инвайроментальная социология / С. П. Баньковская. -Рига, 1991.
  9. Э.Р. Методологические проблемы системного исследования экологического сознания / Э. Р. Барабашина // Системные исследования в современной науке.- Новосибирск, 1982.
  10. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI в./B.C. Библер.-М., 1991.
  11. И.С. Опыт герменевтического понимания устойчивого развития / И. С. Болдонова // Устойчивое развитие: сб.науч.тр. Улан-Удэ, 1999.
  12. В.Е. Введение в природоохранную эстетику / В. Е. Борейко. — Киев, 1999.
  13. В.Е. Святилища дикой природы / В. Е. Борейко. Киев, 1999.
  14. В.Е. Современная идея дикой природы /В.Е. Борейко. Киев, 2001.
  15. В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов /В.Е. Борейко Киев, 1996.
  16. В.Е. Эссе о дикой природе /В.Е. Борейко. Киев, 2000.
  17. В.Е. История охраны природы Украины (X век 1980 г.) /В.Е. Борейко, — Киев, 1997.-Т.1.
  18. В.Е. Белые пятна истории природоохраны. СССР, Россия, Украина /В.Е. Борейко.- Киев, 1996.-Т.2.
  19. В.Е. Зарубежные философы дикой природы /В.Е. Борейко, Е. В. Поминова Киев, 2000.
  20. Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия) /Ц.Б. Будаева.-Улан-Удэ, 1999.
  21. Бурятия: Природные ресурсы /отв. ред. К. Ш. Шагжиев, Б. Б. Ральдин, Б. Л. Раднаев и др. Улан-Удэ, 1997.
  22. Ф. Соч.: в 2 т./ Ф.Бэкон.-2-е изд., испр. и доп.- М., 1978.
  23. Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики / Л. И. Василенко //Вопросы философии. № 2.-1986.
  24. В.И. Философские мысли натуралиста /В.И. Вернадский.-М., 1988.
  25. Г. И. Байкал в вопросах и ответах / Г. И. Галазий. М., 1988.
  26. Г. Р. Доламаистские верования бурят / Г. Р. Галданова. — Новосибирск, 1987.
  27. Г. В. Энциклопедия философских наук / Г. В. Гегель. — М., 1975.-Т.1.
  28. Гибнущие леса. Последствия обезлесения для человека: доклад для независимой комиссии по международным гум. вопросам. М., 1990.
  29. А. Человек и животное: этика отношений / А. Гиляров //Наука и жизнь. № 12.-1976.
  30. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и франц. -М., 1990.
  31. Горизонты экологического знания: Социально-философские проблемы. М., 1986.
  32. В.Г. Глобальные экологические перспективы /В.Г. Горшков, К. Я. Кондратьев, К. С. Лосев // Вестник РАН.-1992.-№ 5.
  33. Г. С. Материальные основы многообразия цивилизаций /Г.С. Гудожник //Вопросы философии.-1988.-№ 4.
  34. Г. С. Цивилизация: развитие и современность / Г. С. Гудожник //Вопросы философии.-1986.-№ 3.
  35. JI.H. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. Л., 1989.
  36. А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М., 1984.
  37. А.Я. Социальная история и историческая наука / А. Я. Гуревич // Вопросы философии.-1990.-№ 4.
  38. А.А. Отношение к природе как нравственная проблема / А. А. Гусейнов //Научные доклады высшей школы. Философские науки. -№ 5.-1975.
  39. В.В. Экологическая этика и биологическое природопользование / В. В. Дёжкин, Л. В. Попова //Электронный журнал BioDat.
  40. А.Х. Методологические аспекты изучения культуры: автореф. дис. канд. филос. наук / А. Х. Джураев. Душанбе, 1990.
  41. Д.А. Нам говорят правду и лгут: Радиационная обстановка в Арктике / Д. А. Додин // Северные просторы .-1991.-№ 4, 6.
  42. А.Р. Преодоление экологического кризиса: от технократа к планетарной личности / Р. А. Дренгсон. М., 1991.
  43. Его Святейшество Далай-лама XIY. Этика для нового тысячелетия.-СПб., 2001.
  44. В.Е. Ноосфера, экологическая этика и глубинная экология /В.Е. Ермолаева //Гуманитарный экологический журнал. -Т. 4. Вып. 2.-2002.
  45. И.В. Экологические традиции народов севера Баргузинской долины / И. В. Зайцева, Т. П. Иптигринова, И. В. Протопопова. Улан-Удэ, 1999.
  46. A.M. Динамика биосферы и социокультурные традиции /A.M. Зеленков, П. А. Водопьянов, — Минск, 1987.
  47. Зеленое движение и гражданское общество // Экое. № 3.-2003.
  48. A.M. Пережитки тотемизма у народов Сибири / A.M. Золотарев. Л., 1934.
  49. Из истории хозяйства и материальной культуры тюркомонгольских народов. Новосибирск, 1993.
  50. И. Расследование: повесть /, И. Калашников.- Улан-Удэ, 1980.
  51. . Азиатская традиция и перспективы экологической этики: Пропедевтика / Б. Калликотт // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  52. В.Б. Экологическая этика / В. Б. Калинин //Вестник АсЭко,-2000 -№ 3,4.
  53. В.Д. Социальная экология: Философский аспект /В.Д. Комаров.-Л., 1990.
  54. Г. А. О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы / Г. А. Кожевников // Этико-эстетический• подход в охране дикой природы и заповедном деле. Киев, 1997.
  55. В.И. Исторические аспекты этносоциальной экологии / В. И. Козлов // Этнографическое обозрение. 1994.
  56. В.И. Экология и религия: сб. / В. И. Коренев.- М., 1994.
  57. Культура. Человек. Философия: к проблеме информации и развития //Вопросы философии.-1982.-№ 1.
  58. П. Этот человеческий мир: пер. с англ. / П. Кууси.- М., 1988.
  59. Ю.П. Ресурсосбережение и экология /Ю.П. Лебединский, Ю. В. Склянкин, П. М. Попов. Киев, 1990.
  60. И.К. Системная познавательная модель и современнаянаука / И. К. Лисеев // Системный подход в современной науке. — М., 2004.
  61. О. Календарь песчаного графства / О. Леопольд.- М., 1983. «
  62. А.Ф. Экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия общества и природы: автореф. дис.канд. филос. наук / А. Ф. Лиходеевский. Минск, 1988.
  63. И.О. Мир как органическое целое / Н. О. Лосский //Избранное.-М., 1991.
  64. В.И. Традиции в развитии экологической культуры общества: автореф. дис. канд. филос. наук-СПб., 1992.
  65. Д.Д. Коренные народы Севера Бурятии / Д. Д. Мангатаева. -Улан-Удэ, 1997.
  66. В.В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие: в 2 т. / В. В. Мантатов. Улан-Удэ, 1998, 2000.
  67. В.В. Экологическая этика: буддизм и современность / В. В. Мантатов, О. В. Доржигушаева Улан-Удэ, 1997.
  68. В.В. Ценностные предпосылки эколого-экономической политики в условиях рынка /В.В. Мантатов // Человек у Байкала и среда его обитания, — Улан-Удэ, 1991.
  69. В.В. Экологическая этика буддизма / В. В. Мантатов //Мир буддийской культуры, — Чита, 2001.
  70. В.В. Устойчивое развитие: духовно-нравственные ориентиры / В. В. Мантатов, JI.B. Мантатова // Вестник Бурятского университета. Сер. 5.-Улап-Удэ, 1998.- Вып. 2.
  71. В.В. Буддийская духовность и устойчивое развитие /В.В. Мантатов, J1.B. Мантатова //Устойчивое развитие: экология и человеческий дух.- Улан-Удэ, 1998.
  72. В.В. Устойчивое развитие это революция в ценностях / В.В. Мантатов- под ред. В. Е. Сактоева — Улан-Удэ, 2001.
  73. JI.B. Философские перспективы устойчивого развития информационного общества/ J1.B. Мантатова. Улан-Удэ, 2002.
  74. Э.С. Локальные исторические особенности культуры и процессы экологической адаптации / Э. С. Маркарян // Вестник АН СССР.-1981.-№ 1.
  75. Ю.Г. Социальная экология / Ю. Г. Марков. Новосибирск, 1986.
  76. С.М. Экологическая безопасность и качество жизни / С. М. Миронов // Экология и жизнь. 2005.- № 6.
  77. В.М. Культура и история: Проблемы культуры в философии истории. Теория марксизма / В. М. Межуев.- М., 1977.
  78. А.В. Динамика антропогенных ландшафтов Западного Забайкалья (историко-географический аспект) / А. В. Мельник.- М., 1999.
  79. Методологические и методические вопросы экологического образования и воспитания. Брянск, 1987.
  80. Мир философии: учеб. пособие.- М., 1991.
  81. Т.М. Анимистические представления бурят / Т. М. Михайлов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.- JL, 1976.
  82. Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции / Т. М. Михайлов. Новосибирск, 1987.
  83. Н.Н. Гуманитарные проблемы системного анализа большой экологии / Н. Н. Моисеев // Вестник АН СССР.-1980.-№ 10.
  84. Н.Н. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI века / Н. Н. Моисеев //Общество. Науки и современность. -1994, — № 6.
  85. Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза /Н.Н. Моисеев. М., 1999.
  86. Н.Н. Экология, нравственность и политика / Н. Н. Моисеев. -//Вопросы философии. -1989.-№ 5.
  87. Н.Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев.- М., 1990.
  88. Н.Н. Быть или не быть человечеству? / Н. Н. Моисеев.- М., 1999.
  89. Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. -1988. -№ 8.
  90. А.А. Этика благоговения перед жизнью как концепция заповедного дела / А. А. Никольский // Охрана дикой природы: бюллетень. М., 1996.
  91. Н.С. Коэволюция человека и природы в условиях севера / Н. С. Павлова. Якутск, 1993.
  92. Т.Н. Биоэтика в высшей школе / Т. Н. Павлова.- Киев, 1997.
  93. В.Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы / В. Ф. Палий, В.Ф. Щербина-Л., 1980.
  94. А. Человеческие качества / А. Печчеи. М., 1986.
  95. Э. Эволюционная экология: пер. с англ. / Э. Пианка. М., 1981.
  96. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера, — Л., 1976.
  97. Проблемы экологии и культуры: По работам зарубежных ученых.- М., 1980.
  98. Р.А. Человеческая размерность экологической безопасности / Р. А. Перелет // Сборник трудов ВНИИСИ.-1991 .-№ 11.
  99. А.И. Человек подошел к пределу / А. И. Петрухин //Свободная мысль.-2005.-№ 5.
  100. Г. В. Эколого-гуманистические регулятивы, сохранения биотического разнообразия / Г. В. Платонов, М. М. Тяптирянов // Вестник МГУ, — Сер. 7. Философия.-2003, — № 5.
  101. Р.С. Философско-аксиологические основы экологической этики: дис. канд. филос. наук / Р. С Протасов.- Улан-Удэ, 2004.- 131с.
  102. С.Н. Идея коэволюции / С. Н. Родин. Новосибирск, 1991.
  103. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1973.
  104. М.У. Концепция коэволюции и экологическая проблема: автореф. дис.канд.филос. наук / М. У. Сеитова. М., 1991.
  105. Сеульская декларация по экологической этике // Зеленый мир.-1998.-№ 8.
  106. Состояние окружающей природной среды и природоохранная деятельность в Республике Бурятия в 2003 / Комитет природных ресурсов по РБ. Улан-Удэ, 2003.
  107. B.C. Философская антропология и философские науки / B.C. Степин.-М., 1992.
  108. А. Истоки экологической этики в Советском Союзе / А. Стручков //Трибуна.-1997.-№ 6.
  109. И.Т. Экологии-учить! / И. Т. Суравегина //Экология и жизнь.-№ 1(36).- 2004.
  110. Н.Ф. Диалектика культуры и освоения природы: автореф. дис.канд. филос. наук-Киев, 1986.
  111. В.А. Взаимосвязь эволюции и экологии развития сельскохозяйственного производства Байкальского региона / В. А. Тайшин, А. К. Тулохонов и др. //Инженерная экология.-1997.-№ 4.
  112. В.А. Возрождение и развитие номадного животноводства / В. А. Тайшин, А. К. Тулохонов, Б. Б. Лхасаранов // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития / под ред. JI.B. Потапова, К. Ш. Шагжиева, А. А. Варламова. М., 2000.
  113. О.А. Биоразнообразие фауны Байкала /О.А. Тимошкин //Атлас и определитель пелагобионтов Байкала.- Новосибирск, 1995.
  114. А.Н. Множество этик окружающей среды. Этика эмпатии / А. Н. Тетитор. М., 2000.
  115. Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992.
  116. Традиционное мировоззрение и культура народов Сибири и сопредельных территорий: материалы всесоюз. науч. конф.- Улан-Удэ, 1990.
  117. И.Д. Человек у Байкала и мир Центральной Азии /И.Д. Урбанасва.-Улан-Удэ, 1993.
  118. Философский словарь. М., 1992.'
  119. Философские проблемы социальной экологии: тез. к III ежегод. совещанию кафедры философии / АН СССР (20−21 ноября 1989).
  120. . Этнос и экологическая культура / Б. Фирсов // Общественные науки.-1988.-№ 3.
  121. Э. Иметь или быть? / Э. Фромм // Экология и жизнь.-№ 2.-2004.
  122. М.Н. Материалы по шаманству / М. Н. Хангалов // Государственный архив Иркутской области. Ф.293, on. 1, д.№ 733, тетр.4, л. 105−106.
  123. Хозяйство, культура и быт эвенков Бурятии. Улан-Удэ, 1988.
  124. Ролстон X. III. В защиту идеи дикой природы / X. Ролстон // Ответ на статью Б. Калликотта, опубликованного в ГЭЖ № 2(17). Т. 7. 2005- сокращенный перевод КЭКЦ. Опубликовано: The environmental professional, 1991.— V. 13.— P. 370−377.
  125. Г. Н. Экологическая культура общества и личности: автореф. дис.канд. филос. наук/Г.Н. Храменков. Пермь, 1984.
  126. Человек у Байкала и среда его обитания.- Улан-Удэ, 1989.
  127. М.А. Экологическая этика и культура / М. А. Шаргаев.-Улан-Удэ, 1993.
  128. М.А. Принципы и элементы экологической этики / М. А. Шаргаев // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Таллинн, 1980.-Ч. 1.
  129. М.А. Охрана природы и экологическая этика / М. А. Шаргаев // Охрана природы Бурятии. Улан-Удэ, 1986.
  130. Шаргаев М. А. Экология: этика и культура. Политсобеседник / М. А. Шаргаев. Улан-Удэ, 1989.- № 1.
  131. М.А. Экологическая этика: сущность и необходимость ее формирования / М. А. Шаргаев // Проблемы охраны, сохранения и научно обоснованного использования природных ресурсов бассейна оз. Байкал: тез. докл. конф.- Улан-Удэ, 1978.
  132. А. Культура и этика/ А. Швейцер.- М., 1973.
  133. Е.М. Категория культуры в западной социологии / Е. М. Штаерман // Вопросы философии. -1967. № 1.
  134. Экологическая обстановка в Республике Бурятия: аналитическая записка № 06−02−07 / Федеральная служба гос. статистики'. Терр. орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Бурятия. Улан-Удэ, 2007.
  135. Экологические проблемы Байкала и Республики Бурятия: Материалы к заседанию Круглого стола «Байкал памятник мирового природного наследия» в рамках Дней Бурятии в Москве / Ред. В. Е. Гулгонов, Н. Г. Рыбальский. — М., 1996.
  136. Яншин A. J1. Уроки экологических просчетов / А. Л. Яншин, А. И. Мелуа. -М., 1991.
  137. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н. Е. Яценко. СПб., 1999.
  138. Altman, Chemers М. Culture and environment. Monterey Books Coll publ. Co., 1980. -14- P.337.
  139. Baumgartner H. M. Probleme einer okologischen Ethik // Umweltkrise.-Darmstadt, 1991.- P.201−215.
  140. Birabacher D. Rechte des Menschen oder Rechte der Natur?.//Personliche Freiheit. -Bern, Stuttgart, 1990.- P.61 -80.
  141. Holms Rolston III. Conserving Natural Value. New York, 1994.- P. 204.
  142. Holms Rolston III. Environmental ethics. New-York: Columbia University Press, 1994.
  143. Irrgang B. Hat die Natur ein Eigenrecht auf Existenz //Philos/Jb.-97, H.2.-P.327−339.
  144. Birabacher D. New foundations for environmental ethics // Dialectics and Humanism. 1990. -Vol. 17-№ 1-P.88−101.
Заполнить форму текущей работой