Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Хитрость разума. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Скептически в отношении хитрости высказывался Локк, называвший ее обезьяньим подобием мудрости. «Хитрость, — писал он — есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямо, она пытается добиться их плутовскими и окольными путями; и беда заключается в том, что хитрость помогает только раз, а потом всегда лишь мешает. …Никому еще не удавалось быть настолько хитрым… Читать ещё >

Хитрость разума. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно определению Гегеля, хитрость состоит в опосредствующей деятельности субъекта, который, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет свою собственную цель. Так, бог предоставляет людям возможность действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и интересов, но через эту игру добивается своей цели, отличной от целей тех, кем он пользуется[1].

По Гегелю, любое орудие и есть собственно хитрость. Первым орудием философа является канон — правило, применяемое к разнообразным обстоятельствам жизни. Сформулированные в кратких изречениях, эти правила усваиваются, медитируются и постоянно держатся под рукой. Философ пребывает в непрестанной бдительности, постоянном напряжении ума и в каждое мгновение применяет свое фундаментальное правило в обычных жизненных ситуациях. Кроме того, исходя из этого правила, утром заранее определяется, что и как необходимо сделать в течение дня; вечером обдумываются допущенные ошибки или достижения; и, на следующий день, утром исследуются сны.

Естественно, применяемые средства должны варьироваться в зависимости от ситуации. Пифагор, разговаривая с детьми, применялся к детской речи, беседуя с женщинами, приспосабливался к ним, общаясь с властями, приноравливался к ним, обращаясь к юношам, — к юношам. Мудрец для каждого находит свой род мудрости, тогда как глупец к разным людям обращается одинаково.

Хитрость находила свое применение как в деятельности софистов, так и в военном искусстве при реализации стратагем. «Для хитрости дело чести, — писал Гегель, — так ухватить слепую силу, с одной стороны, чтобы повернуть последнюю против себя самой, напасть на нее, схватить ее как определенность, действовать против нее или принудить ее как движение возвратиться к самой себе, снять себя»[2]. Таким способом хитрость малым усилием управляет целым.

Хитрость разума. Философия.

Иммануил Кант на лекции для российских офицеров. Музей Канта, Калининград Эти выступления великий философ проводил во время Семилетней войны Например, стратагема 7 из знаменитых древнекитайских 36 стратагем гласит: «Извлечь нечто из ничего». Применением данной стратагемы противник мистифицируется и провоцируется на неадекватные действия.

Древнекитайские стратагемы во многом основываются на учении даосизма, на его стратегии непрямого действия. Так, в «Дао дэ цзин» говорится: «Лишь уступая и отказываясь, можно измениться. Лишь проявляя мягкость и податливость, можно добиться успеха». Особое значение имеет даосская концепции недеяния. Она представлена, например, в стратагеме 4 «В покое ожидать утомленного врага», — и в стратагеме 9: «Сидя на горе, наблюдать за борьбой тигров».

Стратагема 11 «Сливовое дерево засыхает вместо персикового» предписывает пожертвовать малым, чтобы выиграть нечто большее. Согласно Гегелю, так поступает в своей хитрости мировой разум, который заставляет действовать для себя страсти, причем индивидуумы приносятся в жертву, но всемирная история достигает тех результатов, которые никто из участников не предвидел и не хотел.

Любопытно, что хитрость гегелевского мирового разума выявляет подлинное лицо участников событий. На свет сознания вынужденно выносится то, каковы все есть в себе и для себя. Поэтому хитрость есть великое умение, во всей полноте доступное только мудрости.

Скептически в отношении хитрости высказывался Локк, называвший ее обезьяньим подобием мудрости. «Хитрость, — писал он — есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямо, она пытается добиться их плутовскими и окольными путями; и беда заключается в том, что хитрость помогает только раз, а потом всегда лишь мешает. …Никому еще не удавалось быть настолько хитрым, чтобы скрыть это свое качество. И после того как хитрец разоблачен, всякий его боится, никто ему не доверяет, и все охотно объединяются против него, чтобы нанести ему поражение. Между тем человеку открытому, честному и мудрому никто не ставит препятствий, и он идет к своей цели прямым путем»[3].

Против данного довода Локка можно выдвинуть ряд возражений. Так, хитрость может быть настолько эффективной, что породит долгосрочные необратимые последствия, и объединяться будет уже некому и незачем. Кроме того, после применения одной хитрости ничто не мешает применить другую. Поэтому обучение искусству хитрости представляется необходимым. В заключение приведем назидание из «Дао дэ цзин»: «Управление ненавязчивое и скрытое делает людей безыскусно простыми. Управление явное и дотошное портит и калечит людей».

  • [1] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 397.
  • [2] Гегель Г. В. Ф. Йенская реальная философия // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. 1. М" 1970. С. 307−308.
  • [3] Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 537.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой