Определение уровня качества информационно-предметной среды и педагошческой эффективное: и комплексов средств обучения, созданных на основе эргономического подхода
Показатели уровня обученности и воспитанности характеризуют влияние СО на воспитание учащихся, на развитие их способности к обучению, активизацию их интеллектуальных возможностей и склонностей, увеличение объема и систематизацию знаний, совершенствование умений и навыков, на возможность применять знания в качестве метода получения новых знаний, прочность сохранения полученных знаний и умение… Читать ещё >
Определение уровня качества информационно-предметной среды и педагошческой эффективное: и комплексов средств обучения, созданных на основе эргономического подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эргономический подход предполагает определение уровня качества организации ИПС образовательного учреждения и ее потенциальных возможностей для реализации задач педагогической эргономики.
С этой целью рекомендуем проводить аттестацию кабинетов по методике, разработанной Т. С. Назаровой и принятой Ассоциацией педагогических измерений ЮНЕСКО.
По мнению Т. С. Назаровой и Е. С. Полат (108), для успешного решения всех задач аттестации целесообразно осуществлять ее по единой методике, предусматривающей единую форму документации. Этому требованию в достаточной степени удовлетворяет балльно — экспертный метод, сущность которого заключается в следующем. Если установить норму (предельно возможные результаты) основных показателей организации учебного кабинета и соотнести эти нормы с полученными на практике результатами, то степень соответствия покажет уровень оборудования кабинета и приспособленность его к специфике преподавания данного предмета.
Оценка качества, полученная при такой методике аттестации, учитывает три аспекта организации и оборудования кабинета:
- • эргономический, выявляющий степень приспособленности всех компонентов и условий ИПС кабинета к особенностям труда учителя и учащихся;
- • психофизиологический, оценивающий возможности ИПС кабинета для рационализации и оптимизации труда работающих к установлению положительной мотивационной устойчивости;
- • собственно педагогический, определяющий возможности ИПС кабинета для достижения высокого качества учебно-воспитательного процесса, организации различных видов и форм деятельности учащихся.
Для оценки качества используются аттестационные листы по всем учебным кабинетам, вопросы которых отражают как особенности преподавания данного предмета в кабинете, так и общие педагогико-эргономические показатели качества оборудования кабинетов. Среди показателей выделены следующие:
- — возможность реализации новых подходов к обучению (дифференцированного подхода, организация углубленно-профильного обучения, педагогики сотрудничества, самостоятельных видов работ и т. д.);
- — комплектность, показывающая соответствие имеющегося комплекта оборудования действующим «Типовым перечням учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ»;
- — рациональность организации рабочих мест учащихся и учителя, выявляющая приспособленность рабочих мест к особенностям труда (наличие оборудования, необходимого для организации различного вида самостоятельных работ; возможности его удобного и безопасного использования на уроках, факультативных и кружковых занятиях; соблюдение техники безопасности);
- — рациональность систем хранения различного оборудования, определяющая степень соответствия их требованиям хранения и рационального размещения согласно принятым нормам и правилам, обеспечивающим эффективное применение и методы использования средств обучения и воспитания на уроках;
- — рациональность организации внешних условий и окружающей среды, показывающая соответствие окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам и функциональной обусловленности оформления интерьера кабинетов (создание рациональных планировок кабинета, обеспечение его специализированной мебелью и приспособлениями, ТСО);
- — организация работы по самооборудованию кабинета.
На основе эргономического подхода можно оценить педагогическую эффективность комплексов средств обучения, созданных с учетом требований педагогической эргономики.
Есть основания полагать, что комплекс средств обучения, являясь компонентом образовательного процесса, может характеризовать в какой-то мере эффективность всей педагогической системы.
Педагогическую эффективность использования комплексов средств обучения в образовательном процессе современной школы целесообразно выявлять, используя методику, разработанную Е. В. Волошиновой, Т. С. Назаровой, Е. С. Полат (92). В основе определения уровня педагогической эффективности лежит сравнение показателей комплекса средств обучения с соответствующей совокупностью базовых значений показателей.
Для определения уровня педагогической эффективности средств обучения применяются два вида показателей:
- 1. для учащихся, которые характеризуют влияние средств обучения на качество и скорость процесса обучения, на сохранение ими работоспособности и интереса к учебе (уровень обученности и воспитанности, затраты учебного времени, работоспособность учащихся, мотивационная устойчивость деятельности учащихся);
- 2. для учителей, которые характеризуют воздействие использования средств обучения на качество и трудоемкость деятельности учителя, на его работоспособность и мотивационную устойчивость (системность и рациональность комплекса средств обучения, затраты времени на передачу учебной информации, организация обратной связи, управление деятельностью школьников, работоспособность учителя, мотивационная устойчивость деятельности учителя).
Раскроем более подробно характеристику конкретных показателей:
- • Показатели уровня обученности и воспитанности характеризуют влияние СО на воспитание учащихся, на развитие их способности к обучению, активизацию их интеллектуальных возможностей и склонностей, увеличение объема и систематизацию знаний, совершенствование умений и навыков, на возможность применять знания в качестве метода получения новых знаний, прочность сохранения полученных знаний и умение использовагь их для решения практических задач.
- • Показатели затрат учебного времени учащихся характеризуют быстроту усвоения информации, формирования нужных понятий, умений и навыков, принятия решений, выполнения домашнего задания.
- • I Указатели работоспособности учащихся характеризуют степень напряженности их труда, сохранения внимания и хорошего самочувствия в результате использования СО.
- • Показатели мотивационной устойчивости трудовой деятельности учащихся характеризуют степень влияния СО на удовлетворенность результатами труда, потребность в выполнении заданий, способность поддерживать интерес к процессу и результатам труда.
- • Показатели системности и рациональности отбора комплекса Охарактеризуют адекватность комплекса СО целям и задачам обучения, содержанию программы, соответствие дидактических и методических функций СО особенностям трудовой деятельности учителя и познавательным особенностям учащихся, степень соответствия комплекса СО содержанию, организационным формам и методам обучения.
- • Показатели затрат времени на передачу учебной информации характеризуют педагогическую целесообразность затраченного времени, в ряде случаев его экономию, при использовании СО в различных учебных ситуациях и при подготовке СО к уроку.
- • Показатели изменения работоспособности учителя характеризуют влияние использования СО на напряженность и производительность труда учителя и степень изменения его нормального физиологического состояния.
- • Показатели мотивационной устойчивости трудовой деятельности учителя характеризуют влияние использования СО на удовлетворенность учителя процессом и результатами труда, мотивацию на выполнение поставленной задачи и интерес к результатам работы.
На наш взгляд, эта методика наиболее удачно отражает эффективность эргономического подхода, т.к. все показатели соответствуют целям и задачам педагогической эргономики и были предварительно выделены нами в качестве критериев проверки эффективности. Мы использовали базовые значения показателей и коэффициенты весомости, предложенные авторами в методических рекомендациях (94, С.6−11). Примеры для проверки педагогической эффективности комплекса средств обучения на уроках по курсу экономики даны в приложении 5.