Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Свобода движения капиталов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда в исключительных обстоятельствах перемещения капиталов из третьих стран или в третьи страны вызывают или угрожают вызвать серьезные трудности для функционирования экономического и валютного союза, Совет по предложению Комиссии и после консультации с ЕЦБ может принимать по отношению к третьим странам защитные меры на период не свыше шести месяцев при условии, что такие меры являются строго… Читать ещё >

Свобода движения капиталов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Свобода перемещения капитала предусмотрена в ст. 63—66 ДФЕС. Статья 63 запрещает любые ограничения на перемещение капиталов между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами. Любые ограничения на платежи между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами также запрещены.

Статьи 65 и 66 ДФЕС содержат ряд исключений из данных нормативных установлений. Так, государства-члены имеют право:

  • а) применять соответствующие положения своего налогового законодательства, которые устанавливают различие между налогоплательщиками, находящимися в неодинаковом положении с точки зрения их места жительства или места вложения их капиталов;
  • б) принимать любые необходимые меры, призванные воспрепятствовать нарушениям своих законодательных и регламентарных актов, особенно в налоговой сфере или в сфере надзора за финансовыми институтами, предусматривать процедуры декларирования перемещений капиталов для получения информации в административных или статистических целях либо принимать меры, которые являются оправданными, но соображениям общественного порядка или общественной безопасности.

Указанные меры и процедуры не должны выступать средством произвольной дискриминации или замаскированным ограничением свободного передвижения капиталов и платежей.

Когда в исключительных обстоятельствах перемещения капиталов из третьих стран или в третьи страны вызывают или угрожают вызвать серьезные трудности для функционирования экономического и валютного союза, Совет по предложению Комиссии и после консультации с ЕЦБ может принимать по отношению к третьим странам защитные меры на период не свыше шести месяцев при условии, что такие меры являются строго необходимыми (ст. 66 ДФЕС).

Формирование и функционирование ЭВС регулируется разд. VIII ДФЕС. Экономический союз и валютный (денежный) союз суть две составляющие данного понятия.

Экономический союз определен положением параграфа 1 ст. 119 ДФЕС: «Деятельность государств-членов и Союза включает в себя установление экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих целей, и которая проводится при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией».

Валютный (денежный) союз определен положением параграфа 2 ст. 119 ДФЕС: «…такая деятельность включает в себя единую денежную единицу — евро, а также определение и проведение единой денежной политики и единой политики валютных курсов, главной целью которых является поддержание стабильности цен и, без ущерба для этой цели, оказание поддержки общей экономической политике в Союзе в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией».

Основные принципы деятельности в рамках ЭВС: стабильные цены, здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, стабильный платежный баланс.

В ДЕС нет четкого и полного понятия свободы движения капиталов. Это понятие формировалось постепенно. В настоящее время существует запрет на все ограничения на движение капитала и на платежи между государствами-членами, а также государствами членами и третьими странами (ст. 56 Договора). В Директиве № 88/361/ЕЭС представлен перечень операций по движению капиталов, в котором выделено 13 их категорий.

Правовую базу для регулирования свободы движения капиталов составляют в основном директивы и судебные решения. Исходя из документов, можно выделить несколько существенных характеристик данных операций.

Во-первых, под движением капиталов следует понимать только односторонние трансферы ценных бумаг из одного государства-члена в другое. Речь идет о таких финансовых трансферах, которые носят самостоятельный характер, а не осуществляются в связи с поставками товаров, оказанием услуг или перемещением рабочей силы. Свобода движения капиталов понимается, таким образом, не в качестве дополнения к другим основным свободам общего рынка, а как отдельная, самостоятельная свобода.

Во-вторых, существенная черта свободы движения капиталов заключается в том, что эта свобода не ставится в зависимость от гражданства участников отношений. Так, ничего не говорится о том, что пользоваться свободой движения капиталов могут только граждане государств-членов. Наоборот, во многих случаях прямо отмечается, что данная свобода распространяется на граждан третьих государств. Такой подход заметно отличает свободу движения капитала от других трех свобод — движения лиц, товаров и услуг. В аспекте данного толкования свобода движения капиталов способствует росту вкладываемых в хозяйствование капиталов, их более эффективному использованию.

Таким образом, свобода движения капиталов включает, прежде всего, прямые инвестиции, предоставление кредитов, обеспечение поручительств, участие в предпринимательстве, приобретение недвижимости, вложение ценных бумаг, размещение займов. Отсюда следует, что речь идет не только о денежном капитале, но и об имуществе.

В Маастрихтском договоре 1992 г. была выдвинута задача максимально возможной отмены всех ограничений, действовавших в этой сфере. Запрет на ограничение стал общим правилом, имеющим прямое действие. Следует отметить следующее важное положение Договора: установленные им меры и процедуры не должны быть средством произвольной дискриминации или завуалированного ограничения по отношению к свободному движению капиталов или платежей.

В дальнейшем в 1994 г. Европарламент и Совет подготовили директиву о трансграничных денежных переводах. Ряд важных решений, касающихся свободы движения капиталов, был принят Судом европейских сообществ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой