Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зоны свободной торговли и меры тарифного регулирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходящая в послевоенные годы общая либерализация деятельности таможенных органов, в частности, в связи с увеличением масштабов торговли и дифференцированности таможенного обложения одних и тех же товаров, проявляется в унификации документов и в упрощении процедур оформления пропуска товаров через границу. Она не только удешевляет и ускоряет развитие торговли, но и сокращает возможности… Читать ещё >

Зоны свободной торговли и меры тарифного регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительное развитие получило создание региональных и особенно двусторонних экономических объединений с беспошлинной взаимной торговлей стран-членов и другими договоренностями по вопросам сотрудничества. Среди региональных объединений распространены зоны свободной торговли (предусматривают в основном постепенную отмену таможенных пошлин в объединении и нередко иные торгово-политические меры, содействующие расширению экономических связей, при сохранении свободы действий в регулировании торговли с остальным миром) и Таможенные союзы (также отменяют пошлины во взаимной торговле, но, кроме того, устанавливают единый внешний Таможенный тариф, унифицируют таможенные документы, в частности таможенный кодекс, и процедуры, проводят единую торговую политику в отношениях с третьими странами).

Положительным эффектом создания региональных и двусторонних экономических объединений со свободной взаимной торговлей странчленов является возможность расширения торговых и инвестиционных связей, увеличения масштабов международной производственной кооперации, но одновременно ухудшаются условия торговли этих стран с третьими странами, поскольку на экспортируемые последними товары по-прежнему распространяются национальные импортные пошлины стран — членов зон свободной торговли и усредненные такие пошлины стран — членов таможенных союзов. В результате возникает угроза вытеснения экспортеров третьих стран с рынков стран — членов региональных экономических объединений.

Всего в мире в 2016 г. реально функционировало 267 региональных торговых соглашений1, в том числе 16 таможенных союзов (табл. 4.2).

Экономически самым крупным первоначально созданным региональным объединением в форме Таможенного союза является Европейский союз (в 1957 г. он официально именовался Европейским экономическим сообществом, затем был преобразован в Общий рынок и, наконец, в ЕС). Членами ЕС являются 28 государств.

Таблица 4.2

Региональные соглашения в форме Таможенного союза, нотифицированные в ГАТТ/ВТО с 1948 по 2016 г.*

Соглашение.

Дата нотификации.

Число странучастниц.

Европейский союз.

24 апреля 1957 г.

Центральноамериканский общий рынок.

24 февраля 1961 г.

Карибское сообщество и общий рынок.

14 октября 1974 г.

Андское сообщество наций.

1 октября 1990 г.

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР).

17 февраля 1991 г.

Общий рынок Восточной и Южной Африки.

4 мая 1995 г.

ЕС-Турция.

22 декабря 1995 г.

ЕС-Андорра.

23 февраля 1998 г.

Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки.

21 июля 1999 г.

Окончание табл. 4.2

Соглашение.

Дата нотификации.

Число странучастниц.

Западноафриканский экономический и валютный союз.

27 октября 1999 г.

Восточноафриканское сообщество.

9 октября 2000 г.

Экономическое сообщество западноафриканских государств.

6 июля 2005 г.

Южноафриканский Таможенный союз.

25 июня 2007 г.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

19 ноября 2007 г.

ЕС-Сан-Марино.

24 февраля 2010 г.

Евразийский экономический союз.

1 января 2015 г.

* Формально Таможенные союзы стали возникать еще со второй половины XIX в., но тогда они создавались на двусторонней основе малыми странами, чтобы противостоять конкуренции крупных стран, и не играли значительной роли в международной торговле (в 1865 г., например, был образован Франко-Монакский Таможенный союз, в 1921 г. — Бельгийско-Люксембургский, в 1924 г. — ШвейцарскоЛихтенштейнский и т. д.).

Источник: Regional Trade Agreements Information System // World Trade Organization. URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx (дата обращения: 07.02.2017).

Экономически самая крупная региональная зона свободной торговли образовалась на основе заключения Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) сначала между США и Канадой в 1988 г., а затем, в 1992 г., к ним присоединилась Мексика (вступило в силу в 1994 г.). НАФТА охватывает район с населением свыше 478 млн человек и совокупным ВВП более 20 трлн долл.

Помимо этих двух мощных объединений в последние десятилетия число интеграционных объединений существенно выросло и расширилась их география. Активно развивались интеграционные процессы, например, в Америке. В начале 1960;х гг. создаются Латиноамериканская ассоциация свободной торговли — ЛАСТ (в начале 1980;х гг. заменена Латиноамериканской ассоциацией интеграции), Центральноамериканский общий рынок — ЦАОР, затем они дополняются в конце 1960;х гг. Андским сообществом (Картахенское соглашение), в середине 1970;х гг. — Карибским сообществом и общим рынком КАРИКОМ, НАФТА — в начале 1990;х; тогда же организуется Южноамериканский общий рынок — МЕРКОСУР, а в начале XXI в. образовались Союз южноамериканских наций — УНАСУР, Боливарианский альянс АЛБА.

В последнее время активизировалась деятельность России по созданию региональных экономических объединений на пространстве СНГ и за его пределами. В частности, с 2010 г. начал функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, к которому позже присоединились Киргизия и Армения и на базе которого с 2015 г. действует ЕАЭС. В октябре 2011 г. подписан Договор о зоне свободной торговли между восемью странами СНГ: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Украина. Кроме того, в октябре 2016 г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Ведутся переговоры о создании зон свободной торговли с Египтом, Таиландом, Ираном, Монголией и Сербией.

Происходящая в послевоенные годы общая либерализация деятельности таможенных органов, в частности, в связи с увеличением масштабов торговли и дифференцированности таможенного обложения одних и тех же товаров, проявляется в унификации документов и в упрощении процедур оформления пропуска товаров через границу. Она не только удешевляет и ускоряет развитие торговли, но и сокращает возможности злоупотреблений и коррупции в таможенных органах. Важным шагом в этом направлении является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), разработанная Советом таможенного сотрудничества (в 1994 г. был переименован во Всемирную таможенную организацию) и вступившая в силу в 1974 г.

К новым направлениям регулирования внешней торговли можно отнести установление тесного оперативного взаимодействия национальных таможенных органов в целях повышения эффективности противодействия растущему количеству и многообразию правонарушений, все чаще принимающих международно-организованный характер. Увеличение таможенных злоупотреблений является обратной стороной либерализации торговли, поскольку более свободные коммерческие операции, приносящие обычно высокую прибыль, побуждают предпринимателей к получению выгод любыми способами, включая недобросовестную конкуренцию. Кроме того, обратной стороной научнотехнического прогресса является расширение возможностей выпуска контрафактной продукции. Наконец, усиление позиций ТНК на мировом рынке позволяет им чаще нарушать правила торговли, в том числе путем неофициальных договоренностей.

Свидетельством отмеченного направления регулирования является вступление в силу в 1980 г. Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, разработанной Советом таможенного сотрудничества, и соответствующая реорганизация его административного аппарата.

Существенно модифицируется организация таможенной деятельности в связи с расширяющимся применением электронной технологии обработки внешнеторговых документов, в частности, заблаговременно представляемых таможне участниками внешнеторговых операций. Это обеспечивает точность обработки, сокращает время и расходы на ее осуществление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой