Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Показатели прибыли и рентабельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этот коэффициент показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции и других операционных расходов. Поскольку величина ЕВГГ, используемая в числителе (4.30), свободна от влияния финансовой деятельности (не учитывает проценты, налоги) и экстраординарных… Читать ещё >

Показатели прибыли и рентабельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей характеристикой успешности любого бизнеса является его способность приносить прибыль своим владельцам. Различные виды прибыли, представленные в отчетности, являются наиболее общими показателями, стабильный рост которых в динамике свидетельствует об эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Однако само по себе превышение доходов над расходами не может дать целостного представления об успешности того или иного бизнеса, поскольку при этом не учитываются те ресурсы и инвестиции, которые обеспечили получение соответствующих финансовых результатов. К тому же абсолютные величины плохо поддаются сравнениям и сопоставлениям. Поэтому, наряду с анализом данных отчета о финансовых результатах, для оценки итоговых результатов хозяйственной деятельности применяется система показателей рентабельности, позволяющих определить эффективность использования менеджментом вложенных в бизнес средств и ресурсов.

В зависимости от способов расчета и целей анализа эти показатели могут быть объединены в следующие группы:

  • • коэффициенты рентабельности продаж, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли (GP, EBITDA, EBIT, NOPAT, NP и др.) к выручке от реализации (SAL);
  • • коэффициенты рентабельности активов, исчисляемые как отношение перечисленных видов прибыли к той или иной группе активов (текущих, долгосрочных, совокупных, чистых и т. д.);
  • • коэффициенты рентабельности источников капитала, определяемые как отношение различных видов прибыли к той или иной группе пассивов (заемные средства, собственные средства, совокупные инвестиции и т. п.).

В отличие от уже рассмотренных групп коэффициентов, характеризующих ту или иную сторону финансового состояния фирмы, показатели рентабельности являются комплексными и дают общую оценку эффективности ее деятельности, а также принятых менеджментом решений.

Коэффициенты первой группы взаимно дополняют друг друга при анализе различных затрат, обеспечивших тот или иной вид доходов предприятия. Наибольшее распространение получили следующие показатели.

1. Коэффициент валовой прибыли (gross profit margin — СРМ) — отношение разности между выручкой от реализации товаров и услуг (продаж) и стоимостью реализованной продукции к выручке от реализации.

Показатели прибыли и рентабельности.

Данный коэффициент показывает долю валовой прибыли, содержащуюся в денежной единице реализованной продукции, и является одним из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позволяет определить величину, которая остается после вычета себестоимости реализованной продукции на покрытие остальных расходов — коммерческих, административных, прочих, финансовых и др. Он также характеризует эффективность управления производственными затратами и обоснованность ценовой политики фирмы.

Очевидно, что чем выше значение этого показателя, тем более эффективно осуществляется основная деятельность предприятия.

Для ПАО «ЛВЗ» его значение за 20IX + 2 г. равно.

Показатели прибыли и рентабельности.

Таким образом, каждый рубль продаж приносит предприятию примерно 40 коп. прибыли, доступной для покрытия оставшихся расходов.

Нетрудно заметить, что снижение GPM означает либо падение спроса или цен на продукцию, либо опережающий рост затрат на ее изготовление. Дополнением к данному коэффициенту обычно служит показатель маржи чистой прибыли.

2. Коэффициент (маржа) чистой прибыли (net profit margin — NPM) — отношение чистой прибыли к выручке от реализации.

Показатели прибыли и рентабельности.

Этот коэффициент показывает долю чистой прибыли, содержащуюся в денежной единице выручки. Он измеряет чистую рентабельность продаж фирмы, ее способность генерировать средства для выплат собственникам и развития за счет внутренних ресурсов. Как и в предыдущем случае, при прочих равных условиях чем выше значение показателя, тем более успешной является деятельность предприятия. Однако уменьшение NPM не всегда является негативным фактором. Например, снижение цен на продукцию обычно приводит к росту физического объема продаж и, соответственно, выручки от реализации, хотя маржа чистой прибыли при этом уменьшится. Подобные стратегии часто используются при завоевании целевой доли рынка, в конкурентных войнах и т.и.

Следует отметить, что данный показатель отражает конечные результаты всех видов деятельности фирмы (операционной, инвестиционной и финансовой), в том числе разовые, экстраординарные и непредвиденные. В этой связи его неудобно использовать для сравнений и сопоставлений, а также для оценки эффективности отдельных видов деятельности. Например, при одинаковой ЕВГГ фирмы могут существенно различаться по структуре источников финансирования и величине процентных выплат, условиям налогообложения и т. п.

С целью устранения влияния факторов, напрямую не связанных с основной деятельностью, в анализе применяются показатели рентабельности продаж, рассчитываемые по различным видам операционной прибыли — EBIT; EBITDA, NOPAT и др.

3. Коэффициент рентабельности продаж (return on sales — ROS) — отношение операционной прибыли EBIT к сумме выручки от реализации.

Показатели прибыли и рентабельности.

Этот коэффициент показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции и других операционных расходов. Поскольку величина ЕВГГ, используемая в числителе (4.30), свободна от влияния финансовой деятельности (не учитывает проценты, налоги) и экстраординарных результате тов, показатель рентабельности продаж по операционной прибыли считается более адекватной мерой эффективности операционной деятельности, а также результатов работы производственных и сбытовых подразделений. Чем выше значение показателя, тем эффективнее операционная деятельность предприятия.

Причинами снижения этого коэффициента могут быть как рост производственных и операционных затрат, так и падение выручки. Таким образом, объектом дальнейшего анализа должны стать элементы себестоимости и операционных затрат, а также потребительские характеристики и качество продукции, маркетинговые факторы.

Значения рентабельности продаж для различных отраслей, масштабов производства, применяемых технологий и т. д. могут сильно отличаться, поэтому более показательной будет динамика их изменений.

На практике аналитики также часто интересуются рентабельностью продаж по EBITDA. Такой подход позволяет устранить влияние амортизационной политики при оценке эффективности операционной деятельности сравниваемых предприятий.

Поскольку налог на прибыль является неотъемлемым элементом затрат, связанных с основной деятельностью предприятия, для отражения его влияния используется показатель рентабельности продаж по чистой операционной прибыли после вычета налогов — NOPAT.

Необходимо отметить, что большинство из рассмотренных показателей, а также их динамику можно определить непосредственно из вертикального анализа отчета о финансовых результатах (см. табл. 4.6).

Вторая группа показателей характеризует рентабельность активов (совокупных, чистых и долгосрочных) но отношению к различным видам прибыли. При этом в числителе формул для исчисления рентабельности активов могут использоваться показатели как операционной, так и чистой прибыли.

4. Коэффициент рентабельности активов (return on assets — ROA) — отношение операционной или чистой прибыли к средним совокупным активам за рассматриваемый период.

Показатели прибыли и рентабельности.

Рентабельность активов — это комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на рубль совокупных активов фирмы[1].

Этот коэффициент должен быть одним из основных рабочих инструментов менеджеров фирмы и ее отдельных подразделений. Являясь важнейшим показателем эффективности бизнеса, он объединяет весь набор элементов, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности. Анализируя их взаимосвязи, можно выделить факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на рентабельность активов и сосредоточить внимание на управлении ими. Причинами изменения значений показателя могут служить как рост активов, так и уменьшение соответствующих видов прибыли.

Как и в предыдущем случае, при расчете величины данного показателя целесообразно использовать операционную, а не чистую прибыль.

5. Коэффициент рентабельности чистых активов (return on net assets — RONA) — отношение операционной прибыли к средней величине чистых активов.

Показатели прибыли и рентабельности.

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено на денежную единицу чистых активов, и дополняет предыдущий. Поскольку чистые активы всегда равны чистым инвестициям, он одновременно является общей мерой эффективности инвестиционной деятельности, характеризуя отдачу на вложенный в фирму капитал (return on investment capital — ROIC). Данный показатель играет фундаментальную роль в оценке деятельности менеджмента, но созданию дополнительной стоимости бизнеса. Как будет показано в дальнейшем, стоимость фирмы растет только в том случае, если отдача на инвестированный капитал превышает затраты на его привлечение.

Третья группа коэффициентов характеризует степень доходности средств, вложенных в предприятие, и имеет большое значение для инвесторов и акционеров. К наиболее распространенным из них следует отнести коэффициент рентабельности собственного капитала.

6. Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity — ROE) — отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала за рассматриваемый период.

Показатели прибыли и рентабельности.

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал, т. е. какой доход получило предприятие на денежную единицу собственных средств. Показатель особенно важен для акционеров, так как характеризует уровень эффективности их вложений. Как будет показано в дальнейшем, он имеет фундаментальное значение в финансовом менеджменте и часто является объектом стратегического планирования.

Стабильный рост показателя ROE характеризует высокую эффективность управления всеми видами ресурсов и затрат фирмы. В то же время его значительное отклонение от среднеотраслевого значения может свидетельствовать о чрезмерном уровне долга в структуре капитала и о повышенном финансовом риске.

Полный расчет основных показателей рентабельности для ПАО «ЛВЗ» представлен в табл. 4.10.

Таблица 4.10

Показатели рентабельности ПАО «ЛВЗ», %

Показатель.

201Х + 1 г.

201Х + 2 г.

Среднеотраслевое значение.

NPM

8,72.

8,55.

7,2.

ROS

15,59.

15,66.

14,6.

GPM

40,83.

39,85.

40,5.

ROA

9,30.

9,20.

10,6.

ROE

23,82.

23,01.

11,4.

Как следует из полученных результатов, несмотря на незначительное снижение, в целом ПАО «ЛВЗ» имеет более высокие показатели рентабельности, чем среднеотраслевые (за исключением ROA). Обратите внимание, что показатель рентабельности собственного капитала более чем в 2 раза превышает отраслевую норму. Основной причиной этого является агрессивная финансовая политика менеджмента фирмы, который активно привлекает и использует внешние займы. Ранее мы выяснили, что коэффициент финансового рычага D/Е у ПАО в 3 раза превышает среднеотраслевой уровень. Как уже отмечалось, такая политика связана со значительным финансовым риском. Однако анализ результатов деятельности фирмы позволяет сделать предварительный вывод о том, что данный риск в целом оправдан и компенсируется более весомой отдачей для акционеров.

Практическое задание 4.6

Руководствуясь приведенной в гл. 2 отчетностью ПАО «МТС» (см. рис. 2.2 и 2.6), проведите анализ ее показателей рентабельности и сформулируйте выводы и рекомендации для руководства (акционеров) компании.

Помимо ROE, в оценке привлекательности фирмы для существующих и потенциальных акционеров используется специальная группа показателей — рыночной стоимости и акционерного капитала.

  • [1] В литературе можно встретить другое обозначение данного показателя — ROTA (returnon total assets).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой