Аппарат государства.
Система разделения властей
Основная задача исполнительной власти состоит в обеспечении исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть в государстве представлена деятельностью правительства, которое состоит из министерств и ведомств, курирующих различные направления жизнедеятельности общества. Правительство решает множество задач (хозяйствования, планирования, финансирования, социального… Читать ещё >
Аппарат государства. Система разделения властей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идея разделения властей была высказана еще Дж. Локком и развита Ш. Монтескьё, но только демократическое и правовое государство позволяет осуществить ее на практике. Просветители считали, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Впервые этот принцип был записан в Конституции США (1778), затем — в конституционных документах Великой французской революции (1789—1794).
Конституция США — одна из самых старых, стабильных и «жестких» из ныне действующих конституций: за более чем двухсотлетнюю историю в нее было внесено всего 26 поправок, 10 из них — в 1791 г. (Билль о правах). Согласно ее ст. 1, полномочия законодательной власти принадлежат парламенту — конгрессу США. Полномочия исполнительной власти (ст. 2) передаются Президенту США, а судебной — в соответствии со ст. 3 — принадлежат Верховному суду США и нижестоящим судам, учреждаемым конгрессом.
Принцип разделения властей стал важнейшим элементом политического либерализма, требованием установить такой конституционный строй, который создавал бы горизонтальное (распределение власти между «ветвями» власти) и вертикальное (распределение власти между центром и территориальными образованиями) равновесие. Гражданское общество, свобода и автономия личности поддерживаются законодательной властью, народным представительством; административная система, государственное обеспечение — исполнительной властью; конституционный строй — судебной властью.
Законодательная власть — система органов власти, имеющая право принимать законы. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает избираемый народом парламент. Он определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает и контролирует исполнение законов. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права. Парламенты могут быть однои двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты создаются в федеративных государствах. Палаты парламента образуют комитеты и комиссии, основное назначение которых — предварительное рассмотрение законопроектов.
В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией, государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Законодательную власть олицетворяет Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта власти Российской Федерации. Он утверждает законы, принятые Государственной думой РФ, и предложения Президента по формированию судебных органов власти, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ.
Государственная дума состоит из 450 депутатов. Она принимает законы РФ, утверждает главу Правительства РФ.
Основная задача исполнительной власти состоит в обеспечении исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть в государстве представлена деятельностью правительства, которое состоит из министерств и ведомств, курирующих различные направления жизнедеятельности общества. Правительство решает множество задач (хозяйствования, планирования, финансирования, социального обеспечения и др.). Исполнительная власть имеет право издавать нормативные акты и выступать с законодательной инициативой.
Правосудие в демократическом государстве осуществляет судебная власть. Она отличается по своим функциям от законодательной и исполнительной. Суд не создает законов, не осуществляет непосредственного управления, а выносит правовое суждение о законе и обеспечивает его соблюдение. Судоустройство и судопроизводство в демократическом государстве осуществляется на основе независимости суда и подчинения его только закону, коллегиальности, неприкосновенности судей, публичности и гласности судебного разбирательства, равенства участников процесса.
В нашей стране особой разновидностью судов является Конституционный суд, который выносит решения о соответствии законов и нормативных актов Конституции. Верховный суд контролирует деятельность различных органов судебной власти, дает юридическую оценку решениям судебных инстанций в сфере уголовной и гражданской ответственности граждан РФ. Высший арбитражный суд контролирует деятельность арбитражных судов низших инстанций, дает юридическую оценку решениям арбитражных судов в сфере экономических отношений между юридическими лицами.
Некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Это относится, например, к президентской власти в республиках парламентского и смешанного типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства. Статус Президента РФ предполагает, что он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. Он предлагает Государственной думе на утверждение кандидатуру Председателя Правительства РФ, может отправить правительство в отставку, по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности министров, представляет Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и Генерального прокурора, а также вносит законопроекты в Государственную думу, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Органы прокуратуры также образуют самостоятельную группу государственных органов. Они не относятся ни к одной из ветвей власти. В их функции входит надзор за точным и единообразным применением законов на территории государства, а также осуществление следствия по наиболее крупным преступлениям.
В демократических государствах говорят о наличии четвертой ветви власти — средств массовой информации, которые в современном мире действительно оказывают серьезное влияние на принятие политических решений.
Существуют некоторые особенности в разделении властей и в зависимости от государственно-территориального устройства: в отличие от унитарного, в федеративном государстве наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения — между федерацией и ее субъектами.
Несмотря на все национальные или территориальные особенности разделения властей, очевидным является то, что, будучи политически независимыми, все ветви власти не должны быть разобщены в выполнении своей миссии — обеспечении интересов государственного единства, прав и свобод граждан.