Социально-инновационное управление туризмом в динамически развивающейся России
Диссертация
Есть все основания полагать, что иновационно-человеческий потенциал корпоративной культуры в туристических фирмах России не находится на уровне международных требований, что зачастую проявляется в неадекватных резонансных откликах на возникающие неопределенности, нештатные ситуации, использовании при этом средства разрешения проблем вне сферы права, профессиональной этики и высокой культуры… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПОТРЕБНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИРА
- 1. 1. Теоретико-методологическая база анализа современной социокультурной динамики
- 1. 2. Глоболокальное взаимодействие социальных и культурных туристических реалий
- 1. 3. Экотуризм: потребность инновационного диалога человека с природой
- Глава II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИМ БИЗНЕСОМ В РОССИИ
- 2. 1. Управление человеческим капиталом в туристической сфере через корпоративную культуру
- 2. 2. Управление рисками изменений в российском туризме
- 2. 3. Управление процессом субъективного конструирования туристического поля: особенности взгляда российского туриста
- 2. 4. Место и роль социально-инновационного компонента в поле взаимодействия туриста и туристической компании: кейс-стади
Список литературы
- Распоряжение Правительства РФ «О концепции развития туризма в РФ на период до 2005г», 954-р от 11.07.2002.
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
- Федеральный закон Российская Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». «Российская газета» (Федеральный выпуск) N4291 от 9 февраля 2007 г.
- Бюджет на продвижение турнродукта. www.ratanews.ru Ш 1729 от 15.03.2007 И
- Алексеев А. Туризм в России: проблемы становления и развития// Туристические фирмы вып. Ш3, 2004 г.
- Азии Б. Зарубежные представительства по туризму в России Турбизнес 5, 2005 г.
- Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). -М.: Издательство Философского общества СССР, 1991.
- Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России//Полис, 1993. 9 Ахиезер А. С. Специфика исторического пути России Россия/Russia, 1993, № 8.
- Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма// учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2003.
- Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь мир», 2004.
- Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
- Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. 14. Бек. У. Общество риска: на пути к другой модели современного мира. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Издательство «Медум», 1995.
- Бирлсаков М.Б. Введение
- БодрийярЖ. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.
- Бодрипяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион—Русская книга, 2003.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
- Борисов С Введение
- Бутенко АЛ, Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл Социс, 1996, № 5.
- Вавилова Е.В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005.
- Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.
- Веблен Торстет. Теория нраздного класса. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.
- Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер 2004.
- Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нащу жизнь. М.: «Весь мир», 2004.
- Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003.
- Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность Thesis, 1994, Х" 5- Зубков В.И. Социологическая теория риска. М.: Изд-во РУДП, 2003.
- Гвозденко А. А. Основы страхования: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Горбунов B.C. Туристический рынок Европы М.: Юнити, 2000.
- Гориденко И.А., Басанец Л. П., Дроздов А. В. Классический экотуризм на рубеже XXI в./ Теория и практика международного туризма. Сборник статей. М.: КПОРУС, 2003.
- Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? (1998−2004). Аналитический доклад. -М.: АИРО-ХХ, 2005.
- Грушин Б.А. Массовое сознание. -М.: Политиздат, 1987.
- Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.- М.: Финансы и статистика, 2000.
- Деловая культура российского общества (материалы «круглого стола») Общественные науки и современность, 1993, 3.
- Дмитриевский Ю. Д. Туристские районы мира: учебное пособие Смоленск: СГУ, 2000.
- Дроздов. А.В. Современный экотуризм. Концепции и практики./ Теория и практика международного туризма. Сборник статей. М.: КПОРУС, 2003.
- Дурович А.П., КопаневА.С. Маркетинг в туризме. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998.
- Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
- Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. -М.: Магистр, 1998.
- Заславская Т.Н. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004,
- Здоров А.Б. Экономика туризма//М.: Финансы и статистика, 2004.
- Зорин КВ., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма. Справочник. М. «Финансы и статистика», 2000.
- Зубков В.И. Социологическая теория риска. М.: Изд-во РУДН, 2003.
- Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007.
- Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Издательство «Проспект», 2006.
- Каурова А.Д. Организация сферы туризма. Учебное пособие. М-СПб., Герда, 2005.
- Квартальное В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. Т.
- Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Квартальное В. А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. Т.
- Новые цели и функции туризма: экономика и управление. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Квартальное В. А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. Т.
- Иностранный туризм. М Финансы и статистика, 1998.
- Квартальное В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Квартальное В.А. Экономика туризма М.: «Финансы и статистика», 2004.
- Квартальное В.А. Туризм. Учебник. М., «Финансы и статистика», 2000.
- Квартальное В.А. Иностранный туризм. М.: «Финансы и кредит», 2000.
- Китай по цене Европы. www.ratanews.ru 1729 от 15.03.2007
- Князееа Е.Н., Курдюмое СП. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволции. -М.: КомКнига, 2007.
- Колотоеа Е. В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1998.
- Кондратъее К. Я., Донченко В. К, Лосев К. С, ОрлоеА.К. Экология, экономика, политика. СНб.: СПбНЦ, 1996.
- Коноеалое В.М. Инновационная сага. М Вильяме, 2005.
- Копылоеа Л. Национальные парки мира: региональные модели и тенденции развития Теория и практика международного туризма. Сборник статей. М.: КНОРУС, 2003.
- Кузык Б.Н., Якоеец Ю. А. Россия 2005: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005.
- Курорты: Энциююпедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Лучший способ лишиться личной жизни. Нужна ли предпринимателю корпоративная культура?//Контракгы, 2000, Ноябрь, 45.
- Макнотен Фил, Урри Джон. Социология природы./Теория общества. Фундаментальные проблем. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц., 1999.
- Маскаковскт Н.В. Национальные парки в урбанизированных регионах России. М., 1997.
- Материалы международного симпозиума «Синергетика в решении проблем человечества». М.: РАГС, 2004,
- Мертон Р. Явные и латентные функции. В кн.: Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994.
- Михайлов Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида. М.:УРСС, 1990.
- Многоликая глобализация Нод ред. Н. Бергера и Хантингтона. М.: Аспект Нресс, 2004.
- Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998.
- Мостовая КВ., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности Полис, 1995, J T 4. N"
- Осипов Г. В., Кузнецов В. Н. Социология и государственность. М.: Вече, 2006.
- Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2002.
- Папирян Г. А. Экономика туризма. М.: Внешторгиздат, 2002.
- Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии Современная западная теоретическая социология. Т. Парсонс. М.: ИНИОН РАН, 1994.
- Парсонс Т. Некоторые проблемы общей теории в социологии. М.: ПНИОН РАН, 1994.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1997.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- Радаев В.В. Четыре стратегии утверждения авторитета внутри фирмы: некоторые результаты обследовании российских предпринимателей Социологический журнал, 1994, 2.
- Распоряжение Правительства РФ «О концецции развития туризма в РФ на период до 2005г» ч 954-р от 11.07.2002.
- Рахлин КМ. Система менеджмента качества: заблуждения и ошибки Методы менеджмента качества. 2005. 12.
- Роэюков И.Я., Кисмерешкин В. Г. От брендинга к бренд-билдингу. М.: Гелла-принт, 2004.
- Романов А.А., Саакянц Р. Г. География туризма: Учебное пособие. М.: «Советский спорт», 2004.
- Романов В.Л. Вызов и дис1сурс социальной инповатики государственного управления Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во «Проспект», 2006.
- Романов В.Л. На пути к концепции социально-инновационного государственного управления Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции, М.: Изд-во «Проспект», 2006.
- Романов В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. М.: Издательство РАГС, 2006.
- Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. М.: Издательство РАГС, 2001.
- Романов В.Л. Проблемы административного реформирования (социосинергетический поиск). М.: РАГС, 2004.
- Россия реформирующаяся. М.: Институт социологии РАН, 2003.
- Сенин B.C. Организация международного туризма. М., «Финансы и статистика», 2003.
- Социология и рискология Россия: риски и опасности «переходного» общества. М Ин-т социологии РАН, 1998.
- Ставцева Байкальские турфирмы объединились в пулю www.ratanews.ru
- Степин B.C. Самоорганизующиеся системы и перспективы техногенной цивилизации Синергетическая парадигма. М.: Прогресстрадиция, 2000.
- Степин B.C. Теоретическое знание. М Прогресс, 2003.
- Стратегия динамичного развития России: единство самоорганизации и управления. Материалы Первой международной научнопрактической конференции. М.: «Проспект», 2004.
- Таршис Е.Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования. М.: Институт социологии РАН, 1999.
- Тоффлер Э. Третья волна. М.: 0 0 0 «Фирма «Издательство ACT», 1999.
- Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема в познавательной и преобразующей деятельности человека Социс, 2005, 6-
- Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: «Гардарики», 2001.
- Туризм в цифрах 2003 г.// Сборник Госкомстата. М, 2004.
- Туризм в эпоху альянсов, слияний и приобретений. Мадрид: Всемирная туристическая организация. 2002.
- Федоров В. Летний отдых //www. wciom. m
- Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: Институт философии РАН, 1997.
- Шарков Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации. М.: «РИПхолдинг», 2004.
- Шарков Ф.И. Магия бренда: Брендинг как маркетинговая коммуникация. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006.
- Шарков Ф.И. Четвертая волна (интерактивные электронные коммуникации). М.: Изд-во «Прометей», 2005.
- Шлаффке. М. Экономические основания конструирования рекламой вымышленных объемных изображений при создании имиджа туристического региона Теория и практика международного туризма. Сборник статей. М.: КНОРУС, 2003.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект пресс, 1996.
- Черных Д. Выезд граждан РФ за рубеж и въезд в РФ зарубежных туристов в 2004 г., Турбизнес 5, 2005.
- Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. -М.: ИнтелПресс, 2000.
- Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.
- Яницкий О.Н. Альтернативная социология./ http:// knowledge.isras.ru.
- Яницкий О.Н. Социология риска. М.: Издательство LVS, 2003.
- Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.
- Alexander J. Introduction: Understanding the Relative Autonomy of Culture Alexander J., Seidman S., (eds). Culture and Society: Contemporary Debates. Cambridge, 1990.
- Alexander J. The Meaning of Social Life. A Cultural Sociology.- N. Y., 2004.
- Amin A. Post-Fordism: Models, Fantasies and Phantoms of Transition /Post-Fordism: A Reader.- Cambridge, 1994.
- Aykas A. Rural Transformation through Small Scale Entrepreneurship in Tourism: the Case of Fethiye, Turey. In: XVI World Congress of Sociology. Abstracts. ISA 2006 Congress. The Quality of Social Existence in a Globalizing World. Durban, South Africa, 2006.
- Aykas A. Labor Transformation in Global Context: Evidence from the Turkish Tourism Industry. In: XVI World Congress of Sociology. Abstracts. ISA 2006 Congress. The Quality of Social Existence in a Globalizing World. Durban, South Africa, 2006.
- Cattaneo A. Gleams of Polysensoriality on Routine: How Tourism Can Change Natives Experience.- In: XVI World Congress of Sociology. Abstracts. ISA 2006 Congress. The Quality of Social Existence in a Globalizing Worid. Durban, South Africa, 2006.
- Catton W., Dunlap R. A new ecological paradigm for post-exuberant society American Behavioral Scientist, 1980. Vol. 24. 1
- Counsel of Europe. The Pan-European biological and landscape diversity strategy. Strasbourg. 1996.
- Globalisation and Tourism/Ed .by P. Keller. St-Gall, 1996.
- Guidelines for financing protected areas in East Asia World Commission of Protected Areas, 2000. 131. HOTELS Ccoфorate 300 Rating (www.hotelsmag.com). 132. http://www.rbk.ru 133. IUCN. Guidelines for protected Areas Management Categories. Cambridge, 1994.
- Louis-BernardRobitally. Refus global// En Router. 2000.
- Merton R.K. Sociological Ambivalence and Other Essays. New York: Free Press, 1976. 136. OBrein. Global Financial Integration: The End of Geography. London: Chatham House Pinter, 1992
- Protected Area Database/ World Conservation Monitoring Center, 2001.
- Ritzer G. Modem Sociological Theory. The McGraw-Hill Companies, 2000.
- Ritzer G. The Mcdonaldization of Society. Pine Forge Press, 2000.
- Stewart, J. Bringing About Organization Change A Frame work Journal of European Industrial Training, 1989, #13. 141. The Mcdonaldization. The Reader Ed. by Ritzer G. Pine Forge Press, 2002.
- Tourism Economic Report. Madrid. 2000.
- Urry J. Sociology beyond Societies. Nobilities for the twenty-first century. London and New York: Routledge, 2000.
- UrryJ. The Tourist Gaze. London.- Sage, 1990.
- Verilio P. Un monde surexpose: fm de lhistoire, ou fin de la geographie? Le monde diplomatique. 1997.
- Worid Travel Tourism Council. Российская Федерация. Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику. UK, 2006. 147. www. wciom.ru 148. www.rbk.ru 149. XVI World Congress of Sociology. Abstracts. ISA 2006 Congress. The Quality of Social Existence in a Globalizing World. Durban, South Afiica, 2006.
- Yearbook of Tourism Statistics. Madrid, 1996, Vol.1.
- Назовите, пожалуйста, на каких направлениях и видах туризма специализируется Ваша компания (отмечаются все названные варианты из предложенного перечня)? D международный (страны внутренний (по России) П страны СНГ П пляжный экскурсионный п экотуризм (турпоходы, рыбалка, охота и т. п.) D деловой п другое (укажите, что конкретно
- Назовите, пожалуйста, сколько в среднем человек в неделю Вы обслуживаете? (а) в период летних отпусков: (б) в период зимних каникул/ праздников: (в) в другие периоды года:
- Какими критериями обычно руководствуются Ваши клиенты при выборе места отдыха. (Предлагается распределить перечисленные ниже критерии по степени значимости.) Поставьте на первое место тот, который волнует клиентов в первую очередь и т. д. Если в списке отсутствует нужный критерий, то укажите его.) (а) (б) (в) О условия проживания О особенности питания О качество сервиса
- Какие вопросы чаще всего задают клиенты? относительно принимающей стороны/ места отдыха: касающиеся ответственности Вашей компании:
- Проводится ли в Вашей компании обучение/тренинг сотрудников? по технологии и стандартах обслуживания/общения с клиентом: П да- нет- D затрудняюсь ответить об истории, культуре и специфике принимающей страны/места отдыха: D да- D нет- п затрудняюсь ответить о специфике и деталях туристического предложения: П да- П нет- D затрудняюсь ответить о законодательных актах РФ в области туризма: D да- п нет- п затрудняюсь ответить
- Если в Вашей комиании практикуется обучение сотрудников, то в каких формах? (а) п обучение внутри компании (б) п внешнее обучение, с отрывом от производства (в) П командировки в регионы, с которыми работает компания
- Принимали ли Вы сами участие в семииарах/треииигах, организуемых компанией? (а) п да- (б) п нет
- Стремитесь ли Вы самостоятельно новышать свою квалификацию и знания в областях, сонряжениых с Вашей сферой деятельности? (а) п да- (б) п нет 9. С каким трудностями Вам чаще всего нриходится сталкиваться? при работе с клиентами: имеющими непосредственное отношение к организации работы в компании: имеющими непосредственное отношение к специфике туристического бизнеса:
- Какие средства мотивации сотрудников иснользуются в Вашей комнании? (а) п премирование (б) П моральная мотивация (устная благодарность и т. п.) (в) п другое:
- Каким образом оцениваются результаты деятельности работника в Вашей комиании? (а) D сбор отзывов от клиентов (заполнение оценочных форм) (б) п аттестация (в) п количество обслуженных клиентов (г) п другие формы:
- Какие корпоративные мероприятия практикуются в Вашей комнании? (а) П корпоративные праздники (б) П дни ровдения сотрудников (в) п другие формы: (г) П ничего подобного не практикуется
- Ваша позиция в компании: (а) П менеджер высшего звена-
- Ваше образование: (а) D высшее- (б) П н/з высшее- (в) п среднее
- Какова специальность по основному образованию?
- Имеете ли вы специальное образование в области туристического отрасли? (а) D да- (б) D нет
- Сколько Вам полных лет? 22. Пол респондента (отмечается самостоятельно): П муж.- п жен. Благодарю за беседу!
- Сколько раз в году Вы предпочитаете отдыхать за иределами Вашего города? (а) D -1 раз (б) п 2 раза (в) п более 2-х раз 2. Где Вы обычио предпочитаете проводить отпуск (предлагаются варианты ответа и отмечается один из предложенных)? (а) п только за рубежом Поясните, пожалуйста, почему? (б) п комбинирую отдых за рубежом с отдыхом в российских домах отдыха/пансионатах/санаториях (в) п только в российских домах отдыха/пансионатах/санаториях (г) D другое:
- Какими критериями Вы обычио руководствуетесь при выборе места отдыха. (Предлагается распределить перечисленные ниже критерии по степени значимости.) Поставьте иа первое место тот, который Вы учитываете в первую очередь и т. д. Если в списке отсутствует критерий, которым Вы обычио руководствуетесь, то укажите свой. О О О О О О условия проживания особенности питания качество сервиса цена тура наличие развлечений наличие достопримечательностей
- Отправляясь на отдых, что Вы обычно ожидаете получить?
- Перечислите, пожалуйста, страны, где Вы уже отдыхали. Если в какой-либо стране Вы были неоднократно, то укажите, сколько раз. П я не был за границей
- Есть ли страна (или страны), в которой Вы никогда не были, но мечтаете побывать? D да, (Где конкретно? Почему Вы мечтаете побывать именно в этом месте? а -нет D затрудняюсь ответить
- Перечислите, пожалуйста, места на территории России, куда Вы приезжали с целью отдыха или на экскурсию. П я нигде не был
- Есть ли место/места на территории России, где Вы никогда не были, но мечтаете побывать? П да (Где конкретно? Почему Вы мечтаете побывать именно в этом месте? D -нет П затрудняюсь ответить 10. Для того, чтобы отдых на территории России Вам доставлял удовольствие, каким требованиям должна удовлетворять нринимающая сторона?
- Если были случаи, что какая-либо причина (или причины) «омрачала» Ваш отдых, то назовите ее (их). 12. Как вы обычно предпочитаете отдыхать? П с семьей П с друзьями/другом/подругой П один/одна П затрудняюсь ответить
- Сколько Вам полных лет?
- Ваше образование: П ученая степень- D высшее- п н/з высшее- п среднее
- Сфера Вашей деятельности: П коммерческая организация/предприятие- П государственная организация/предприятие
- Каков средний доход на одного члена Вашей семьи: руб. П. Пол реснондента: П муж.- П жен. Благодарю за участие в беседе!