Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предвосхищая какие-либо замечания о мотивах написания данной дипломной работы и личных убеждениях автора, нам бы хотелось завершить введение словами преподавателя факультета права Калифорнийского университета в Беркли доктора Филипа Джонсона: «Как и все люди, ученые вправе иметь собственные побудительные мотивы. Могут быть у них и свои предубеждения, влияющие на их выводы и заключения, однако тот… Читать ещё >

Содержание

  • I. Введение
  • II. Обоснование методологии исследования
  • А) Кризис методологии в современной социологии и пути ее преодоления
  • Б) Общие положения интегрального метода
  • В) Краткая иллюстрация этого метода
  • III. Программа социологического исследования. Инструментарий
  • IV. Анализ деятельности Движения Харе Кришна на основе результатов нашего исследования, а также исследований других ученых
  • V.
  • Заключение
  • VII. Список литературы
  • VIII. Приложения

Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I.

Введение

.

Как мы знаем, написание дипломной работы является своего рода подведением итогов учебной и научной деятельности студента, а также возможностью воспользоваться знаниями, которые он накопил за время обучения и вынести какое-то резюме, сделать какой-то вывод из предшествующей деятельности за годы обучения.

И прежде чем написать эту дипломную работу, нам бы хотелось поделиться некоторыми размышлениями, к которым мы пришли за время обучения и ознакомление, с которыми поможет лучше понять проблематику затрагиваемую, этой дипломной работой.

В настоящее время мы как никогда раньше ощущаем глобальные изменения, происходящие во всех сферах человеческой деятельности, будь-то в научной, политической, экономической или религиозной сферах.

Размышления на эту тему занимают видное место на страницах журналов, а также в других средствах массовой информации. Этот период в истории человечества ученые называют по-разному, то, как эпоху пост модерна, то, как постиндустриальную эпоху. Но независимо от того, как называют эту эпоху различные ученые, предлог «пост» отражает состояние неопределенности в отношении будущего человечества.

Известный философ пост модерна — Жак Деррида говорит, в связи с этим, «о двух внутренне сопряженных, хотя и разномасштабных неудачах. С одной стороны это была всемирно-историческая неудача „Мифа о прогрессе“. С другой же стороны, это была неудача, постигшая западных интеллектуалов в их попытке успокоиться на последней интеллигентской религии нашего века — структуралистской религии Языка, поскольку бог этой религии — язык обнаружил свою конечность, то есть смертность, точно также, как и боги, всех предшествующих ей интеллигентских религий ХХ столетия — Техники, Науки, Культуры и т. д.» [5, с. 4].

И действительно, мы видим, что такая твердая вера ученых в науку как глашатая истины на заре позитивизма, сегодня поколеблена. Различные науки в настоящее время представляют собой лишь собрания различных теорий и парадигм, зачастую противоречащих друг другу.

Совсем недавно Карл Поппер писал, что «мы никак не можем поставить знак равенства между наукой и истиной, так как мы признаем в равной степени научными как теорию Ньютона, так и теорию Энштейна. Однако эти теории не могут быть одновременно истинными, впрочем, не исключено, что обе они ложны"[29, с.98].

И такое положение дел наблюдается не только в физике, но и во множестве других наук, причем это положение не является чем-то исключительным, а уже стало скорее правилом. И может такое положение дел в других науках удовлетворительно, но когда такое же положение наблюдается и в социальных науках, которые призваны дать нам понимание того, как правильно устроить общественную жизнь, то вполне понятно, что такое состояние неопределенности не только не способствует стабильности в жизни общества, а скорее наоборот. И это состояние неопределенности и нестабильности в человеческих отношениях каждый день может непосредственно наблюдать каждый из нас, независимо от уровня своего образования. Однако мы как люди, вставшие на путь постижения истины, не можем быть безучастны к происходящему в нашей науке. Мы не можем не стремится к истине, ведь это наше естественное стремление.

«Люди испытывают идущую из глубины сердца потребность в поисках истины. Подобно тому, как потребность в продолжение рода вынуждает нас иметь детей, потребность в истине побуждает нас создавать идеи. Но если истина одна, то можно с уверенностью сказать, что мир слишком увлекся изобретением противоречащих друг другу мнений о том, что она собой представляет» [29, с.95].

Естественным образом может возникнуть вопросы: что же нам делать в сложившейся ситуации? И как понимать происходящее вокруг?

В связи с этим, нам видится необходимым привлечь в этой дипломной работой внимание научной общественности к уникальному научному труду Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений», который является беспрецедентным по объему и эмпирическому охвату и превосходит в этом смысле даже «Капитал» Маркса и «Трактат по общей социологии» В. Парето, а также проиллюстрировать практическую значимость открытий Питирима Сорокина на примере Деятельности Движения Харе Кришна.

В начале работы мы описываем положение дел в современной социологии, каким его видят сами лидеры науки. Все они единодушно признают необходимость активного участия социологии в трансформационных процессах современности посредством предоставления адекватной информации о различных изменениях происходящих в социуме, об их причинах, а также перспективах такого развития событий.

Но в то же время мы наблюдаем узость имеющихся методологических подходов, которые не дают возможности ответить на множество интересующих нас вопросов. Поэтому мы приводим аргументы в пользу неотложной необходимости в использовании интегрального метода, который смог бы устранить недостатки различных методологий, при этом сделав их взаимоверифицируемыми.

Далее мы излагаем основные положения интегрального метода (название, которое предложил Питирим Сорокин) и иллюстрируем его непревзойденную эвристическую и практическую ценность.

Затем, опираясь на интегральный метод, мы формулируем проблемную ситуацию, лежащую в основе нашего социологического исследования и разработав Программу исследования, приступаем к ее практической реализации.

Проанализировав результаты исследования, и установив, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились, мы берем в качестве примера одну из ценностных установок участников Движения Харе Кришна и переходим к её эмпирической и практической иллюстрации, аргументируя наше центральное положение о том, что существует непосредственная взаимосвязь между определенными ценностными ориентациями и бесчисленным множеством проблем современности. Этот большой раздел позволяет нам увидеть громадную позитивную значимость деятельности Движения Харе Кришна в трансформационных процессах современности.

Исследования Питирима Сорокина проливают свет на суть происходящего в различных областях нашей жизнедеятельности сегодня, будь-то в науке, культуре и других областях.

Питирим Сорокин указывает, что происходящее вызвано крушением материалистической системы ценностей и построенной на ней чувственной социокультурной системе общественной жизни.

Говоря о материалистическом восприятии современной наукой человека, Сорокин пишет, что «вместо того, чтобы быть изображенным как дитя Бога, как носитель высочайших ценностей, которых только можно достичь в окружающем мире, то есть святым, человек низведен до уровня органического или неорганического комплекса, не отличающегося от миллионов подобных природных комплексов. Так как материализм отождествляет человека и его культурные ценности с материей механическим движением, то он и не может не лишить его исключительного положения в мире. Так как человек всего лишь комплекс атомов, а события человеческой истории всего лишь механические движения атомов, то ни человек, ни его культура не могут считаться священными, составляющими высшую ценность или отражение Божественного в материальном мире. Короче говоря, материалистическая наука и философия полностью унижают человека и саму истину.

Вместе с деградацией истины человек падает с пьедестала искателя правды, абсолютной ценности и опускается до уровня животного, которое при помощи своих разнообразных «идеологий», «рационализаций», и «выводов» стремится удовлетворить свою жадность, аппетит и свой эгоизм. Когда он не ведает, что творит, то он всего лишь простак; когда же он намеренно прибегает к таким «рационализациям» обращаясь к «истине» и другим высокопарным словам и понятиям, то он становится откровенным лицемером, который использует «истину» в качестве дымовой завесы для оправдания своих «реликтов» и прочих комплексов. В любом случае результат губителен для достоинства человека, его истины и науки… Ореол святости низвергнут с человека и его ценностей; человеческие отношения деградировали до уровня жестокой борьбы (понаблюдайте за бесконечным потоком войн и революций!), исход которой зависит от физического перевеса сил. В этой борьбе разрушаются ценности, а среди них — ценность чувственной науки и сама материалистическая истина.

Чувственная наука продолжает исповедовать свои ценности через постепенно сужающийся эмпирицизм, отделенный от других социальных ценностей — религии, добра, красоты и т. п. Истина суть то, что удобно и полезно; из нескольких возможных условий наиболее верно то, которое мне больше всего подходит…

Наконец, вследствие громадного и сложного разнообразия фактов, слабо связанных друг с другом, безотносительных и, несмотря на приписываемую им точность, очень часто противоречащих друг другу, эмпирическая наука затрудняет наше понимание действительности…

Можно сказать, что чувственная истина возвестила наступление Века Неуверенности. Ее теории — в лучшем случае гипотезы, отмеченные противоречиями и вечными модификациями. Мир оказывается сумрачными джунглями, неведомыми и непостижимыми. Такую неопределенность нельзя терпеть бесконечно. Она вредна для счастья человека, его творчества и даже для его выживания. Когда нет истинной уверенности, то человек вынужден искать ей искусственную замену, даже если она является всего лишь иллюзией…

Человеческая жизнь слишком коротка, чтобы овладеть громадным и беспорядочным скоплением фактов"[26, с 483−484] .

В силу вышесказанного, мы считаем насущно необходимым поиск иных методов и парадигм, принципиально отличных от тех, которые используются социологией в настоящее время и эта дипломная работа видится как скромная предварительная демонстрация отдельных элементов нового интегрального метода. Данный термин, был введен Питиримом Сорокиным, чтобы обозначить путь выхода из сложившегося кризиса в современной науке.

Предвосхищая какие-либо замечания о мотивах написания данной дипломной работы и личных убеждениях автора, нам бы хотелось завершить введение словами преподавателя факультета права Калифорнийского университета в Беркли доктора Филипа Джонсона: «Как и все люди, ученые вправе иметь собственные побудительные мотивы. Могут быть у них и свои предубеждения, влияющие на их выводы и заключения, однако тот догматический материализм, которым руководствуются многие деятели академической науки, способен нанести больший ущерб истине хотя бы в силу того, что предубеждением он почему-то не считается. В конечном счете, важны не причины, побудившие исследователей заняться поиском свидетельств определенного толка, а результаты этих поисков, достойные ознакомления с ними широкой публики и серьезного к ним отношения со стороны научной общественности"[32, с.21].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адираджа дас. Ведическое кулинарное искусство; - М.: ВВТ; 1993, — 334с.
  2. И. А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социс 2000, № 4.
  3. В.И. Труды по всеобщей истории науки. — М.: 1988.
  4. Э. Социология // Социс 1994, № 2.
  5. Ю.Н. Патологичность состояние постмодерна // Социс 2001, № 11.
  6. Ю.Н. Эволюция теоретической социологии ХХ века // Социс 1995, № 8.
  7. Г. П. Социологические законы // Социс 2001, № 6.
  8. И.А. Незаконный оборот наркотиков // Социс 1999, № 5.
  9. Журнал «Истоки»; -М.: ВВТ, 1994. — 60с.
  10. Т.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // Социс 2001, № 11.
  11. С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел; - М.: Философская книга, 1998. — 296с.
  12. О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социс 2000, № 10.
  13. Коэнен-Хуттер Ж. Актуальные проблемы социологии и их развитие // Социс 1998, № 6.
  14. Медицинская газета № 72 за 20.09.1995 г., статья «Чтобы спасти начинающих наркоманов».
  15. В.Г. Современная социология и российская культурная традиция // Социс 1994, № 3.
  16. И.Б. Самоубийство явление социальное // Социс 1998, № 8.
  17. А. Качества человека; — М.: Прогресс, 1991, — 250с.
  18. Т.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. — Ереван: Академия наук АССР, 1985, — 200с.
  19. В. А. Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России — шаг до национальной катастрофы // Социс 1998, № 8.
  20. Раймон Арон. Этапы развития социологической мысли.- М.:
  21. Равиндра Cварупа дас. Встреча с Господом Вселенной. — М.: Философская книга, 1998, — 135с.
  22. Н.В. Социология и социологи перед лицом глобальных катаклизмов // Социс 1999, № 3.
  23. Сатсварупа дас Госвами. Прабхупада: человек, святой, его жизнь, его наследие. — СПб.: ВВТ, 1993, — 509с.
  24. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.-543с.
  25. П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений.
  26. — СПб.: РХГИ, 2000.- 1056 с.
  27. П.А. Условия и перспективы мира без войны // Социс 1999, № 5.
  28. Сухотра Свами. Тень и реальность. — М.: Философская книга, 1998, 336с.
  29. Л. Г. СПИД как угроза социальной катастрофы // Социс 1998, № 9.
  30. Р. Механистическая и немеханистическая наука. — М.: Философская книга, 1998, — 302с.
  31. Р., Кремо М. Неизвестная история человечества. — М.: Философская книга, 1999, -461с.
  32. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. — М.: Научный мир, 1998. -204с.
  33. Д. Лидер новой эпохи: метафизический взгляд на проблемы руководства. — М.: Философская книга, 2000, — 304с.
  34. Харе Кришна: вчера и сегодня // Социологические очерки // - М, 1993, — 137с.
  35. Хари Шаури дас. Трасцендентный дневник, том 1-й. — М.: Философская книга, 1998, 860 с.
  36. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Наука самоосознания. — М.: ВВТ, 1991, — 477с.
  37. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам, Песнь 3-я, том 1-й. — М.: ВВТ, 1992, — 632с.
  38. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагават-гита как она есть. — М.: ВВТ, 2001, — 1056 с.
  39. П. Социология социальных движений. — М.: Аспект Пресс, 1996, — 416с.
  40. В.А. Стратегия социологического исследования. — М.: Добросвет, 2000, — 596с.
  41. Ю.В. Великие прозрения П.Сорокина // Социс 1999, № 6.
  42. Shinn, Larry D. The dark lord: cult images and the Hare Krishnas in America. Philadelphia: Westminster Press, c1987.
  43. Sooklal, Anil. A socio-religious study of the Hare Krishna movement in South Africa. Westville: Research Unit for the Study of New Religions and Indigenous Churches (Nermic), 1986. Yakos, Marvin. The roaring lion of the East: an inside view of the Hare Krishna movement. Hazelwood, MO: Word Aflame Press, 1988.
  44. Zaidman-Dviri, Nurit and Stephen Sharot. «The response of Israeli society to new religious movements: ISKCON and teshuvah.» The Journal for the Scientific Study of Religion; Sept 1992, v31, n3, p279(17)
Заполнить форму текущей работой