Основные каналы поступления и реализации наркотиков в РФ
Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества. Речь должна идти как о совершенствовании законодательной базы такого сотрудничества (подписание двусторонних соглашений), так и о практическом сотрудничестве, в частности при проведении операций по контролю за транзитом наркотиков через территорию Российской Федерации. К настоящему времени… Читать ещё >
Основные каналы поступления и реализации наркотиков в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время Россия притягивает торговцев наркотиками по двум основным причинам: огромный, практически неосвоенный, внутренний рынок и одна из ключевых стран в схеме транзита наркотических средств.
Для внутреннего рынка основной поток наркотиков идет со среднеазиатского направления — Афганистан, Пакистан и бывшие республики Советского Союза — Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и пока еще в очень небольшой степени Туркмения. Это прежде всего героин и опиум.
Как известно, первый вал наркотиков из Афганистана на территорию Советского Союза обрушился в период афганской войны. В настоящее время существует мощная, хорошо отлаженная сеть поставок наркотиков с территории Афганистана, где производством наркотиков занято несколько десятков тысяч человек. По данным ООН, Афганистан в год поставляет на черный рынок около 300 тонн опия. Кроме того, участились случаи переправки в Россию чистого героина, вырабатываемого в лабораториях на территории Пакистана. Основной поток идет через Таджикистан, границу с которым полностью закрыть невозможно с учетом происходящих там событий. Находящиеся в Таджикистане российские пограничники по многим причинам не в состоянии эффективно противостоять наркопотоку, хотя делают для этого все возможное. По данным Федеральной пограничной службы, на таджикско-афганской границе задерживается не более 5—10% направляемых в (или через) Россию наркотиков. Реальная цифра может стать ясна, если принять во внимание, что объем задерживаемых наркотиков составляет ежегодно более полутора тонн. Из Таджикистана наркотики поступают далее в основном в Киргизию, где город Ош стал за последние годы главным перевалочным пунктом для наркомафии. Можно отметить тот факт, что при проведении целого ряда операций против наркомафии в руки правоохранительных органов не раз попадали руководители различных государственных структур этого города. Далее наркотики доставляются в Россию как с помощью курьеров, так и, особенно с территории Казахстана, с помощью грузового автотранспорта. Достаточно активно используется и железная дорога, а также нередки случаи перевозки относительно небольших партий наркотиков курьерами авиационным транспортом. Однако в последние три года весьма значительная по объему масса наркотиков переправляется в Россию и в страны Западной Европы из Афганистана и Пакистана в контейнерах с различными товарами — как сельскохозяйственными, так и промышленными. Можно, в частности, назвать пример с транзитом из Афганистана в Голландию через опять же Санкт-Петербург контейнеров, в которых находилось 1,75 тонны гашиша. Усиление наркопотока через Среднюю Азию в Россию связано не только с той слабо контролируемой ситуацией, которая существует на юго-восточном направлении, но и также с тем, что Иран ввел не так давно смертную казнь для любого наркоторговца и использовавшиеся ранее маршруты через его территорию стали слишком опасны. В целом экспансия опиума по азиатскому направлению увеличилась с 1992 г. по 1996 г. в 13,5 раза. Возросло количество случаев контрабанды наркотических средств и сильнодействующих лекарственных препаратов из Китая. Только в ходе операции «Поток» в 1997 г. органами внутренних дел и таможенной службы было пресечено 128 случаев контрабанды эфедрина и эфедрицсодержаших препаратов.
Часть наркотиков, прежде всего маковая соломка, поступает с территории Украины, причем масштабы поставок с каждым годом все возрастают и, например, факты задержания партий в десятки килограммов сенсацией уже не являются. С достаточным основанием можно сказать, что Украина уверенно превращается в основного поставщика маковой соломки в Россию. При этом особенно следует отметить то, что основными производителями и поставщиками являются жители шести областей Западной Украины, включая Ивано-Франковскую, Черновицкую и Львовскую области. Статистика показывает, что с 1991 г. по 1996 г. количество изъятой соломки мака возросло с 6000 кг до 19 100 кг, то есть более чем в три раза. Если в 1991 г. было изъято 63 кг опия, то в 1996 г. эта цифра возросла до 1400 кг. Также во все большей степени налаживается поступление различных видов наркотиков из Азербайджана и Грузии. Из Азербайджана доставка идет прежде всего автотранспортом вместе с фруктами и овощами.
Собственно внутри Российской Федерации основной зоной нелегального выращивания конопли остается Дальний Восток, откуда также налажена система поставки наркотиков в крупнейшие города Сибири и Урала, а также в Центральную Россию. Однако следует признать, что обозначилась четкая тенденция к появлению плантаций конопли (хотя и небольших по площадям) в европейской части России, а также на Урале и в Восточной Сибири.
Резко возросло число случаев «огородничества», когда конопля выращивается на приусадебном участке. Даже в Подмосковье в последние годы ежегодно выявляется более ста случаев выращивания конопли в дачных поселках. В целом только в 1996 г., по данным МВД, выявлено 28 тыс. фактов незаконных посевов наркокультур, уничтожено более 3 тыс. гектаров (!) дикорастущих наркотикосодержащих растений. Если в 1990 г. общие площади выявленных незаконных посевов опийного мака, масличного мака и конопли составляли 9,5 тыс. гектаров, то в 1996 г. — уже 27,4 тыс. гектаров.
В последние два года стал очевидным рост поставок наркотиков в Россию из стран Латинской Америки. Пока что эти поставки носят больше транзитный характер и ориентированы прежде всего на потребителей в странах Западной Европы. Россия в этом случае выступает или как транзитный пункт или как перевалочная база. Одним из наиболее ярких примеров возрастания объемов поставок является факт задержания в Санкт-Петербурге в 1996 г. партии наркотиков из Колумбии (под видом мясных консервов) — кокаина — общим весом почти тонну и стоимостью порядка 100 миллионов долларов. Естественно, что такой объем не предназначался исключительно для России (с помощью такой партии можно было бы «посадить на иглу» почти миллион человек), а основная часть предназначалась для последующего транзита. При этом получателем груза была одна из российских фирм в СанктПетербурге.
Следует со всей очевидностью констатировать, что международный наркобизнес осуществляет активную практическую работу по включению в сферу своего влияния российского рынка (с перспективой реального контроля над ним) для обеспечения регулярных прямых поставок наркотиков (прежде всего героина и кокаина), отмыва наркодолларов и освоения в целях безопасности новых маршрутов транзита наркотиков из Латинской Америки в Европу.
Скорость и масштабы распространения наркотиков по территории России за последние пять лет позволяют говорить о том, что мы столкнулись с пандемией. В той или иной степени механизмы распространения наркотиков действуют практически во всех 89 субъектах Российской Федерации.
В принципе, при этом на территории Российской Федерации можно выделить несколько основных зон распространения наркотиков. Безусловно, пальму первенства по потреблению наркотиков держат Москва, Санкт-Петербург, однако заметный рост идет по многим другим регионам — Краснодарский край, Калининградская область, Свердловская область, Республика Дагестан, Хабаровский и Приморский края, Московская область.
Особенность Москвы и Подмосковья заключается в том, что сюда идет, прежде всего, основная часть дорогих и сильнодействующих наркотиков — героина, кокаина, эфедрона. Значительная часть их распространяется в криминальной среде, однако налицо тенденция расширения социальной сферы — участились случаи употребления этих наркотиков бизнесменами, представителями артистической элиты и шоу-бизнеса. По некоторым данным, среди ведущих российских артистов практически каждый второй или принимал, или принимает наркотики этого типа в настоящее время (в частности, в большую «моду» входит кокаин, который пытаются называть «наркотиком интеллектуалов») .
Практически во всех крупных городах, особенно в Москве и СанктПетербурге, в течение последних трех лет значительно (в десятки и сотни раз) увеличилось распространение самого популярного молодежного наркотика последнего десятилетия — метилендиоксиметиламфетамина (МДМА), который в просторечии зовется «экстази». Этот наркотик является сильным стимулятором со слабым галлюциногенным действием, который воздействует на организм в течение 6—8 часов. В 1971 г. МДМА был признан особо опасным психотропным препаратом и внесен в список Конвенции о психотропных веществах. В США, где он был запрещен еще в 1985 г., и в большинстве европейских стран относится к категории «А» наряду с героином, крэком. Основной канал распространения «экстази» — это молодежные дискотеки и высшие учебные заведения. В Москве практически в 90% случаев на дискотеках можно приобрести этот наркотик, причем практически открыто (к примеру, в Великобритании за распространение МДМА можно получить пожизненное заключение), хотя нужно отметить, что в последнее время правоохранительные органы столицы значительно усилили внимание к основным центрам распространения «экстази». Что касается основных каналов поступления «экстази», то их в настоящее время три: Нидерланды, Польша и Германия. Во всех трех странах налажено мощное нелегальное производство МДМА, во многом ориентированное и на Россию (в частности, с учетом того, что, как и в других странах, «экстази» стал неотъемлемой частью «рейв-культуры», активно осваиваемой российской молодежью). Доставка «экстази» осуществляется прежде всего курьерами — как российскими гражданами, так и иностранцами — автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом из указанных выше стран. Особое внимание к этому наркотику проявляют криминальные структуры с учетом того, что прибыль на операциях с «экстази» достигает 2000%. По всем имеющимся данным, следует ожидать в самое ближайшее время нового всплеска распространения этого наркотика в России.
Серьезной проблемой России является также и то, что в стране в настоящее время существуют достаточно большие сложности с системой эффективного контроля на химических и фармацевтических предприятиях, использующих наркотики и их составляющие. Таких по стране насчитывается несколько сотен. Здесь есть две основные проблемы — прямые хищения наркосодержащих составляющих (таких случаев ежегодно насчитывается более двухсот) на предприятиях и неучтенное производство наркопрепаратов (по некоторым данным, оно составляет от трех до пяти процентов от общего объема продукции указанных выше предприятий). Кроме того, за последние годы практически в семь раз возросло число случаев хищений наркотических средств из больниц и аптек, а также в три раза число случаев получения наркосодержащих препаратов по поддельным рецептам. Усилиями МВД удалось переломить эту тенденцию, и с 1996 г. число таких преступлений начало сокращаться.
Необходимо публично признать, что проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне. При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении — она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.
В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой. Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности. Переломить такое положение необходимо, а сделать это можно при привлечении всех основных структур общества государства — от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Шаги, даже самые решительные, только на одном из участков, ничего не дадут.
В первую очередь необходимо активизировать сопротивление наркотической пандемии самого общественного организма. Необходима мощная информационно-пропагандистская кампания, кампания социальной рекламы. Она должна быть направлена на молодежь, родителей, руководство государства. СМИ могут и должны сыграть ключевую роль в защите общества от этой новой напасти. Любая акция СМИ будет спасать сотни людей. А любая, пусть самая ограниченная кампания — сотни тысяч. Созданное 19 декабря 1997 г. движение «СМИ против наркотиков» является одним из первых важных шагов в этом направлении, которые должны быть поддержаны властью. Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании «Зона, свободная от наркотиков».
При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании. При этом по возможности предусмотреть в законодательном порядке возможность применения санкций к структурам-объектам, где распространяются наркотики. Основа для этого формируется. В конце ноября 1997 г. Московская городская Дума приняла за основу Закон «О санкциях к организациям и предприятиям, проводящим на территории города деятельность, способствующую распространению наркомании и токсикомании в Москве». Он, в частности, предусматривает, что если при проверке дискотеки сотрудники милиции обнаружат людей, находящихся в состоянии наркотического опьянения, или установят факты употребления, распространения наркотиков, то будет составлен протокол и в отношении фирмы-устроителя мероприятия. На основании этого протокола московские власти смогут принимать решение о наложении штрафа до 500 минимальных оплат труда. При повторном в течение полугода случае сумма штрафа может возрасти вдвое, а деятельность фирмы признана «социально опасной». Закон также предусматривает наказания к злостным нарушителям, включая изъятие патентов и лицензий, а также расторжение договоров аренды.
С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию — 12—17 лет, — разработать специальную программу «Молодежь и наркотики», в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США. Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления [Маршак А. Проблемы молодежной субкультуры // Наука, политика, предпринимательство. 1998. № 1, 2]:
- • средства массовой информации;
- • учебные заведения всех уровней;
- • органы законодательной и исполнительной власти.
Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Не следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур. При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов Федерации. При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.
Полезный импульс могло бы дать специальное обращение Президента России по проблеме наркомании к российскому обществу и персональное патронирование им всего комплекса мер, предпринимаемых в борьбе с наркотиками как на государственном, так и на общественном уровнях.
Важным событием в деле привлечения внимания общества к проблеме наркомании стало проведение специальных открытых слушаний в Государственной Думе РФ 2 марта 1998 г. Они позволили прежде всего сделать шаг вперед в деле координации усилий как различных государственных ведомств, так и общественных организаций, определить дальнейшие шаги в законодательной сфере. С учетом принятого Государственной Думой и подписанного бывшим Президентом России Б. Н. Ельциным Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» необходимо внесение дополнений и изменений в целый ряд федеральных законов, обеспечение контроля за своевременной подготовкой исполнительной властью нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена упомянутым выше Законом.
В Российской Федерации принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками (утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 г.). В этом документе наряду с вопросами предупреждения злоупотребления наркотиками, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией поставлена задача совершенствования антинаркотического законодательства. В частности, предписано урегулировать порядок законного оборота наркотиков, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть действующее уголовное и административное законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками. Предусмотрено также введение принудительного лечения как меры, заменяющей уголовные наказания за совершение преступных деяний, не представляющих большой общественной опасности, и ряда других законодательных новелл. Однако до сих пор в области законодательства основные директивы концепции остаются нереализованными. В июле 1994 г. была образована правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Задача комиссии — проведение единой стратегии и тактики, координация усилий различных государственных органов в этой работе. Руководство Комиссией возлагается на вице-премьера правительства. К сожалению, следует отметить, что по целому ряду причин, в том числе объективного характера, эффективность работы этой комиссии оказалась не слишком высокой. Имеющаяся Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995—1997 годы» (принята Постановлением Правительства 3 июня 1995 г.) предусматривала также комплекс мер и шагов, включая разработку аналитических проектов, кампании в средствах массовой информации и в учебных заведениях. Однако она не получила необходимого финансирования как из федерального, так и из местных бюджетов. По мнению экспертов, в рамках программы был накоплен определенный позитивный опыт, разработаны программы действий на региональном уровне в более чем 65 регионах страны, в 51 регионе созданы и действуют межведомственные комиссии. Но все же значительная часть запланированного осталась, к сожалению, лишь на бумаге.
Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества. Речь должна идти как о совершенствовании законодательной базы такого сотрудничества (подписание двусторонних соглашений), так и о практическом сотрудничестве, в частности при проведении операций по контролю за транзитом наркотиков через территорию Российской Федерации. К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. На сегодняшний день прямые контакты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков. Со стороны России будет правильным добиваться включения проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в повестку дня саммитов с лидерами наиболее развитых государств мира на постоянной основе.
Необходимо создание совместными усилиями всех правоохранительных органов России и СНГ специального банка данных, в который должны быть включены все лица, имеющие отношение к поставкам и распространению наркотиков. При определенных условиях доступ к этому банку должны иметь представители правоохранительных органов других стран, прежде всего тех, с кем необходимо наиболее плотное сотрудничество в борьбе с наркобизнесом (США, ФРГ, Великобритания, Нидерланды, Китай).
Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества.
Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще. В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности, в такие законы, как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.
Необходимо осуществление постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников. При этом необходимо создание специального банка данных, содержащего разностороннюю информацию по всей проблематике наркомании и наркобизнеса.
Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений МВД РФ, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам — Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, Дальний Восток. Важно повысить уровень технического оснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.