Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Местное самоуправление — социальная сущность, факторы развития: На материалах Липецкой области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкретное содержание каждого факторного элемента группы определяется анализом основных критериев факторных переменных. Диагностика факторов процесса социальной адаптации и координирования ролевой деятельности руководителей местных органов власти рассматривалась как операционная фаза разработки методики управления регулирующими процессами. Формализация концептуальной модели государственного… Читать ещё >

Содержание

  • — Введение
  • Глава II. ервая: Развитие местного самоуправления как объект социологического анализа
    • 1. 1. Социальный генезис местного самоуправления
    • 1. 2. Особенности кадрового корпуса муниципальных органов власти
  • Глава вторая. Социальная детерминация развития местного самоуправления
    • 2. 1. Нормативно — правовые факторы развития
    • 2. 2. Личностные факторы развития
  • Глава третья. Адаптационное регулирование развития местного самоуправления
    • 3. 1. Модель факторного воздействия на социальную адаптацию руководителей местных органов власти
    • 3. 2. Адаптационно-координирующие технологии как основное направление государственного регулирования развития местного самоуправления

Местное самоуправление — социальная сущность, факторы развития: На материалах Липецкой области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная реальность в России ставит многочисленные вопросы по регулированию процессов управления местных социумов, именуемых муниципальными образованиями. Определяемые глубиной реформирования органов власти и не завершившимися инновационными процессами, выраженными в структурной и функциональной их переориентации, они настоятельно требуют своего решения, позволяющего устранение значительные различия в качестве жизни населения. Исследование причин недостатков на материалах Липецкой области, свидетельствует о прямой зависимости уровня работы местных органов власти от стиля руководства ими.

Перемены в социально-экономических условиях жизни, формирующиеся идеологические и правовые основы, неопределенность перспективы воздействуют на поведение и функциональную деятельность руководителей местных органов власти. Происходят изменения в мировоззрении, ценностных ориента-циях, социальных качествах людей, приходящих к руководству в результате выборов. Динамичны взгляды избранных руководителей и на собственную роль в процессе исполнения должности (Приложение А, таблицы А.4, А.5). Им приходится соотносить свою деятельность с реальными условиями, адаптироваться в новом социальном статусе. Это согласуется с позицией Л. Я. Дятченко, который среди социальных процессов выделяет социальную адаптацию 70,74.

Существующая практика, подтверждаемая социологическими фактами, выявила одной из основных причин недостатков в деятельности местных органов власти отсутствие целенаправленного воздействия на социальные факторы развития местного самоуправления и, в первую очередь, на исполнение ролевые функций руководителями его органов власти.

Особая роль местного самоуправления заключается в том, что оно выступает одновременно и как механизм становления гражданского общества, и как его составная часть, позволяющая решать проблемы населения в наиболее оптимальных формах. Определившись с мерами регулирования развития самоуправления через воздействие на функционально-ролевые отношения в местных органах власти и реализацию ролевых функций их руководителями, государство получит возможность оптимизировать использование общенациональных ресурсов с учетом специфики и интересов каждой территории.

Несмотря Нс1 важность проблематики местного самоуправления, комплексного (теоретического и эмпирического, с использованием математико-статистических методов анализа) изучения организационно воздействующих социально-политических, нормативных и личностных факторов на процесс его развития не проводилось. Возникает парадоксальная ситуация: с учетом возрастания роли и значимости функций самоуправление приковывает все большее внимание представителей социологической, политологической, экономической, юридической науки, но адекватного величине проблемы накопления системных представлений о воздействии социальных факторов на его развитие нет. Подобное — ре. шьный источник риска ошибок и неудач.

Все это усугубляется отсутствием работ, раскрывающих социальную сущность местногэ самоуправления, механизмы управленческих и кадровых процессов в среде выборных должностных лиц — их генезис и закономерности основных стадий, этапов, фаз, циклов воспроизводства. Не определены взаимосвязи этих процессов с происходящими политическими, экономическими и социальными явлениями, составляющими внешнюю среду местных социумов.

Не решают проблемы исследования кадровых процессов в сфере органов государственной власти — в муниципальных образованиях они имеют иную философию и нуждаются в самостоятельной теоретической проработке. Отметим, что опросы муниципальных управляющих подтверждают их неподготовленность к эффективной работе (Приложение Б, таблица Б.А.12).

Данное диссертационное исследование рассматривает проблемы государственного регулирования развития самоуправления с целью выявления закономерностей влияния факторов, обеспечивающих эффективное исполнение руководителями местных органов власти ролевых функций, а также разработки модели координирующего воздействия на них в интересах населения.

Степень научной разработанности темы. Интерес к процессам развития самоуправления в отечественной науке проявляется на протяжении всей его истории. Суть их — в перераспределении властных полномочий. Отмечая утрату богатых самоуправленческих традиций России, авторы теоретических и популярных работ сосредотачивают свое внимание на аспектах правовых и финансово-экономических основ этого феномена (Емельянов H.A., Мокрый В. С, Туманова Н. JL, Фабричный С. Ю., Шугрина Е.С.), редко касаясь его социологического анализа (Богданович Т.Ю., Миронова Н.И.).

Выводы Богданович Т. Ю. базируются на концепции независимого от государственного воздействия местного самоуправления, контролируемого только населением 28. Результаты исследования Мироновой Н. И. заключаются в том, что местное самоуправление как социальный институт — устойчивый комплекс системы ценностей, установок, традиций, норм права и организационных структур — еще не сформирован в России, хотя ряд элементов его (законодательные основы и организационные структуры) уже есть. Исходя из понимания сущностных институциональных рамок самоуправления, Миронова Н. И. считает процесс институциализации его незавершенным, зависящим от государственной поддержки и степени развитости гражданского общества.

Занимая позицию формирования системы двойственного контроля и надзора за деятельностью местных органов власти, она предлагает регулировать ее через судебную отмену решений или отзыв должностных лиц, поддержку разнообразных общественных организаций граждан (общественное самоуправление, кондоминимумы, жилищные движения), а также ввести институты омбуд-смена (уполномоченного по рассмотрению жалоб граждан) и административной юстиции (суды, юрисдикция которых позволяла бы решать споры граждан с органами самоуггравления и отзыв их должностых лиц) 131.

Не оспаривая выводы этих немногочисленных работ, в которых институт местного самоуправления рассматривается с социальных позиций в аспекте сложных процессов его развития, соискатель считает, что вскрытая в них двойственность природы этого феномена доказывает правильность авторского подхода не противопэставлять государственную и самоуправленческую формы власти, а рассматривать их как части единой публичной власти, взаимодействующих на принципах соподчиненности и подзаконности.

Много работ посвящено осмыслению сути и содержания проблем социальной адаптации (труды Т. А. Алексеевой, Л. П. Буевой, В. Ю. Верещагина, И. Д. Калайкова, диссертационное исследование Т. Г. Дичева, научные материалы под редакцией Г. И. Царегородцева и других авторов 7−30−39−68−94−209). С социологической точки зрения процессы адаптации исследовались Ю.В. Га-ном, Н. Р. Захарченко, C.B. Кинелевым, И. А. Милославовой, И. Н. Никитиной, H.A. Свиридовым 47−83- 100- 130- 135- 178. Научные разработки по этой проблематике в области жизнедеятельности организаций представлены в работах И. А. Георгиевой, JI.A. Растовой и других авторов 48−170.

Однако целевое изучение проблемы становления избранного руководителя местного органа власти и адаптации его к исполнению ролевых функций в целях обеспечения развития самоуправления находится в стадии разработок. В связи с этим исследование носит поисковый характер, многие положения предлагаются к обсуждению впервые и сформулированы на основе предшествовавшей длительно, а практической работы над его объектом.

Познать роль местного самоуправления с учетом российской специфики соискателю помогли работы В. П. Безобразова, А. И. Васильчикова, JI.A. Велихова, Б.Б. ВеселоЕского, А. Д. Градовского, Б. Н. Чичерина 20−33−41−58−218. В этом ряду особо следует выделить работу JI. Велихова «Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства» 38, раскрывающую самоуправление как специфичную форму власти.

Для разработки темы диссертации исследовались концепция, цели, объекты и субъекты, механизмы и технологии государственной кадровой политики, социологическое видение кадровых процессов, изложенные в трудах Б. Т. Пономаренко, А. И. Турчинова и других авторов 158−159−204, работах, посвященных методологическим основам социальных технологий, вопросам управленческой теории и практики Данакина Н. С., Зверева А. Ф., Калашникова А. Ф.,.

Котельникова Г. А., Орлова Г. М., Патрушева В. И., Петрова В. А., Томилина В. Ф., Хохлова A.A., исследованиях, проведенных при их участии в РАГС и ОРАГС 63−85−105:141- 149- 152−215. Их ценность определяется не только глубиной научного познания, проработанностью подходов к кадровым проблемам, но и тем, что сложные теоретические вопросы разрабатывались применительно к российским условиям и своей методологией послужили фундаментом проникновения в социальную сущность местных органов власти.

Е.В. Охотский и В. А. Сулемов, акцентируя внимание на объективной составляющей кадре вых процессов, понимают под ними «продвижение, смену состояния кадровых отношений и связей, количественных и качественных параметров кадрового корпуса,. повторяемость кадровых явлений и качеств» [143,42]. При этом они подчеркивают, что кадровая политика отражает закономерности кадровых процессов, их зависимость от характера и уровня общественно-политического и экономического строя 56,17.

А.И. Турчинов среди кадровых процессов выделяет становление профессионалов 204,19−91. Б. Т. Пономаренко к этапам кадрового процесса относит разработку концепции государственной кадровой политики, реализацию целевых программ. Под управлением кадровыми процессами им понимается «совокупность последовательных действий для достижения определенного результата кадровой политики путем рационального использования интеллектуальных, материальных и трудовых ресурсов.» 159,99.

A.A. Хохлов, исследуя механизмы социальной детерминации кадровых процессов, их содержание и взаимосвязь, выявил специфику управления названными процессами, его механизмы и технологии 215,54−77. Проблемы становления и развития современной демократической доктрины местного самоуправления в РФ изложены в теоретических идеях и практических рекомендациях С. А. Авакьяна, Е. Г. Анимница, Ю. С. Васютина, H.A. Емельянова, A.B. Замотаева, В. И. Фадеева, П. А. Юдина и многих других.

Среди зарубежных авторов, исследовавших проблемы местного самоуправления, наибольший интерес представляют работы, составляющие фундамент современных взглядов на местное самоуправление и его роль в системе управления обществом. В ходе исследования анализируются труды Р. Гнейста, Т. Джефферсона, Э. Дюрана, А. Де Токвиля, Л. Штейна, С. Хьюмса и др.

Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся темы исследования, остаются недостаточно разработанными: отсутствуют монографические работы, исследующие сущность института местного самоуправления в системе российского общества, его субъективную составляющую в виде принципов формирования саморегулирующейся организационной структуры и изменяющегося под действием объективных и субъективных факторов кадрового потенциала. Учитывая малую применимость прежнего опыта по подбору, подготовке, расстановке и использованию кадров партийных и хозяйственных руководителей и недостаточную эффективность зарубежных рекомендаций в отечественных условиях, мы вышли на необходимость изучения воздействия социальных факторов, влияющих на развитие местного самоуправления и формирующих функционально-ролевые качества руководителей муниципалитетов.

Изучение теэретических аспектов взаимоотношений в обществе выявило отсутствие внимания к массовидным процессам, адекватного индивидуальной и групповой деятельности. В тоже время, даже самые малые муниципальные образования невозможно отнести к группам как по разноплановости объединяющих людей интересов, так и по формам достижения этих интересов. Кроме того, происходящие в них (как социальных системах) трансформации многообразны, сложны и контролировать все переменные этих процессов невозможно. В ходе исследования доказывается достаточность для предотвращения эскалации деструктивных процессов в муниципальных образованиях информационно-аналитического обеспечения и регулирующего воздействия государства по адаптации руководителей их органов власти к реализации ролевых функций.

Данное исследование имеет глубокую социальную направленность — недостаточная подготовленность руководителей органов местного самоуправления к работе по обеспечению жизнедеятельности населения снижает доверие к власти, повышает риск неудачи реформы общества из-за нескоординированности используемых методов принятия управленческих решений. Научная часть обозначенной проблемы, обусловившая проведение исследования, связана с отсутствием систематизированного знания о состоянии управленческой культуры выборных руководителей местного самоуправления, критериях их соответствия требованиям должности, технологиях и механизмах государственного регулирования развития местных органов власти.

Объектом исследования является процесс развития местного самоуправления на материалах Липецкой области.

Предмет исследования — государственное регулирование развития местного самоуправления.

Цель исследования: на основе системного анализа социальной сущности и факторов развития местного самоуправления определить основные направления совершенствования государственного регулирования его развития. Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач:

1) выявить на основе исторической ретроспективы особенности становления и характер местного самоуправления, основные тенденции развития и возможность его регулирования государственными органами власти;

2) раскрыть социальную сущность процесса развития местного самоуправления в современных условиях;

3) определить основные социальные факторы развития самоуправления;

4) разработать концептуальные модели адаптационного регулирования развитием местного самоуправления;

5) подготовить предложения по повышению эффективности государственного регулирования развития местных органов власти.

Основная гипотеза: с учетом передачи местным органам власти основных функций жизнеобеспечения населения, повышения их самостоятельности в социально-экономическом развитии территорий муниципальных образований возникает необходимость обеспечения адекватной ответственности за рациональное и эффективное использование передаваемых ресурсов. Для ее реализации органы государственной власти оставляют за собой контрольные функции и должны обеспечивать регулирование его развития через консультативно-методическое и нормативное воздействие на осуществление ролевых функций руководителями властных органов. Познание закономерностей влияния социальных факторов на основные направления государственного регулирования развития местных органов власти станет основой управленческих процессов при моделировании системы управления ими.

Теоретико-методологическую основу исследования составили социологические, психологические, политологические и философские аспекты теорий власти и лидерства, элиты и бюрократии, исторический и системный подходы, структурно-функциональный анализ, общенаучные и частнонаучные методы исследования: логический, сравнительно-правовой, математико-статистический, контент — анализ средств массовой информации, которые в совокупности позволили раскрыть социальную сущность и место органов самоуправления в системе публичной власти, показать специфику происходящих процессов реформирования общества и влияние государственного воздействия на качество работы руководителей местных органов власти, изучить особенности формирования их личных качеств и роль в развитии муниципалитетов.

В диссертации использованы концептуальные идеи основоположников социологической теории Э. Дюркгейма, М. Вебера о взаимодействии общества и личности, идеи отечественных ученых о влиянии организационных связей на формирование социальных связей (А. Богданова), о механизмах развития сложных систем в условиях переходных процессов (Н. Моисеева, Ю. Осипова, Ю. Плотинского), а так же нетрадиционные методы анализа современной действительности: социосинергетические и воспроизводственные.

Источниковедческую и эмпирическую базу исследования составили Европейская Хартия о местном самоуправлении, Конституция РФ, федеральные и региональные законы, нормативные акты органов самоуправления. В работе используются законодательные акты Российской империи и дореволюционной России, СССР, РСФСР, Российской Федерации, иностранных государств, документы и статистические справочники федерального и регионального уровня, материалы научно-практических конференций и периодической печати, проведенных социологических исследований (Приложения А, Б, Г).

Положения, выносимые на защиту:

1) органы государственной власти оказывают регулирующее воздействия на развитие местных социумов с помощью технологий социальной адаптации избранных руководителей муниципалитетов к исполнению ролевых функций и технологий координационного средообразования;

2) основными направлениями совершенствования государственного регулирования развития местного самоуправления являются социальная адаптация руководителей местных органов власти к исполнению статусных полномочий и нормативное средообразование;

3) адаптационные технологии предстают в виде регулирующего воздействия на факторы внешней, внутренней среды местного социума, средообра-зующих поцессов, влияющих на мотивацию субъекта и объекта управленческой деятельности или комплексного их воздействия;

4) с социологической точки зрения институционально определяются местное самоуправление, муниципальное образование и управление, руководитель и руководство местным органом власти, процесс государственного регулирования развития самоуправления.

Научная, практическая новизна и значимость исследования состоит в том, что впервые на научной основе выделяется и рассматривается как самостоятельный предмет исследования субъективная составляющая системы самоуправления, методами социологического анализа комплексно исследуются научно-теоретические и организационно-практические проблемы, влияющие на результативность работы органов самоуправления в период его развития, расширяется понятийный аппарат процесса развития самоуправления.

Проведенное исследование местного самоуправления позволяет уточнить сущность и место этого многофункционального института в системе публичной власти. Многоаспектное изучение корреляции ролевых функций руководителей муниципалитетов расширяет основу для дальнейшей теоретической разработки социальных проблем, касающихся организации и деятельности институтов народовластия. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки лекций и методических разработок в помощь практическим работникам и студентам профильных учебных заведений.

Исследование позволило разработать предложения и управленческие рекомендации по совершенствованию стиля, форм и методов работы муниципальных управляющих, подготовить материалы по информационно-методическому обеспечению развития местного самоуправления в Липецкой области, программы подготовки и переподготовки муниципальных кадров. Предложенные в диссертационном исследовании модель адаптационного воздействия на субъективную составляющую системы местного самоуправления, диагностический инструментарий оценки ее статического и динамического состояния, алгоритм управления социальными процессами могут быть использованы органами государственной власти в качестве основы при построении соответствующих систем организационно-правового и информационно-технического сопровождения программ развития самоуправления.

Апробация работы. Основные материалы и выводы исследования нашли отражение в практической деятельности администрации Липецкой области по социально-экономическому развитию местных сообществ, разработке программы и проведении курсов с вновь избранными руководителями органов местного самоуправления, публикациях (6 работах объемом 18 п.л.).

Предварительные материалы исследования обсуждались на кафедре социологии и психологии управления Орловской региональной академии государственной службы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и четырех приложений. В диссертации представлены 4 таблицы, 6 рисунков, 5 формул.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что, несмотря на высокую степень независимости местного самоуправления от управляющего влияния государственных структур, интересы народа как единственного источника власти требуют оказания регулирующего воздействия на преодоление вскрытых внутренних противоречий и его развитие. Выявлено, что имеющиеся точки зрения на феномен самоуправления отечественных и зарубежных авторов не учитывают массовидности протекающих в муниципальных образованиях как ограниченных местных социумах социальных процессов, формального статуса выборных местных органов власти, способа обретения должности руководителями муниципалитетов. Связанные с реализацией несовпадающих интересов населения и государственных целей, они при реализации кадровых процессов требуют применения теорий лидерства и элиты, синергетического подхода.

Учет социального аспекта в сформулированных институциональных определениях местного самоуправления, муниципального образования и муниципального управления носит базовый характер и позволяет вскрыть сущность процессов воспроизводства социальных отношений в местных социумах, воздействие на них как окружающей внешней и внутренней среды, так и руководителей муниципалитетов. Определив руководство в муниципальном образовании как сочетание интересов местного сообщества, а не только как субъект власти и его социальное положение, выявилась возможность формулирования понятия государственного управления развитием местного самоуправления: управленческое действие, представляющее систему воздействий нормативно-правового, образовательного, консультативно-методического и контрольно-координирующего характера, обеспечивающее регулирование отношений между субъектом и объектом управления внутри местных сообществ как саморазвивающихся систем и их целенаправленное поведение.

Исполняя эту функцию воздействием на руководителя местного органа власти через реализацию процессов адаптации и координационного средообразования на всех стадиях воспроизводственного цикла, государственные органы власти обеспечивают управляемое развитие отдельных местных сообществ и всей системы местного самоуправления в целом. При этом учитывается степень развития самоуправления, готовность населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, влияние личности руководителей муниципалитетов на состояние дел и направленность процессов развития, а также отсутствие выраженных линейных зависимостей между воздействующими факторами и результатами процесса регулирования, косвенность и субъективность оценки используемых критериев и их параметров.

Исходя из этого, результатом исследования явилось обоснование концепции комплексного воздействия государственного органа власти, обеспечивающего регулирование развития местных органов власти: социальной адаптации руководителей местных органов власти к эффективному и прогнозируемому исполнению ролевых функций и координационного средообразования, основанным на анализе возникновения проблемных ситуаций. Инструментом разрешения проблем местного самоуправления выступают технологии социального регулирования, повышающие активность социума и его руководителей. Такой подход не только отличается от существующей сегодня практики нерегулярного и несистемного эмпирического воздействия, но и подводит под нее соответствующую теоретическую базу, которая может служить основой для дальнейших изысканий в этой сфере управления.

В ходе исследования автор стремился привлечь внимание к регулированию процессов социальной адаптации руководителей муниципалитетов как к оперативной форме повышения эффективности исполнения ими ролевых функций и как способу государственного регулирования развития самоуправления. Воздействие координационным средообразованием на население местных социумов для достижения тех же результатов затруднено корпоративным характером социальных отношений в них, не имеющих достаточного для определяющего влияния «среднего слоя», несформированностью законодательной базы, незавершенностью процессов трансформации общественной жизни.

Важное значение в каждой вскрытой проблемной ситуации приобретает оценка степени адаптации и самоадаптации руководителей местных органов власти к различным видам функциональной деятельности, позволяющая определить границы регулирующего воздействия государственных органов власти. Выявлено определяющее влияние статистических и вероятностных критериев, объективно отражающих закономерности возникновения случайных событий, ведущих к различным исходам. Обобщенный подход к их использованию, основанный на принципе гарантированности результата в процессе моделирования управления адаптационным процессом как функции определяющих факторных переменных, позволил выявить основой инструментария механизма государственного регулирования развития местных органов власти систему адаптационных технологий реактивного типа, используя для определения стратегий управления принципы целеполагания и планирования.

Рассмотренный подход к проблеме такого регулирования позволил разработать и конкретизировать концептуальную модель социальной адаптации руководителей местных органов власти к эффективной ролевой деятельности, включающую в себя адаптационные технологии по видам деятельности как обоснованное управленческое действие, определенное воздействием факторов влияния — источников, условий и факторных переменных, сгруппированных как институционно-детерминированные, институционно-личностные и лично-стно-детерминированные составляющие.

Конкретное содержание каждого факторного элемента группы определяется анализом основных критериев факторных переменных. Диагностика факторов процесса социальной адаптации и координирования ролевой деятельности руководителей местных органов власти рассматривалась как операционная фаза разработки методики управления регулирующими процессами. Формализация концептуальной модели государственного регулирования основана на анализе информационной среды ролевой деятельности, разработке, принятии и реализации решений в процессе ситуационного управления. В целях формализации концептуальной модели выделены воздействующие технологии. Предложен метод формирования траекторий адаптационных технологий регулирования развития местного самоуправления при реализации социально-адаптационных стратегий: адаптационных координации и регулирования, мо-тивационного средообразования.

Использование логико-вероятностного подхода теории исследования операций для анализа параметров формализованной модели управления процессом социальной адаптации выявило обобщенный критерий оценки адаптации руководителя местного органа власти к ролевой деятельности — аналитический критерий самоадаптации как личностной способности к данному виду функциональной деятельности. Предложенный подход к количественному анализу управляющих факторов регулирующих процессов позволил на основе данного обобщенного показателя самоадаптации руководителя к конкретному виду ролевой деятельности выявлять возможность разрешения проблемной ситуации посредством регулирующих технологий, формировать траектории стратегий государственного регулирования развития местных социумов.

Ситуационный анализ проводился на основе проведенной программы социологического исследования, позволившей выявить количественные параметры определяющих факторов в моделируемых процессах, определить основные социальные проблемы местного самоуправления и ролевой деятельности руководителя муниципалитета в местном органе власти. В ходе его выявлены проблемные ситуации различия мотивации при принятии управленческих решенийсоциально-экономической замкнутости местных социумовавтономизации местных органов властинизкого уровня ответственности руководителя за полноту и качество исполнения ролевых функций.

Выявлены проблемные ситуации координационного регулирования: упущения в работе с резервом кадров, недостаточность информационных ресурсов и недоступность методической литературы, нетребовательность местного сообщества к уровню практической подготовленности претендентов на должность руководителя местного органа власти, недостаточная оперативность в реализации регулирующих технологий государственными органами власти и недостаточная личная заинтересованность в них руководителей, снижение общего и профессионального уровня образования населения, отсутствие механизма выявления и работы с лидерами.

Предложенная в диссертационном исследовании технология оптимизации управления социальной адаптацией руководителей местных органов власти представляет собой методику разрешения проблемных ситуаций в их функциональной деятельности и содержит 3 этапа:

1) выбор стратегии решения при формировании траектории управления адаптационной технологией, базирующейся на оптимизации ресурсов методом реактивного регулирования;

2) разработку алгоритма управления адаптационным процессом;

3) проектирование адаптационной технологии в заданных условиях.

Выбор стратегии управления базируется на решении задачи оптимизации методом линейного программирования ресурсов социального процесса. Решение конкретных оптимизационных задач показало, что приоритетность разработки адаптационных технологий, определение уровня принятия решения осуществляется по величине координат оптимального плана и цели управления.

В ходе исследования предложен алгоритм управления процессом социальной адаптации как способом государственного регулирования развития местных органов власти, сформулированы основные принципы проектирования адаптационных технологий для системы управления социальными процессами в местных социумах и выявлены их взаимосвязи, разработаны алгоритм проектирования адаптационной технологии разрешения проблемных ситуаций в функциональной деятельности руководителя местного органа власти и технология оптимизации управления социальной адаптацией на основе решения основных задач управления.

По итогам исследования обеспечивается решение всех основных задач управления: выбора стратегии, разработки алгоритма и проектирования адаптационной и координационной регулирующих технологий, которые в совокупности позволяют сформировать технологии социального воздействия на руководителей местных органов власти и обеспечить государственное регулирование развития конкретного муниципального образования и местного самоуправления в целом.

Настоящее исследование — попытка выйти на определенные генеральные закономерности системы, которые задают все имеющиеся проблемы управления обществом. Социологическим исследованиям взаимодействия государственной власти и местного самоуправления еще предстоит сформироваться в самостоятельную дисциплину с отточенным методологическим аппаратом. Пока же практика вырабатывает модели такого взаимодействия интуитивно через максимальное использование административно-экономических методов. Аналогичным образом интуитивно происходит и оценка их эффективности. Все это создает проблемный методологический фон, с которым пришлось столкнуться при проведении данного исследования.

Необходимость глубинного проникновения в предмет исследования объясняется концепцией власти: конституционное деление власти сделало реально существующим конфликт государства и местного самоуправления. Предложенный подход к государственному регулированию развития местного самоуправления дает действенный способ его оперативного и эффективного разрешения в современных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США.// США: экономика, политика, идеология. -М.: Наука, 1993.
  2. В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт// СОЦИС.- М., -1997. -№ 1.
  3. С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона. // Вестник МГУ. Серия 11.- 1996. № 2.
  4. Т.Т. Институты и инструменты управления развитием местных сообществ.// Муниципальный мир. -1999. -№ 5.
  5. А.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М.: Издательство МГУ, 1996 .
  6. П. Государственное управление на переломе. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -2000. № 2.
  7. Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека М., 1986.
  8. С.А. Основные направления анализа лидерства.// Вопросы психологии. -1991. № 3.
  9. В. От диктата бюрократии к политическому рынку. // Общественные науки.-1990.- № 7.
  10. Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов.- М.: Наука, 1994.
  11. Е.Г. Основы местного самоуправления. М., 2000.
  12. Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989 .
  13. Апт Л.Ф., Ветров А. Г. Энциклопедия местного самоуправления. Словарь-справочник по местному самоуправлению. МОНФ, 2000.
  14. Г. Нам не нужны виртуальные муниципальные образования.// Российская Федерация.-2000. № 6.
  15. У. Социология и современная системная теория.- М., 1967 .16.
Заполнить форму текущей работой