Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Групповая социальная терапия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических… Читать ещё >

Групповая социальная терапия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Группа — это коллектив людей, имеющих общую цель, которая может быть достигнута в результате взаимодействия и совместной работы членов группы.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.

Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование гештальттерапии и т. д.).

Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Функции малых групп весьма разнообразны: помощь и взаимодействие, развитие самосознания и самооценки, уверенности в себе и своих силах, избавление от одиночества, развитие чувства принадлежности, проведение досуга и др.

К особенностям работы в малых группах можно отнести следующие положения: малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»; в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей; в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом; малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.

Реализация этой цели может быть достигнута либо за счет организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо за счет расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо за счет включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

Технология работы в группе решает следующие задачи: исправление, корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов; предупреждение дисфункций (в случае такой опасности); обеспечение нормального развития членов группы, особенно в критические периоды роста; утверждение личности; воспитание чувства гражданственности.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:

  • — учебные группы: помимо получения знаний есть возможность высказать свое мнение или обсудить личностные проблемы;
  • — группы совместной деятельности выступают как метод установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений. Например, занятия спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др.;
  • — родительские группы являются разновидностью учебной группы, но только имеют более широкие цели;
  • -мужские и женские группы. Например, для решения проблем о роли женщины в современном обществе, освобождения от гнета, развития солидарности; кризисные моменты: изнасилование, жестокое обращение, развод и возрастные проблемы.

Состав группы может меняться в зависимости от поставленных и решаемых целей.

Руководство групповой работой. В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы — расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник — посредник внутригруппового взаимодействия.

В процессе группового взаимодействия руководитель направляет, помогает, наблюдает, анализирует, слушает, отвечает, организует, сочувствует, заботится, уважает, проявляет выдумку, разъясняет вопросы, поддерживает, принимает участие в деятельности группы.

Правила работы с группой. При групповой работе необходимо соблюдать правила работы, которые повышают ее эффективность и результативность: без особой надобности не вмешиваться в работу группы; заботиться о том, чтобы не было доминирования одного участника над другими; вовлекать в разговор всех; не оставлять без внимания молчаливых; способствовать взаимодействию членов группы, следить за соблюдением временных рамок.

Для эффективной работы группы очень важна организация пространства взаимодействия. Размещение: все должны видеть руководителя, а он всю группу; участники, испытывающие особые трудности, должны быть размещены соответственно. Например, если человек имеет проблемы со слухом, то сидеть он должен в таком месте, где можно прочитать по губам слова говорящих; лица, склонные к доминированию, должны сидеть рядом с руководителем; те, кому часто нужно отлучиться в туалет, должны сидеть ближе к выходу.

Размещение участников должно соответствовать производимой деятельности, а выбор помещения — обеспечивать конфиденциальность и защищенность от посторонних помех.

Использование наглядности: подумайте заранее, какие наглядные материалы и где разместить, какие информационные технологии использовать.

Структура групповой работы может быть представлена в виде следующего алгоритма: планирование деятельности группы (определение конкретной цели); ориентация (приветствие, знакомство); введение (цели и задачи встречи); подготовка (упражнения на сплочение, общий настрой, снятие внутренних барьеров, повышение мотивации и стремления к общению); работа (достижение поставленных целей); заключение (подведение итогов, переключение).

После собрания группы проводятся анализ и оценка.

В любой группе есть два уровня поведения и взаимодействия: обсуждение основной темы и процесс, происходящий параллельно с обсуждением. При оценке работы группы важно выяснить успешность работы группы и каждого участника, достижения поставленных целей, выявления позитивных моментов, возможностей использования полученного опыта.

Форма планирования работы группы: определение формы деятельности, количество и имена участников, сотрудники, руководитель, помощник, необходимое оборудование, место проведения встречи, цели группы.

Методика групповой дискуссии.

Технологическая цепочка групповой дискуссии связана с фазами развития группы. Перечислим основные содержательные моменты групповой дискуссии:

  • o знакомство членов группы;
  • o обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;
  • o переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;
  • o нарастание сопротивления и агрессии в отношении руководителя группы, соотношение этих переживаний с прошлым жизненным опытом;
  • o вскрытие истинных чувств к руководителю, их переработка, выработка групповых норм в отношении руководителя;
  • o вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью;
  • o формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в работе группы, норм и традиций группы;
  • o анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельного человека — собственно «рабочая фаза» групповой терапии, в ходе которой решаются ее основные задачи: коррекция отношений, неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация достижений;
  • o обсуждение результатов терапии, подведение итогов.

Технология самопрезентации — это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, это индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который привлекателен для окружающих.

В рамках групповой работы особое внимание уделяется изучению внешних признаков самопрезентации: язык тела, правильное дыхание, техники внутреннего контроля, спокойствия, имиджевые и поведенческие характеристики, культура публичного выступления.

Технология работы с сетью социальных контактов

Технология работы с сетью социальных контактов индивида (ребенка, пожилого, подопечного), основанная на работе с ближайшим окружением и включает в себя: сетевую диагностику; сетевой анализ (работа с сетевой картой клиента); сетевые встречи. В практике социальной терапии используются как элементы сетевой работы, так и сама технология. Рассмотрим алгоритм сетевой работы на примере работы с ребенком, имеющим дисфункции поведения, взаимоотношения, и его социальным окружением.

Алгоритм работы с индивидом включает в себя следующие действия:

  • 1. Предварительная работа — начинается с момента поступления ребенка в учреждение, может занимать разные промежутки времени (в зависимости от ситуации и личности ребенка) и быть достаточно незаметной со стороны, так как главной задачей становится установление контакта и доверительных отношений ребенка со специалистом (социальным педагогом, психологом, специалистом по социальной работе).
  • 2. Составление карты социальных связей — происходит совместно с ребенком при условии, если мотивация на эту работу состоялась. Он получает подробную инструкцию по составлению сетевой карты. При этом очень важно, чтобы речь специалиста была адаптирована к возрастным и личностным особенностям ребенка, была проста и понятна и процесс составления карты не становился «выкачиванием» информации.

Эта работа может состоять из нескольких этапов по времени. В результате карта социальных связей дает представление о том, кто конкретно входит в окружение ребенка и как он описывает свои отношения с каждым из этих лиц.

Параллельно с ребенком работает и специалист, который по мере поступления информации заполняет лист с основными данными о ребенке и его окружении.

З.Анализ социальной сети — производится также совместно с ребенком. Анализ теоретически указывает на имеющиеся возможности и ограничения при разрешении кризисной ситуации. Далее специалист исследует баланс секторов карты.

На основе анализа межличностных связей и отношений специалист определяет важных и значимых лиц для ребенка.

4. Организация встречи в рамках социальной сети. На основе анализа специалист совместно с ребенком исследует возможность организации встречи в рамках социальной сети, на которую могут прийти люди, указанные в карте социальных связей.

Организацией встречи занимается постоянно действующая команда ведущих и группа рефлексии, прошедших обучение по данной методике и получившие соответствующий диплом. Они определяют тему — проблему встречи, текст приглашения на встречу, процесс мотивации на участие во встрече членов социальной сети, проводят необходимые согласования и предварительные встречи с ними.

  • 5. Проведение сетевой встречи. Работа с социальной сетью подразумевает, что специалисты центра предоставляют свои профессиональные знания в распоряжение людей, обратившихся за помощью в центр.
  • 6. Работа после сетевой встречи заключается в реализации тех позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи. В эту работу включаются уже не только специалисты и чиновники по долгу службы, но и лично заинтересованные участники социальной сети: родственники, друзья, соседи.

Использование сетевой терапии как одной из технологий социальной терапии улучшает качество жизни и возможности социальной интеграции в будущем для тех индивидов, которые остаются в стенах казенных учреждений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой