Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Генетическая связь душевных процессов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь вопрос о таком дополнении может ставиться различным образом. Его постановка бывает или метафизической, причем дело идет о том, чтобы присоединить к фактическим данным внутреннего замечания предположения, делающие понятным связь их с совокупностью духовного бытия и бывания (Seins und Geschehens), или она бывает эмпирически естественнонаучной, причем дело идет о том, чтобы там, где… Читать ещё >

Генетическая связь душевных процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, рассмотрение сочетаний и отношений психических процессов ведет к допущению повсюдной их однородности, которая со своей стороны делает понятным развитие высших духовных функций из низших. Ничего не может быть здесь ошибочнее того еще и ныне в различных формах распространенного в психологии понимания, сообразно которому все душевное развитие состоит в постепенном присоединении совершенно новых функций к первоначально имевшимся налицо. Утверждается, что сперва существовали лишь ощущения и побуждения, к которым постепенно присоединяется внимание, а вслед за тем пробуждается еще и воля в качестве специфически отличной от них силы, а в конце концов являются деятельность фантазии и умственная деятельность. В действительности такое возникновение новых основных психических сил в течение жизни настолько же непостижимо, как оно и не оправдывается фактами. В побуждении как в основном процессе, встречающемся на всех ступенях психической жизни, содержатся все те элементы, которые появляются в высших процессах сознания, и эти элементы вполне выводимы из сочетания и дифференцировки побуждений.

Наиболее первоначальные проявления жизни суть внешние действия, вытекающие из побуждений, вызываемых чувственными впечатлениями. В них соединяются в одно целое представление, чувствование и волевой акт. При возобновлении представлений к ним присоединяются проявления побуждений, аналогичные прежним, причем в то же время, соответственно уменьшению интенсивности ощущения, убывают характерные для волевой деятельности чувствования, а также и импульсивный эффект воли. Таким образом развиваются внутренние действия, вытекающие из побуждений, в которых доминирует сторона представлений, тогда как волевой процесс сводится к апперцепции и связанной с ней, уже не направленной на внешние цели двигательной реакции. В порядке, определяемом частью преемством внешних впечатлений, частью течением жизненных функций, эти внутренние и внешние действия, вытекающие из побуждений, фиксируются затем прежде всего в ассоциациях по смежности. Но, по мере того как возрастает богатство сознания представлениями, единичное ощущение может становиться исходным пунктом различных ассоциационных рядов. Таким образом возникает соперничество представлений, при котором выдающуюся роль играет ценность чувствований отдельных элементов, вытекающая из отношений к общему характеру сознания. Затем благодаря этому возникают два тесно связанных друг с другом процесса. Во-первых, благодаря предпочтению определенных сочетаний представлений возникают особые формы ассоциации между первоначально далекими представлениями, ассоциации по отношению (Beziehungsassociationen), которые благодаря становящемуся привычным их сочетанию в то же время получают характер ассоциаций по смежности, так что сознание легко может располагать ими. Во-вторых, заключающийся в обнаружения побуждения простой волевой акт дифференцируется в акт, определяемый выбором: пассивная апперцепция превращается в активную, действие, вытекающее из побуждения, в произвольное действие. Таким образом на этой высшей ступени развития апперцепция и внешняя волевая деятельность относятся друг к другу совершенно так же, как на низшей ступени пассивная апперцепция и внешнее действие, вытекающее из побуждений. Однако эти высшая и низшая формы духовной деятельности представляют собой не только ступени прогрессивного развития, но в то же время и продолжающие существовать наряду друг с другом и взаимно способствующие друг другу процессы. Из побуждений развиваются произвольные действия, а произвольные акты благодаря произвольному упражнению переходят в действия, вытекающие из побуждений. Активная воля в формах деятельности фантазии и логического мышления подчиняет себе ассоциации, затем продукты той и другой становятся привычными ассоциационными рядами, и на основе их в свою очередь возникают новые и более содержательные формы интеллектуальной деятельности. Таким образом, переход в ассоциации и влечения в области высших духовных процессов имеет такое же значение, как-то, которое в общем развитии жизненных процессов принадлежит механизированию психических функций. В действительности это последнее есть только дальнейший акт, присоединяющийся к обратному превращению (Rilckbildung) произвольного действия в побуждение. Сперва на место выбора становится однозначное волевое действие, затем постепенно блекнут сознательные элементы последнего, и в конце концов внешнее впечатление рефлекторно вызывает целесообразное действие, которое первоначально возникало благодаря интеллектуальному размышлению.

Но в то же время эта последняя ступень регрессивного развития (Ruckverwandlung) психологических процессов указывает на пробелы, представляемые этим чисто психологическим рассмотрением. Мы можем в пределах связи процессов сознания комбинировать факты друг с другом и констатировать развитие более сложных процессов из более простых. Но возможность сознания этого всюду прекращается в тех случаях, где или вследствие взаимодействий с внешним миром в сознание входят совершенно новые элементы, или где возникшие в нем духовные продукты исчезают, чтобы поздние снова проявиться. Здесь психологическому исследованию приходится лишь принять вновь доставляемый чувственным ощущением материал за данный, а для всех тех процессов, которые исчезают из сознания, допустить, что они оставляют после себя какие-либо неопределимые психологическим путем предрасположения (Anlagen), которые делают возможным их возобновление в сознании. А поэтому, для того чтобы дать более обстоятельный отчет в таких условиях духовной жизни, которые лежат за пределами сферы внутреннего опыта, во всяком случае требуется уже не чисто психологическая точка зрения рассмотрения, а иная.

В свою очередь вопрос о таком дополнении может ставиться различным образом. Его постановка бывает или метафизической, причем дело идет о том, чтобы присоединить к фактическим данным внутреннего замечания предположения, делающие понятным связь их с совокупностью духовного бытия и бывания (Seins und Geschehens), или она бывает эмпирически естественнонаучной, причем дело идет о том, чтобы там, где психологическое наблюдение представляет пробелы, дополнить их соответственными членами, данными в естественнонаучном опыте. Первая из этих постановок вопроса уже обсуждалась при исследовании трансцендентных идей. При этом получился ответ, гласящий, что какой бы важный пункт в развитии духовной жизни ни представляло индивидуальное сознание, оно тем не менее может быть понято в совокупности его действий лишь как член, входящий в состав духовной вселенной, которой оно относительно самостоятельно противостоит лишь как волевая единица, тогда как обладание присущими ему представлениями всюду вытекает лишь из взаимодействий с вне его находящимися волевыми единицами. Таким образом объясняется то обстоятельство, что индивидуальная духовная жизнь на самом деле образует относительно замкнутый в себе комплекс лишь с волевой своей стороны, тогда как все получающее значение в качестве объекта деятельной воли есть достояние текучее, всегда могущее быть удержанным в единичном сознании лишь на моменты. В общем было уже указано и на вторую из вышеупомянутых постановок вопроса, на эмпирически естественнонаучную, или психофизическую. Здесь нам остается лишь задача, состоящая в том, чтобы обнаружить, каким образом на основе последней следует дополнить исследования чистой психологии, и как может быть установлена гармония между полученными таким образом результатами и выше охарактеризованным метафизическим пониманием. Но сначала будет необходимо исследовать те свойства, которые вытекают из всех видов психического развития для принципов духовной причинности, свойства, которыми должно руководиться обсуждение отношения между духом и природой, а потому и прежде всего для психофизических проблем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой