Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема культурных приоритетов и ценностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большую роль возрожденцы отводят морали. Почти все они обсуждают проблему достоинства, чести, добра, зла, благородства, нравственных норм жизни, отношения к другим людям, к миру, к обществу. Всячески отвергаются средневековые ценности — аскетизм, отшельничество, слепая покорность, консерватизм. Активно провозглашаются величие духа, свобода, внутреннее самосовершенствование, богатство, слава… Читать ещё >

Проблема культурных приоритетов и ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на то, что возрожденцы хорошо понимали необходимость целостного освоения культуры, они постоянно вели дискуссии (автодискуссии) о приоритетном значении тех или иных ее элементов и ценностей, порой противопоставляли гуманистов (поэтов, риторов, литераторов) инженерам, естествоиспытателям, математикам и даже художникам. Уже Ф. Петрарка ставит вопрос о некоторых предпочтениях. Для него главное в культуре поэзия и риторика. Поэзия — высшее из искусств, самое совершенное и самое благородное. Она воплощает мудрость и универсальное знание, побуждает человека к добродетели. В то время как наука дает только знания. Эту идею подхватывает Л. Бруни, который в поэзии находит «великую мудрость и зародыш всех наук», вершину знания, не уступающую теологии. Для него, как и для античного человека, поэт выше философа, ибо он пишет по божественному наитию.

Литература

вообще вызвала колоссальный интерес у деятелей эпохи Возрождения. Почти каждый из них упражнялся в литературных изысканиях, писал стихи, поэмы, новеллы, мемуары.

Л. Валла превозносит достоинства риторики и языка, особенно латинского. Красноречие, полагает он, способно убедить во всех вещах и развить умение говорить о них. Слово есть проводник мысли, ключ к постижению мира и человека, важнейшее средство возделывания души. Через слово, через язык все представляется прекрасным. Язык фактически становится синонимом культуры, инструментом, возделывающим «homo civilis» (цивилизованного человека). Язык — воплощенный дух, слово — воплощенная мысль. Необходимо уважение к слову, понимание сакральности языка, возвращение к его изначальное™. А. Полициано даже предлагал включить в словесность философию, чтобы видеть словесность философской. Мирандола же, наоборот, стремился включить словесность в философию, сделать философию гуманистической. Леонардо придерживается иной позиции. Он отождествляет слово с добродетелью и знанием. Вместе с тем рассматривает его как прошлое, старое, известное, вторичное, как тень вещи. Слово, с его точки зрения, не способно постичь тайну, оно есть обход прямого пути к истинным объектам познания. Оно — оглашение, а, следовательно, отрицание тайны и глубины мира.

Самое значимое место в культуре Леонардо отводит живописи. Живопись отвечает всем необходимым критериям познавательно-созидательной (культурообразующей) деятельности (первичности, понятности, действенности, всеобщности). Она воспринимается мгновенно, без опосредований. Живопись обладает доступностью и привлекательностью, словно бы природа. Работа художника универсальна, бесспорна и конкретна; она воздействует на зрение, слух и осязание человека. В живописи, как ни в чем другом, происходит порождение новых форм и постоянная сверка с первоисточником. Здесь больше всего проявляется творчество и индивидуальное начало, познание сочетается с сознанием, истина с новизной.

К. Салютати, в свою очередь, идеализирует мифы, особо подчеркивая гносеологические, нравственные, эмоциональные, историко-философские и естественнонаучные ценности в них.

Большую роль возрожденцы отводят морали. Почти все они обсуждают проблему достоинства, чести, добра, зла, благородства, нравственных норм жизни, отношения к другим людям, к миру, к обществу. Всячески отвергаются средневековые ценности — аскетизм, отшельничество, слепая покорность, консерватизм. Активно провозглашаются величие духа, свобода, внутреннее самосовершенствование, богатство, слава, красота, самость, личный интерес, любовь, дружба, по большому счету плодотворная деятельность, гражданская жизнь, светская культура.

Несмотря на критическое отношение гуманистов к философии, ее роль и значимость научных знаний вообще возрождениями осознается и оценивается высоко. Мирандола и вовсе доходит до крайности, утверждая: «Кто лишен литературного изящества — недостаточно человечен; кто чужд философии — не человек!». Средневековая схоластика отвергается, как впрочем, отвергается мифологическое библейское культурное пространство в целом. На смену им приходят философия природы и философия человека, а вместе с ними новая природная и культурная картины мира. Мыслители Возрождения детально изучают законы мироустройства. Во всем ощущается стремление к объективной истине, вводятся новые критерии познания. Космос десакрализуется, мир земной и мир человеческий вписываются в бесконечное множество миров. Мир становится усложненным, дифференцированным. Он макрокосм и микрокосм. Геоцентрическая картина мира заменяется гелиоцентрической. На смену библейскому ограниченному пространству приходит бесконечное пространство Коперника, Бруно, Кеплера. Наука начинает рассматриваться как форма власти над природой, как важнейший инструмент постижения истины, даже как путь к достижению счастья (Аргиропуло), а то и бессмертия (Манетти). Она трактуется не столько как сумма знаний, а как процесс, направленный на их получение. М. Фичино и Мирандола рассматривают науку как главную ценность человеческой жизни. Новый статус приобретают физика, астрономия, математика, медицина, политическая наука, право. Следует отметить, что политико-правовые вопросы приобретают исключительное значение. Пальмиери пишет об огромной роли законов, которые имеют целью благо всех людей, поддержание мира, согласия, процветания, справедливости. Возрожденцы осуждают тиранию, насилие, говорят и пишут о преимуществах республиканского строя и свободах ему присущих, гражданском гуманизме, новой социальности. Основа свободы — равенство граждан, выражающееся в равных правах каждого в рамках порядка, установленного законом (Ринуччини, Пальмиери, Манетти). Знания тесно увязываются с экономикой, социальной жизнью, политикой, искусством, моралью. Существенную роль в человеческой жизни возрожденцы отводят материальной культуре, технике, архитектуре, скульптуре, музыке, культуре быта, образования и воспитания. Вместе с тем несмотря на некоторые пристрастия и предпочтения, возрожденцы почти единодушно в качестве высших ценностей признают красоту, знания, свободу, здоровье, индивидуализм. Они четко осознают единство различных областей культуры, их взаимную обусловленность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой