Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные формы благотворительности и милосердия (опыт фандрайзенга в Волгогрде)

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о благотворительности в современной России вновь поставлен жизнью, как и много лет назад. Идет процесс возрождения традиций духовности и гуманного милосердия: восстанавливаются храмы, создаются благотворительные фонды, дома для престарелых людей, устраиваются благотворительные вечера и сборы. Различные российские фирмы начинают принимать участие в делах милосердия. На средство некоторых… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Социокультурный феномен благотворительности
    • 1. 1. Благотворительность как категория культурологического знания
    • 1. 2. Особенности проявления благотворительности на разных этапах формирования общества
    • 1. 3. Меценатство в Царицынском крае (В.Ф. Лапшин, А.А. Репников)
  • Глава 2. Культурная деятельность российского общества в рамках благотворительных фондов
    • 2. 1. Фонды поддержки культуры и их деятельность
    • 2. 2. Особенности организации фандрейзинга в социокультурном пространстве
    • 2. 3. Современное меценатство и благотворительная еятельность в Волгограде и Волгоградской области
  • Заключение
  • Литература

Современные формы благотворительности и милосердия (опыт фандрайзенга в Волгогрде) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Процессы, происходящие в современной России расслоение общества, обнищание значительной массы населения заставляют обратить внимание не только на возрождение экономики и необходимость повышения благосостояния народа, но и на изучение опыта, связанного с организацией текущей практической помощи культуре, в частности, благотворительности, как проявления заботы государства о нравственном здоровье и интеллектуальном потенциале любого социума.

В бедственном положении оказалась культура, без которой действи-тельное возрождение страны просто невозможно. При самых взвешенных и умеренных пдходах нельзя не признать, что общество испытывает огромный дефицит духовности, высокой нравственности, интеллигентности и элементарной воспитанности, понимания и милосердия.

Современное российское социокультурное пространство характеризуется тенденцией возрождения культурных традиций, интересом к историческому наследию, потребностью общества в формировании духовных идеалов, связанных с особенностями менталитета россиянина, стремлением сохранить его культурную самобытность.

Исследование культурологического аспекта феномена «благотвори-тельность» позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления.

В сегодняшнее непростое время поистине достойны уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых соци-альных и культурных проблем.

Реализуя важнейшие функции культуры, модифицируясь в соответст-вии с существующим социумом, благотворительность, тем не менее, сохра-няет имманентно присущие ей свойства, делающие ее непреходящей ценно-стью общества, инструментом решения конкретных задач.

Исследование благотворительности с точки зрения социологического и культурологического знания, анализ новых интересных форм взаимодействия ее с другими сторонами культурной и социальной деятельности представляются весьма актуальными.

Мы понимаем благотворительность как закономерную особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность — показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности.

Благотворительность как важная часть культурной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания современной России.

Именно сейчас настало время понять особенности благотворительно-сти, для чего необходим диалог веков, который мог бы стать отправным пунктом в поиске новых, уникальных, неповторимых способов реализации ее целевых установок. Недостаточная разработанность теоретико-методологических, экспериментальных основ и научного осознания феномена «благотворительность» требует использования междисциплинарного концептуального подхода к его изучению.

Цель нашей работы изучение истории развития благотворительной деятельности в родном крае, экспериментальное описание и социокультур-ной специфики феномена современного меценатства (фандрейзинга).

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

— осуществить анализ благотворительности, выявив ее культурологический аспект и мировоззренческие основы, на которых она базируется, и уточнить её определение с точки зрения куль-турологического знания;

— дать характеристику феномену «благотворительность» как со-ставляющей менталитета российского народа;

— выявить основные функции благотворительности и исследовать их проявление в социокультурном пространстве современного общества;

— проследить генезис формирования благотворительности в исто-рико-культурологическом аспекте, обосновав критерии ее преемственности на разных этапах развития российского государства;

— определить сущность и специфику фандрейзинга, проанализировав возможности использования его технологий в условиях социокультурного пространства конкретного региона;

— сформировать понятие «институт благотворительности» как структуры, объединяющей организации и учреждения, которые осуществляют полноценное социальное партнерство с целью реализации культурных проектов.

Объект исследования — социокультурный феномен благотворительности (меценатства).

Предмет исследования процесс формирования благотворительности как категории культурологического знания, ее анализ в контексте культурогенеза, менталитета российского народа, характеристика в рамках благотворительных фондов, а также внедрение фандрейзинга в качестве перспективной технологии поиска денег на развитие культуры.

Гипотеза мы предполагаем, что возрождение меценатства послужит главной причиной дальнейшего существования и развития многих социокультурных сфер. Поиск источников благотворительности откроет пути сотрудничества бизнесменов, предпринимателей и работников духовной оциально-культурной сферы.

Методы исследования контент-анализ, изучение литературы и ар-хивных документов, периодических изданий, интервьюирование адресатов и адресантов благотворительной помощи.

Благотворительность во все периоды развития общества всегда явля-лась одним из показателей нравственного, духовного и морального состояния общества. Всегда были богатые и бедные, здоровые и больные, то есть всегда были те, кто нуждался в помощи и те, кто мог помочь.

Благотворительность в России уходит корнями глубоко в прошлое. На Руси она зародилась сразу после принятия христианства и была распространена в монастырях. Русские люди жертвовали на храмы, творили милостыню. Богатые посещали богадельню и тюрьмы, кормили нищих. На Руси давали совет: «Если хотите, чтобы между вами не было бедных и несчастных, то помогите каждый своему соседу».

Вопрос о благотворительности в современной России вновь поставлен жизнью, как и много лет назад. Идет процесс возрождения традиций духовности и гуманного милосердия: восстанавливаются храмы, создаются благотворительные фонды, дома для престарелых людей, устраиваются благотворительные вечера и сборы. Различные российские фирмы начинают принимать участие в делах милосердия. На средство некоторых банков, частных лиц и народные пожертвования возведен Храм Христа Спасителя в Москве, построены церкви Петра и Павла, богадельня в поселке Прохоровке Курской области и многое другое.

Теоретическая и практическая значимость нашего исследования определяется его актуальностью в современном социокультурном пространстве, введением уточненного определения благотворительности с точки зрения культурологического знания, разработкой культурологического подхода к организации благотворительности как инструмента фандрейзинга, обоснованием необходимости создания «института благотворительности» как структуры, способствующей активизации внедрения фандрейзинга и его технологий в социокультурное пространство конкретного региона.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и учебной работе, а также в практической деятельности по организации благотворительности как инструмента фандрейзинга среди населения конкретного регина.

Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Глава 1. Социокультурный феномен благотворительности

1.1. Благотворительность как категория культурологического знания

Изучение культурологического аспекта проблемы дает возможность определить благотворительность как один из важнейших аспектов социо-культурного заполнения проблемного поля

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Г. Общество и власть в истории России. СПб.: Наука, 1999.
  2. В. Г., Соколов А. Р. Благотворительность в России. Историографические аспекты. Спб.: Просвещение, 1998.
  3. Л. В. Благотворительность и меценатство в России. М.: Просвеще-ние, 1993.
  4. В. Г. Благотворительность и призрение в России: Монография. ВолгГТУ, Волгоград, 2000.
  5. Большая советская энциклопедия. 1-е изд. Т. 6. М., 1930. С. 466.
  6. А. В. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Просвещение, 1989.
  7. А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989.
  8. П. А. Москва купеческая. М.: Высшая школа, 1991.
  9. Н. А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М.: Наука, 1999.
  10. П. В. Обитель милосердия. М.: Просвещение, 1991.
  11. М. Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство.// История предпринимательства в России. М.: РОССПЭН, 2000.
  12. М. Меценат, который построил лучший в России музей // Российские вести. 2000 от 1 — 14 ноября (№ 45 — 46), прил.: Древо № 9. С. 8 — 9.
  13. М. Российские Медичи. М.: РОССПЭН, 1996.
  14. В. В. В пользу бедных // Родина. 1991. № 3. С. 27 — 29.
  15. Е. Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX — ХХ веков. Автореф. дисс… канд. истор. наук. М., 1996.
  16. А. А., Апресян Р. Г. Этика. — М.: Просвещение, 1998.
  17. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М, 1955. — С. 94.
  18. В. ЛУКОЙЛ — жителям Волгоградской области.// Областные вести, 03 декабря 2004 г.
  19. Н.Г. Московские меценаты. — М.: Молодая гвардия, 1992.
  20. Г. В. Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве со-временного общества. Краснодар: АКД, 2002.
  21. Г. В. Благотворительность как черта менталитета российского народа. / Материалы 2-х Кайгородовских чтений. — Краснодар, 2002. Г. В. Жуков Г. В. Функции благотворительности и их характеристика. / Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона. Региональная науч. — практич. конф. молодых ученых. — Краснодар, 2002.
  22. Г. В. Благотворительность в культуре и её формы. / Российская культура XXI века глазами молодых ученых. Материалы межрег. науч. — практич. конф. аспирантов и молодых ученых. — Краснодар, 2001.
  23. Г. В. Благотворительность как феномен культуры./ Транснациональные проблемы культуры XXI века. Всероссийская науч. — практич. конф. — Краснодар, 2002.
  24. Г. В. Фандрейзннг как форма благотворительности в культуре. / Духовное возрождение России: образование и культура. Науч. — приктич. конф. Краснодар, 2002.
  25. Исторический опыт социальной работы в России / под общ. ред. Бадя Л.В./. — М., 1994/
  26. Л.В. Сибирский золотопромышленник и меценат Яков Фризер. // Вопросы истории.- 2003. — № 3. — С. 142−145.
  27. Книга о московских меценатах. // Отечественная история. — 2000. — № 6. С. 14−17.
  28. А. Бедность не порок: благотворительность, общество и государство в Российской империи. // Вопросы истории. 1998. — № 2.- С. 7−9.
  29. Музей и общество на пороге XXI века: материалы научной московской конференции, посвященной 85-летию Волгоградского областного краеведческого музея. — Волгоград: Перемена, 2000.
  30. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворителности в России. — М.: Просвещение. 1993.
  31. В.И. В поисках щедрой руки // ОНС. 2000. — № 6. — С. 163−175.
  32. К.И. Художественный музей Метрополитен.-М.: Просвещение, 1982.
  33. Т.Е. Благотворительность: в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт. Автореф. Диссдоктора историч. Наук. М., 1998.
  34. А., Рутковская С. Душой и сердцем театрал…// Театральная жизнь. 1990. — № 3. С.21−24.
  35. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в. — М.:РОССПЭМ.1997.
  36. В. Л. Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX- нач. XX в). М.: Наука, 1998.
  37. А. Л. Меценатство в России как социальное явление // Социологическиеисследования.1999. № 7. С. 11.
  38. Л. Российская благотворительность: воспоминания о прошлом и наказ на будущее? // Социальная работа. — 1991. — № 1. С. 17.
  39. Г. Г. Благотворительность как социальное явление // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. — М., 1994.
  40. Современное меценатство: надежды и реальность.// Знамя. 1999.- № 7.-С. 167−168.
  41. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь./Под общ.ред. проф. В. И. Жукова. М., Т. 1, 1997. — С. 103.
  42. Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях.// Социс. — 2002. — № 2. С.7−11.
  43. В., Медведев Б. Театральный музей имени А.А. Бахрушина. — М.: Московский рабочий, 1955.
  44. М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. — М., 1992
  45. М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. — М., 1996.
  46. В.П. История предпринимательства и меценатства в России:Учебное пособие. М.: ПРИОР. 1998.
  47. П.И. Воспоминания. Из истории меценатства в России. — М.: Наука, 1997.
  48. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. IV. — СПб., 1891. — С. 55.
  49. Г. Меценаты снова в моде.// «Вечерний Волгоград», 16 марта 2004 г.
Заполнить форму текущей работой