Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Золотой век древнерусской культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время почти все шедевры древнерусской литературы имели одну особенность: в них не указывалось авторства. Впрочем, эта черта была характерна для всей европейской литературы XI—XII вв. Однако для русской литературы «многоголосье хора», внеличностное начало будет оставаться определяющей чертой почти до конца XIV в. Создавая образ Руси как части христианского мира, авторы видели его как… Читать ещё >

Золотой век древнерусской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В культуре любого народа есть периоды, отмеченные высоким накалом культурного творчества и исключительным богатством результатов. Такие моменты взлета национального духа часто называют «золотым веком». Это понятие можно отнести и к русской культуре XI — начала XIII вв.

В XI в. завершается процесс формирования древнерусской народности, формируется цельный образ древнерусской культуры. Теперь она способна не только вступать в диалог с другими культурами и воспринимать иные культурные влияния, но и создавать собственные великие шедевры.

Новые характеристики культуры. Золотой век древнерусской культуры отмечен целостностью содержания и единством стиля. Единой темой литературы, архитектуры, живописи становится духовность русского человека и русской земли. Эта тема демонстрирует основополагающие христианские ценности, становившиеся устойчивой частью русской души: любовь к ближнему и аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя веры, созерцательность, соборность и смирение. Среди этих ценностей одно из главных мест занимает постижение Бога как абсолютной мудрости (Божественная Софийность) и абсолютной красоты. В результате культура домонгольской Руси имеет ярко выраженное художественно-эстетическое начало, тесную взаимосвязь символа, слова и изображения.

Важнейшим событием после крещения Руси становится появление письменности. Приняв ее от болгар, Русь развивает интенсивную культурную деятельность.

Развитие письменности с помощью славянской азбуки, созданной монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием, способствовало становлению русской образованности. Первые школы появляются сразу же после принятия христианства. Сам князь Владимир, крестивший Русь, приказывает отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». А его сын, Ярослав Мудрый, создает в Новгороде школу для детей старост и духовных лиц. Обучение в школе ведется на славянском языке. Детей учат чтению, письму, основам христианского вероучения, счёту.

Существовали школы и для распространения грамотности, и для подготовки людей к государственной и церковной деятельности. Одна из известных школ этого времени существовала при Киево-Печерском монастыре. В ней изучали богословие, философию, риторику, грамматику. В качестве «учебной литературы» использовались исторические сочинения, выдержки из произведений античных авторов (особенно ценились византийские источники).

Влияние византийской литературы становится источником древнеславянской книжной мудрости. Творения византийских богословов создают основу для развития оригинальной философской литературы Древней Руси. Сюжеты византийских и болгарских легенд и житий используют как образцы для всех жанров литературного творчества.

Литература

домонгольской Руси. Древнерусская литература вырабатывает собственные жанры, создает собственные литературные шедевры уже в XI—XII вв.

Литература

домонгольской Руси довольно быстро обретает свой неповторимый голос. Голос былин и хороводов, песен, поговорок и сказок — всего того, что было создано устным народным творчеством. И в то же время это был период становления высокой литературы, пришедшей на Русь из Византии и Болгарии.

Развивающееся национальное самосознание требовало исторического самоопределения русского народа в рамках христианского мира. И в литературе Древней Руси рождается жанр, которого не знала византийская культура, — летописание. (Речь идет о возникновении летописи именно как литературного жанра, а не исторической хроники). Одним из самых известных произведений летописного жанра была знаменитая «Повесть временных лет», которая имела для Руси такое же поворотное значение, как «Илиада» Гомера для греков и «Энеида» Вергилия для римлян. Это литературное произведение определяло Русь как часть христианского мира. Недаром одним из первых сюжетов «Повести временных лет» стал сюжет об Андрее Первозванном, который, как поясняет летопись, принес на Русь христианство задолго до официального крещения. При этом повесть излагает предсказание святого Андрея о будущем величии русской земли. В речи, обращенной к ученикам, он провозглашает: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

Ярким свидетельством развивающегося национального самосознания стало «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона. Богословско-политическая речь была также новой по жанру литературой Древней Руси. Иларион написал свое «Слово» как похвалу киевскому князю и русской земле, «которая ведома и слышима во всех четырех концах вселенной». Князь Владимир для автора — просветитель, утвердитель веры. Благодаря Владимиру русская земля, еще недавно покрытая «мраком языческим*у осветилась «солнцем евангельским». Автор «Слова о законе и благодати», прославляя крещение Руси, не забывает подчеркнуть значительность и славу русского народа, который не хуже народа Римской страны (Византии).

В XI в. на Руси появляется житийная литература. Жития первых русских святых: Бориса и Глеба, Владимира Святого, Ольги — отличаются от традиционных византийских. Внимание в них сосредоточено на нравственной оценке поступков святых. Особенно это относится к «Житию князей Бориса и Глеба».

Первые мемуары — «Поучение» Владимира Мономаха (1033−1125) вообще не имеют «точных жанровых аналогий в мировой литературе» (Д.С. Лихачев).

На почве уже достаточно оформившейся литературной тра-' диции в XII в. появляется знаменитое «Слово о полку Игореве» — гимн Русской земле и русскому человеку. В этом многозвучном и многоплановом произведении автор наблюдает русскую землю с такой высоты, с какой он может охватить все ее пространство. В то же время он видит и слышит жизнь славянской земли во всех деталях. «Это одновременно и политическое произведение, и мудрый политический трактат, и интересное историческое исследование» (Б.А. Рыбаков).

Если «Повесть временных лет» — энциклопедия русской жизни, то «Слово о полку Игореве» — свидетельство высокой культуры человека Древней Руси. Здесь соединяются письменная литературная (византийская) традиция и устное народное творчество, выработанное языческой культурой древних славян. Результатом этого творческого процесса становится «одно из самых человечных произведений мировой литературы*.

На примере «Слова о полку Игореве» можно судить о ценностных ориентациях русской культуры XII в. как культуры христианского мира. «Образродины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противостоит пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее яру гам (оврагам), холмам, болотам и грязевым местам* (Д.С. Лихачев).

В действие «Слова» втянуты огромные пространства всей русской, и не только русской, земли. Мышление монументальными категориями не мешает автору рассмотреть душевные переживания своих героев. Нежность Ярославны и суровость воинов одинаково значительны и ценны, как и все, что их окружает: зеленая трава, черная земля^ политая кровью русских воинов. Каждый из многочисленных героев наделен собственными чертами. Автор создает запоминающиеся образы людей и красоту русской природы, живой и выразительный образ Русской земли. Он «слышит» голоса людей, звон колоколов, звуки труб. «Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 г., оказался одной из са~ мых больших и радостных побед русского слова «(Д .С. Лихачев).

Выразительность литературного языка «Слова о полку Игореве» — свидетельство взаимопроникновения и взаимодействия слова и изображения. Эта яркая, самобытная черта культуры домонгольской Руси развивается на основе постижения Бога не только как абсолютной истины, но и как абсолютной красоты. Примечательно, что в «Повести временных лет» есть рассказ о посещении послами князя Владимира православной службы в Царьграде (Константинополе): «Я пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе ли или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Мы не можем забыть той красоты, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве*. Красота выступает в качестве аргумента истинности веры! (Послы выбирали, по какой вере жить славянам).

В то же время почти все шедевры древнерусской литературы имели одну особенность: в них не указывалось авторства. Впрочем, эта черта была характерна для всей европейской литературы XI—XII вв. Однако для русской литературы «многоголосье хора», внеличностное начало будет оставаться определяющей чертой почти до конца XIV в. Создавая образ Руси как части христианского мира, авторы видели его как прекрасно организованную вечность. Она поражает «монументальностью и величием целого» (Д.С. Лихачев). Но в литературе этого времени мы еще не находим восприятия истории как движения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой